Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель




Скачать 132,3 Kb.
НазваниеПрограмма элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель
Дата публикации20.09.2013
Размер132,3 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа
Государственное образовательное учреждение

Самарская государственная областная академия (Наяновой)

Комедии Н.В. Гоголя

в свете проблемы автора
П Р О Г Р А М М А

элективного профильного курса

по литературе для учащихся 10-11 классов

Автор-составитель:

Таумов Ирбулат Джуламанович,

преподаватель русского языка и литературы, кандидат филологических наук.


Ректор СГОАН

Наянова Марина Венедиктовна
Объяснительная записка
Программа курса «Комедии Н.В. Гоголя в свете проблемы автора» предназначена для углубления литературоведческих знаний, а также развития умения анализировать текст драматического произведения.

Данный профильный курс составлен для учащихся 10-11-х классов гуманитарного направления профильных учебных заведений, рассчитан на 48 часов. Формы выражения авторского сознания в комедиографии Н.В.Гоголя как предмет настоящего изучения профильного курса могут быть обнаружены прежде всего в текстах, заключающих в себе концепцию автора и действительности, воплотившейся в его произведениях. Работа над текстами комедий Н.В.Гоголя, составляющих целостную систему, будет способствовать развитию филологического мышления, поможет постичь драматургические произведения авторов ХIX-XXI веков. Кроме того, навыки, приобретенные в результате прохождения курса, будут востребованы при работе над заданиями блока С Единого Государственного экзамена по русскому языку и литературе за курс основной средней школы.

^ Основная цель курса – выработать у учащихся навыки анализа текста, выявляющего авторский замысел и различные средства его воплощения; воспитать квалифицированного читателя, подходящего к произведению как к творческому акту автора, в котором он формирует представление о себе как ценность высшего порядка; через тексты комедий способствовать постижению художественного мира Н.В.Гоголя.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • привить учащимся навыки мотивного анализа, исследовать систему мотивов, организующих художественное пространство и время, влияющих на создание образа человека и определяющих его место в картине мира произведений;

  • совместно с детьми выявить иерархию ценностей, запечатленную в художественном мире гоголевских комедий;

  • описать особенности жанровой природы пьес, наиболее ярко проявляющие авторское начало;

  • проанализировать композиционные средства выражения авторского сознания в драматургии Н.В.Гоголя.

Для реализации цели и задач необходимо:

  • Углубить знания учащихся по теории литературы;

  • Совершенствовать у школьников умения и навыки различных видов литературоведческого анализа;

  • Культивировать участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • Сформировать навыки исследовательской работы;

  • Подготовить учащихся к самостоятельному созданию творческих работ исследовательского характера.

^ Планируемый результат: по окончании курса учащиеся должны глубже освоить творчество Н.В. Гоголя; развить интерес к изучению классической русской литературы вообще, драматургии в частности; овладеть навыками работы с текстом; повысить речевое мастерство; научиться создавать, оформлять и защищать исследовательские работы; получить дополнительные знания, необходимые при поступлении на гуманитарные факультеты вузов и обучении на них.

Программа элективного профильного курса составлена на основе диссертационного исследования «Формы выражения авторского сознания в драматургии Н.В. Гоголя», защищенного автором-составителем 24 ноября 2006 года на кафедре русской и зарубежной литературы и методики преподавания литература Самарского государственного педагогического университета. Положительные отзывы на диссертацию были получены от ведущих специалистов Самарского, Саратовского, Тверского, Томского и Удмурдского государственных университетов.

^

УЧЕБНЫЙ ПЛАН







ТЕМЫ

Количество часов



^ Формы контроля


всего


лекции


практика

1. Комедии Н.В. Гоголя как целостная система произведений.

4

2

2

Викторина на знание текстов.

2. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте.

2

2

-

Анализ теоретических работ по проблеме автора (конспект).

3. Заголовочный комплекс в пьесах Н.В. Гоголя (Названия произведений, эпиграфы, афиши, жанровые обозначения).

2

1

1




4. Имена персонажей комедий Н.В.Гоголя.

3

1

2

Составление словарика личных имен гоголевских героев

5. Мотивный анализ.

2

2

-




6. Мотивы, моделирующие художественное пространство и время:

6.1 Дороги,

6.2 Карт и карточной игры,

6.3 Собаки,

6.4 Зеркала,

6.5 Остановившегося времени,

6.6 Карнавальные мотивы.

1
2

1

1

1

2

2

1
-

-

-

-

-

-



2

1

1

1

2

2




7. Мотивы, влияющие на создание образа человека в картине мира комедий Н.В.Гоголя:

7.1 Обмана (самообмана),

7.2 Случая,

7.3 Денег (взятки),

7.4 Семейные мотивы (отцов и детей, любви, женитьбы).

2

1

1

1

1

2

2

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

2



Письменная работа
(сочинение)


8. Самостоятельное выявление и описание мотива.

2

-

2

Самостоятельная творческая работа

9. Анализ оппозиций:

9.1 Человек-чин,

9.2 Человек-царь,

9.3 Человек-Бог.

1

2

2

2

1

-

-

-

-

2

2

2




10. Особенности жанровой природы пьес Н.В. Гоголя.

3

2

1




11. Композиционные средства выражения авторского сознания.

3

2

1




12. Защита творческих работ.

2

-

2

Конференция

Всего

48

16

32





^ Формы контроля уровня достижений учащихся.

1.Промежуточные: наблюдение активности на занятии; анализ творческих работ, конспектов, исследовательских работ, анкетирование.

2.Итоговая: творческая работа исследовательского характера.

Примерные темы для докладов и рефератов. (Наиболее подготовленные учащиеся выполняют и защищают творческую работу исследовательского характера, слабые – работу реферативно-компиляционного характера).

1. Система комедий Н.В. Гоголя.

2. По следам «Владимира 3-й степени».

3. Гоголь-комедиограф.

4. Тайнопись «Ревизора».

5. От «Женихов» к «Женитьбе».

6. Комедия Н.В. Гоголя «Игроки».

7. Образы времени и пространства как формы выражения авторского сознания в драме.

8. Архитектоника гоголевских комедий.

9. Заголовочный комплекс комедиографии Н.В. Гоголя.

10. Мотивика драматургии Н.В. Гоголя.

11. Отцы и дети в мире комедий Н.В.Гоголя.

12. Элементы карнавализации в комедиях Гоголя.

13. Особенности художественного пространства в драматургии Н.В. Гоголя.

14. Особенности художественного времени в драматургии Н.В. Гоголя.

15. Пушкин и Гоголь: о пародическом использовании в драме.

16. Собаки в комедиях Н.В. Гоголя.

17. Мотив чина и его роль в создании образа человека в мире комедий Н.В. Гоголя.

18. Комедия Гоголя как жанр.

19. Оппозиции «Человек-царь», «Человек-Бог» в драматургической системе Н.В. Гоголя.

20. Имена персонажей комедий Н.В.Гоголя.

^ ПРОГРАММА КУРСА


  1. Комедии Н.В. Гоголя как целостная система произведений.

Объект изучения в рамках данного профильного курса - тексты комедий Н.В. Гоголя «Ревизор», «Женитьба» и «Игроки», а также его драматические отрывки «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Общность системы мотивов, единство стилевого воплощения, пространственно-временные координаты и образ человека, порождающие общую картину мира и обеспечивающие концептуальную целостность.

^ 2. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте.

Автор – центр художественного мира произведения. Автор есть «изнутри исходящая активность цельного человека» (М.М.Бахтин). Автор как субъект сознания, выражением которого является весь художественный текст произведения (Б.О. Корман). Авторское сознание как творческая энергия, которой биографический автор заряжает произведение («Сила заряда» определяет интенсивность и продолжительность жизни текста в истории культуры). Феномен «оживления» произведения.

Актуальность вопроса о специфике выражения авторского сознания в драматическом тексте. Традиционно принятые способы авторского присутствия в тексте: название произведения, «внутренние» монологи-самохарактеристики, «говорящие» фамилии, эффектные сцены «под занавес», реплики «в сторону», авторские ремарки. Значимая роль иных форм выражения авторской мысли: жанровой модели произведения, мотивной структуры текста.

^ 3.4. Заголовочный комплекс в пьесах Н.В. Гоголя (Названия произведений, эпиграфы, афиши, жанровые обозначения).

Анализ элементов заголовочного комплекса гоголевских комедий: заглавий и эпиграфов, жанровых обозначений произведений, перечней действующих лиц. Особенности антропонимики героев драматических произведений. Названия комедий как иллюстративное отражение спектра основных мотивов драматургии Гоголя.

^ 5. Мотивный анализ.

Мотивная структура текста как актуальная и перспективная по отношению к драматургии форма выражения авторского сознания. Комплекс мотивов - посредник с миром человеческой культуры. Мотивный анализ позволяет рассматривать как сюжетно-композиционный, так и словесный план произведения.

В роли мотива в художественном произведении «может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, краска, звук и т. д. (Б.М. Гаспаров). Обращение к мотивному анализу - возможность проникнуть во внутренний мир произведения и вступить в диалог с сознанием автора.

^ 6. Мотивы, моделирующие художественное пространство и время.

Картина мира в художественном произведении. Категории времени, пространства, образ человека. Мотивы, моделирующие художественное пространство и время (подсматривания, карт и карточной игры, собаки, зеркала, карнавальные мотивы и др.); мотивы, определяющие образ человека (чина, обмана, царя, Бога, «семейные мотивы» и пр.).

Художественное пространство - «модель мира данного автора, выраженная на языке пространственных представлений» (Ю.М. Лотман). Пространство у Гоголя многомерно, полисемантично. Сочетание у Гоголя наследующих друг друга поэтических форм в пределах художественного целого. Карнавальный принцип построения хронотопа у Гоголя. Профанация - система снижений официальных ценностей.

^ Мотив подсматривания. Достижение эффекта размывания границы между посюсторонним и потусторонним мирами. Подсматривание как источник опасений и важный стимул поведения персонажей.

^ Мотив карт проходит через сюжеты "Ревизора" и "Женитьбы", находит отражение и в драматических отрывках ("Игроки", "Утро делового человека"). Карточная колода как иерархически организованная структура. Черты иного бытия - модели мира, в которой механическая жизнь людей-марионеток, находит свое зеркальное отражение.

Актуализация собачьей темы и ее роль в обозначении «мифологических границ между разными мирами, одному из которых приписываются свойства и признаки собачьего, то есть не просто «чужого», а нечеловеческого» (В.Ш.Кривонос)

Атмосфера вяло текущего, почти остановившегося времени. Медленное течение времени, соответствующее бессмысленно
текущей жизни, определяемой как «скука, скука смертная!». Моментальное время, завершающее эволюцию временных отрезков (Т.Г.Свербилова). Полная остановка драматического времени в «Немой сцене». Катастрофичность - характерная черта времени в комедиях Гоголя.

^ 7.9. Мотивы, влияющие на создание образа человека в картине мира комедий Н.В.Гоголя. Анализ оппозиций.

Многозначность мотива царя в комедиях Н.В.Гоголя. Представление о святости общественных законов не в идее человека, а в идее чина-звания. Оппозиция «чин – человек». Там, где уважают чин, не уважают человека. Процесс отчуждения человеческих отношений, замены их знаками в денежном обществе.

Мысль автора о спасении и воскрешении. Мотивы «оживляющие». Разоблачительное проникновение в сущность изображаемой жизни как выход автора-драматурга к тайне ее амбивалентности.

^ 10. Особенности жанровой природы пьес Н.В. Гоголя.

«Память жанра» (М.М.Бахтин) как определяющий фактор. Сопоставительный анализ комедий Гоголя и трагедий Пушкина. Мотив самозванчества - зона культурного диалога двух классиков.

С точки зрения «жанрового мышления», комедия Гоголя - уникальное художественное образование, поразительно вобравшее в себя черты разновременных и разностилевых форм творчества и сохранившее при этом «статус комедии».

^ 11. Композиционные средства выражения авторского сознания.

Композиционные приемы. «Абсурдное сплетение мотивов» (В.В.Гиппиус).

Композиционное решение ввергнуть героев в финале в состояние, подобное смерти, как выражение авторского отношения к суетному существованию людей. Мотивы спасения и казни в «немой сцене» «Ревизора».

ЛИТЕРАТУРА





  1. Гоголь Н.В. Комедии. Любое издание.

  2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сборник избр. трудов. – М.: Искусство, 1986. – С. 9 – 192.

  3. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.: МАЛП, 1996. – 351 с.

  4. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М.: Наука, 1976. – 256 с.

  5. Воробьева Т.Л. Некоторые аспекты анализа жанрового своеобразия сатирической комедии с точки зрения худож. восприятия // Худож. тв-во и лит. процесс. – Томск, 1988. – Вып. 10. – С. 185 – 198.

  6. Гоголь и русская литература ХIХ века. – Л.: ЛГПИ, 1989. – 132 с.

  7. Гоголевский сборник. Выпуск 2 (4) – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 360 с.

  8. Захаров К.М. Спектр авторских мистификаций в тексте комедии Гоголя «Ревизор» // Филологические этюды. – Саратов: СГУ, 1998. – Вып.1. – С. 42 – 47.

  9. Золотусский И.П. Прыжок Подколесина // Монолог с вариациями. – М.: Советская Россия, 1980. – С. 348 – 354.

  10. Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. – М.: РГГУ, 2000. – 188 с.

  11. Ищук-Фадеева Н.И. «Ревизор» Гоголя: между прошлым и будущим // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 135 – 147.

  12. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.: Просвещение, 1972. – 110 с.

  13. Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. акад. театр. искусства, 1994. – Вып. 2. – 110 с.

  14. Кривонос В.Ш. Автор и комический герой у Гоголя // Кормановские чтения. – Ижевск:, 1994. – Вып. 1. – С. 111 – 114.

  15. Купреянова Е.Н. Авторская «идея» и художественная структура «общественной комедии» Н.В. Гоголя «Ревизор» // Русская литература. – Л., 1979. – №4. – С. 3 – 16.

  16. Лотман Ю.М. О Хлестакове // Ученые записки Тартуского университета. Сер. литературоведение. – Тарту, 1975. – Т. 26. – Вып. 369. – С. 19 – 53.

  17. Манн Ю.В. «Ужас оковал всех…»: О немой сцене в «Ревизоре» Гоголя // Вопросы литературы. – М., 1989. – №8. – С. 223 – 235.

  18. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М.: Coda, 1996. – 474 с.

  19. Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – 368 с.

  20. Проблема автора в художественной литературе: Сб. науч. тр. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. – 220 с.

  21. Рассовская Л.П. Изображение человека в художественных произведениях Пушкина и Гоголя: диалоги и дискуссии. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – 200 с.

  22. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. – Воронеж: Логос-Траст, 1994. – 264 с.

  23. Таумов И.Д. Мотив чина и его роль в создании образа человека в мире комедий Н.В. Гоголя // Известия Самарского научного центра РАН. Актуальные проблемы гуманитарных наук. – 2006. № 2.

  24. Теоретическая поэтика: Понятия и определения / Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. – М.: РГГУ, 2002. – 467 с.

  25. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.


Литература для учащихся


  1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2000. – 556 с.

  2. Влащенко В.И. «Две необыкновенные крысы» в «Ревизоре» // Лит. в школе. – М., 2004. – № 4. – С. 19 – 24.

  3. Вогман Л. Загадка «Ревизора» // Литературная учеба. – М., 1987. – № 6. – С. 149 – 153.

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989 – 1991.

  5. Злочевская А.В. Два самозванца в русской литературе, или Еще один пушкинский сюжет в «Ревизоре» // Русская словесность. – М., 2003. – № 4. – С. 7 – 14.

  6. Золотусский И.П. Еще раз о «Ревизоре» // Литература в школе. М., 1996. – №2. – С. 13 – 20.

  7. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. – М.: Детская литература, 1979. – 142 с.

  8. Нечипоренко Ю. Космогония Гоголя // Первое сентября: Литература. – М., 2002. – №1. – С. 6.

  9. Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя. «Ревизор». – М.: Картография, 1996. – 62 с.

  10. Романова Г. Мотив денег в «Ревизоре» Н.В. Гоголя // Литературная учеба. – М, 2005. – № 1. С. 202 – 205.

  11. Современный словарь-справочник по литературе. – М.: АСТ: Олимп, 1999. – 699 с.

  12. Турбин В.Н. Герои Гоголя. – М.: Просвещение, 1983. – 127 с.

  13. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта ХIХ века. – 5-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 264 с.

  14. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М.: Интерпракс, 1994. – 160 с.

Похожие:

Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПрограмма Элективного курса «Экономический проект» 8 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Программа «Экономический проект» предназначена для учащихся средней ступени обучения, и может быть использована в качестве элективного...
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПрограмма предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса:...
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса: предметно -ориентированный
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconИндивидуальная образовательная программа занятий по литературе для...
«Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический...
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПояснительная записка Программа элективного курса предназначена для...
Учитель химии Алексеева В. И., учитель технологии Васильев К. С., учителя биологии Васильева Е. П., Николаева Н. Я
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconРабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного...
Данная рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconРабочая программа по литературе для 5-11 класса Составитель
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 – 11 классов мбоу сош №76
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПрограмма элективного курса по экономике
Программа курса предназначена для ознакомления учащихся 7-х классов с основами экономики
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов Автор-составитель iconПрограмма элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель
В программе О. С. Габриеляна (8-9кл) нет темы, где бы изучались свойства воды, её роль в жизни человека и всего живого на Земле....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница