Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина




Скачать 79.14 Kb.
НазваниеУрок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина
Дата публикации19.09.2013
Размер79.14 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок-игра по литературному чтению.

Тема занятия. Литературная викторина

Цели. Обобщить знания детей по прочитанным произведениям.

Способствовать развитию речи детей, внимания, мышления, воображения

Воспитывать интерес к чтению книг, умение работать в группах.

Оборудование. Портреты поэтов и писателей, карточки с заданиями, иллюстрации к книгам.

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

II. Сообщение темы.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Урок – игра «Литературная викторина». На уроках и дома дети читают много книг. Узнают из них много нового, интересного и полезного. Сегодня мы увидим самых эрудированных ребят, которые не только читают, но ещё и запоминают прочитанное. Наша игра состоит из туров.

Книга учит и книга воспитывает

Только тех, кто читает и впитывает

А у тех, кто по строчкам несется,

Лишь одна пустота остается.

Э.Асадов

III.Представление команд.

- В литературной викторине принимают участие команды:

"Солнышко"
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи.

"Капелька"
Мы - дружные капельки школьной реки,
Вливаемся в море огромной страны!

"Радуга"
Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!
I тур. Разминка

1. Какое время года пропела Попрыгунья Стрекоза? (Лето)

2. Чем кормил Журавль Лису? (Окрошкой)

3.Как звали сестру доктора Айболита?(Варвара)

4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?(Кощей Бессмертный.)

5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого"Три медведя"?(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик?(Наф-Наф)

7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

("Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?")

8.Какой мальчик должен был выложить слово"вечность"?За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет.(Кай)

9.Где находится смерть Кощея Бессмертного?(Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
11.Сколько раз старик бросал в море невод?(3)

12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?(40)

13.Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л.Лагина? (Хоттабыч)

14.От кого ушёл Колобок?(От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)

15. Какие цветы должна собрать героиня сказки «12 месяцев»? (Подснежники)
^ II тур. Портреты поэтов и писателей.

- Каждой команде дается 2 портрета поэта или писателя и несколько фамилий. Игроки должны правильно сопоставить портрет и фамилию.

А.С.Пушкин. Великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка.

Э.Н.Успенский. Автор детских книг, героями которых стали придуманные им персонажи: кот Матроскин, Дядя Фёдор, Чебурашка, обезьянка Анфиса, Шапокляк. По его книгам снято множество мультфильмов.

А.Л.Барто. Одна из самых известных и любимых детских поэтесс. Автор стихов как для самых маленьких, так и для детей среднего возраста.

^ Всем знакомы её героини: Таня, Зина, Любочка, Тамара.

С.В.Михалков. Российский писатель, поэт, баснописец, автор текста Российского гимна. Самые известные стихи для детей «А что у вас?», «Дядя Стёпа», «Мимоза», «Фома».

Л.Н.Толстой. Знаменитый русский писатель. Автор рассказов, повестей, романов. Для детей им была написана «Азбука», в которой размещены басни и рассказы автора.

К.И.Чуковский. Детский писатель и поэт. Его перу принадлежат сказки, любимые всеми поколениями читателей: «Муха-Цокотуха», «Чудо-Дерево»,«Айболит», «Федорино горе»,«Мойдодыр», «Бармалей».

III тур. Теория литературы.

- Каждой команде дается 2 карточки с вопросами, отрывками из произведений и вариантами ответов. Вы должны правильно найти ответ.

1. Определить жанр произведения по первым строчкам.

^ Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

Варианты ответов: рассказ, сказка, басня.

2. Определить жанр произведения по первым строчкам.

^ Улетела Ласточка

За тридевять земель...

Возвращайся, Ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит Весна!

Б.Заходер

Варианты ответов: рассказ, сказка, стихотворение.

3. Выберите авторскую сказку.

Один мельник, умирая, оставил трем своим сыновьям мельницу, осла да кота. Братья наследство поделили: старший получил мельницу, средний – осла, а самый младший –кота.

Варианты ответов: «Кот в сапогах», «Три медведя», «Гуси-лебеди».

4. Определите вид русской народной сказки.

^ Каша из топора

Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке: « Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!»

Варианты ответов. Волшебная, бытовая, о животных.

5. Определите малый жанр русского фольклора.

^ Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

Варианты ответов. Пословица, загадка, считалка.

6. Особенности какого жанра фольклора использовал С.Чёрный в стихотворении.

^ Баю – бай, Васик, бай!

Ты, собачка, не лай!

Ты, бычок, не мычи!

Ты, медведь, не рычи!

Варианты ответов. Частушка, колыбельная, считалка.
^ IV тур. «Литературных сыщики»

Детям предлагается из массы «предметов» выбрать только те, которые можно отнести к той или иной сказке и подтвердить свой выбор строчкой из текста (по памяти).
^ Возможный набор предметов:

«Сказка о царе Салтане» –

лебедь
коршун
белочка
орешки
бочка

«Сказка о рыбаке и рыбке» –

рыбка
сеть
корыто

«Сказка о мёртвой царевне» –

зеркальце
собака
яблоко



^ V тур. Что за прелесть эти сказки

Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.


Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

^ Задания командам.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“^ Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

^ VI тур. «Проба пера»

Эпиграф на доске: «…И пробуждается поэзия во мне…»

1. Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался…
……………………………………
……………………………………

2. Очень многие считают,
Что коровы не летают…
……………………………………
……………………………………

3. Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю…
……………………………………
……………………………………

VII тур. Конкурс пословиц.

- Подобрать пословицы о маме и объяснить их смысл.

  • Нет лучше дружка, как родная матушка.

  • При солнышке тепло, при матери добро.

  • Материнская молитва со дна моря достанет.

  • Сердце матери греет лучше солнца.

  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  • Материнская ласка конца не знает.

  • Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

VIII. Подведение итогов.

О пользе чтения

^ 1. Чтение делает взгляд острее
Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте еще раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
^ 2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье.
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
^ 3. Чтение положительно влияет на окружающую среду.
Если вы читаете книгу, значит, дерево, из которого она изготовлена, было срублено не напрасно.
4. Чтение научит вас общаться.
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с легкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление производит это на людей, которые почти не читают.
5. Чтение помогает приятно проводить свободное время.
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать все. Не сдавайтесь, пока не отыщите «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

А. Штейман


Похожие:

Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconМетодическая разработка Литературная игра викторина Великий сказочник...
«Гадкий утенок», «Огниво», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Новое платье...
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconОткрытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская...
Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы...
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconПо литературному чтению
Образовательная программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы начального общего образования и учебника...
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconЛитературная викторина по сказкам К. И. Чуковского
В рамках недели русского языка и литературы во 2 «Б» классе была проведена литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconУрок по литературному чтению 2 класс Тема: Н. Носов «На горке»
Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconОткрытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова) Тема урока
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, аудиокассета, предметы и иллюстрации к рассказам Н. Носова
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconПоиски и решения в методике обучения русскому языку и литературному чтению. Проблема
Цель: Раскрыть проблемы в обучении русскому языку и литературному чтению и предложить пути их решения
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconВнеклассное мероприятие по литературе для 7 класса Литературная игра «За всех в ответе»
Литературная игра «За всех в ответе» по произведениям русских писателей: Л. Андреев «Кусака», А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»,...
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconИгра-викторина «калейдоскоп»
Дома детского творчества. Игра-викторина «Калейдоскоп» была подготовлена для детей младшего и среднего школьного возраста, посещающих...
Урок-игра по литературному чтению. Тема занятия. Литературная викторина iconУрок по избирательному праву Тема: избирательные системы
Тип урока — изучение нового материала; форма занятия -интерактивная (ролевая игра)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница