Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей




Скачать 421,45 Kb.
НазваниеПояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей
страница1/2
Дата публикации25.09.2013
Размер421,45 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развития творческих способностей, самореализации личности ребенка. Среди инструментов этого процесса может и должен быть по нашему мнению, классный театр — одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни детьми.

Учителя на практике убеждаются в том, что психологические

особенности детской игры сближают ее с природой сценического

искусства, что создает естественные предпосылки для занятий с детьми с актерским мастерством. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение любого героя. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Психологи особо подчеркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учет этого фактора позволяет

педагогам, в частности, использовать синтетическое воздействие

театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов.

Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене,

Мы полагаем, что именно в этом сензитивном периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в мире ролевых игр; должен не только открыть для себя театр, но и стать активным,

благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова. может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Необходимо остановиться еще на одном важнейшем аспекте психологических особенностей младшего школьного возраста. Основным видом развивающей деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ребенок живет в мире ролевых игр. Это состояние его не перестает существовать и в школьный период. И задача школы состоит в создании богатой и разнообразной среды, способствующей познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, что должно предполагать использование и этой особенности ребенка. Особенно это актуально для начальной школы, в связи с чем необходима активная модель организации: жизнедеятельности ребенка. Дети должны получать в этот период возможность разнообразной реализации и всестороннюю поддержку. Классная комната — это особое многофункциональное помещение: и библиотека, и мастерская, и лаборатория, и театр. Именно, классный театр формирует базовые жизненные компетенции — сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность, мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни — подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество.

Главной характеристикой младшего школьного возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, когда переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей в этот период особенно важно направлять на добрые дела, развивающие в них сострадание, терпение, сопереживание...

Цель программы — создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.

Задачи программы:

- развитие общей культуры ребенка средствами театральной

деятельности;

- формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

- выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;

- развитие устойчивого интереса к таким видам искусства как театр, музыка, хореография;

- формирование базовых психологических качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.

Принципы и подходы: концентрический принцип; художественно-эстетический; гуманитаризации образования; коммуникативно-деятельностный подход; личностно ориентированный подход.

Отличительные особенности программы: комплексный характер;

взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;

практическая направленность;

социальное партнерство с родителями.

Программа театральной студии «Маленькая страна» рассчитана на четыре года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Это значит, что важнейшим в детском творческом театре является не столько конечный результат, сколько процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения.
^ Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы — четыре года обучения детей в начальных классах.

1 этап (1 класс)—мотивационно-ориентировочный.

Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально-игровой деятельности.

II этап (2—3 классы) — операционально-исполнительный.

2 класс

Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.

3 класс

Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.

III этап (4 класс)—рефлексивно-оценочный.

Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.

Принимаются дети первого класса на основе родительских заявлений.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка — способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра — шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих у детей и взрослого совместных активных поисков.

^ Организация занятий

Оптимальное количество учащихся на занятиях не более 12— 13 человек (две подгруппы), что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.

Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 (1 класс) — 45 минут (2—4 классы).

^ Всего 36 часов в год.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня общей культуры учащихся;

- приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

- развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого

интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

- формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.

^ Формы подведения итогов реализации программы

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показа: спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство.

Кроме того, психолог школы проводит тестирование учащихся — мониторинг в течение четырех лет.

Подведение итогов реализации программы осуществляет:-
путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации
маски, костюмы), мини-фестивалей внутри школы между театральными группами, а также премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.

^ Психологическое обеспечение

образовательно-воспитательного процесса

В процессе обучения, развития и воспитания детей педагог
совместно с психологической службой проводит мониторинг
психологического развития участников студии:

- исследование уровня тревожности учащихся;

-школьной мотивации;

- уровня развития образной креативности;

-коммуникативных способностей;

- диагностику личностного роста учащихся;

- изучение социальной и творческой активности учащихся в
процессе реализации программы;

-изучение социализированности детей.

Родители детей являются активными участниками творческого процесса театральной студии.

Взаимодействие с родителями осуществляется в различных
формах:

- индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое
сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов,
декораций, кукол);

- повышение образовательного уровня педагога и родителей

учащихся (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы т. д.);

-мастер-классы для родителей;

-дни открытых дверей;

- выступление детей перед родителями на родительских собраниях;

- приглашение родителей на премьерные показы спектаклей;

-подготовка и распространение афиш и рекламных буклетов спектаклей.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Маленькая страна»

1—4 классы


№ п/п

Раздел

1класс

2 класс

3класс

4класс







теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1

Основы

театральной

культуры

2

2

2

2

3

1

2

2

2

Культура и техника речи

2

5

1

4




3




3

3

Театральная игра




3

1

4

1

3




3

4

Ритмопластика

1

3

1

3

1

3




4

5

Работа над спектаклем

2

10

1

11

2

12

2

16

6

Мастерская куклы

1

5

2

4

2

5

1

3




Итого

8

28

8

28

9

27

5

37



^ 1-й класс



Темы занятий

Количество часов, в том числе




теория

практика

Основы театральной культуры

1. Особенности театрального искусства.
Мир театра

2. Виды театрального искусства. Театр
кукол (настольный, пальчиковый, театр
ложек, перчаточный)

3. Театр снаружи и изнутри (экскурсия).
«Мы — кукловоды»

4. Культура зрителя. «Мы — зрители»
(игра)

1

1


1

1

Культура и техника речи

1. Речь и дыхание

2. Говорим правильно и четко

3. Скороговорки

4. Творческие игры со словом


1

1


1

1

2

1

Театральная игра

1. Общеразвивающие игры

2. Игры на превращение

3. Игры на запоминание физических
действий





1

1

1

Ритмопластика

1. Освобождение мышц

2. Музыка и ритм

3. Мимика


1


1

1

1

Работа над спектаклем (настольный, пальчиковый, перчаточный театры, театр ложек)

2

10

^ Мастерская куклы (настольный, пальчиковый, перчаточный театры, театр ложек)

1

5

Итого

8

28


2-й класс


Темы занятий

Количество часов, в том числе

теория

практика

Основы театральной культуры

1.Особенности театрального искусства. Наш театральный коллектив (презентация)

2. Виды театрального искусства. Театры моего города (обзорная экскурсия). ТЮЗ

3. Рождение спектакля. Театральные

профессии (экскурсия в ТЮЗ)

4. Театр снаружи и изнутри. Зритель-

ный зал



1


1


1

1

Культура и техника речи

1. Речь и дыхание

2. Говорим правильно и четко. Интонация

3. Творческие игры со словом



1


1

1

2

Театральная игра

1. Общеразвивающие игры

2.Игры на превращение

3. Игры с воображаемыми предметами
4. Этюды


1


1

1

1

Ритмопластика

1. «Мышечный контролер»

2. Музыкально-пластические импровизации

3.Жесты



1


1

1

1

Работа над спектаклем (театр «кукол с живой рукой», театр «петрушек»)


1

11

^ Мастерская куклы (театр «кукол с живой рукой», театр «петрушек»)


2

4

Итого

8

28



^ 3-й класс


Темы занятий

Количество часов, в том числе




теория

практика

Основы театральной культуры

1. Особенности театрального искусства.
Театр — особое искусство

2. Виды театрального искусства.
Драматический театр

3. Рождение спектакля. Театральные
профессии

4. Театр снаружи и изнутри. Мир кулис
(экскурсия за кулисы театра)

1

1

1


1

Культура и техника речи

1. Дыхание и артикуляция

2. Дикция и интонация

3. Творческие игры со словом





1

1

1

Театральная игра

1. «Круг друзей»

2. Сценическое внимание

3. Сочинение этюдов

1

1

1

1

Ритмопластика

1. Мимика и пантомимика

2. Музыкально-пластические

импровизации


1


1

2

^ Работа над спектаклем (театр теней, тростевые куклы)

2

12

Мастерская куклы (театр теней, тростевые куклы, маски, декорации)

2

5

Итого

9

27


^ 4-й класс






Количество часов,

Темы занятий

в том

числе




теория

практика

^ Основы театральной культуры







1. Особенности театрального искусства

1




(презентация)







2. Виды театрального искусства. Музы-




2

кальный театр (экскурсии в драматиче-







ский театр, театр оперы и балета)







3. Рождение спектакля. Спектакль

1




глазами актера и зрителя







^ Культура и техника речи







1. Дыхание и артикуляция




1

2. Дикция и интонация




1

3. Творческие игры со словом




1

^ Театральная игра







1. Сочинение этюдов




1

2. Общение с партнером




1

3. «Эстафета импровизаций»




1

Ритмопластика







1. Релаксация




1

2. Музыкально-пластические импрови-




1

зации







3. Хореография




2

^ Работа над спектаклем (театр марионе-

2

16

ток, куклы системы «человек-кукла»,







драматическая постановка)







^ Мастерская куклы (театр марионеток,

1

3

создание декораций)







Итого

5

31


^ Календарно- тематическое планирование

Тема занятия


Дата

^ Основы театральной культуры

1.Особенности театрального искусства.
Мир театра





2.Виды театрального искусства. Театр
кукол (настольный, пальчиковый, театр
ложек, перчаточный)





3.Театр снаружи и изнутри (экскурсия).
«Мы — кукловоды»





4.Культура зрителя. «Мы — зрители»
(игра)




Культура и техника речи
1.Речь и дыхание





2.Говорим правильно и четко





3.Скороговорки





4.Творческие игры со словом




Театральная игра

1. Общеразвивающие игры





2. Игры на превращение





3. Игры на запоминание физических
действий




Ритмопластика

1. Освобождение мышц





2. Музыка и ритм





3. Мимика




^ Работа над спектаклем (настольный, пальчиковый, перчаточный театры, театр ложек)




Мастерская куклы (настольный, пальчиковый, перчаточный театры, театр ложек)



  1   2

Похожие:

Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconПояснительная записка в настоящее время происходит резкое снижение...
Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconПояснительная записка 6-й класс 7-й класс
Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую...
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconПояснительная записка. Физическая культура является одной из граней...
Программа является адаптированной учителем физической культуры Комиссаровой О. В
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconЮ. А. Гусев сакральная коммуникация
Спасение человечества лежит в одной единственной плоскости в повышении энергетики общей духовности. Сегодня, как никогда, становятся...
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconЮ. А. Гусев сакральная коммуникация
Спасение человечества лежит в одной единственной плоскости в повышении энергетики общей духовности. Сегодня, как никогда, становятся...
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного...
Проблема «трудных учащихся»  одна из центральных психолого-педагогических проблем
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconПояснительная записка Министерством образования Российской Федерации...
Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем...
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconЦелью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации...
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconПояснительная записка Цели программы
Обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры
Пояснительная записка одной из важнейших социально-педагогических проблема в современном начальном образовании является развитие общей iconИсследование значимых отношений пользователей коммуникационных ресурсов Интернет
Одной из важнейших проблем, активно рассматривающихся сегодня представителями самых различных наук, является проблема взаимодействия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница