Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения»




Скачать 169,4 Kb.
НазваниеРабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения»
Дата публикации22.09.2013
Размер169,4 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5


Рассмотрена

Руководитель МО

______________/__________

/

Протокол № ______ от

« ____»__________20____ г.


Согласована

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ № 5

____________/_________

/

ФИО

« ___» _________ 20 ____г.


Утверждена

на заседании методического совета школы

протокол №_____

«____» ________ 20 ____г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории,
элективного курса по литературе

для учащихся 10-11 классов

«Анализ текста художественного произведения»

2010-2011 учебный год


^ Пояснительная записка
Настоящий курс даёт возможность задержать внимание учащихся на некоторых произведениях русской классической литературы с целью формирования культуры чтения и развития творческой мысли.

Общий курс реализации курса: художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся в ходе специальных занятий, формирующих их отношение к литературе как сложному и многогранному виду искусства, развивающему творческую мысль.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Жанровое многообразие художественных произведений. Эпос. Широта охвата

пространства и времени, раскрывающих события жизни и народа в переломные моменты эпох.

Практикум. Особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» с точки зрения времени и пространства в нём. Композиция романа. И.С.Тургенев. «Отцы и дети» - повесть, переросшая в роман.

2. Лирика. Ассоциативные связи между действительностью и чувственным

восприятием жизни.

Практикум. Сравнительный анализ стихов разных авторов на одну и ту же тему. Анализ философских стихов. Поэзия и аллитерация. Поэзия и цветовая гамма (М.Волошин, К.Бальмонт, Б.Пастернак, М.Цветаева и др.).

  1. ^ Драма. Особенности жанра. Расширение возможностей для восприятия и

толкования произведения. Спектакль. Кино.

Практикум. Посещение театра и просмотр фильмов по произведениям классической литературы с целью сопоставления замысла автора с решением режиссёра. Анализ постановочных решений, света, музыки, сценических решений, актёрских работ. Обучение рецензированию.
^ 4. Сценарий как средство погружения в мир литературного произведения.
Особенности сценарного искусства. Кадр, монтаж, наплыв, панорама, отъезд, крупный, средний, дальний план. Вхождение во время и пространство. Знакомство с эпохой. Обучение написанию сценариев.
Практикум. Предполагаемый материал: прощание Катерины и Тихона («Гроза», Островский), Одинцова у постели умирающего Базарова («Отцы и дети», Тургенев), Чичиков в гостях у Коробочки («Мёртвые души», Гоголь).
^ 5. Пространство и время в художественном произведении.

Время воспроизводимое и воображаемое. Время как явление художественной ткани произведения, как форма изображения действительности. Субъективное и объективное восприятие времени. Причинно-следственные связи между временем и пространством. Приёмы пространственно-временной выразительности: нарушение хронологии, двойной сюжет, сквозное действие.

Практикум.

Роман В.Набокова «Машенька». Действительность и иллюзия. Тема дороги. Символизм образа Машеньки.

И.Бунин. «Поздний час». Прошлое и настоящее, отношение между ними. Изменение адресата рассказа.

^ 6. Художественный текст как сложно построенный смысл.

Художественный текст – мир, в котором каждый элемент – клетка целого, каждая из которой – элемент внутреннего содержания. Взаимодействие отдельных элементов – формирование смысла.

Практикум. И.Тургенев. Стихи в прозе («Как хороши, как свежи были розы», «Стой!» и др.). Термины: анафора, подхват, аллитерация, ключевое слово, лексико-семантический ряд.

7. Мотив.

Мотив как устойчивый смысловой элемент литературного текста. Устойчивые мотивы. Ключевое слово как мотив. Мотив в отношении к целому произведению.

Практикум. Ф.Достоевский. «Преступление и наказание», глава 1, ключевое слово как мотив романа.

Л.Толстой. «Анна Каренина», гл. 30, 31, мотив ночной метели в раскрытии движения внутреннего мира Анны.

^ 8. Слово в художественном тексте.

Смысл слова в контексте произведения. Дополнительные оттенки номинативного значения слова. Слово в глубокой перспективе целого. Стиль и слово.

Практикум. Ф.Достоевский. «Униженные и оскорблённые», гл.1. Термины: анафора, повтор, подхват, параллелизм, инверсия.

Лексико-семантические ряды. Трансформация в тексте устойчивого словосочетания «занять чужое место».

  1. ^ Повествование от первого лица.

Объективное (индивидуальное) и субъективное (наблюдательное) повествование.

Практикум. Рассказы И.Бунина «Поздний час» и А.Куприна «Гусеница» как примеры объективного и субъективного повествования.

А.Чехов «Устрицы». Организация повествования. Пространственная организация.

Роль ключевого слова.

  1. ^ Рассказ в рассказе.

Общая экспозиция и собственно рассказ. Установка на характерную речь. Прямая и косвенная речь.

Практикум. А.Куприн. «Гусеница». Автор-очевидец. Границы авторской речи. Адресат повествования. Функции повествования и рассуждения.

  1. ^ Соотношение речи автора и речи персонажа.

Авторское повествование с прямыми характеристиками персонажей, с чёткой авторской позицией. Точка зрения персонажа, где автор выступает на второй план.

Практикум. К.Паустовский. «Дождливый рассвет». Повествование и его организация в рассказе. Лиризм в тексте и приёмы его достижения. Мотив дождя и темноты.

  1. ^ Диалог как средство повествования.

Диалог как часть структуры художественного целого. Соотношение диалога с авторским повествованием. Ремарка и её значение. Реплики в системе сопоставлений и противопоставлений. Стилистика языковых единиц.

Практикум. В.Распутин. «Рудольфио». Противопоставление романтического и обыденного.

Стилистическая окраска слов. Роль авторского повествования. Внешний и внутренний план. Термины: антоним, антитеза.

  1. ^ Ритм художественного произведения.

Макроритм и микроритм. Ритм на различных уровнях литературного произведения. Ритм в композиционном строении.

Практикум. М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Гл.2 «Понтий Пилат». Повторяющиеся элементы. Рефрен. Ритмическая организация первого абзаца. Инверсия и ей роль. Дистанционный отрыв определений от определяемого слова. Ритм на звуковом уровне (фонетическом).

  1. ^ Заглавие художественного произведения и его роль.

Заглавие как первая ступенька в художественный мир. Название –символ, название-тезис, название-цитата, название-сообщение, название-намёк.

Практикум. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Избранность и возвышенность человека. Смысл «прекрасного мира» в первой части рассказа. Поэтика Платонова. Враждебные силы, силы разрушения.
^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса обучающийся должен:

Знать/ понимать

образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

«Требования к уровню подготовки выпускников» сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

Технологии, используемые в работе:

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • Обучение в сотрудничестве

  • Исследовательские методы обучения

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационные технологии


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

к рабочей программе элективного курса по литературе «Анализ текста художественного произведения»

для учащихся 10-11 классов

на 2010-2011 учебный год

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Учитель: Рубиш Ю.В.




п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

1.

Жанровое многообразие художественного произведения: эпос.

4

2.

Жанровое многообразие художественного произведения: лирика.

4

3.

Жанровое многообразие художественного произведения: драма.

4

4.

Сценарий как средство погружения в мир литературного произведения

1

5.

Пространство и время в художественном произведении

2

6.

Художественный текст как сложно построенный смысл

2

7.

Мотив

2

8.

Слово в художественном тексте

2

9.

Повествование от первого лица

2

10.

Рассказ в рассказе

2

11.

Соотношение речи автора и речи персонажа

2

12.

Диалог как средство повествования

2

13.

Ритм художественного повествования

2

14.

Заглавие художественного произведения и его роль

2

15.

Итоговый урок по курсу

1



Учитель: ________________________ (Ю.В. Рубиш)

^ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе элективного курса по литературе для 11 класса «Анализ художественного произведения»

на 2010-2011 учебный год

Количество часов: всего 34 час.; в неделю 1час.

Учитель Рубиш Ю.В.




п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Количество

часов

план

факт

1.







Жанровое многообразие художественного произведения: эпос.

1

2.







Эпос. Широта охвата пространства и времени, раскрывающих события жизни и народа в переломные моменты эпох.

1

3.







Практикум. Особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» с точки зрения времени и пространства в нём.

1

4.







Практикум. Композиция романа. И.С.Тургенев. «Отцы и дети» - повесть, переросшая в роман.

1

5.







Жанровое многообразие художественного произведения: лирика.

1

6.







Лирика. Ассоциативные связи между действительностью и чувственным восприятием жизни.

1

7.







Практикум. Сравнительный анализ стихов разных авторов на одну и ту же тему. Анализ философских стихов.

1

8.







Практикум. Сравнительный анализ стихов разных авторов на одну и ту же тему. Анализ философских стихов.

1

9.







Практикум. Поэзия и аллитерация. Поэзия и цветовая гамма (М.Волошин, К.Бальмонт, Б.Пастернак, М.Цветаева и др.).

1

10.







Практикум. Поэзия и цветовая гамма

1

11.







Жанровое многообразие художественного произведения: драма. Особенности жанра. Расширение возможностей для восприятия и толкования произведения. Спектакль. Кино.

1

12.







Практикум. Посещение театра и просмотр фильмов по произведениям классической литературы с целью сопоставления замысла автора с решением режиссёра. Анализ постановочных решений, света, музыки, сценических решений, актёрских работ. Обучение рецензированию.

1

13.







Сценарий как средство погружения в мир литературного произведения.

1

14.







Пространство и время в художественном произведении.

Время воспроизводимое и воображаемое. Время как явление художественной ткани произведения, как форма изображения действительности.

1

15.







Практикум. Роман В.Набокова «Машенька». Действительность и иллюзия. Тема дороги. Символизм образа Машеньки.

И.Бунин. «Поздний час». Прошлое и настоящее, отношение между ними. Изменение адресата рассказа.

1

16.







 Художественный текст как сложно построенный смысл.

1

17.







Практикум. И.Тургенев. Стихи в прозе («Как хороши, как свежи были розы», «Стой!» и др.). Термины: анафора, подхват, аллитерация, ключевое слово, лексико-семантический ряд.

1

18.







Мотив как устойчивый смысловой элемент литературного текста. Устойчивые мотивы. Ключевое слово как мотив. Мотив в отношении к целому произведению.

1

19.







Практикум. Ф.Достоевский. «Преступление и наказание», глава 1, ключевое слово как мотив романа.

Л.Толстой. «Анна Каренина», гл. 30, 31, мотив ночной метели в раскрытии движения внутреннего мира Анны.

1

20.







Смысл слова в контексте произведения. Дополнительные оттенки номинативного значения слова. Слово в глубокой перспективе целого. Стиль и слово.

1

21.







Практикум. Ф.Достоевский. «Униженные и оскорблённые», гл.1. Термины: анафора, повтор, подхват, параллелизм, инверсия.

Лексико-семантические ряды. Трансформация в тексте устойчивого словосочетания «занять чужое место».

1

22.







Объективное (индивидуальное) и субъективное (наблюдательное) повествование. Роль ключевого слова.

1

23.







Практикум. Рассказы И.Бунина «Поздний час» и А.Куприна «Гусеница» как примеры объективного и субъективного повествования. А.Чехов «Устрицы». Организация повествования. Пространственная организация.

1

24.







Рассказ в рассказе. Общая экспозиция и собственно рассказ. Установка на характерную речь. Прямая и косвенная речь.

1

25.







Практикум. А.Куприн. «Гусеница». Автор-очевидец. Границы авторской речи. Адресат повествования. Функции повествования и рассуждения.

1

26.







Соотношение речи автора и речи персонажа. Авторское повествование с прямыми характеристиками персонажей, с чёткой авторской позицией. Точка зрения персонажа, где автор выступает на второй план.

1

27.







Практикум. К.Паустовский. «Дождливый рассвет». Повествование и его организация в рассказе. Лиризм в тексте и приёмы его достижения. Мотив дождя и темноты.

1

28.







Диалог как часть структуры художественного целого. Соотношение диалога с авторским повествованием. Ремарка и её значение. Реплики в системе сопоставлений и противопоставлений. Стилистика языковых единиц.

1

29.







Практикум. В.Распутин. «Рудольфио». Противопоставление романтического и обыденного.

Стилистическая окраска слов. Роль авторского повествования. Внешний и внутренний план. Термины: антоним, антитеза.

1

30.







Ритм художественного произведения.

Макроритм и микроритм. Ритм на различных уровнях литературного произведения. Ритм в композиционном строении.

1

31.







Практикум. М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Гл.2 «Понтий Пилат». Повторяющиеся элементы. Рефрен. Ритмическая организация первого абзаца. Инверсия и ей роль. Дистанционный отрыв определений от определяемого слова. Ритм на звуковом уровне (фонетическом).

1

32.







Заглавие как первая ступенька в художественный мир. Название –символ, название-тезис, название-цитата, название-сообщение, название-намёк.

1

33.







Практикум. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Избранность и возвышенность человека. Смысл «прекрасного мира» в первой части рассказа. Поэтика Платонова. Враждебные силы, силы разрушения.

1

34.







Итоговое занятие.

1



Учитель _____________________ Рубиш Ю.В.

Похожие:

Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconРабочая программа Волохатюк Людмилы Викторовны, учителя начальных...
Рабочая программа курса «Развивайка» составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О. Холодовой, /...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconИндивидуальная образовательная программа занятий по литературе для...
«Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconРабочая программа учителя скулкиной Татьяны Геннадьевны, учителя...
Программа предназначена для учащихся 8 классов, рассчитана на 34 часа. Курс предъявляет к учащимся требования в рамках программы...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения»
...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconРабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. (Программа...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconРабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева (Программа по...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Анализ текста»
В связи с этим мною был разработан элективный курс «Анализ текста». Данный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Он способствует...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconПрограмма развития на 2010-2015 г г. «Сельский социокультурный центр...
Учителя -15 ( 2 «Отличника народного просвещения», 2 учителя высшей категории, 9 учителей первой категории, 3- второй категории,1-без...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconПрограмма элективного профильного курса по литературе для учащихся...
Программа курса «Комедии Н. В. Гоголя в свете проблемы автора» предназначена для углубления литературоведческих знаний, а также развития...
Рабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории, элективного курса по литературе для учащихся 10-11 классов «Анализ текста художественного произведения» iconРабочая программа педагога деминой Нины Алексеевны, учителя высшей...
Программа Захарова В. Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница