Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом




Скачать 283,88 Kb.
НазваниеРешение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом
страница1/2
Дата публикации22.09.2013
Размер283,88 Kb.
ТипРешение
pochit.ru > Литература > Решение
  1   2



ГОУ СПО

«Орский медицинский колледж»

г. Орск, 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно типовому положению об Образовательном учреждении среднего профессионального образования самостоятельная работа, является одним из видов учебных занятий студентов. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования: «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом.

^ Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Целью самостоятельной работы студентов является:

  • освоение в полном объёме основной образовательной программы;

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

  • аудиторную;

  • внеаудиторную.


Сущность и содержание аудиторной

самостоятельной работы студентов
Одним из видов творческой деятельности студентов является самостоятельная работа.

^ Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во вне аудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия, т.е. эта работа связана с самостоятельным добыванием знаний.

Студент усваивает 10% материала, слушая его: 50% - видя таблицы, схемы, записи на доске, видеофильмы и 90% - то, что делает сам.

Самостоятельная работа может составлять фрагмент либо основную часть урока, практического занятия, лабораторной работы и др.

Самостоятельная работа осуществляется и вне рамок учебных занятий - при выполнении домашнего задания, в предметных и исследовательских кружках, в техническом творчестве. Студенты реализуют свою самостоятельность также в процессе установленной учебным планом производственной практики. На основе самостоятельной работы обучающихся строится образование без отрыва от трудовой деятельности.

Самостоятельная работа для реализации ее функции как формы самоорганизации в обучении требует знание студентами процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля, самооценки, а как деятельности по приобретению и применению знаний, умений - соответствующих приемов умственных и физических действий.

Для того чтобы целенаправленно организовать самостоятельную «работу, должен быть индивидуальный (дифференцированный) подход. Одним можно дать задания на выбор, другим конкретные, указывая литературу, форму выполнения и срок контроля. Эффективность самостоятельной работы зависит от характера задания. Большой эффект, когда студенту интересно выполнять работу, а заинтересованно выполняется самостоятельная работа студентом, когда он чувствует ее практическую ценность, когда видит, что она готовит его к работе. Кроме того, чтобы заинтересовать студентов, в самостоятельную работу нужно вносить элемент новизны: необычность задания, нетрадиционность в форме оценки и др.

Самостоятельная деятельность - это такой вид учебной работы, которая проходит без непосредственного участия преподавателя и в которой, опираясь на предыдущие знания и опыт, студент добывает новые для себя факты, элементы теорий или следствия, или формирует новые для себя умения, которые являются результатом этой работы (по Г. А. Бутырскому).

  • наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

  • проявление умственного напряжения мысли студентов для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

  • проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;

  • владения навыками самостоятельной работы;

  • осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студента.

Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, обязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткой алгоритмической схеме с использованием приемов скорописи, скорочтения и тому подобное до самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельность студентов при изучении специальных предметов проявляется через планирование ими своей учебной работы, отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения, подготовку наглядно - демонстрационной аппаратуры к ее применению, выполнение отдельных учебных заданий и целостной работы по специальности на образцах аппаратуры и техники без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя, ремонт, настройку и выполнение проверки работоспособности аппаратуры, самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе учебных занятий и производственной практики.

В самостоятельной работе студентов по решению познавательных и практических задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельностью. Это целеполагание, планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами работы, корректировка хода работы, устранение замеченных ошибок, неточностей, установление и исключение их причин, совершенствование способов выполнения работы.

Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержания самостоятельной работы студентов, находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекций, семинаров, практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студентов определяет преподаватель. Вся информация осуществляется на основе ее воспроизведения.

Самостоятельная работа студентов проявляется и во внеаудиторное время, когда студенты повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств.

Так, постановку цели самостоятельной работал студенту определяет преподаватель, планирование и выполнение работы реализуется без непосредственного участия преподавателя, по образцу, способу показанному им, или жесткой алгоритмической схеме, где подробно описана последовательность выполнения операций, решение учебных задач. Алгоритмические предписания могут быть выражены с помощью формул, указаний в технической литературе, специализированных дидактических пособий, учебно-тренировочных карт, мнемонических схем. Характер самостоятельной работы студентов в данном случае носит репродуктивный характер.

Предпосылкой развития теоретических способностей является самостоятельная работа студентов по решению учебных проблемных задач. Такой вид работы имеет место тогда, когда преподаватель ставит проблемную задачу, а студент самостоятельно решает ее, проверяет нормальность решения, оценивает конечный результат. При это студент анализирует проблемную задачу, ищет способы ее решения, выбирает из известных способов наиболее рациональный, преобразует их в соответствии с условиями задачи. Все эти действия не являются очевидными, они сталкиваются с необходимостью преобразований, анализа, синтеза, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

При самостоятельной работе по решению учебных проблемных задач преподаватель определяет только постановку цели, а управление процессом их решения студенты осуществляют самостоятельно.

Самостоятельная работа студентов по решению учебных проблемных задач может быть реализована как в аудитории, так и во внеаудиторное время практически во всех формах обучения.

Учебные проблемные задачи могут быть сформулированы как в устной, так и в письменной форме.

Устная постановка учебных проблемных задач может осуществляться преподавателями при изложении учебного материала с целью активизации самостоятельной деятельности обучаемых на занятиях.

Письменная постановка учебных проблемных задач предусматривает как свободно конструируемый ответ, так и выбор правильного ответа из совокупности предложенных.

Учебные проблемные задачи со свободно конструируемым ответом целесообразно использовать во внеаудиторной работе студентов с целью углубления их теоретических знаний и совершенствования практических умений и навыков. Учебные проблемные задачи с выбором правильного ответа из совокупности "предложенных находят применение при контроле качества самостоятельной работы студентов. В ходе самостоятельной работы по решению учебных проблемных задач студенты используют знания в полном объеме, находят взаимосвязи в новых ситуациях. Тем самым знания углубляются, расширяется сфера их применения. Мышление, выражающееся в собственных выводах, достигает творческого уровня.

Самостоятельная работа по решению учебных проблемных задач подготавливает студентов к частично-поисковой самостоятельной работе. Самостоятельная работа считается частично-поисковой в том случае, когда студент сам определяет объем недостающих знаний и пути их поиска, то есть решает проблему самостоятельно. Но усвоить новые знания, недостающие для решения проблемы, самостоятельно студент не всегда может. Тогда на помощь ему приходит преподаватель, подсказывающий способ деятельности.

Определение цели и управление частично-поисковой работой студент осуществляет самостоятельно в рамках предъявленного преподавателем задания. Функциональным предназначением данного вида работы является накопление студентами опыта поисковой деятельности.

Так при выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;

  • конкретизация познавательной (проблемной и практической) задачи;

  • самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

  • % выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

  • планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

  • реализация программы выполнения самостоятельной работы;

  • осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: наблюдения за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок и их причины.

Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:

  1. ^ Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

  2. ^ Участие студентов в творческой деятельности.

  3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров.

  4. ^ Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

  5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

  6. ^ Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

  7. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

  8. ^ Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.


внеаудиторная ^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов, о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, как правил, он находится в пределах 29%-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
  1   2

Похожие:

Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconЗакрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач Самопроверка. Решение задач
Решение этих проблем возможно через личностно-ориентированные технологии обучения, одной из которых является модульная технология...
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconСамостоятельная работа 10. Философская концепция мыслителя Эта самостоятельная...
Например, можно выбрать диалог Платона (не вынесенный на семинарское занятие) или 1 — 2 книги (главы) из «Метафизики» Аристотеля....
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconСамостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) проводится с целью
О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального...
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconРешение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как...
Гендина Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности (2002)
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом icon«Приемы эффективного запоминания учебного материала»
...
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconРешение столь сложных задач невозможно без обучения школьников технологии...
России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения...
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом icon-
Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, работа с иллюстративным материалом, аналитическое чтение текста, слово...
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconЛабораторная работа № Решение задач линейного программирования в
Специальной переменной origin присваивают значение Значением origin является номер первого элемента строки или столбца в матрице....
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconПояснительная записка При изучении курса теории вероятностей и математической...
При изучении курса теории вероятностей и математической статистики студентами заочной формы обучения большая роль отводится самостоятельной...
Решение этих задач невозможно без такого элемента обучения как самостоятельная работа студентов над учебным материалом iconКурсовая работа по дисциплине Основы обработки экономической информации...
Решение этой проблемы невозможно без комплексной автоматизации системы управления банка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница