А как же зарождались народные промыслы на Руси?




Скачать 70,19 Kb.
НазваниеА как же зарождались народные промыслы на Руси?
Дата публикации25.09.2013
Размер70,19 Kb.
ТипВопрос
pochit.ru > Литература > Вопрос
Проект «Золотая хохлома»

Воспитатель средней группы Грачёва Елена Владимировна

Актуальность проекта:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Откуда произошло название «Хохломская роспись»? Каким промыслом занимались мастера села Хохлома? Что бы мы хотели узнать об этом? Чему мы хотели научи ться?

Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта:

  • Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников;

  • Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством хохломских умельцев, обобщить знания о декоративном народном творчестве – «Золотая Хохлома»;

  • предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работ;

  • создание условий для творческого взаимодействия,

  • привлечение родителей к реализации проекта.

Задачи:

  1. Знакомство с историей хохломской росписи.

  2. Рассматривание хохломской посуды.

  3. Рисование простейших элементов хохломской росписи.

  4. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

  5. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.


Реализация проекта:

1.Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Золотая Хохлома»

2.Беседа

«Золотые руки мастеров».

Цели:

Образовательная:

Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Воспитательная:

Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская музыка и русский фольклор). Развивать в детях патриотические чувства.

3. Д/И «Посуда наша для щей и каши»

Задачи:

Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказа по картине или рассказа о предмете. Закреплять знания о назначении старинной русской посуды: ендовы, братины, ковша.

4. Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван - царевич и серый волк»

Задачи:

  • Продолжать знакомство с русскими народными сказками, с жанровыми особенностями сказки, повторение ранее изученных элементов композиции сказки (зачин, концовка).

  • Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательные рассказы.

  • Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Материалы для занятия: фотоиллюстрации с изображением различных изделий хохломского промысла, иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек – горбунок» с изображением жар – птицы.

5. Рисование отдельных элементов хохломских узоров.

Задачи:

  • Продолжать учить рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: травки (травинки, осочки, капельки), завитки.

  • Учить рисовать элементы «травки» – концом кисти, «ягодки» - тычком с помощью ватной палочки.

  • Учить в узоре сочетать цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, зеленый, желтый.

6. « Роспись вазы Хохломским узором»

  • Продолжать учить рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора.

  • Учить рисовать стебель – криулю и размещать на нем другие элементы узора, учить рисовать новые элементы узора – ягоды и листья смородины и рябины.

  • Упражнять в рисовании растительного – травного орнамента легкими круговыми движениями руки.

  • Закреплять умение рисовать завитки, легкую изогнутую травку.

  • Закреплять знания о колорите хохломской росписи.

7. «Настенные панно с хохломским узором».

Задачи:

  • Продолжать знакомство с хохломской росписью, её колоритом, растительно – травным орнаментом

  • Познакомить с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями.

8. Лепка тарелочки из солёного теста

Задачи:

  • Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовление хохломской посуды;

  • развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;

  • дать детям возможность почувствовать себя настоящими мастерами;

  • учить видеть выразительность формы изделия.

9. «Роспись тарелочки из солёного теста»

Задачи:

  • Продолжать учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения.

  • Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.

  • Учить детей получать удовлетворение от результатов своего труда.

10. «Лепка тарелочки из пластилина»

Задачи:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству, дать представление о том, как народные мастера делают посуду.

  • Учить лепить тарелочку способом расплющивания и вдавливания.

  • Украшать тарелочку хохломскими узорами – рябинкой, завитком, листочком.

11. Аппликация : Декоративное панно «Золотая Хохлома» (коллективная работа)

Задачи:

  • Воспитывать интерес к коллективной работе.

  • Учить выполнять общую композицию в аппликации

  • Учить располагать элементы узоров выдерживая стиль хохломской росписи.

  • Развивать мелкую моторику рук.

12. Совместная работа родителей и детей

«Выставка поделок в стиле Золотой Хохломы»

13. Презентация проекта «Золотая Хохлома».

Презентация – «Золотая хохлома»

Хозяйка:

Ох, и вечер больно долог

Насчитаю сорок ёлок,

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову – ка я ребят на посиделки.

Эй, девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Долгий вечер скоротать!

Дети входят в зал (сначала девочки, потом мальчики – в руках несут хохломские изделия.)

Хозяйка:

- Здравствуйте, красны девицы!

- Здравствуйте, добры молодцы!

Реб.:

Спасибо, хозяюшка, что позвала в гости.

Реб.:

В избу твою жаркую мы пришли с подарками.

Хоз.:

Откуда вы пожаловали?

Реб.:

Краски яркие горят,

Украшают всё подряд:

И посуду и столы.

Мы пришли из хохломы.

Хоз.:

Вот так молодцы, девицы

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты.

Реб.:

Посуда наша для щей и каши,

Не бьётся, не ломается,

Порчи никакой не подвергается.

А вот и плошка, налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай по немножку.

Кому посуда для каши, окрошки.

Чудо – блюдо да чашки, ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама Золотая Хохлома.

Песня «Золотая Хохлома».

Реб.:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – но не спеши,

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой,

Красоту такую люди,

Называют Хохломой.

Хоз.:

Ой, желанные вы гости,

Девицы и молодцы,

Грусть печаль у входа бросайте, проходите скорее, проходите.

Я давно вас жду – поджидаю,

Праздник без вас не начинаю.

У меня для каждого найдётся

И местечко и словечко.

Будем песни петь, плясать,

Да в игры играть.

Реб.:

Мы ребята удалые,

Мы нигде не пропадем.

Если надо - мы станцуем,

Если надо – мы споём.

Хоз.:

Пляшет муха, пляшет тень,

Пляшут все кому не лень,

Ой, жги, говори

Заиграли ложкари.

Игра на ложках.

Хоз.:

Любили трудиться на Руси! Чего только не умели делать! В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому и изделия получались такими красивыми, так радовали глаз. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде и народных умельцах.

- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

-Каков мастер, такова и работа.

- Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

- Кто труда не боится, того и лень сторонится.

- Хороший товар сам себя хвалит.

Хоз.:

Молодцы! Много вы знаете о мастерах и труде пословиц.

Кончили работу,

Отдохнуть охота.

Выходите из ворот,

Да вставайте в хоровод.

Хороводная игра: «Чёрный ворон»

Реб.:

Как волшебница жар – птица

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица

Все: Золотая хохлома.

Хоз.: Ребята, откуда произошло название « Хохломская роспись».

- Каким промыслом занимались мастера села Хохлома?

- Из какого материала делали посуду в Хохломе?

- Какими цветами пользовались хохломичи для росписи своих изделий?

- Хотелось бы и вам превратиться в мастеров – народных умельцев?

Продуктивная деятельность: «Укрась поднос под хохлому».

Хоз.:

Где счастливо живётся, там и песня поётся. Ни один праздник не обходится без озорной частушки. С переплясом, под зажигательную мелодию исполнялись эти задорные песни.

Частушки:

Хохлома, да хохлома,

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу.

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать.

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.
Некрасивый мой котёнок-

Вот такие вести.

Хохломой разрисовала-

Стал на первом месте.
Я вчера такое видел,

Не расскажешь ни кому.

Сидит заяц на берёзе

И рисует хохлому.
Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой!
Ох, Россия, ты, Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Золотая хохлома!

Хоз.:

Солнце по небу катилось,

Солнце за гору садилось.

День прошёл, уж ночь стучится,

Ну а нам пора проститься.
Хоровод «Ой, ты Русь, моя!»

Похожие:

А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconС. Ф. Масленникова народные промыслы урала
Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета. Протокол №1 от 21 октября 2009 года
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconТема урока: Урок путешествие «Сорочинская ярмарка». Народные промыслы
Дпи, раскрыть понятие декора как способа наполнения и обобщения формы, усовершенствовать навык декорирования предметов, ознакомить...
А как же зарождались народные промыслы на Руси? icon«Народные промыслы»
Проект «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Гжель», «Жёстовская роспись», «Филимоновские игрушки»
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconРабочая программа «Народные промыслы»
Образовательная программа предназначена для детей 11 -13 лет (5-7 класс) и рассчитана на 2 года обучения
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconУрок изо в 5 «Б» классе на тему: «Народные промыслы, их истоки и современное развитие»
Цели: познакомить учащихся с народными промыслами России и Дагестана, выявить их отличия и общность
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconМоей консультации: «Народные промыслы Белгородчины»
Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимы. В каждом месте – своеобразная природа с присущими ей только красками,...
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconПрограмма подготовительных курсов для абитуриентов специальности...
Цель курса теоретическая и практическая подготовка абитуриентов к вступительным испытаниям
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconПрограмма факультатива «Народные художественные промыслы»
На занятиях создаются условии для развития творческого потенциала ребенка, выявление его способностей, адаптация к исследовательской...
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconТема: Народные промыслы Центральной России
Познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России, их историей, особенностями технологии и художественной целостностью....
А как же зарождались народные промыслы на Руси? iconНа уроках технологии я продолжаю знакомство с ними и в 9 классе провожу...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница