Урока




Скачать 75,81 Kb.
НазваниеУрока
Дата публикации20.09.2013
Размер75,81 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Конспект урока по литературе

на тему: «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»

Цель урока:

  • познакомить учащихся с «золотым словом» Святослава, выяснить причины поражения русских князей;

  • развивать способность анализировать художественный текст;

  • формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Связное высказывание по теме «Жанры древнерусской литературы.

«Повесть» и «Слово».

Повесть – всякий рассказ – повествование – событие общественного характера – рассказ «извещающий», «весть подающий» - не о себе, не о «я» - эпический характер (о народе, об истории, о племенах и т. п.)

Слово – повесть (эпическое повествование об истинном событии) + субъективная лирическая стихия (собственное, от рассказчика, отношение к эпическим) событиям

Вопросы

  1. Как перевести слово «повесть»?

  2. Что такое эпос, эпическое повествование?

  3. Как отличить древнерусскую повесть от древнерусского слова?

Словарная работа у доски – родственные связи русских князей (индивидуальное задание, подготовленное с учителем истории)

Игорь -

Осмомысл Ярослав –

Всеволод –

Роман Мстиславович -

Владимир –

Ингварь и Всеволод -

Всеволод –

Изяслав -

Рюрик и Давид –

^ Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам - (слова предыдущих уроков)

- Подобрать эпитеты из текста к словам:

Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.

Найдите ошибку:

  • То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)

  • Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)

  • О Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)

  • То было в те войны и походы (рати)

  • Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)

  • Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)

2.Словарная работа в классе

Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).

Найдите ошибку:

  • Копья звенят (поют)

  • Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)

  • А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)

  • А Святослав страшный сон видел (смутный)

  • Тогда великий Святослав изронил мудрое слово (золотое)

  • Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)

  • Черпали мне красное вино, с горем смешанное (синее вино)

  • Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)

  • Вступайте же, господа, в стальное стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)

  • Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)

3.Работа над фрагментом текста «Сон Святослава.

Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.

^ Беседа по вопросам:

  • Как дешифруется смутный сон Святослава? Что означают все его символы? Чья одежда – саван? Какова здесь символика цвета? Какова цветовая гамма? Какие мифологические символы связаны с вином и крупным жемчугом из пустого колчана? С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке? Какой смысл имеет в этом контексте синее море?

  • Кому, судя по этому сну, грозит горе – самому Святославу лично или нет? Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю – на юг, опасность грозит с юга).

  • Какое истолкование сну дают бояре? К каким событиям обращены их мысли? Как расшифровать их ответ?

4. «Золотое слово» Святослава

Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России – Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).

- Объясните смысл выражения «золотое слово».

5. На этом заканчивается «золотое слово» Святослава, и сам автор, как бы продолжая «золотое слово», начинает призывать князей защитить Русь. Автор обращается непосредственно к князьям.

-Что общего у князей, к которым обращено «золотое слово»? Составьте их групповую характеристику. Заполняем таблицу, обращаемся к истории, смотрим карту «Русские княжества 12 века»

Игорь и Всеволод, родные братья

новгород-северский, курский

Рано начали себе славы искать.

Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.

Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода

киевский

Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное…

Ярослав

черниговский

Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь)

Владимир

переяславский

Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам)

Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М.

ростово-суздальский

Великий князь Всеволод!

Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно)

Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха

смоленские

Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры…

(потерпевшие от половцев)

Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую

Осмомысл Ярослав

галицкий

Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему)

Роман и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого

волынские

Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря…

Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.

Ингварь и Всеволод

второстепенные князья небольшого луцкого княжества

Не худого гнезда соколы!

Изяслав, внук Всеслава

полоцкий

Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода

Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.

- Какова же главная мысль «золотого слова»? Можно ли все высказанное подытожить одной фразой из текста?

^ Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую,

на богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

от земли Половецкой!

- Каковы пространственные характеристики в этом фрагменте? Какой образ возникает благодаря им ?

(Образ русской земли, ее мужественных защитников. Киев, Тмуторакань, Половецкая земля… Перед нами сражения, битвы…Судьба русской земли.)

- Как выглядит в «золотом слове» древнерусская история?

Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром – мотив родины.

Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли – и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.

6. Это история. А наша тема звучит как мифопоэтическое осмысление русской истории. Это означает, что, опираясь на фольклор и мифологию, автор поднимается до своего индивидуального видения мира, и потому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль.

- Наблюдение над текстом. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся в других текстах?

«Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард – хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див – в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).

^ Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте:

  • гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»);

  • сравнения («храбрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»);

  • эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»);

  • метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»);

  • перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.

7. Итог

- Чем же завершается «золотое слово»?

Встали стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы,

но врозь у них полотнища развеваются.

Копья поют!

(Приготовлением к походу. Но у русских князей врозь развеваются полотнища знамен, нет между ними согласия. Слышится звуки битвы – «копья поют». Тревожный финал.)

Похожие:

Урока iconУрока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты
А урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами...
Урока iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр...

Урока iconУрока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия

Урока iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр....
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
Урока iconУрока №урока по теме1 Тип урока Тема урока Практические и,лаборат...
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
Урока iconУрока. Тема урока
Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока
Урока iconУрока дата Тема урока Вид урока
Тематика уроков по антикоррупционному воспитанию в моу никулинской оош по литературе
Урока iconИндивидуальное развитие организмов
Содержание урока соответствует требованиям программы. Структура урока соответствует его содержанию и поставленным целям. В течение...
Урока iconТема урока : «Je me prom è ne dans Paris»
Фильм о Париже демонстрируется перед началом урока со звуком, затем в течение всего урока без звука
Урока iconПлан-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока
Каждая группа дает характеристику современной молодежи с «их» точки зрения и представляют ее
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница