Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения»




Скачать 92.33 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения»
Дата публикации21.09.2013
Размер92.33 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа



«Утверждено»

Руководитель ШМО

учителей

_____________________

«____»________________ 2009 г



«Согласовано»

Научно-методический совет

МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой»

Протокол № _________

«___»___________2009 год

«Утверждаю»

Директор лицея

_________Л.А. Андреева

«____»________________ 2009

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 11 классов
«Поэтика художественного произведения»
Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Старикова Т. Л.

МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой »

2009 год

^ Пояснительная записка

Поэтика – это часть теории литературы, изучающая строение художественного произведения и используемые в нем эстетические средства.

Предметом курса «Поэтика художественного произведения» является теория и практика анализа художественного текста. При работе предполагается более глубокое изучение литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений, что способствует развитию творческой мысли. Культура восприятия текста важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

Необходимость создания данной программы продиктована условиями предпрофильного и профильного обучения школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. Элективный курс будет интересен и для выпускников 11 классов, так как формирует умение анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, необходимое для участия в Государственной итоговой аттестации.

Индивидуальное восприятие обучающимся художественного произведения и его творческая интерпретация всегда были и остаются актуальными и вместе с тем новаторскими.

Данный элективный курс связан непосредственно с основным курсом литературы, опирается на межпредметные связи с курсом русского языка и разными видами искусства: музыкой и живописью. Пути реализации курса: художественно-творческая, познавательная деятельность обучающихся в ходе специальных занятий, формирующих отношение к литературе как к сложному и многогранному виду искусства, развивающему творческую мысль.

Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для обучающихся 10-11 классов.

^ Цель курса: анализ текста художественного произведения как объекта исследования, размышлений и открытий.

Основные задачи курса:

  • углубление и систематизация знаний по теории литературы,

  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств,

  • рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в синтетическом аспекте,

  • совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей,

  • развитие литературно-творческих способностей.


В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:

  • освоение литературоведческой терминологии,

  • знакомство с содержанием произведений, не вошедших в обязательный базовый минимум.


Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

  • самостоятельная формулировка темы и идеи произведения,

  • соотнесение формальных элементов текста с содержанием,

  • определение композиционных особенностей текста,

  • анализ лексического строя произведения,

  • определение ведущих мотивов произведения,

  • анализ синтаксических конструкций,

  • установление литературных параллелей с другими произведениями,

  • понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя,

  • определение авторской позиции и оценки героев.


^ Тематическое планирование


темы занятий

виды деятельности

формы контроля

количество часов

Художественный текст как объект разноаспектного анализа

Конспект лекции

Воспроизведение содержания лекции по плану

1

Жанровое многообразие художественных произведений

Словарная работа

Тестирование

2

Тема. Идея. Проблематика.

Работа с текстом

Интерпретация текста

3

Сюжет. Композиция.

Работа с текстом


Интерпретация текста

2

Образ автора.

Доклады (сообщения) обучающихся

Индивидуальная самостоятельная работа

2

Персонаж. Характер. Тип. Система образов.

Словарная работа

Характеристика героя произведения

2

Художественные средства создания образов

Конспект лекции

Анализ эпизода

3

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе

Сопоставление произведений

Сравнительный анализ

2

Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности

Словарная работа

Работа с текстом

Интерпретация текста

4

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

Словарная работа

Работа с текстом

Интерпретация текста

5

Словесно-образная организация поэтического текста

лексический анализ стихотворения

тестирование

2

Содержательно-смысловая и музыкальная организация поэтического теста

идейно-художественный анализ стихотворения

Интерпретация текста

2

Особенности авторского стиля повествования

конспект лекции,

доклады обучающихся

Самостоятельная работа

2

Художественное произведение как система

комплексное повторение

тестирование

2


^ Содержание тем учебного курса

Художественный текст как объект разноаспектного анализа: идейное содержание и художественные особенности литературного произведения в их синтетическом историко-филологическом аспекте. (1 час)

^ Жанровое многообразие художественных произведений: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, стихотворение и др.). Характеристика жанровых особенностей произведения. (2 часа)

^ Тема. Идея. Проблематика: определение тематического своеобразия, идейной направленности и проблематики эпических произведений. (3 часа)

Сюжет. Композиция: развитие событий о времени и пространстве; фабула; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. (2 часа)

^ Образ автора: автор-повествователь, авторская позиция, автобиографичность произведения. (2 часа)

Персонаж. Характер. Тип. Система образов: характеристика литературного героя, сравнительная характеристика, приемы типизации. (2 часа)

^ Художественные средства создания образов: речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог, деталь и др.). (3 часа)

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе: сравнительная характеристика эпических произведений с точки зрения тематики, проблематики; сквозные образы и мотивы. (2 часа)

^ Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности: анафора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, умолчание, эпифора и др. (4 часа)

^ Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола и др. (5 часов)

Словесно-образная организация поэтического текста: понятие лексемы, книжная, разговорная, просторечная лексика, устаревшие слова, авторские неологизмы. (2 часа)

^ Содержательно-смысловая и музыкальная организация поэтического теста: мотив, звуковые средства художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы), стихосложение (стопа, размер, рифма, строфа). (2 часа)

^ Особенности авторского стиля повествования: представление об индивидуальных особенностях повествования писателей, характерные особенности лирики поэтов. (2 часа)

Художественное произведение как система: единство идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения. (2 часа)

^

Критерии оценок

Результатом освоения программы курса следует считать умение выполнять идейно-художественный анализ произведения или его части, создавать сочинения или творческие работы по интерпретации эпического и поэтического текста. В целях повышения мотивации обучающихся к предмету можно предложить словесные оценки.


^ Оценка «отлично» - обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение к работе, освоил теоретический материал курса, проявляет творческую самостоятельность и интерес к предмету.

^ Оценка «хорошо» - обучающийся освоил теоретический материал курса, может использовать его при выполнении стандартных практических заданий, работает прилежно, наблюдается интеллектуальный и творческий рост.

^ Оценка «удовлетворительно» - обучающийся частично освоил теоретический материал, ус­пешно выполняет задания, аналогичные образцу, периодически проявляет творческую активность.

^




Учебно-методическое обеспечение программы



- Тексты художественных произведений: И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», И.А. Бунин «Антоновские яблоки», К. Паустовский «Дождливый рассвет», А. Платонов «В прекрасном и яростном мире», В.В. Набоков «Тяжелый дым», стихотворения М.Ю. Лермонтова, И.А. Бунина, С. Есенина, В. Маяковского, И. Северянина, А. Ахматовой и других.

- Тесты с контрольными вопросами по темам «Жанровое многообразие художественных произведений», «Словесно-образная организация поэтического текста», «Художественное произведение как система».

- Дидактический материал с цитатами к темам «Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении», «Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности».

- Задания КИМов ЕГЭ по литературе.

- Словари различных видов.

Литература для учителя


  1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ текста / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – М.,2002.

  2. Жирмунский, В. М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика / В. М. Жирмунский. – Л.,1977.

  3. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко. – М.,1988.

  4. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – Л.,1972.

  5. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. педагог. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.

  6. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: кн. для учителя / Н. М. Шанский – М.: Просвещение, 2002.

  7. Вартаньянц, А. Д. Поэтика (комплексный анализ текста) / А. Д. Вартаньянц, М. Д. Якубовская. – М.:АО «Аспект-пресс», 1994.

  8. Литература: Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум / Г. Г. Граник, С. М. Бондренко и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001.

  9. Анализ художественного произведения: художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М. Л. Семановой. – М.,1987.



Литература для обучающихся


  1. Власенков, А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Барлас, Л. Г. Русский язык. Стилистика / Л. Г. Барлас.– М.: Просвещение, 1978.

  3. Русская словесность. 10-11 классы / А. И. Горшков. – М.: Дрофа, 2000.

  4. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1983

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconРабочая программа учителя рубиш Юлии Викторовны, учителя высшей категории,...
Настоящий курс даёт возможность задержать внимание учащихся на некоторых произведениях русской классической литературы с целью формирования...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconПрограмма элективного профильного курса по литературе для учащихся...
Программа курса «Комедии Н. В. Гоголя в свете проблемы автора» предназначена для углубления литературоведческих знаний, а также развития...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconПрограмма предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса:...
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса: предметно -ориентированный
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconПрограмма элективного курса по экономике
Программа курса предназначена для ознакомления учащихся 7-х классов с основами экономики
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconИндивидуальная образовательная программа занятий по литературе для...
«Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconРабочая программа элективного курса «Медицинская география»
Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу...
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconРабочая программа элективного курса «Химические производства»
Предлагаемая программа элективного курса «Химическая технология» рассчитана на 18 часов для учащихся 9 класса основной школы
Программа элективного курса для учащихся 11 классов «Поэтика художественного произведения» iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница