Тема открытого урока:
«Русские земли под властью Золотой Орды»
Дата – 13.12.2012 год.
Класс: 6Б (присутствуют __ человек).
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» // Е.В. Пчелов, М., Русское слово, 2012 год.
Тип урока: комбинированный (проверка знаний и изучение нового материала )
Цели урока:
Обучающая: охарактеризовать взаимоотношения Орды с русскими княжествами
Развивающая: определить значение борьбы русского народа против ордынской власти
Воспитательная: формирование патриотических чувств в сознании учащихся.
Оборудование: учебник, карта, иллюстрации.
Структура урока с указанием хронометража:
Организационный момент – 2 минуты
Опрос домашнего задания – 10 минут ( в форме фронтального опроса):
а) Как происходило образование Литовского государства и присоединение к нему русских земель?
б) Расскажите о союзе Литовского княжества с Польским королевством, о событиях 15 июля 1410 года.
Изучение новой темы – 10 минут
Первичное закрепление нового материала – 13 минут
Подведение итогов урока – 3 минута
Домашнее задание – 2 минуты
Основные даты:
1252-1263 годы- правление Александра Невского.
Конец XIII века- соперничество за владимирское княжение между сыновьями Александра Невского.
XIV век- мусульманство стало государственной религией Золотой Орды.
оссия
Основные понятия: курултай, ярлык, баскаки.
Ход урока.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с новой интересной темой- «Русские земли под властью Золотой Орды». Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских государств. Она задержала и остановила дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома. Завоевательные походы Монгольского государства изменили политическую, экономическую и культурную обстановку на Руси.
Когда же возникла Золотая Орда и какое влияние она имела на русские земли? В этом и многом другом нам предстоит разобраться на данном уроке.
Итак, в результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана-Чнгисиды. Столицей Монгольского государства стал город Каракорум, находившийся в забайкальских степях. Позже столица была перенесена в Пекин под руководством Хубилая.
Тем временем, на землях к востоку от Руси образовалось новое государство- Золотая Орда, которую возглавлял Батый. Изначально Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, бывшие земли Волжской Болгарии, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай( «Сарай» в переводе на русский язык означает дворец), расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединённых под властью хана.
Давайте вспомним, что такое улус? (родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану).
При хане действовал и высший совет из знати и военачальников - курултай.
Большое значение имело войско, с помощью которого удерживались в повиновении подвластные народы.
В первые десятилетия существования Золотой Орды её религией было язычество. Но постепенно стали распространяться и другие верования-христианство и ислам.
Ханы допускали религиозную свободу, каждый был в праве сам выбирать веру. Но поскольку Орда располагалась на землях, населённых тюркскими племенами, а многие из них исповедовали ислам, в XIV веке государственной религией стало мусульманство.
Основное хозяйственное занятие ордынцев- кочевое скотоводство. Развивались и ремёсла, возникали постепенно новые города - Астрахань, Казань.
Русь не входила в состав Золотой Орды, но большая часть русских княжеств подчинялась ордынским ханам. Эта зависимость проявлялась по-разному.
Давайте посмотрим карту на странице 139 учебника и определим основные направления походов золотоордынских ханов и центры их княжеств(основные направления- Новгород-Северский, Курск; центры княжеств- Чернигов, Переяславль, Суздаль).
Золотоордынский хан был верховным правителем подчинённых ему русских земель. На Руси ханов называли царями, а правителей- князьями. Хан выдавал князьям ярлыки( «приказ, поведение»). В этих документах подтверждалось право князя управлять княжеством. Политика ханов способствовала соперничеству князей друг с другом из-за ярлыка.
Чтобы получить ярлык, в Орду было необходимо везти богатые дары, а иногда русских князей заставляли даже выполнять монгольские религиозные обряды.
С русских земель ордынцы собирали ежегодную дань. Для наблюдения над сбором дани Орда направляла в русские города военные отряды, которые возглавляли баскаки. Тех, кто высказывался против политики ордынской власти, жестоко наказывали. Последствия были тяжелыми: многие попадали в плен, росло число убитых, разорялись сёла и города. Правда, есть случай и проявления ордынцами веротерпимости- РПЦ была освобождена от дани.
Теперь попробуем сравнить политику Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в отношении Золотой Орды.
1 вариант- Андрей Ярославич
2 вариант-Александр Невский.
Итак, политику какого князя в отношении Золотой Орды вы поддерживаете и почему?
Давайте закрепим полученные знания, решив кроссворд по теме.
По горизонтали:
Высший орган знати и военачальники при хане.
Ежегодная обязательная дань.
Государственная религия Золотой Орды с XIV века.
По вертикали:
Столица Монгольского государства.
Самоуправляющая часть Монгольского государства.
Столица Золотой Орды.
Ханская грамота.
Представитель монгольского ханства, занимающийся сбором дани.
Давайте прочитаем документ на странице 141 и ответим на вопросы к нему.
Домашнее задание: параграф 20, написать сочинение-рассуждение на тему : « Если бы я жил(а) в XIII веке, я бы встал(а) на защиту Родины под знаменем одного князя-…»
|
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащиеся делают записи в тетради:
Территория Золотой Орды- от Дуная до Иртыша.
Столица Золотой Орды – Сарай.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Курултай- высший совет из знати и военачальников.
Учащиеся определяют основные направления походов золотоордынских ханов и центры их княжеств по карте.
Учащиеся делают запись:
Золотоордынский хан- верховный правитель починенных русских земель.
Учащиеся сравнивают политику Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в отношении Золотой Орды, формируют своё мнение по поводу данных разногласий.
Учащиеся решают кроссворд, ответы сверяются учителем:

Учащиеся записывают домашнее задание.
| |