Скачать 98,82 Kb.
|
Разработка урока «Виды теста. Мучные изделия из пресного теста» Класс: 7 Обоснование актуальности: Данный урок по своей структуре является уроком изучения нового материала. Тема урока соответствуют программным требованиям, содержанию учебного материала, уровню подготовленности учащихся 7 класса. Тип урока: комбинированный. Актуализация данного урока - учащиеся овладевают элементарной грамотностью в области «Технология»:
Материал урока поможет формированию функциональной грамотности:
Цели и задачи урока: образовательная - ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий; воспитательная – воспитывать бережное отношение к хлебу; внимательность во время занятия, доброжелательное отношение при работе в команде; развивающая – развивать логическое мышление и творческие способности при создании схем. ^ учащиеся должны овладеть технологической компетентностью – готовностью к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма деятельности; коммуникативной – получать в диалоге необходимую информацию. Учащиеся должны знать виды теста и разрыхлители, ознакомиться с составом пресного теста и способами его приготовления; с инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий. ^ Тема раздела: «Кулинария» Оснащение урока: Наглядные пособия и ТСО: коллекция муки, дрожжи сухие и свежие, иллюстрации хлебобулочных, мучных кулинарных и кондитерских изделий, плакаты и таблицы с изображением форм для выпечки и готовых изделий; компьютерная презентация по теме; инструкционные карты. ^ : сито, ложка, разделочная доска, скалка, кулинарный нож, противень, формочки для выпечки. Оборудование: для лабораторной работы пробирки с солью, пищевой содой, крахмалом, сахарной пудрой, мукой пшеничной; столовый уксус, вода, раствор йода. ^ беседа с закреплением материала на тему: «Виды теста. Мучные изделия из пресного теста»; лабораторно-практическая работа «Определение доброкачественности муки и продуктов химическим путем»; самостоятельная работа учащихся на ПК по созданию схемы приготовления песочного и заварного теста под контролем учителя. Ожидаемая результативность: овладение учащимися монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое обращение; предполагается уверенное использование ПК при создании баз данных; умение определять доброкачественность муки и продуктов химическим путем и записывать результаты. ^ : математика – построение геометрических фигур для создания схемы; русский язык – написание терминологии и названий продуктов; химия – лабораторно-практическая работа; названия разрыхлителей – пищевая сода NaHCOз,; физика – процесс замеса, взбивания, раскатывания теста; литература – выдержки из стихотворений А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Евгений Онегин». ^
Контроль посещаемости. Готовность к занятию.
«Хлеб – всему голова» - так говорит русская пословица. Ни один стол не обходится без хлеба, а сколько людей трудилось, чтобы этот хлеб попал на стол! Долгий путь проходит сдобная булка и душистый хлеб до стола человека. Хлеб и хлебобулочные изделия изготавливают в пекарнях, на хлебозаводах. Выпекает их пекарь. Он контролирует процессы выпечки, температурный и паровой режим пекарных камер, определяет готовность изделий. Хлебобулочные изделия отличаются от кондитерских тем, что одни сладкие, а другие нет и количество содержания муки и других компонентов у них разное. Если в изделии больше муки по объему, чем всех иных компонентов, то изделие хлебное; если мука составляет меньше половины других компонентов (масла, яиц, сахара), то изделие кондитерское. На бисквитных фабриках технологический процесс изготовления бисквитов, высших сортов печенья, пряников на поточно-механизированных линиях ведет бисквитчик. Он замешивает, разделывает тесто, контролирует процесс сбивания кремов, изготовление начинок, формирует и выпекает изделия. Хлеб на столе – частичка солнца, знак устойчивости мира, достатка и благополучия. Издавна сложилось благоговейное отношение людей к хлебу. Надо стремиться к тому, чтобы не пропал ни один кусочек хлеба.
Изделия из теста – важнейший продукт питания человека. Хлеб и хлебобулочные изделия содержат минеральные вещества – это белки, жиры, углеводы; витамины, аминокислоты. Например: в пшеничном хлебе есть витамины В1 и РР. В нашей стране вырабатывается свыше 35 млн. тонн хлебных изделий в год, около 600 различных видов хлеба, булочных, бараночных, диетических и др. изделий. Показателями питательной ценности этих изделий является высокая калорийность и хорошая усвояемость организмом. (демонстрация булочных изделий на экране) Калорийность их колеблется в пределах 200-400 ккал на 100 г. продукта, усвояемость – 90%. Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале организовывают рабочее место. Вам уже известны санитарно-гигиенические правила еще с 6 класса. - Тщательно мыть руки с мылом. - Волосы убрать под косынку, одеть спец. одежду. - Рабочее место и инвентарь должны быть чистыми. - К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках. Посуда, инструменты и приспособления для работы с тестом достаточно разнообразны. Чем вы и ваши мамы, бабушки пользуетесь для замешивания теста: сито, мерный стакан, кастрюли, миски, миксер, взбивалки. ^ : доска, скалка, формочки для печенья, дисковый нож. Для выпечки теста: противень, формочки, жарочный шкаф, электровафельница и т.д. ^ для приготовления мучных изделий: Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы. Качество муки определяют по цвету, запаху и вкусу. В зависимости от вида теста используют различные жидкости – вода, молоко, кефир и др. Наличие в тесте молока повышает питательную ценность изделия, простокваша и кефир разрыхляют тесто. ^ могут быть прессованные, сухие и жидкие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхлителей. Соль поваренная пищевая влияет на процессы, происходящие в тесте при брожении, используется как вкусовое вещество. ^ Дополнительные продукты: жиры, сахар, яйца. (записывают в тетрадях) Лабораторная работа: 3-5 минут. Учащиеся ставят в штатив пробирки с продуктами в следующем порядке: соль, сода, крахмал, сахар, мука. Проверяют, растворяются ли продукты в воде комнатной температуры. ^ а) в пробирку с раствором соды добавить столовый уксус – жидкость пенится и шипит (выделяется углекислый газ); б) в крахмал добавить 1-2 капли йода, содержимое посинеет; в) соль и сахар проверить на вкус. Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Мука с водой дает клейкую массу (клейковину), которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Чтобы улучшить качество теста, применяют разрыхлители. Способы разрыхления могут быть различные (запись в тетрадях) Биохимические, основанные на жизнедеятельности дрожжей; Химические – пищевая сода NaHCOз. Механические – с помощью взбивания (при изготовлении бисквита), раскатка (при изготовлении слоеного теста). Наиболее характерны для русской кухни изделия из дрожжевого теста. В рукописях 16 века впервые упоминается о слоеном тесте. Простое пресное тесто было известно много раньше, чем дрожжевое. О различных видах мучных изделий упоминается и в литературе, например, в стихотворении А.С.Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»: «…За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины, Заедает она пряником печатным.» Или произведение «Евгений Онегин»: «…Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины» В зависимости от вида изготавливаемого изделия тесто по способу приготовления может быть дрожжевое и пресное. Пресное тесто по способу замеса может быть слоеным, песочным, заварным, бисквитным. Консистенция теста зависит от вида изделия. Так для блинов, блинчиков, вафель, бисквита замешивают жидкое тесто; булочки, пироги, рулеты выпекают из более густого теста, для пельменей и лапши готовят крутое. (учащиеся записывают в тетрадях) Пресным называют тесто, приготовленное без дрожжей. Разрыхлителем служит сода. Из пресного теста приготавливают печенье, пирожные, торты, блинчики, пряники. ^ Готовят без разрыхлителей. В его состав входят мука, сахар, яйца. Существует два способа приготовления: холодный и теплый. В первом случае белки и желтки отделяют друг от друга и взбивают с сахаром, после соединяют с мукой. Во втором случае – яйца смешивают с сахаром, подогревают, взбивают и, охладив, быстро вводят муку. Существует маленькая хитрость – бисквитное тесто нельзя встряхивать, иначе оно осядет и изделие не получится пышным. (на доске выкладывают таблички с названием продукта и операции) ^ ![]() Т ![]() Яйца Сахар Мука ![]() ![]() ![]() Смешать ![]() Подогреть и взбить ![]() Охладить Смешать ![]() 4.Самостоятельная работа учащихся - дается задание учащимся выполнить схемы приготовления изделия по предложенным текстам на ПК – 10 мин. (перед работой учащиеся повторяют правила безопасности труда за ПК – 2 мин.) Песочное тесто Требует большого количество масла и сахара. Основной разрыхлитель – масло. Муку высыпают горкой, сверху насыпают сахар, разрыхлитель. В муке делают углубление, кладут туда взбитые яйца, кусочки размягченного масла и быстро замешивают. Если процесс замеса затянется, то может образовать клейковина, Тогда тесто ставят на некоторое время в холодильник. Тесто раскатывают в пласт и нарезают формочками. Противень смазывать не обязательно. ^ Готовят в два приема: сначала заваривают муку в соотношении 1:1. В кипящую жидкость всыпают муку и, перемешивая, проваривают 3-5 минут. Затем охлаждают, взбивают, вводят яйца. Выкладывают на противень с помощью ложки или кондитерского мешочка. ^ 6. Вопросы для закрепления материала – 3-4 мин.: - Какое тесто называют пресным? - Назовите виды пресного теста. - Назовите способы получения бисквитного теста. - Какие разрыхлители применяют при изготовлении мучных изделий? - В чем особенность получения заварного теста? ^ Лабораторная работа «Определение продукта»
Литература для учителя: Примерные программы по образовательной области «Технология»/ Школа и производство. 1998. №1 Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко. Издательский центр «Вентана-Граф», 1999. Мучные изделия. 1993.Ермакова Е.И. Кухни народов мира. Ч.1: Практич.пособие. – 2-е изд. – М.: 1993. Новоженов Ю.М. |
![]() | Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный... Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала) | ![]() | Урока : Физика повсюду (Атмосфера ) Тип урока: систематизация пройденного материала, урок изучения нового материала и первичного закрепления |
![]() | Тема. Анализаторы. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие... Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),... | ![]() | Урока обществознания по теме «Экономическое содержание собственности» Данный урок можно отнести к типу комбинированного,т к в нём есть элементы урока предъявлений и изучения нового учебного материала,... |
![]() | Учебного материала по «Физике» для 7 класса Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе | ![]() | Сценарий урока по теме «Звук в природе» Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний |
![]() | Урока; урок изучения нового материала Цели урока Разработчик Л. Н. Мартыненко моу сош №10 муниципального образования город Горячий Ключ | ![]() | Урок изучения нового. Комбинированный. Структура урока Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала изученной темы, сообщает цель и задачи урока |
![]() | Урок изучения нового материала. Форма урока Цель урока: 1 Помочь учащимся раскрыть сущность мирового транспорта – третьей ведущей отрасли материального производства | ![]() | Урок изучения нового материала. По содержанию элементов исследовательской деятельности По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень) |