Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово»




Скачать 90,23 Kb.
НазваниеУрок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово»
Дата публикации21.09.2013
Размер90,23 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
ГБОУ СПО НСО «Черепановское педагогическое училище»

Школа: МОУ СОШ № 3

Урок: литература

Класс: 7 « Б »

Учитель: Чернякова Т.В.

Методист: Марсакова Т.Н.

Студент: Миляева И.В.

Тема: Образ человека в русском героическом эпосе.

Былина «Богатырское слово»

Цель: раскрыть образ человека в русском героическом эпосе.

Задачи:

  • Повторить основные жанровые особенности былины на основе сравнительного анализа со сказкой; вспомнить основные циклы былин на примере былины «Богатырское слово»; обобщить образ человека в русском героическом эпосе и назвать художественные приемы создания образа; показать влияние жанра былины на художественную литературу.

  • Развивать умение читать былинный стих, выявлять жанровые особенности, развивать устную монологическую речь; составлять образ героя былинного эпоса.

  • Воспитывать любовь и уважение к русским национальным традициям, к фольклорному наследию.

^ Ресурсное обеспечение урока: учебники, репродукции картин «богатыри», «Иван-Царевич на сером волке», сравнительная таблица, мультфильм, сборник былин, иллюстрации, демонстрационные карточки.

^ Ход урока

I. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока)

Эпиграф: Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. (М. Горький)

-Как вы понимаете данный эпиграф?

- Что такое «устное народное творчество»? Приведите примеры УНТ.

-Давайте обратимся к нашей теме «Герой древнего эпоса». Что такое «эпос»? (род литературы, повествование)

II Изучение нового материала:

А) -Мы с вами сегодня попробуем обобщить образ героя древнего эпоса. Как вы думаете, какой жанр раскрывает героический образ человека? (былина)

-Что такое былина? (Былины - жанр русского фольклора.

-русские народные эпические песни о подвигах богатырей, отражающие жизнь Древней Руси. IX-XIII века (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

-К эпическим жанрам русского фольклора относят и сказку. Вспомним схожие и отличительные признаки двух жанров.

(на доске поочередно появляется сравнительная таблица, запись в тетрадь)

Сказка

Былина

Сходство

Устная форма.

Существуют с древних времен.

зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты.

Различия

Зародилась раньше.

Основная черта – вымысел.
В прозаической форме.
Сказки рассказывали.
Виды: волшебные, о животных, бытовые.


Запечатление исторической реальности в обобщенных образах.

Особый былинный стих - песенно-стихотворная форма.

Былины пели, проговаривали, часто в сопровождении гуслей.

Виды: героические и социально-бытовые.

Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.

Основа для многих произведений искусства.

Вывод: сказка и былина – разные жанры.
Б) – Выделяют 2 цикла былин: (на доску, в тетрадь)





Киевские

Новгородские

Действие происходит в Киеве или около него.

Тема-защита Руси от кочевников.

Идея-Киев-центр русских земель.

Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, враги: татаро-монголы (Соловей-Разбойник, Тугарин Змей…)

Показана жизнь второго центра Руси – Новгорода.

Нет вражеских нашествий, они рисуют жизнь мирную, хотя и отнюдь не простую.

Тема: быт, торговля, ремесла.

Герои: Садко(морск.царь), Василий Буслаев


-Цель этого жанра передать потомкам представление о народных идеалах защитников Родины.Главным персонажем былин является богатырь.( татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища)

- Богатырь – собирательный образ, создаваемый на реальной основе. Народ хотел видеть такого героя, защитника земель.

-Каким вы себе представляете богатыря?

-Давайте посмотрим, как художник видит богатыря. (показ картины «Богатыри»)

- Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 
1898. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", - вспоминал художник.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

-Что знаете об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и об Алеше Поповиче?

- Теперь давайте посмотрим на другую репродукцию картины Васнецова «Иван – Царевич на сером волке»

-Иван-Царевич – сказочный герой, ему в трудных ситуациях помогает волшебство. Он старается не для кого – то, а для себя, в отличие от богатырей.

-Понимаете разницу между сказочным героем и богатырем?

-Давайте посмотрим интерпретацию былинного сюжета в мультипликации.

(показ эпизода современного мультфильма)

-Как в мультфильме создан образ?

В)-Былина оказывает влияние и на художественную литературу. Мастера художественного слова создают величественные образы защитников Родины по материалам былинного героя.

Например, М.Ю. Лермонтов «Бородино». Идет Отечественная война, и он защитников Родины называет «богатыри Невы». Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

(зачитывание фрагмента, показ иллюстрации)

- А сейчас посмотрим, как автор видит защитника русских земель.

Образ богатыря во всех текстах собирательный. Основные приемы, которые использует народ, - гиперболизация (преувеличение, использование слов с увеличительным суффиксом), идеализация (создание идеала с чувством долга, с честью, справедливостью) В основе реальная действительность, но сильно преувеличенная в силе, в мощи, в создании образа врага - «…нагнано – то силушки черным – черно…»

-В текстах не дается характеристики внешнего вида (лица), кроме мощи богатыря.

^ Г) Чтение учителем былины «Богатырское слово»

-Начнем работать над текстом, стр. 134.

(выразительное комментированное чтение)

III Итоги:

-О каком жанре фольклора говорили на уроке?

- Назовите основные признаки былины.

д/з

- Былину дочитать. Посмотреть образ богатыря в данной былине.

^ Илья Муромец — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, крестьянский сын, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. Распространено также отождествление былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

^ Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях.

^ Алёша Попович —как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой).

В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Олеша Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбрый» (отборный воин), который погиб в битве на р. Калке.
Словарь

Булава –( сколько весит)

Кольчуга-


Палица –


Гусли -

Похожие:

Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconРабочая программа по литературе 9 класс
Издательство «Учитель», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconЯ. Беловоленко (науч рук. В. Н. Гусаков)
Цветовая символика в прозе Ч. Айтматова и в киргизском народно- героическом эпосе «Манас»
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconТематическое планирование. Литература. 11 класс
Учебник «Литература». 11 класс. В 2 частях. «Русское слово». 2009 год. В. И. Сахаров, Зинин С. А
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconЛитература –пк цели
Тема урока: Исторические события, о которых повествует автор «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» в русском искусстве
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» icon«Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Русская литература 19 века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», урок № Урок подготовительный при подготовке учебного...
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconЛитература 8 класс Тема: Образ главного героя поэмы «Мцыри» исредства его создания
Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики геро­ев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное...
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconУрок: литературное чтение. 4 класс. «Школа 21 века» Тема: Образ Родины...
Тема: Образ Родины в произведениях разных жанров. И. С. Соколов -микитов «Родина»
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconУрок начинается с песни на слова М. Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы»
Миляуша Ахметгалиева, учитель-методист Новокинерской средней школы Арского района
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconУрок. 5 класс. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека»
Дополнить представления детей о роли воды для человека, об использовании воды человеком
Урок: литература Класс : 7 «Б» Учитель: Чернякова Т. В. Методист : Марсакова Т. Н. Студент : Миляева И. В. Тема : Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» iconЛитература и время. Фольклор (2часа)
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница