Скачать 421,45 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развития творческих способностей, самореализации личности ребенка. Среди инструментов этого процесса может и должен быть по нашему мнению, классный театр — одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни детьми. Учителя на практике убеждаются в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства, что создает естественные предпосылки для занятий с детьми с актерским мастерством. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение любого героя. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчеркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учет этого фактора позволяет педагогам, в частности, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене, Мы полагаем, что именно в этом сензитивном периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в мире ролевых игр; должен не только открыть для себя театр, но и стать активным, благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова. может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы. Необходимо остановиться еще на одном важнейшем аспекте психологических особенностей младшего школьного возраста. Основным видом развивающей деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ребенок живет в мире ролевых игр. Это состояние его не перестает существовать и в школьный период. И задача школы состоит в создании богатой и разнообразной среды, способствующей познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, что должно предполагать использование и этой особенности ребенка. Особенно это актуально для начальной школы, в связи с чем необходима активная модель организации: жизнедеятельности ребенка. Дети должны получать в этот период возможность разнообразной реализации и всестороннюю поддержку. Классная комната — это особое многофункциональное помещение: и библиотека, и мастерская, и лаборатория, и театр. Именно, классный театр формирует базовые жизненные компетенции — сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность, мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни — подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество. Главной характеристикой младшего школьного возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, когда переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей в этот период особенно важно направлять на добрые дела, развивающие в них сострадание, терпение, сопереживание... Цель программы — создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития. Задачи программы: - развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности; - формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика; - выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей; - развитие устойчивого интереса к таким видам искусства как театр, музыка, хореография; - формирование базовых психологических качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. Принципы и подходы: концентрический принцип; художественно-эстетический; гуманитаризации образования; коммуникативно-деятельностный подход; личностно ориентированный подход. Отличительные особенности программы: комплексный характер; взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом; практическая направленность; социальное партнерство с родителями. Программа театральной студии «Маленькая страна» рассчитана на четыре года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Это значит, что важнейшим в детском творческом театре является не столько конечный результат, сколько процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. ^ Продолжительность реализации программы — четыре года обучения детей в начальных классах. 1 этап (1 класс)—мотивационно-ориентировочный. Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально-игровой деятельности. II этап (2—3 классы) — операционально-исполнительный. 2 класс Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства. 3 класс Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации. III этап (4 класс)—рефлексивно-оценочный. Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников. Принимаются дети первого класса на основе родительских заявлений. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка — способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра — шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих у детей и взрослого совместных активных поисков. ^ Оптимальное количество учащихся на занятиях не более 12— 13 человек (две подгруппы), что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей. Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 (1 класс) — 45 минут (2—4 классы). ^ 36 часов в год. Ожидаемые результаты: -повышение уровня общей культуры учащихся; - приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика; - развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография; - формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме. ^ Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показа: спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство. Кроме того, психолог школы проводит тестирование учащихся — мониторинг в течение четырех лет. Подведение итогов реализации программы осуществляет:- путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации маски, костюмы), мини-фестивалей внутри школы между театральными группами, а также премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся. ^ образовательно-воспитательного процесса В процессе обучения, развития и воспитания детей педагог совместно с психологической службой проводит мониторинг психологического развития участников студии: - исследование уровня тревожности учащихся; -школьной мотивации; - уровня развития образной креативности; -коммуникативных способностей; - диагностику личностного роста учащихся; - изучение социальной и творческой активности учащихся в процессе реализации программы; -изучение социализированности детей. Родители детей являются активными участниками творческого процесса театральной студии. Взаимодействие с родителями осуществляется в различных формах: - индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций, кукол); - повышение образовательного уровня педагога и родителей учащихся (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы т. д.); -мастер-классы для родителей; -дни открытых дверей; - выступление детей перед родителями на родительских собраниях; - приглашение родителей на премьерные показы спектаклей; -подготовка и распространение афиш и рекламных буклетов спектаклей. ^ «Маленькая страна» 1—4 классы
^
2-й класс
^
^
^
|
![]() | Пояснительная записка в настоящее время происходит резкое снижение... Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства | ![]() | Пояснительная записка 6-й класс 7-й класс Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую... |
![]() | Пояснительная записка. Физическая культура является одной из граней... Программа является адаптированной учителем физической культуры Комиссаровой О. В | ![]() | Ю. А. Гусев сакральная коммуникация Спасение человечества лежит в одной единственной плоскости в повышении энергетики общей духовности. Сегодня, как никогда, становятся... |
![]() | Ю. А. Гусев сакральная коммуникация Спасение человечества лежит в одной единственной плоскости в повышении энергетики общей духовности. Сегодня, как никогда, становятся... | ![]() | Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного... Проблема «трудных учащихся» одна из центральных психолого-педагогических проблем |
![]() | Пояснительная записка Министерством образования Российской Федерации... Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем... | ![]() | Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации... |
![]() | Пояснительная записка Цели программы Обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры | ![]() | Исследование значимых отношений пользователей коммуникационных ресурсов Интернет Одной из важнейших проблем, активно рассматривающихся сегодня представителями самых различных наук, является проблема взаимодействия... |