Тема: «Сочинение рассуждение»




Скачать 128,05 Kb.
НазваниеТема: «Сочинение рассуждение»
Дата публикации02.10.2013
Размер128,05 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
Урок русского языка

в рамках районного семинара руководителей ОУ и заместителей директора по УВР.
Тема: «Сочинение – рассуждение».

Дата: 14 января 2011 года

Учитель: Маслова Татьяна Петровна

Класс: 11

Цели и задачи:

  • создать проблемное поле для самостоятельных поисков и размышлений, выработки собственной гражданской позиции

  • учить видеть и оценивать ситуацию с разных позиций

  • развивать поисковое мышление, формировать умение создавать текст дискуссионного характера в публицистическом стиле

  • воспитывать качества, характеризующие поведение толерантной личности

  • совершенствовать навыки лингвистического анализа

  • развивать ассоциативно-образное мышление

  • проанализировать сущность понятия «сострадание»


Методическое сопровождение урока:

  • использование мультимедиа

  • репродукции картин Рембрандта Харменс ван Рейна «Возвращение блудного сына», Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына»

  • музыкальное сопровождение – Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Матфею» (либретто)

  • текст публициста Сергея Львова

  • тетради для подготовки к ЕГЭ

  • словарные статьи

  • текст «Притчи о блудном сыне»


Тип урока: беседа с элементами анализа (аналитическое прочтение текста).

Эпиграфы урока:

Не только для себя рождаемся мы на
свет, но наиболее для служения общему
благу.
Ф. Скорина.
Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.
Л.Н.Толстой
Страданием душа поэта зреет, страдание — святая благодать.

В.А. Жуковский

^ Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Постановка цели урока.

Учитель: А) -Как живешь? – спросили у него.

- Живу. Ничего, - ответил он.

- Что же ты делаешь? – спросили у него.

- Я? Так, ничего.

- Посмотри на себя в зеркало, что за вид? – сказали ему.

- А что за вид? Ничего! - ответил он.

- Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.

Он заглянул, а там – ничего. ( В.А.Синицын)

Б) ^ Выразите основную мысль словами. Какое слово является ключевым? Почему? Какая реплика текста, по-вашему, заключает в себе основной смысл? Можно ли человека «ничего» назвать бездушным, бесчувственным? Подберите синоним слова чувственный. (сострадательный, чувствующий, сочувствующий, сопереживающий, милосердный).

Постановка цели:

В) Самым главным вопросом для каждого мыслящего человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Но решается он по-разному в зависимости от насущных потребностей, образования, духовного уровня, религиозных убеждений людей. Понимание смысла жизни во многом определяет всю жизнь человека: его взаимоотношения с людьми, карьеру, поступки, род деятельности, материальное и социальное благополучие, нравственное и даже физическое здоровье. Состояние счастья или несчастья также во многом зависит от того, в чем человек видит свое назначение и как себя реализует.
3. Видеоряд. Репродукции картин Ильи Глазунова и Рембрандта. Музыка И.С.Баха «Страсти по Матфею». Вслушайтесь в аккорды Иоганна Себастьяна Баха. О чем эта картины?

Г) Картина «Возвращение блудного сына» написана в ^ 1669 г. голландским художником Рембрандтом Харменс ван Рейном, в 1972 году русский художник Илья Глазунов создает полотно с тем же названием. "Возвращение блудного сына" - (наиболее полное выражение представлений о вечных человеческих ценностях.)


"А о том надо радоваться, что этот сын был мертв и ожил; пропадал и нашелся".


Учитель: Даже скорбь имеет свое очарование, и счастлив тот, кто сможет плакать на груди друга, у которого эти слезы вызовут сочувствие и сострадание. Плиний Младший.

4. Беседа по восприятию.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Почему?

Опишите состояние отца: (Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.)

Учитель: Старик - отец встречает раскаявшегося и павшего на колени сына, прижимая его к своей груди. Склонив над нечастным свое лицо, озаренное светом, старик замер, излучая доброту и тепло всепрощающей любви. Торжествующим аккордом звучат пламенный красный и отливающий золотом охристый цвет в плаще старика и рубище юноши. Слитые воедино, отец и сын пребывают в животворной среде золотисто - коричневой рембрандтовской светотени. В полумраке замерли свидетели сцены. Светотень становится эквивалентом духовной энергии человека, его любви и сострадания. Что мы видим на полотне Ильи Глазунова?
Учитель: К кому обращена евангельская притча? Евангельская притча в понимании и претворении Рембрандта и Глазунова вечна, она обращена к сердцу каждого.


Учитель: сострадательный, чувствующий, сочувствующий, сопереживающий, милосердный – синонимы, которые вы подобрали к слову бесчувственный, равнодушный.

Обратимся к словарным статьям.

Учитель: Сострадание - это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить, или хотя бы желание помочь. Вот что писал о сострадании Д.С.Лихачев: "Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития"[41, с.29].

Концепт – мотив сострадания.

5. Учитель: Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? (ответы детей:

Наверное, потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим.)

Актуальность проблемы.

Учитель: Смертельно раненый Андрей Болконский приходит к осознанию своей любви к людям. Душа героини рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» распахнута миру. Матрена умеет понять и принять другого человека, умеет проникнуться его горестями и радостями.

^ В каких произведениях классической литературы идет речь о любви к людям. (Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

(Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную.
Сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. И в отчаянии герой решается "преступить" нравственный закон
- убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Милосердие и сострадание - вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечки находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу.. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого "пострадать", искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного "ненасытимого" сострадания.
В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям.
Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. На милосердии и сострадании в романе строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

^ Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» о милосердии и сострадании?
Воланд, наблюдая страдания Маргариты, после того, как она отдала своё желание Фриде, дал ей ещё один шанс. Он не просто дьявол; в нём есть человеческие качества. По толковому словарю милосердие – это готовность оказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой чертой наделён не только Воланд, но и Маргарита. Это доказывает и эпизод с Фридой, когда Маргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела ребёнка.
^ Роман полностью пронизан идеей милосердия. Эти вопросы вечные. И они будут волновать души людей ещё не одну тысячу лет.

7. Работа с текстом С.Львова. Прочитайте текст Сергея Львовича Львова.

Формулировка проблем текста:

^ Какой теме посвящен текст? Укажите, какие основные вопросы затрагивает автор в тексте? Напишите вступление.

Комментарий к проблеме текста:

Эпиграфы. Не только для себя рождаемся мы на
свет, но наиболее для служения общему
благу.
Ф. Скорина.
Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.
Л.Н.Толстой
Страданием душа поэта зреет, страдание — святая благодать.

В.А. Жуковский

^ Выявление позиции ученика: Является ли актуальной, на ваш взгляд, проблема, затронутая в тексте? Выскажите свое мнение. Аргументируйте его. Согласны ли вы с его позицией? Разделяете ли вы точку зрения автора о том, что сострадание врачует душу человека? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее?

Выделяем проблемы текста:

  1. проблема воспитания сострадания (можно ли воспитать чувство сострадания?)

  2. сочувствие – это хорошо или плохо? (кому живется проще: человеку, умеющему сопереживать, или тому, кто «наделен бронёй»);

  3. Каким должно быть сочувствие (сочувствие должно быть действенным?)

Авторская позиция заявлена как основная идея в виде конкретного высказывания: «Сострадание –активный помощник».

  1. талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя;

  2. человек, который никогда никому не сострадал, оказывается незащищенным перед собственными бедами и может остаться в одиночестве, хотя ему и живется проще;

  3. не надо ждать зова, чтобы прийти человеку на помощь.

Итог урока:

Послушайте стихотворение известной поэтессы Вероники Тушновой. Что способно разбудить каменно-глухую душу, ранить ее? Верите ли вы в воскрешающую силу любви?

Любовь к людям очищает и просветляет душу.

Людские души – души разные,

Не перечислить их, не счесть.

Есть злые, добрые и праздные,

И грозовые души есть.

Иная в силе не нуждается,

Её дыханием коснись –

И в ней чистейший звук рождается,

Распространяя вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,

Другая каменно-глуха

Для света звезд,

Для пенья птичьего,

Для музыки

И для стиха.

Она почти недосягаема,

Пока не вторгнутся в нее

Любви тревога и отчаянье,

Сердечной боли острие.

Смятенная и беззащитная,

Она очнется,

И тогда

Сама по-птичьи закричит она

И засияет, как звезда.



В.Тушнова

^

Материалы к уроку

Содержание притчи о блудном сыне


У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Даже скорбь имеет свое очарование, и счастлив тот, кто сможет плакать на груди друга, у которого эти слезы вызовут сочувствие и сострадание. Плиний Младший.

(1)Сострадание – активный помощник

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни. Ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14)….кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопер6живал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, чёрствость, равнодушие. Бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.

(33) если ее настроить на волну высокой человечности.

(С.Львов)
^ Сергей Львович Львов – русский советский прозаик, критик, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе.

Сострадание свойственно лишь человеческой натуре. Что же это такое ?

 Сострадание - основа всей морали.  Артур Шопенгауэр.

 Сострадание - есть горе о чужом несчастье, зависть - есть горе о чужом счастье. Платон.

 Сострадание - это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Жан Жак Руссо.

 Сострадание-это не чувство; скорее это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.  Алигьери Данте.

"Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души». 

Сострадание - хорошо. Но есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное. Другое - истинное, которое требует действий. Стефан Цвейг.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Лев Николаевич Толстой.

Это - умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему.

В основе  сострадания  лежит воля к сохранению рода. В свою очередь,  сострадание  лежит в основе справедливости и человеколюбия, из которых вытекают все человеческие добродетели. Шопенгауэр

Это - умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему.

В основе  сострадания  лежит воля к сохранению рода. В свою очередь,  сострадание  лежит в основе справедливости и человеколюбия, из которых вытекают все человеческие добродетели. Шопенгауэр
Сострадание свойственно лишь человеческой натуре. Что же это такое ?

 Сострадание - основа всей морали.  Артур Шопенгауэр.

 Сострадание - есть горе о чужом несчастье, зависть - есть горе о чужом счастье. Платон.

 Сострадание - это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. Жан Жак Руссо.

 Сострадание-это не чувство; скорее это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.  Алигьери Данте.

"Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души». 

Сострадание - хорошо. Но есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное. Другое - истинное, которое требует действий. Стефан Цвейг.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Лев Николаевич Толстой.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Репродукции картин Рембрандта Харменс ван Рейна «Возвращение блудного сына», Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына»

Похожие:

Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной...
Сочинение, которое пишется в рамках егэ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на...
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Тема: «Сочинение рассуждение» iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение С2 гиа по русскому языку текст по Ю. Домбровскому
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык…обладает всеми средствами...
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?»
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?» привести 2 аргумента
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСочинение по картине" сочинение "
Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""
Тема: «Сочинение рассуждение» iconСправка по антикоррупционной деятельности в мкоу сосновская сош за январь 2013 года
Учащиеся 9-11 классов в количестве 7 человек написали сочинение-рассуждение «Имею право на жизнь без коррупции». Оно дало возможность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница