«Введение. Живописные Материалы»




Название«Введение. Живописные Материалы»
страница1/6
Дата публикации18.09.2013
Размер0,65 Mb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6
Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краевой колледж предпринимательства»





Хрестоматия

по дисциплине «Основы Цветоведение»

для обучающихся по программам НПО

по профессии 070605 «Ювелир»

Пермь 2010
Хрестоматия по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир». / сост. Дудар Л.И. Учеб. пособие, - Пермь: Изд-во КГАОУ СПО «ККП», 2010. - с.
Рецензент: Ремизова А.С. зам.директора по научно-методической работе КГАОУ СПО «ККП»

Рецензент:_________________________________________________

Данное пособие представляет собой сборник материалов по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам начального профессионального образования по профессии 070605 «Ювелир».

Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по профессии 070605 «Ювелир» и окажется полезными для педагогических работников образовательных учреждений, ведущих подготовку по профессиям художественного профиля.

Материал, предлагаемый в хрестоматии, расположен в последовательности изучения тем по программе дисциплины, также предлагаются контрольные вопросы и задания, для проверки усвоения учебного материала и список рекомендуемой литературы по теме урока.


Содержание

Введение

1.Тема урока «Введение. Живописные Материалы»...............................

1.1. Живописные материалы, принадлежности и требования к ним ……………………

1.2. Работа акварельными красками......................................................................................

а) Исправление акварели..................................................................................................

б) Выявление сильного света путём выскабливания....................................................

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

2. Тема урока «Цвет в изобразительном и декоративно – прикладном искусстве»…………………………………………………………..

2.1. Цвет ……………………………………………………………………………………….

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

^ 3.Тема урока «Природа цвета» ………………………………………………….

3.1. Основы цветоведения………………………………………………….

3.2. Как образуется цвет………………………………………………….

3.3. Два синтеза цвета………………………………………………….

3.3.1. Субтрактивный синтез цвета………………………………………………….

3.3.2. Аддитивный синтез цвета………………………………………………….

3.4. Психологические аспекты цвета………………………………………………….

3.4.1. Психофизиологическое воздействие цвета………………………………………………….

3.4.2. Символика цвета………………………………………………….

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

4. Тема урока «Цветовой круг»………………………….

4.1. Двенадцатичастный цветовой круг………………………………………………….

4.2. Теория Бецольда………………………………………………….

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

^ 5.Тема урока «Свойства цвета»

5.1. Тон, насыщенность, светлота………………………………………………….

5.2. Рассуждения о яркости

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

6.Тема урока «Контрасты»………………………………………………….

6.1. Семь типов цветовых контрастов………………………………………………….

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

^ 7.Тема урока «Принципы гармоничных сочетаний»

7.1. Теория В.М. Шугаева………………………………………………….

7.2. Теория гармонических сочетаний по системе В. Козлова………………………………

7.2.1. Пример создания однотоновых гармоний

7.2.2. Пример создания цветовых гармоний родственных цветов

Контрольные вопросы и задания....................................................

Рекомендуемая литература для данной темы ....................................................

Список литературы………………………………

Словарь………………………………


Введение
Цвет как природное явление изучают многие дисциплины:

  • математика (разрабатывает способы измерения цвета);

  • физика (разложение белого цвета при его призматическом рассеивании, сущность световых частиц);

  • биология (изучает значение цвета в жизнидеятельности живых организмов);

  • физиология (изучает воздействие света и цвета на зрительный аппарат);

  • психология (рассматривает проблемы влияния цвета на наше душевное состояние);

  • прочие науки и дисциплины.

Для художников важнее эстетическая и эмоциональная сторона, гармония цветовых отношений и красота колорита в живописных произведениях.

Данное пособие предназначено для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир». Цель данного пособия помочь обучающимся познакомиться и изучить теоретический материал по дисциплине.

Материалы данной хрестоматии соответствуют содержанию программы по дисциплине «Основы цветоведения» и расчитаны на разный уровень подготовки обучающихся. К каждой теме урока подобраны статьи различных авторов по соответсвующей тематике, что будет способствовать знакомству обучающегося с основными положениями цветоведения. После каждого урока предлагаются контрольные вопросы и задания, для проверки усвоения знаний по данному материалу. Так же предлагается список литературы, в которой обучающийся может найти дополнительную информцию по соответствущей теме.

Данная хрестоматия дополняет комплект пособий по дисциллине «Основы цветоведения» который состоит из:

  • Программа по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программе начального профессионального образования по профессии 070605 «Ювелир»;

  • Цветоведение: словарь специальных терминов для обучающихся специальностям художественного профиля;

  • Практические задания по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир»;

  • Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Цветоведение» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир»;

  • Наглядное пособие по дисциплине «Основы цветоведения» для обучающихся по программам НПО по профессии 070605 «Ювелир».


^ 1.Тема урока «Введение.Живописные Материалы»
1.1. Живописные материалы, принадлежности и требования к ним

С.Е. Беляева

Живописные произведения создаются на плоскости, которой может быть бумага, картон, холст, дерево, стекло, металл, подготовленная стена.

В живописи используют разнообразные краски: гуашь, темперу, акварель, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми или плоскими кистями разной толщины.

Краски состоят из связующего и красящего веществ. Красочными пигментами называют красящие вещества, не растворимые в связующих, в воде и органических растворителях, применяемых для разведения красок. Пигменты могут быть веществами как минерального, так и органического происхождения; природными и синтетическими. По внешнему виду пигменты представляют собой дисперсные порошки различных цветов.

По характеру вяжущих веществ краски подразделяют на водные (акварель, гуашь, темпера) и неводные (масляные, эмалевые и др.)

^ Масляные краски, которые стали употреблять в живописи с XV в., обладают многими положительными качествами: они легко смешиваются, кладутся как густыми, непрозрачными (корпусными), так и лёгкими, прозрачными, лессировочными мазками. Они сравнительно медленно сохнут и при этом не меняют своего цветового тона.

Приготовляются масляные краски путём смешения пигментов с льняным маслом. При этом можно использовать и некоторые другие масла: ореховое, маковое, подсолнечное. Именно эти масла, высыхая на воздухе, образуют твердую корку.

Пишут масляными красками, либо ничем их не разбавляя, либо используя специальные растворители (уайт-спирт, пинен и т.д.). Законченную работу для большей сохранности покрывают специальным лаком, который, высыхая, образует прочную прозрачную пленку, повышающую интенсивность красок.

Кисти для работы маслом берутся преимущественно щетинные плоские, разных размеров — от № 2 до № 12. При работе маслом художники одновременно пишут несколькими кистями — для светлых тонов, для жёлтых, синих и других цветов. Для приписывания мелких деталей используют тонкие мягкие кисти, лучше всего колонковые.

Масляные краски художник раскладывает на палитре, которая делается из дерева или фанеры. Также живописцу в работе постоянно требуется мастихин. Им удаляют ненужные или неудачные смеси красок как с палитры, так и с холста. Иногда художники пользуются им вместо кисти, нанося с его помощью краски на холст.

Гуашь — корпусная кроющая непрозрачная краска, имеет матово-бархатистый тон, быстро сохнет и светлеет.

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (неразмываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.

Гуашь состоит из тонко протёртого пигмента и связующего вещества. Для большей плотности красочного слоя многие гуашевые краски содержат белила, что при высыхании делает их несколько белесыми.

Гуашью работают главным образом плакатисты и графики, реже — некоторые художники-станковисты. Она широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы.

Так как гуашь краска кроющая, непросвечивающая, рисунок под нее можно делать без особых предосторожностей, не перенося его с другого листа, а прорабатывая прямо на будущем живописном поле.

Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны, при этом она должна оставаться непрозрачной. Слишком жидко положенная краска при высыхании образует по границам мазком тёмные каёмки. Не следует класть гуашь и слишком густо или перекрывать много раз одно и то же место — она плохо закрепится и после высыхания будет осыпаться.

Темпера. Темперная живопись существует очень давно, её знали ещё в Древнем Египте. Древняя русская живопись также была темперной. Темпера, как и гуашь, — кроющая непрозрачная краска, разводится водной эмульсией, быстро сохнет и даёт матовую бархатистую поверхность. Название происходит от латинского «temperare», что означает «смешивать».

Темпера хорошо соединяется как с бумагой и картоном, так и с грунтованным и негрунтованным холстом, древесно-волокнистой плитой и даже металлом. Она сама может служить своеобразным грунтом под масляные краски: можно начать работу темперой, а закончить её маслом, без какой-либо переходной стадии.

Произведения, написанные темперой, очень стойки к внешним воздействиям и долго сохраняют первоначальный вид.

При работе темперой следует помнить, что эти краски быстро сохнут, а высохнув, больше уже не растворяются, поэтому на палитру их следует выкладывать расчетливо, без излишка. Палитру лучше иметь не деревянную, а металлическую или пластмассовую.

Темперой трудно гладко покрыть большую плоскость. Почти всегда остаются следы отдельных мазков. Это надо учитывать и класть мазки по форме изображаемых предметов, а при нанесении краски на большую плоскость, наоборот, все мелкие мазки надо класть в одном направлении.

В темпере связующим веществом служит эмульсия. В зависимости от её состава темпера получает своё название: казеиново-масляная, яичная и др.

Яичная темпера получила особое распространение в Средние века и эпоху Возрождения, а на Руси — в XV — XVI вв. Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но наиболее распространенная темпера из желтка.

Акварель (от лат. aqua — вода). Основная особенность акварели — прозрачность её красок при письме. Акварельные краски относятся к группе клеевых лессировочных красок. Связующими веществами акварельных красок являются растительные прозрачные клеи, легко растворимые в воде.

Акварельные краски были известны ещё древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи на папирусах. Развитие акварельной живописи относится к временам персидской книжной миниатюры, которая возродилась в XII в. и распространилась во многих странах Востока. С XV в. начинает применяться чистая акварель (без примеси белил), отличающаяся прозрачностью красок.

Новые технические возможности акварельной живописи широко были раскрыты А. Дюрером (1471 —1528) в его пейзажах. В начале XVII в. акварель становится самостоятельным видом живописи и достигает своего расцвета в XVIII в. Наибольшие успехи в живописи акварелью были достигнуты в XIX в. благодаря английским художникам.

Техника работы акварелью бывает двух видов: «английская», когда живопись ведут на увлажненной бумаге с заливкой деталей рисунка общим тоном и отмывками, и «итальянская», когда пишут по сухой бумаге плотным многослойным письмом.

В России техника акварели наиболее интенсивно стала развиваться в XIX в. Одним из выдающихся русских акварелистов того времени был П. Ф. Соколов, портретист и иллюстратор произведений Н. В. Гоголя и И.С.Тургенева.

Акварельная живопись является одной из сложных художественных техник. В отличие от масла и темперы она практически не допускает переделок — новым покрытием красками можно только утемнить, но сделать тёмное светлым уже нельзя. Поэтому рекомендуется в случае нанесения на бумагу неверно взятого тона, этот слой краски тщательно смыть губкой или большой кистью.

Особенность акварельной техники — в её влажном письме. Кисть должна быть набухшей от краски, краска сама должна течь по бумаге, а кисть — только помогать ей правильно распределяться. Чтобы жидкая краска свободно двигалась по бумаге, кисть должна иметь наклон 30 — 45° к горизонтальной плоскости листа.

Рисунок под акварель должен быть очень лёгким, контурным. Если рисунок требует тщательной проработки, то его полностью делают на другом листе, а затем переносят на главный только самые необходимые контуры.

В акварели в основном употребляются кисти из мягкого хвостового волоса некоторых животных. В первую очередь это колонковые и беличьи кисти. Бывают также куньи, барсуковые, собольи, хорьковые и т.д. Щетинные кисти употребляются очень редко. Начинающим акварелистам надо иметь две беличьи кисти № 10 —12 и 18 — 20, а также тонкую колонковую № 2 для особо подробной деталировки.

Качество бумаги для акварельной живописи немаловажно. Качество бумаги должно быть таково, чтобы бумага, покрытая несколько раз краской, хорошо просвечивала через красочный слой. Прозрачность — главное достоинство акварели, белизна бумаги при этом должна быть идеальной.

Белизна бумаги — это источник отраженного света, идущий как бы изнутри картины, т.е. бумага является своеобразным световым экраном, кроме того, белая бумага служит оптическим разбеливателем акварельных красок.

Лучшая бумага для акварели — крупнозернистая, особенно для длительных работ. Крупная фактура бумаги обогащает цветовые качества живописной поверхности. Мелкозернистая бумага применяется для живописи предметов, незначительных по размеру, для живописи пейзажей, интерьеров.

Для акварели также пригоден плотный ватман. Перед работой его необходимо смочить теплой водой с помощью губки, чтобы снизить его проклеенность. Не годятся глянцевые, гладкие сорта бумаги — краска будет соединяться с их поверхностью.

Наилучшая палитра для акварели — пластмассовая с лунками для разведения красок. Для палитры используют также оргстекло прямоугольной или овальной формы. Самой простой палитрой для акварели может быть обыкновенная фаянсовая тарелка. Белизна палитры, как и белизна бумаги, позволяет видеть краску такой, какой она будет на картине.

Пользуясь палитрой, для нахождения нужного цветового тона следует располагать краски в порядке спектра. Смешивают краски в середине палитры.

Перед началом работы акварелью краски следует слегка смочить чистой водой, чтобы они легко брались кистью.

Для акварельной живописи немалое значение имеет подбор акварельных красок. Лучшими отечественными красками считаются краски «Ленинград» в кюветах из пластмассы. Краски «Ленинград» бывают двух наборов: «Ленинград № 1», состоящий из 24 цветов, и «Ленинград № 2» — из 16 цветов. Помимо этих наборов в Санкт - Петербурге выпускают акварельные краски «Нева» в тюбиках. Московская фабрика также производит акварельные краски высокого качества, известные под названием «Москва».

Акварельные краски обладают существенными различиями.

Во всех живописных техниках используют одни и те же красочные пигменты. Акварель отличается лишь тем, что для её изготовления применяют краски, обладающие большой прозрачностью. Например, такие, как кармин алая, голубая, изумрудная зелёная, более прозрачны, они полнее растворяются, а следовательно, ровнее и глубже впитываются бумагой.

Другие — кадмий жёлтый или перманент зелёный — обладают плотностью, зернистостью, укрывностью. Они хуже впитываются бумагой, образуя поверхностные покрытия.

Эти свойства и различия красок надо знать, чтобы наиболее целесообразно использовать их в своей работе.

При смешении прозрачных красок получаются прозрачные красочные смеси. Цвет, полученный при смешении прозрачной и непрозрачной краски, блекнет после высыхания.

Смешанные непрозрачные краски дают цвет, который уступает по насыщенности цвету, полученному от смешения прозрачных красок.

Чтобы акварельные краски в тюбиках не затвердели, сразу после раскладки красок на палитре в нужном количестве их необходимо закрыть.

Краски в кюветах и плитках после работы следует осторожно обтереть мягкой тряпочкой, чтобы удалить сверху примеси других красок, которые образуются при составлении смесей.

И ещё несколько советов по поводу обращения с живописными принадлежностями.

После окончания работы кисти необходимо промыть и вытереть. Во время работы в случае избытка на кисти краски и воды не следует её стряхивать: это портит волос кисти и загрязняет рабочее место. Кисть лучше вытирать мягкой тканью. Также не стоит после работы оставлять кисти в стакане концом вниз: волос заламывается и кисть становится непригодной для работы.

Для исправления работы при необходимости смывания частей этюда нужна губка. Также нужен нож с острым лезвием для выскабливания бликов.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Введение. Живописные Материалы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность»...
Введение в специальность: учебно-методический комплекс / сост.: А. И. Потапов, В. Е. Махов, Ю. А. Аруцов. –СПб.: Изд-во сзту, 2008....
«Введение. Живописные Материалы» iconПрограмма тура
Увидеть не только самые живописные места Байкала, но и познать уникальную природу Прибайкалья и его величественных гор, окунуться...
«Введение. Живописные Материалы» iconВведение Общие вопросы делопроизводства
К таким документам относятся постановления, планы работы и программы, протоколы, материалы к профсоюзным собраниям, конференциям,...
«Введение. Живописные Материалы» icon5 философия нового времени
Данные материалы предназначены для изучения философии студентами дневного отделения мгоу. Они включают учебный текст, тесты, материалы...
«Введение. Живописные Материалы» iconКнига 1 введение цель учебного издания по курсу «Методология диссертационного исследования»
Выделяются также темы, литература, облегчающие реализацию научных знаний в тексте, написание и оформление диссертации к защите, даются...
«Введение. Живописные Материалы» iconФандрайзинг материалы о привлечении средств материалы на нашем сайте
Устойчивая благотворительность о рабочей встрече по фандрайзингу, О. Кочева, прпц
«Введение. Живописные Материалы» iconСанаторий круглогодичное лечебно-оздоровительное учреждение для детей...
«Высоковский сосновый бор» на слиянии Волги и Черной речки на территории 26 га. Чистейший воздух с запахом хвои, живописные пейзажи...
«Введение. Живописные Материалы» iconМатериалы электротехники
Электротехнические материалами называются материалы, характеризующимися определенными свойствами по отношению к электромагнитному...
«Введение. Живописные Материалы» iconМатериалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы IV международных Березинских чтений. Вып....
«Введение. Живописные Материалы» iconКурс. Пм -1 Введение в предмет. Ме 1 Введение
Ме 1 Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Виды травматизма. Оказание первой помощи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница