Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел»




Скачать 118,47 Kb.
НазваниеСочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел»
Дата публикации20.09.2013
Размер118,47 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
Содержание курса «Литература. 6 класс»

(66 часов + 2 КР)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Русский фольклор (2+1рр час)

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

НРК. Фольклор Терского берега Белого моря. Фольклорные произведения малых форм.

^ Устный рассказ по пословице
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
НРК (1ч). Поморская лирическая песня «Ночка темная, ночь осенняя ...»и др. Высокая поэтичность лирических песен.

Древнерусская литература (2час)


Связь литературы с фольклором.

Русская летопись. «Повесть временных лет» Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

литература XIX века (27 Ч)


Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

И.А. Крылов (1ч.)


Слово о писателе.

«Осёл и Соловей», «Ларчик». Языковое своеобразие басен
А.С. Пушкин (9ч+1рр )

Слово о поэте.

Стихотворения: «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник»

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

^ Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Картины жизни русского барства. Образ Владимира Дубровского. Протест Дубровского против несправедливости, произвола и деспотизма. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

^ Сочинение по роману «Дубровский».
Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

Теория литературы. Понятие о композиции.
М.Ю. Лермонтов (2ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Листок», «Три пальмы». Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым.

Теория литературы. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.




Н.В. Гоголь (2 ч.)


Слово о писателе.

Повесть "Ночь перед Рождеством" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

И.С. Тургенев (2ч.+1рр)


Слово о писателе

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер пейзажа портрета и пейзажа.

^ Художественный пересказ эпизодов.

Ф.И. Тютчев (1 ч.)


Слово о поэте.

Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.А. Фет (1+1рр ч.)


Слово о поэте.

Стихотворения «Учись у них  у дуба, у березы…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь»

Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

^ Сочинение-анализ лирического произведения по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева(1 час).

Н.А. Некрасов (2 ч.)


Слово о поэте.

Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальных и фантастических картин, роль пейзажа.

Н.С. Лесков (3 ч.)


Слово о писателе.

^ Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

А.П. Чехов (1 ч.)


Слово о писателе.

^ Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.
Родная природа в произведениях русских поэтов пушкинской поры (Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К.Толстой) (1 ч). Выражение в них чувств, мыслей, миро­ощущения и настроения ли­рического героя.

литература ХХ века (20ч)

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.



А.С. Грин (2ч+1рр )

Слово о писателе.

Повесть "Алые паруса". Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

^ Устная характеристика персонажа.

А.П. Платонов (1 ч)


Слово о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

М.М. Пришвин (4 +1рр час)


Слово о писателе.

^ Сказка-быль «Кладовая солнца». Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Нравственная суть взаимоотношений героев. Особенности композиции и смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

^ Сочинение по сказке-были «Кладовая солнца».
НРК (1ч). М.Пришвин. «За волшебным колобком». «Солнечные ночи в Хибинских горах». Мастерство писателя: сочетание лиризма с научным стилем.

^ Произведения о Великой Отечественной войне. (1 ч.)

К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», Д. Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувства скорбной памяти о павших и обостряющие чувство любви к Родине.
^ В. Г. Распутин (2+1рр ч.)

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

^ Домашнее сочинение по рассказу «Уроки французского».
НРК (1ч). В.С.Маслов «Восьминка». Уроки доброты и милосердия. Раннее взросление.
В.М. Шукшин (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

^ Ф. Искандер (1 ч).

Слово о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. (1 ч)

С.А. Есенин . Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша».


^ А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Картины родной природы в стихотворениях поэтов.

НРК (1ч). В.Семенов «Люблю я заполярный край»; В.Смирнов «Поморы», «Я родился у самого края земли»; Н Колычев «Край земли, край моря».
^ ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)
Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Мифы Древней Греции (2ч.)
НРК (1 ч). Мифы, предания Кольского полуострова. Легенды о Гирвасе и Мяндаше. Талантливость саамского народа. Выражение любви к родной земле.
Героический эпос в мировой культуре

Гомер (2 ч.)

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа». “Одиссея” как “поэма странствий”. Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (1 ч.)


Слово о писателе.

^ Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

Жанр баллады в зарубежной литературе

Ф. Шиллер (1 ч.)


Слово о поэте.

^ Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

Жанр новеллы в зарубежной литературе

П. Мериме (2 ч)


Новелла «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.
^ Образ «странного» героя в литературе.

А. Сент–Экзюпери (2 ч)

Слово о писателе.

Сказка «Маленький принц». Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.


Произведения для заучивания наизусть в 6 классе.

  1. Крылов И.А. Басня

  2. Пушкин А.С. «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник»

  3. Лермонтов М. Ю. 2 стихотворения по выбору учащихся.

  4. Некрасов Н.А. «Железная дорога» (отрывок).

  5. Тютчев Ф.И. «Листья»

  6. Фет А.А. «Учись у них  у дуба, у березы…»

  7. Пришвин М.М. Отрывок из сказки «Кладовая солнца».


Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, разверну­тый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсцени­рование;

- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), про­веряющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произве­дении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведе­ния (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художествен­ное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произве­дения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники журналы, автобиографии и т.п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

  6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Е. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

  8. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература. Тетрадь для учащихся 6-го класса. – Саратов: «Лицей», 2000

  9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6-й класс: к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс»: Авт.-сост. В.П.Полухина / Н.А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

  10. Пособие к учебнику-хрестоматии 6 класса. / Авт.-сост. В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 1992

  11. Е.И Матвеева. Рабочая тетрадь к основным учебникам. 6 класс./ АВС. Литература. Все уровни ЕГЭ.- Москва. ЭКСМО education. 2008


Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  7. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

  8. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996

  9. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комисарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. 2-е изд., испр. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001

  10. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П.Полухиной и Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Вако, 2006

  11. Занимательные материалы по литературе. 6 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

  12. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П.Полухиной «Литература: 6 класс» / О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

  13. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004

Похожие:

Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconПлан-конспект урока. Тема: Роль эпизода в раскрытии идейного содержания....
Тема: Роль эпизода в раскрытии идейного содержания. По роману А. С. Пушкина «Дубровский»
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconПроизведения для самостоятельного чтения летом. Шестой класс
А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд». Дубровский. Выстрел, Барышня-крестьянка и др
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconЛитература на лето 6 а б в класс 2012г
...
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconТретья повесть трилогии "Кортик" "Бронзовая птица" "Выстрел"
Шныра вынул кепку из кармана, нахлобучил на голову, на глаза, отошел, потом незаметно стал за Паштетом и наполнил свою кошелку бутылками...
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconЛитература Написать сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconЛитература Написать сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconЛитература Написать сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconВторая повесть трилогии "Кортик" "Бронзовая птица" "Выстрел"
Штаны у Генки были закатаны выше колен, рукава полосатой тельняшки выше локтей, рыжие волосы торчали во все стороны. Он презрительно...
Сочинение по роману «Дубровский». Повесть «Выстрел» iconСочинение по картине" сочинение "
Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница