Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»




Скачать 32,54 Kb.
НазваниеМотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Дата публикации25.09.2013
Размер32,54 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, и в первую очередь крестьянства. Это было бы невозможно показать без использования фольклорного материала: старинных обычаев, суеверий, песен, пословиц, поговорок, прибауток, примет, обрядов и т. д. Поэма Некрасова во многом создавалась на основе этого живого фольклорного материала. В ней можно выделить несколько пластов заимствований: сказочный фольклор, песенный фольклор, а также приметы, былины, прибаутки.

Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти «счастье мужицкое». Автор, так же как и автор народных сказок, не дает нам точной информации о том, когда происходят события:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай...

С первых же строк Некрасов употребляет устойчивые эпитеты и обороты, характерные для русских народных сказок: солнце красное, путь-дороженька, красна девица. Зверей и птиц автор также наделяет свойствами и чертами сказочных зверей и птиц: заяц робкий, лисица хитрая, ворон - птица умная и т. п. Напрямую взятой из сказки оказывается скатерть-самобранка, подаренная мужикам говорящей пташкой-пеночкой.

Некрасов употребляет много вставок-песен, по форме соответствующих фольклорным трудовым песням:

Хорошо, светло

В мире божием!

Хорошо, легко,

Ясно на сердце.

Мы идем, идем -

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поет-звенит

Жавороночек!

Есть в структуре поэмы явный песенный элемент, это рефрен:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Рефрен еще раз подчеркивает главную тему всего произведения: поиски счастливого на Руси.

Из страшных былин, рассказывающих о встрече с разнообразной нечистью, Некрасов взял лешего, в которого верят мужики:

Ну леший, шутку славную

Над нами подшутил!

Никак ведь мы без малого

Верст тридцать отошли!...

В быту крестьян по-прежнему большое значение имеют приметы. Односельчане Матрены Тимофеевны (глава «Крестьянка») причину неурожая видят в том, что она:

Рубаху чистую

Надела в рождество.

Но и сама героиня верит в приметы и по одной из них «в рот яблока до Спаса не берет», чтобы не получилось так, что Бог в наказание не даст на том свете ее умершему младенцу Демушке «яблочком поиграть».

Многие пословицы и загадки прекрасно гармонируют с основным сюжетом поэмы и вставляются в поэму почти без изменений: «хвали траву в стогу, а барина - в гробу», «летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда ревет», «не лает, не кусается, а не пускает в дом», «рассыпался горох на семьдесят дорог» и т. д. Речь многих персонажей поэмы пестрит народной мудростью: она ярка, афористична; многие выражения напоминают пословицы. Например: «И рад бы в рай, да дверь-то где?». Способность «вставить слово меткое» в речь свидетельствует о творческой одаренности русского крестьянина. Савелий Корчагин, Матрена Тимофеевна, Влас Ильич, семеро мужиков изображаются в эпопее не только как знатоки фольклора, но и как участники создания новых вариантов традиционных текстов.

В главе «Пир на весь мир» Некрасов также показывает творческую активность русского народа. В этой главе изображена последняя массовая сцена поэмы. Народ в этой сцене проявляет наибольшую активность - справляет поминки со Последышу. Духовная, творческая активность вахлаков находит свое выражение в отношении к фольклору, в обновлении известных фольклорных произведений, в создании новых. Вахлаки сообща поют народные песни: «Барщинную», «Голодную», слушают рассказ «Про холопа примерного - Якова верного», легенду «О двух великих грешниках», песню солдата Овсянникова. Фольклор здесь используется как выражение развивающегося народного самосознания. И эта творческая активность, духовная мощь свидетельствуют о том, что «еще пределы русскому народу не поставлены».

Похожие:

Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconПроблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
...
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconТест по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconТемы сочинений по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconТест по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» icon«В рабстве спасенное сердце свободное » поэма «Кому на Руси жить хорошо»
...
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconФольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
России, бытом и нравами различных слоев общества, и в первую очередь крестьянства. Это было бы невозможно показать без использования...
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconН. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как поэму-эпопею?
...
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconТест по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Для своей поэмы Н. А. Некрасов выбрал сюжет путешествия. Как вы думаете, для чего он это сделал?
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» iconРуси жить хорошо : как ответил на этот вопрос Некрасов?
Этот вопрос Некрасов? Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова....
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо» icon«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Мофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница