Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста




Скачать 116,91 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста
Дата публикации21.09.2013
Размер116,91 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Литература > Конспект
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе

Тема: До конца, до тихого креста

Пусть душа останется чиста!

Н.М. Рубцов

(Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цели:

  • развивать навык анализа художественного произведения;

  • раскрыть принципиальную новизну солженицынского героя для русской литературы XX века;

  • выявить важнейшие особенности языковой манеры писателя;

  • вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

^ Ход урока:

I Слово учителя: тема сегодняшнего урока идейно-художественное своеобразие рассказа Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Посмотрите, пожалуйста, на доску. Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Николая Рубцова «До конца, до тихого креста// Пусть душа останется чиста!» Я надеюсь, что в конце нашего урока, вы ответите на вопрос: почему я выбрала именно такой эпиграф для нашего занятия?

Итак, сегодня мы анализируем рассказ.

^ В: А для чего мы это делаем?

О: постичь авторскую идею; увидеть художественное своеобразие рассказа; выработать свою точку зрения.

Цели нашего урока вы определили верно.

II Все вы прочитали рассказ

^ В: Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ «Один день Ивана Денисовича»?

В: Какое время отражается в рассказе?

Учитель: В рассказе отражается трагедия народа в эпоху тоталитаризма(всесторонний контроль над жизнью общества), когда люди практически на за что попадали на несколько лет в лагеря. В «мясорубке» сталинских репрессий оказался и сам автор рассказа.

Взгляните, пожалуйста, на портрет Александра Исаевича. (слайд)

В: Что больше всего поражает вас в облике это человека?

^ О: грустные, задумчивые глаза. Они говорят о том, что человек много пережил, испытал много боли и горечи.

Учитель: В 1941г. Солженицын был мобилизован в ряды Красной Армии. После окончания офицерской школы и получения звания лейтенанта, отправляется на фронт. Артиллерист Солженицын прошел путь от Орла до Восточной Пруссии, получает боевые ордена, становится капитаном. А уже 9 февраля 1945 г. он был арестован и 27 июля того же года осужден на 8 лет лагерей. Срок С. «впаяли» за критические замечания о Сталине. Сначала С. Сидел в лагере под Москвой. В июне 1947г. его переводят в «Спецтюрьму № 16». Середину срока С. Провел на одном из островков Архипелага. В мае 1950г. писателя отправляют «на этап в особый лагерь». Там на каторге в Экибастузе он работал литейщиком, каменщиком, бригадиром. В 1952г. С. Заболел раком, от которого чудесно вылечился в ташкентской больнице. После своего чудесного выздоровления С. Дает клятву – писать только правду о самой запретной теме «режимной страны социализма» - лагерях. Воплощением этой клятвы и явилась публикация «Одного дня Ивана Денисовича».

Рассказ был написан в 1959 г.(а задуман еще в лагере в 1950г.) и первоначально носил название «Щ – 854. Один день одного зека»

Задание: Сравните первоначальное название рассказа с окончательным.

^ В: Насколько принципиально изменение?

О: Первое название звучит острее политически. «Один день» - относится ко всем. Иван Денисович – личное имя, показывает, что и на зоне можно сохранить свою личность. (слайд)

III Беседа:

1В: Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием только одного дня? ^ (ПРОЧИТАТЬ ФИНАЛ)

О: Все дни идентичны друг другу, протекают одинаково. Каждый день имеет вес («Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось»).

^ 2В: Почему день, изображаемый в рассказе, герой считает счастливым?

О: «Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь.

^ 3В: Какие «счастливые» события происходят с героем?

О: В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел, на славу потрудился, закосил лишние порции.

^ 4В: Если таков был счастливый день, то какие же были тогда несчастные. Что об ужасах сталинских лагерей вы узнали из рассказа?

5В: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

О: герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими номерами. В 1941г. он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, И.Д. попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание» («В контрразведке били Шухова много. И расчет у Шухова был простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал»). И Шухов оказывается в советском лагере.

Учитель: Итак, мы видим в каких нечеловеческих условиях пришлось выживать людям. Кажется, все в них должно быть сосредоточено на одном – только бы выжить. Но и выживать в лагере можно было по-разному: забыть о своем человеческом достоинстве (Слова 1-го бригадира Ш. Кузьмина: «В лагере вот тот подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать»). Или приспособиться к нечеловеческим условиям.

^ 5В: Иван Денисович забывает о своем человеческом достоинстве или приспосабливается к тем условиям, в которых вынужден находиться?

Учитель: Молодцы! Конечно, Иван Денисович приспосабливается к нечеловеческим условиям. Но его приспособляемость не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Наша задача сегодня понять – что помогает Ш. остаться человеком?

Учитель: Шухов не унижается, не ждет помощи и не пытается спасти свою жизнь за счет других, т.к. его задача не в том, чтобы выжить, а в том, чтобы и в бесчеловеческих условиях остаться человеком. И в это ему, бесспорно, помогает труд. И в лагере Ш. работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Обращаемся к эпизоду сомозабвенного труда Ш. и его бригады при строительстве ТЭЦ. Пока мы работаем с эпизодом, в это время творческие группы поработают на карточках.

^ (РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ)

IV Обращаемся к эпизоду самозабвенного труда Шухова и его бригады при строительстве ТЭЦ.

Первыми в бригаде мастерами признаны Шухов и Кильдигс.

^ В: Какая работа была поручена Шухову и Кильдигсу до и после обеда?

О: До обеда утеплить 3 больших окна в машинном зале, т.е. обустроить обогревалку, а после обеда – класть шлакоблоки.

^ В: Чем были утеплены окна? (Толью). Где взяли? Какие качества проявляются в героях? (Предупредительные, «не выкусишь – не выпросишь», смекалка)

В: Расскажите (зачитать) об отношениях Шухова к мастерку?

О: В Шухове есть практическая крестьянская бережливость: с трогательной заботой перепрятывает он мастерок.

Давайте прочитаем эпизод кладки шлакоблоков и посмотрим, каким здесь представлен герой? Какие качества героя проявляются в этой сцене? И почему именно эта сцена значима для раскрытия образа героя? (ЧТЕНИЕ)

Вопросы:

Ответ: Работает добросовестно, как на воле. Работу выполняет качественно («всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули»). Для него в этой работе – достоинство и радость мастера, владеющим своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. Труд – это жизнь для Шухова. Не развратила его советская жизнь, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы остались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

Учитель: Молодцы! Солженицын не случайно уделяет такое пристальное внимание языку своего героя. По Солженицыну, сохранение языка – это один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания нации.

В: Кто из героев рассказа исповедует сходные с Шуховым нравственные принципы? (кратко объяснить почему по каждому). О ком еще Солженицын пишет с симпатией?

^ О: Те, которые умеют принимать на себя удар –

Сенька Клевшин (ухо в 41 лопнуло, больше молчит. В плен попал, бежал три раза, сунули в Бухенвальд и там в подпольной организации был, оружие в зону носил для восстания. Немцы за руки сзади спины подвешывали и палками били, теперь срок тихо отбывает. Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься).

^ Латыш Кильдигс (не раз работали с Ш. вдвоем и уважали друг в друге и плотника, и каменщика. Общий срок – 25 лет. В лагерях только 2 года, но уже все понимает: не выкусишь – не выпросишь. Зовут Ян, Ш. зовет его Ваней. Русский знает как родной).

^ Кавторанг Буйновский (пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». С обеда носил раствор и с каждыми носилками становился все расторопнее).

^ Помощник бригадира Павло (правая рука бригадира).

Бригадир Тюрин (для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Сам жить умеет и за других думает. Трудится наравне со всеми остальными. По лагерям – 19 лет). Они не роняют себя и слов зря не роняют, как Иван Денисович. Действуют как одна большая, трудовая семья.

^ В: Кто из героев противопоставлен Шухову?

О: Те, которые не умеют принимать на себя удар, кто от него уклоняется. Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович (у него меховая шапка, присланная с воли; все работают на морозе, а он в тепле в канторе сидит). Но Ш. не осуждает Ц.М.: каждый хочет выжить. Шакал Фетюков (окурки собирает, где бы что-нибудь подзакосить). Десятник Дэр (такой же заключенный Б-713, за толь грозится третьим сроком бригадиру), наблюдатель Шкуропатенко и все лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по баракам.

^ VI Подведение итогов

Учитель: Итак, носителем народной нравственности в рассказе становится «простой» человек с самой обычной биографией. В лице незлобливого, терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения и издевательства и при этом сохранить человечность, доброту к людям, снисходительность к человеческим слабостям.

^ В: Что позволяет Ивану Денисовичу Шухову сохранить в себе человека?

О: Сохранит в себе человека Шухову позволяет крестьянская основательность и привычка к труду, терпение и расчетливость, умение приспосабливаться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность оставаться свободным в обстановке полной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. Природность И.Д. связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Счастливый день для Ивана Денисовича – день, когда он не перестал быть человеком.

Учитель: Итак, почему в качестве эпиграфа я взяла фразу Николая Рубцова: До конца, до тихого креста//Пусть душа останется чиста!

О: Эта фраза тесно связана с идеей рассказа Солженицына: в любых условиях человек должен оставаться человеком!

Приложение

^ Эпизод труда Шухова и его бригады при строительстве ТЭЦ.

…Шухов не ошибается. Шлакоблоки не все один в один. Какой с отбитым углом, с помятым ребром или с приливом – сразу Шухов это видит, какой стороной этот шлакоблок лечь хочет, и видит то место на стене, которое этого шлакоблока ждет.

Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор – и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов (на тот шов серединой верхнего шлакоблока потом угодить). Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает из кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает – не подрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв – шлеп туда шлакоблок! И сейчас же, сейчас его подравняв, боком мастерка подбить, если не так: чтоб наружная стена шла по отвесу, и что-бы вдлинь кирпич плашмя лежал, и чтобы поперек тоже плашмя. И уж он схвачен, примерз…

Пошла работа. Два ряда как выложим да старые огрехи подровняем, так вовсе гладко пойдет. А сейчас – зорче смотреть!

И погнал, и погнал наружный ряд к Сеньке навстречу. И Сенька там на углу с бригадиром разошелся, тоже сюда идет.

Подносчикам мигнул Шухов – раствор, раствор под руку перетаскивайте, живо! Такая пошла работа – недосуг носу утереть.

Как сошлись с Сенькой да почали из одного ящика черпать – а уж и с заскребом.

-Раствору! – орет Шухов через стенку.

-Да-ё-мо! – Павло кричит.

Принесли носилки. Вычерпали сколько было жидкого, а уж по стенкам схватился – выцарапывай сами! Нарастет коростой – вам же таскать вверх – вниз. Отливай! Следу-щий!

Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошел по ним сперва первый жарок – тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахами мокреет. Но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок – тот, от которого пот высыхает. В ноги их мороз не брал, это главное, а остальное ничто, ни ветерок легкий, потягивающий – не могли их мыслей отвлечь от кладки…

Бригадир от поры до поры крикнет: «Раство-ору!». И Шухов свое:

«Раство-ору!». Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится. Шухову надо не отстать от той пары, он сейчас и брата родного по трапу с носилками загонял бы.

Карточка № 1

Задание: прочитать отрывки и выполнить задания:

  1. Почему автор использует в качестве основного повествовательного приема форму несобственно-прямой речи, а не высказывания от первого лица?

  2. Найдите и назовите примеры сочетания народного говора, лагерных выражений, иронии.

  3. Охарактеризуйте роль синтаксического строя речи: порядок слов в предложении, вид предложений по цели высказывания, охарактеризуйте обращения. Сделайте вывод о специфике речевого портрета Ивана Денисовича.

«Шухов проворно спрятался от Татарина за угол барака: второй раз попадешься – опять пригребется. Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтоб никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только. Может, он человека ищет на работу послать, может, зло отвести не на ком. Читали ж вот приказ по баракам – перед надзирателем за пять шагов снимать шапку и два шага спустя надеть. Иной надзиратель бредет, как слепой, ему все равно, а для других это сласть. Сколько за эту шапку в кондей перетаскали, псы клятые. Нет уж, за углом перестоим».

«И Шухов сразу, как отрезавши, не стал больше ждать для себя ничего из разложенных Цезарем угощений. Хуже нет, как брюхо растравишь, да попусту.

Вот хлеба четыреста, да двести, да в матрасе не меньше двести. И хватит. Двести сейчас нажать, завтра утром пятьсот улупить, четыреста взять на работу – житуха! А те, в матрасе, пусть еще полежат. Хорошо, что Шухов обоспел, зашил – из тумбочки вон в 75-й уперли – спрашивай теперь с Верховного Совета!

Иные так разумеют: посылочник – тугой мешок, с посылочника рви! А разобраться, как приходит у него легко, так и уходит легко. Бывает, перед передачей и посылочники-те рады лишнюю кашу выложить. И стреляют докурить. Надзирателю, бригадиру, - а придурку посылочному как не дать? Да он другой раз твою посылку так затурсует, ее неделю в списках не будет. А каптеру в камеру хранения, кому продукты те все сдаются, куда вот завтра перед разводом Цезарь в мешке посылку понесет (и от ворв, и от шмонов, и начальние так велит), - тому каптеру если не дашь хорошо, так у тебя по крошкам больше ущиплет. Целый день там сидит, крыса, с чужими продуктами, проверь его! А за услуги, вот как Шухову? А банщику, чтоб ему отдельно белье порядочное подкидывал, сколько ни то, а дать надо? А в КВЧ, чтоб ему письма отдельно откладывали, не затеривали? А захочешь денек закосить, в зоне на боку полежать, - доктору поднести надо. А соседу, кто с тобой за одной тумбочкой питается, как кавторанг с Цезарем, как же не дать? Ведь он каждый кусок твой считает, тут и бессовестный не ужмется, даст. Так что пусть завидует, кому в чужих руках всегда редька толще, а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает».

Карточка № 2

Задание: проанализируйте пословицы. В чем их своеобразие и художественная функция? Наблюдаются ли обновление традиционных пословиц? Как сочетаются в языке Ивана Денисовича приметы крестьянского говорения и лагерный жаргон? Оказывается ли более стойким социально и индивидуально окрашенный крестьянский язык Ивана Денисовича по отношению к лагерной и бранной лексике? Почему?

«Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху».

«Из дому Шухов ушел двадцать третьего июня сорок первого года. В воскресенье народ пришел от обедни и говорит: война. В Паломне узнала почта, а в Темгеневе ни у кого до войны радио не было. Сейчас-то, пишут, в каждой избе радио галдит, проводное.

Писать теперь – что в омут дремучий камешки кидать. Что упала, что кануло – тому отзыва нет. Не напишешь, в какой бригаде работаешь, какой бригадир у тебя Андрей Прокофьевич Тюрин».

«Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь».

«Сенька Клевшин – он тихий бедолага. Ухо у него лопнуло одно, еще в сорок первом. Потом в плен попал, бежал три раза, излавливали, сунули в Бухенвальд. В Бухенвальде чудом смерть обминул, теперь отбывает срок тихо. Будешь залупаться, говорит, пропадешь. Это верно, кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».

«В январе солнышко коровке бок согрело!»…

«Запасливый лучше богатого».

«Быстро – хорошо не бывает»…

«Брюхо злодей, старого добра не помнит, завтра опять спросит».

Похожие:

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний...
Цели урока: Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconСко школа-интернат III-IV вида г. Липецка Конспект открытого урока...
Формировать у шестиклассников навыки культуры чтения, умения через слово в тексте художественного произведения осмыслить культуру...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока русского языка в 10 классе Тема урока: «Фразеология»
...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе умк...
Тема: «Э. Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока истории в 9 классе Тема : «Начало гражданской...
Цель: Дать представление о гражданской войне как великой трагедии русского народа
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconКонспект открытого урока в 8 классе по литературе. Урок внеклассного...
Задачи: Обучающие: знакомство с творчеством А. Платонова, чтение текста рассказа «Третий сын», учиться интерпретации литературных...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconПлан конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема
Цели: Продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края, расширить знания о рельефе и полезных ископаемых Ростовской...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Тема: До конца, до тихого креста iconПлан конспект открытого урока в 10 классе
Цель урока: Изучить назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова и историю его создания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница