Скачать 90,23 Kb.
|
ГБОУ СПО НСО «Черепановское педагогическое училище» Школа: МОУ СОШ № 3 Урок: литература Класс: 7 « Б » Учитель: Чернякова Т.В. Методист: Марсакова Т.Н. Студент: Миляева И.В. Тема: Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово» Цель: раскрыть образ человека в русском героическом эпосе. Задачи:
^ учебники, репродукции картин «богатыри», «Иван-Царевич на сером волке», сравнительная таблица, мультфильм, сборник былин, иллюстрации, демонстрационные карточки. ^ I. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока) Эпиграф: Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. (М. Горький) -Как вы понимаете данный эпиграф? - Что такое «устное народное творчество»? Приведите примеры УНТ. -Давайте обратимся к нашей теме «Герой древнего эпоса». Что такое «эпос»? (род литературы, повествование) II Изучение нового материала: А) -Мы с вами сегодня попробуем обобщить образ героя древнего эпоса. Как вы думаете, какой жанр раскрывает героический образ человека? (былина) -Что такое былина? (Былины - жанр русского фольклора. -русские народные эпические песни о подвигах богатырей, отражающие жизнь Древней Руси. IX-XIII века (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). -К эпическим жанрам русского фольклора относят и сказку. Вспомним схожие и отличительные признаки двух жанров. (на доске поочередно появляется сравнительная таблица, запись в тетрадь)
Вывод: сказка и былина – разные жанры. Б) – Выделяют 2 цикла былин: (на доску, в тетрадь) ![]() ![]()
-Цель этого жанра передать потомкам представление о народных идеалах защитников Родины.Главным персонажем былин является богатырь.( татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища) - Богатырь – собирательный образ, создаваемый на реальной основе. Народ хотел видеть такого героя, защитника земель. -Каким вы себе представляете богатыря? -Давайте посмотрим, как художник видит богатыря. (показ картины «Богатыри») - Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1898. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. "Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", - вспоминал художник. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. -Что знаете об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и об Алеше Поповиче? - Теперь давайте посмотрим на другую репродукцию картины Васнецова «Иван – Царевич на сером волке» -Иван-Царевич – сказочный герой, ему в трудных ситуациях помогает волшебство. Он старается не для кого – то, а для себя, в отличие от богатырей. -Понимаете разницу между сказочным героем и богатырем? -Давайте посмотрим интерпретацию былинного сюжета в мультипликации. (показ эпизода современного мультфильма) -Как в мультфильме создан образ? В)-Былина оказывает влияние и на художественную литературу. Мастера художественного слова создают величественные образы защитников Родины по материалам былинного героя. Например, М.Ю. Лермонтов «Бородино». Идет Отечественная война, и он защитников Родины называет «богатыри Невы». Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (зачитывание фрагмента, показ иллюстрации) - А сейчас посмотрим, как автор видит защитника русских земель. Образ богатыря во всех текстах собирательный. Основные приемы, которые использует народ, - гиперболизация (преувеличение, использование слов с увеличительным суффиксом), идеализация (создание идеала с чувством долга, с честью, справедливостью) В основе реальная действительность, но сильно преувеличенная в силе, в мощи, в создании образа врага - «…нагнано – то силушки черным – черно…» -В текстах не дается характеристики внешнего вида (лица), кроме мощи богатыря. ^ -Начнем работать над текстом, стр. 134. (выразительное комментированное чтение) III Итоги: -О каком жанре фольклора говорили на уроке? - Назовите основные признаки былины. д/з - Былину дочитать. Посмотреть образ богатыря в данной былине. ^ — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, крестьянский сын, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»… По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. Распространено также отождествление былинного героя и Илии Печерского — святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру. В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. ^ — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях. ^ —как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой). В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Олеша Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбрый» (отборный воин), который погиб в битве на р. Калке. Словарь Булава –( сколько весит) Кольчуга- Палица – Гусли - ![]() |
![]() | Рабочая программа по литературе 9 класс Издательство «Учитель», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:... | ![]() | Я. Беловоленко (науч рук. В. Н. Гусаков) Цветовая символика в прозе Ч. Айтматова и в киргизском народно- героическом эпосе «Манас» |
![]() | Тематическое планирование. Литература. 11 класс Учебник «Литература». 11 класс. В 2 частях. «Русское слово». 2009 год. В. И. Сахаров, Зинин С. А | ![]() | Литература –пк цели Тема урока: Исторические события, о которых повествует автор «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» в русском искусстве |
![]() | «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Русская литература 19 века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», урок № Урок подготовительный при подготовке учебного... | ![]() | Литература 8 класс Тема: Образ главного героя поэмы «Мцыри» исредства его создания Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное... |
![]() | Урок: литературное чтение. 4 класс. «Школа 21 века» Тема: Образ Родины... Тема: Образ Родины в произведениях разных жанров. И. С. Соколов -микитов «Родина» | ![]() | Урок начинается с песни на слова М. Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы» Миляуша Ахметгалиева, учитель-методист Новокинерской средней школы Арского района |
![]() | Урок. 5 класс. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека» Дополнить представления детей о роли воды для человека, об использовании воды человеком | ![]() | Литература и время. Фольклор (2часа) Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом |