Тексты к уроку




НазваниеТексты к уроку
страница1/7
Дата публикации20.09.2013
Размер0.72 Mb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7
Уроки 48 - 56
Урок 48. «Встреча со сказкой»
Праздник читательских удовольствий


ТЕКСТЫ К УРОКУ

«Царевна-лягушка». Русская народная сказка. Запись А.Афанасьева (отрывок).

«Каша из топора» Русская народная сказка. Запись А.Афанасьева (отрывок).

«Мужик, медведь и лиса» Русская народная сказка Запись А.Афанасьева (отрывок).

«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка по записи А.Афанасьева.



Урок ведут двое: учитель и сказочница (сказочник). Сказочница появляется не сразу, она одета по-особому и приносит с собой узелок, в котором собраны сказочные предметы: клубок, яблоко, горшок, кольцо... Доска закрыта, но на ней заранее нарисованы (или прикреплены) рисунки - три домика, в которых будут «жить» сказочные герои. В одном - герои волшебных сказок, в другом - герои сказок про животных, в третьем - герои бытовых сказок. Домики выглядят соответственно особенностям сказок: волшебный терем, лесной берестяной домик, бревенчатая избушка.
У. Сегодня у нас необычный урок: вам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверное, их любите. Назовите мне свои любимые русские народные сказки.

Д. ...

Раздается стук в дверь, появляется Сказочница.

Сказочница. Кто это тут сказки вспоминает? Я вижу, тут без меня дело не обойдется. Там, где дети про сказки вспоминают, должен и сказочник быть.

У. Вот так подарок! Поздороваемся с нашей гостьей. (дети здороваются). Мы все очень рады вам, потому что мы только начали вспоминать свои любимые русские народные сказки.

Сказочница. Ах так, любите сказки? Любить-то мало, надо еще их знать, помнить. Вот я сейчас вас проверю немножко. Расскажу-ка я вам отрывок из сказки, а как остановлюсь, да платком махну - тут вы мне и назовете имя сказки, которую я вам сказывала. (Читать сказки нельзя. Можно говорить по-своему, близко к тексту, но сохраняя стилистику «сказывания».)
Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали с своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Васялиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их нечестно.
Сказочница обрывает сказ, машет платком.
Д. Это «Царевна-лягушка».

Сказочница. Ну молодцы, молодцы. А ну-ка я вам другую сказку сказывать буду, глядишь, вы ее-то не отгадаете:
Солдат топор вымыл, опустил в котел налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну, как? – спрашивает старуха.

- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль, что вот соли нет.

  • Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

- Коли сюда бы да горсточку крупы.

Старуха принесла из чулана мешочек крупы.

- На, заправь как надо.
^ Сказочница машет платком.

Д. Это мы читали. Это «Каша из топора»

Сказочница. Надо же! И эту сказку знают!

У. Да мы еще и не такие сказки знаем. Вот я сейчас ребятам потруднее загадку загадаю. Послушайте две мелодии и угадайте, к какой из сказок какая мелодия подходит. (Звучит музыка: сначала «Величальна», а потом «Барыня» или «Камаринская».)

^ Д. Первая ближе по настроению к танцу Царевны-лягушки, а вторая - к сказке о топоре!

Сказочница. Ишь, догадались! А как вы догадались-то?

Д. Первая величавая, торжественная, как в волшебной сказке. А другая такая веселая, под нее не плавно танцевать, а плясать можно.

Сказочница. Надо же! Ведь и правда, когда про царевну-лягушку сказываешь, все и слушают по-другому, никто не смеется, а как начну про топор сказывать, так все смеются. Понравились мне ваши загадки. Сейчас я что-нибудь такое выдумаю. Что же мне выдумать-то? (Оглядывается.) Вот, придумала. Где-то тут мое колечко волшебное? Сейчас надену его на палец да поверну - и загадка готова (Поворачивает кольцо и открывает "домики".) Видите, домики какие! В каждом из них - сказочные герои живут. В одном - Царевна-лягушка да Иван-царевич. А в другом - солдат да баба. А третий дом для кого? Какие герои из сказок в этом домике живут?

Д. ...

Сказочница. А где будет жить Лиса Патрикеевна? Заяц-хвастун? Волк-зубами щелк?

^ Д. Им нужен свой домик.

Сказочница. Вот они, зверушки-то, и будут жить в третьем домике. Можно?

Д. Можно.

Сказочница. Почему же все наши герои - сказочные, а живут в трех разных домиках?

Д. Потому что первый домик на терем похож, там должны жить волшебные герои, такие, как Василиса Премудрая. В простой избушке должны жить простые герои - солдат, например. А у зверушек должна быть своя избушка, лесной теремок.

Сказочница. И это отгадали! Ну тогда я вам еще труднее загадку загадаю. Вот тут у меня кое-что есть. В узелке моем разные вещи спрятаны. Ну-ка, посмотрите на них и скажите, что это за вещи такие и из какой сказки они пришли? (Показывает клубок, яблоко, горшок, кольцо, ложку…)

Дети называют сказки, в которых встречаются такие вещи.

Сказочница. А из каких домиков я эти вещи взяла-то?

Дети распределяют предметы по домикам. В результате выделяется группа предметов, которая может быть и в одном домике, и в другом. А некоторые предметы только в одном домике живут, например, кольцо - только в тереме царевны, а горшок - только у бабы. (Если дети начнут приводить примеры из авторских сказок, в которых все эти особенности «перемешаны», то сказочница говорит: «А я таких сказок не сказываю. Я только русские народные сказки сказываю».)

Сказочница. Ишь, молодцы-то какие! У меня-то в узелке все перепуталось, а теперь я знаю, что в каком доме брала, все по местам верну. Теперь-то уж я не перепутаю, что лежит в домике с волшебствами да с тайнами, а что в других домиках: где звери живут, где смешные люди живут. Вот только запамятовала я: звери-то какие - тоже смешные или с волшебствами? Никак в ум не возьму. Может, вы поможете?

У. Ну-ка, ребята, давайте поможем сказочнице. Какое настроение у вас возникает, когда вы читаете сказки про животных? Надо бы какую-то сказку про животных вспомнить.

Сказочница. Сказку-то я сама помню. Послушайте-ка сказку «Мужик и медведь».
Пахал мужик ниву, пришел к нему меведь и говорит ему:

- Мужик, я тебя сломаю!

- Нет, не замай (не трогая); я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебюе отдам вершки.

- Быть так, - сказал медведь, - а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!

Сказал и ушел в дуброву.

Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дуброву вылезает.

- Ну, мужик, давай делить!

- Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, - и отвез ему воз ботвы.

Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик наклал свою репу на воз и повез в город продавать, а навстречу ему медведь:

- Мужик, куда ты едешь?

- А вот, медведюшка, еду в город корешки продавать.

- Дай-ка попробовать, каков корешок!

Мужик дал ему репу. Медведь как съел – «а-а, -заревел, - ты меня обманул, мужик! Корешки твои сладеньки. Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру.
Сказочница. Ну, ребятки, какую я вам сказку сказывала: грустную или веселую?

^ Д. Смешную. Медведь глупый, а мужик - хитрый. А все-таки жалко медведя: все ему не везет.

Сказочница. Смешно-то смешно, да все ли сказки про животных смешные? Ну-ка я еще сказочку вспомню. Какую бы вам рассказать?.. А вот послушайте сказку «Лиса, заяц и петух».
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная1. Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки-то и выгнала. Идёт зайчик и плачет, а навстречу ему собаки:

- Тяф, тяф, тяф! О чём, зайчик, плачешь?

А зайчик говорит:

- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки, - мы её выгоним.

- Нет, не выгоните!

- Нет, выгоним!

Подошли к избенке.

- Тяф, тяф, тяф!. Поди, лиса, вон!

А она им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по заулочкам1!
Сказочница. Ой! Память-то никудышная стала! Дальше-то я и забыла!

^ У. Не огорчайтесь, мы вам поможем. Что же дальше-то было, ребята?

Д. Собаки испугались и убежали. Потом зайчику другие звери пытались помочь.

У. И кто же зайчика выручил? Кто лису прогнал?

Д. Петух.

Сказочница. Вот-вот, теперь-то и я вспомнила. Так смешная ли эта сказка?

^ Д. Зайца жалко сначала, лиса плохо поступает. А потом смешно, когда ее петух выгнал. Так ей и надо.

Сказочница. Ну спасибо, ребятки, вот они, оказывается, какие сказки про животных! Не такие уж и простые. И все разные: и смешные, и жалостливые. Ну спасибо, все мои загадки отгадали и меня, старую, кое-чему научили.

^ У. А у нас ребята загадки умеют отгадывать, и сами их придумать могут.

Сказочница. Да неужели? Ну, молодцы так молодцы! У меня-то в сказках тоже герои иногда загадки отгадывают. И загадывать им случается. Да только все мои загадки из сказок все давно знают, и отгадки знают. Я уже давно подумываю, где мне новые загадки-то брать.

У. А вот сейчас ребята вам свои загадки загадают. А какие вам понравятся - можете их в свои сказки взять - мы вам их подарим. Как, ребята, подарим?

Д. Подарим!

Учитель предлагает детям загадывать сказочнице свои загадки. Дети загадывают, а сказочница отгадывает, похваливая ребят: «Надо же! Ишь, молодец какой, чего удумал!»

Сказочница. Ну, спасибо, детки, за загадки, за отгадки, за подарки ваши. Ох, пора мне уходить. Проводите-ка меня хороводом.

^ Звучит запись хороводной песни.

Сказочница начинает вести хоровод - берет одного ребенка за руку, тот - следующего и т.д.

Сказочница (в середине звучания хороводной). Ну, водите хоровод без меня, а я буду слушать, как вы меня провожаете.

Сказочница уходит, учитель ведет хоровод.

Урок 49. Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных
Примечание. Изучение структуры жанра «сказка» требует от детей определенной начитанности, поэтому учителю необходимо организовать предварительное чтение самых разных русских народных сказок: волшебных, бытовых, про животных.

^ У. Посмотрите на эти домики (открывает «домики» сказочных героев – см. урок «Встреча со сказкой»). Кто в них живет?

Д. В них живут сказочные герои.

У. Герои каких сказок в каком из домиков живут?

^ Д. В одном - герои простых сказок, в другом - герои волшебных сказок, в третьем живут зверюшки.

У. В какой домик можно поселить Бабу Ягу, Кощея Бессмертного? С какими героями и в каких сказках они встречаются?

^ Д. С Иваном-царевичем, с Василисой Премудрой, в волшебных сказках.

У. Да. Баба Яга, Кощей Бессмертный - главные волшебники, они встречаются в тех же сказках, где есть герои, которые живут в домике-теремке - таинственном и необычном. Этот домик волшебный (пишет рядом с домиком: «Волшебные сказки»). Зверушки живут в другом домике, это домик сказок о животных (записывает: «Сказки о животных»). И еще вы читали сказку «Каша из топора», в ней простые, обычные люди: баба, солдат. И жили они в простой избе. Сказки про обычную жизнь, про быт (повседневную жизнь) называются «бытовые сказки» (записывает).

У. Раньше вы как-то не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. И что же получается? С одной стороны, все это – «сказки», т.е. в них есть что-то общее. А с другой стороны, они разные, чем-то друг от друга отличаются. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, что там главное, какое настроение?

^ Д. Обязательно есть волшебство. И настроение необычное - таинственное. А иногда и страшно бывает.

У. И герои особые, волшебные. Не только Баба Яга волшебная, но и царевна может превратиться в лягушку, молодец – в птицу и т.д. А чем отличаются сказки о животных?

Д. Там герои - животные, но они похожи на людей - ведут себя так же. Эти сказки бывают веселые - например, про вершки и корешки. А бывают и грустные - зайца жалко, когда его лиса из домика выгнала.

^ У. В сказках о животных есть волшебства?

Д. Такого волшебства, как в волшебных сказках там нет. Герой-человек не превращается, скажем, в лягушку. Не отправляется в подземное царство. Но в сказках о животных, как в небылицах, есть необычность, «сказочность». Звери разговаривают, домики строят, пироги пекут. Герои-животные действуют как люди.

У. В бытовых сказках действуют обычные простые люди и ничего волшебного не происходит. Все как в обычной жизни. В сказке «Каша из топора» солдат бабу обхитрил. Что тут необычного?

^ Д. Ничего. Такое может быть в обычной жизни.

У. На первый взгляд, ничего «сказочного» не случается. Хотя все же кажется необычным, например, когда баба верит, что из топора можно кашу сварить. Какое настроение у вас было, когда вы читали сказку «Каша из топора»?

^ Д. Смешно, как солдат жадную бабу обманул.

У. Для кого же сочинялись сказки: для детей или для взрослых? Помните, когда вы загадками занимались, то узнали, что загадки бывают и для детей и для взрослых. А сказки?

^ Д. Про зверушек - для маленьких, а бытовые - для взрослых. А волшебные, наверное, всем интересны.

У. Вот видите, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, с разным настроением, разными героями. И все-таки они все называются «сказками». Почему?

Д.

У. Пока сложно вам ответить на этот вопрос. Но подумайте: слово «сказка» вам ничего не подсказывает? Какие у этого слова есть слова-родственники?

^ Д. Сказывать, рассказывать, рассказ.

У. Да. «Сказка» и «рассказ» - родственники. А что же их роднит?

Д. Их рассказывают.

У. Вот-вот, не забывайте, что вы занимаетесь устным народным творчеством. Сказки-то раньше сказывали, т.е. рассказывали устно. Записывать их начали не очень давно - лет 200 назад. А если сказки сказывали, кто особую роль играл?

Д. ...
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Тексты к уроку iconТексты к уроку
У. Вы уже познакомились с некоторыми жанрами устного народного творчества. Помните ли, с какими именно? Послушайте три произведения...
Тексты к уроку icon"Я знаю пять профессий "
Оборудование: презентация к уроку, презентации учеников “ Спецназ”, “Моя мама – бухгалтер” (приложение 1), тексты для чтения о профессиях...
Тексты к уроку iconЕсенина поют…
Но самое главное, мы сами учимся создавать собственные тексты. Сегодня мы будем анализировать тексты и собирать материал для создания...
Тексты к уроку iconТексты к уроку
Алексей Константинович Толстой – блестящий придворный, приближенный царя Александра II и разносторонний литератор. Его перу принадлежат...
Тексты к уроку iconУрок 11. Сонеты Шекспира. Акцентное вычитывание лирических текстов...
Прочитать в учебнике фрагменты трагедии «Ромео и Джульетта» (желательно прочитать пьесу целиком) и написать отзыв о трагедии
Тексты к уроку iconУрок по литературе в 7 классе
Оборудование к уроку: портрет В. Распутина, тексты повести В. Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по...
Тексты к уроку iconУроку. Тема урока: Подросток в группе
Слайдовая презентация к уроку отражает не ход урока, а развитие коллектива. Она составлена на основе фотографий из архива классного...
Тексты к уроку iconУроки литературы в 11 классе
С. А. Есенина. Тексты сообщений предлагаются только слабым учащимся, поэтому в сценарии урока представлены примерные тексты сообщений....
Тексты к уроку iconПрезентация к уроку Ход урока
Оборудование: портрет А. А. Фета, записи на доске, распечатки стихотворений Фета для анализа (раздаточный материал), презентация...
Тексты к уроку iconТребования к современному уроку
Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница