Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века»




Скачать 62,48 Kb.
НазваниеУчебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века»
Дата публикации24.09.2013
Размер62,48 Kb.
ТипУчебник
pochit.ru > Литература > Учебник
Тема открытого урока:

«Русские земли под властью Золотой Орды»

Дата – 13.12.2012 год.

Класс: 6Б (присутствуют __ человек).

Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» // Е.В. Пчелов, М., Русское слово, 2012 год.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний и изучение нового материала )

Цели урока:

  1. Обучающая: охарактеризовать взаимоотношения Орды с русскими княжествами

  2. Развивающая: определить значение борьбы русского народа против ордынской власти

  3. Воспитательная: формирование патриотических чувств в сознании учащихся.

Оборудование: учебник, карта, иллюстрации.

Структура урока с указанием хронометража:

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Опрос домашнего задания – 10 минут ( в форме фронтального опроса):

а) Как происходило образование Литовского государства и присоединение к нему русских земель?

б) Расскажите о союзе Литовского княжества с Польским королевством, о событиях 15 июля 1410 года.

  1. Изучение новой темы – 10 минут

  2. Первичное закрепление нового материала – 13 минут

  3. Подведение итогов урока – 3 минута

  4. Домашнее задание – 2 минуты

Основные даты:

1252-1263 годы- правление Александра Невского.

Конец XIII века- соперничество за владимирское княжение между сыновьями Александра Невского.

XIV век- мусульманство стало государственной религией Золотой Орды.

оссия

Основные понятия: курултай, ярлык, баскаки.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с новой интересной темой- «Русские земли под властью Золотой Орды». Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских государств. Она задержала и остановила дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома. Завоевательные походы Монгольского государства изменили политическую, экономическую и культурную обстановку на Руси.

Когда же возникла Золотая Орда и какое влияние она имела на русские земли? В этом и многом другом нам предстоит разобраться на данном уроке.

Итак, в результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана-Чнгисиды. Столицей Монгольского государства стал город Каракорум, находившийся в забайкальских степях. Позже столица была перенесена в Пекин под руководством Хубилая.

Тем временем, на землях к востоку от Руси образовалось новое государство- Золотая Орда, которую возглавлял Батый. Изначально Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, бывшие земли Волжской Болгарии, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай( «Сарай» в переводе на русский язык означает дворец), расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединённых под властью хана.

Давайте вспомним, что такое улус? (родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану).

При хане действовал и высший совет из знати и военачальников - курултай.

Большое значение имело войско, с помощью которого удерживались в повиновении подвластные народы.

В первые десятилетия существования Золотой Орды её религией было язычество. Но постепенно стали распространяться и другие верования-христианство и ислам.

Ханы допускали религиозную свободу, каждый был в праве сам выбирать веру. Но поскольку Орда располагалась на землях, населённых тюркскими племенами, а многие из них исповедовали ислам, в XIV веке государственной религией стало мусульманство.

Основное хозяйственное занятие ордынцев- кочевое скотоводство. Развивались и ремёсла, возникали постепенно новые города - Астрахань, Казань.

Русь не входила в состав Золотой Орды, но большая часть русских княжеств подчинялась ордынским ханам. Эта зависимость проявлялась по-разному.

Давайте посмотрим карту на странице 139 учебника и определим основные направления походов золотоордынских ханов и центры их княжеств(основные направления- Новгород-Северский, Курск; центры княжеств- Чернигов, Переяславль, Суздаль).

Золотоордынский хан был верховным правителем подчинённых ему русских земель. На Руси ханов называли царями, а правителей- князьями. Хан выдавал князьям ярлыки( «приказ, поведение»). В этих документах подтверждалось право князя управлять княжеством. Политика ханов способствовала соперничеству князей друг с другом из-за ярлыка.

Чтобы получить ярлык, в Орду было необходимо везти богатые дары, а иногда русских князей заставляли даже выполнять монгольские религиозные обряды.

С русских земель ордынцы собирали ежегодную дань. Для наблюдения над сбором дани Орда направляла в русские города военные отряды, которые возглавляли баскаки. Тех, кто высказывался против политики ордынской власти, жестоко наказывали. Последствия были тяжелыми: многие попадали в плен, росло число убитых, разорялись сёла и города. Правда, есть случай и проявления ордынцами веротерпимости- РПЦ была освобождена от дани.

Теперь попробуем сравнить политику Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в отношении Золотой Орды.

1 вариант- Андрей Ярославич

2 вариант-Александр Невский.

Итак, политику какого князя в отношении Золотой Орды вы поддерживаете и почему?

Давайте закрепим полученные знания, решив кроссворд по теме.

По горизонтали:

  1. Высший орган знати и военачальники при хане.

  1. Ежегодная обязательная дань.

  2. Государственная религия Золотой Орды с XIV века.

По вертикали:

  1. Столица Монгольского государства.

  2. Самоуправляющая часть Монгольского государства.

  3. Столица Золотой Орды.

  4. Ханская грамота.

  1. Представитель монгольского ханства, занимающийся сбором дани.

Давайте прочитаем документ на странице 141 и ответим на вопросы к нему.

Домашнее задание: параграф 20, написать сочинение-рассуждение на тему : « Если бы я жил(а) в XIII веке, я бы встал(а) на защиту Родины под знаменем одного князя-…»



Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся делают записи в тетради:

Территория Золотой Орды- от Дуная до Иртыша.

Столица Золотой Орды – Сарай.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Курултай- высший совет из знати и военачальников.

Учащиеся определяют основные направления походов золотоордынских ханов и центры их княжеств по карте.

Учащиеся делают запись:

Золотоордынский хан- верховный правитель починенных русских земель.

Учащиеся сравнивают политику Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в отношении Золотой Орды, формируют своё мнение по поводу данных разногласий.

Учащиеся решают кроссворд, ответы сверяются учителем:



Учащиеся записывают домашнее задание.


Похожие:

Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconУрок истории в 6 классе по теме:"Становление(образование) Древнерусского государства"
Программа А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России: с древнейших времён до конца XVI века", учебник А. А. Данилова, Л. Г....
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconРабочая программа по учебному курсу «Истории России. С древнейших времён до конца XVI века»
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся...
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconТема: (история)
Учебники: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2004
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconУчебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России с древнейших...
Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана XIV, сути и характере реформ
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconРабочая программа по история россии с древнейших времен до конца xvi в., 6 класс (37 ч)
Настоящая программа по истории России для 6 класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до конца...
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconЗагладин Н. В. Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в.: учеб для 10 кл
Учебник: Загладин Н. В. Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в.: учеб для 10 кл. – М.: Русское слово, 2009. Сахаров...
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconУрока с использование эор и цор на тему: «Россия в XVI веке»
«История России с древнейших времен до конца XVII века». Н. С. Борисов. М.,П., 2009. Базовый уровень
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» icon1. общая информация о применении
Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца 17 века», «Просвещение», М., 2004
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» icon1. общая информация о применении
Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца 17 века», «Просвещение», М., 2004
Учебник: «История России с древнейших племён до конца XVI века» iconСахаров А. Н. «История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс», Ч. 1
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница