Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»




НазваниеКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
страница1/7
Дата публикации18.09.2013
Размер0.68 Mb.
ТипКонкурс
pochit.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7


Информационная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Директор школы: Кучеров Геннадий Николаевич

430007 Г. Саранск ул. П. Морозова,11

35-32-22;35-34-41

Автор работы: Сальникова Анна Алексеевна

430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 5/2 кв. 20

32-33-77, 89875690208

Руководитель: Ивашкина Валентина Николаевна

МОУ «СОШ №22», учитель русского языка и литературы

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся

^ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»


Цвет как объект интегрированного изучения



Автор: Сальникова Анна

ученица 11А класса

МОУ «СОШ №22»

Руководитель: Ивашкина В.Н.

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №22»
Саранск

2013

Оглавление
Введение………………………………………………………………………...........................3

  1. Аспекты изучения цвета……………………………………………..……………….....6

  2. Цвет как средство выразительности в живописи………………………….…………..8

    1. Основные характеристики цвета и его классификация……………................8

    2. О чем сигнализирует цвет в живописи………………………………...............9

    3. Применение цветовых сигналов (экспресс-эксперимент)…………................9

  1. Символика цвета в контексте литературных произведений………………………....12

    1. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»…….………………………………………………………….……………...12

    2. Символика цвета в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»………..19

  1. Цветовые предпочтения как показатель эмоционально-психологического состояния человека………………………………………………………………….……...25

    1. Символ цвета в «Учении о цвете» И.Гёте……………………….....………….25

    2. Цветовой эксперимент (2Б класс, памятка-рекомендация родителям)……………………………………………………………………………....27

    3. Тест «Цветовых предпочтений» (10А класс, по методике М.Люшера)……………………………………………………………………………...30

Заключение…………………...…………………………………………….…………………...34

Список использованной литературы…....................................................................................35
Введение
Обоснование выбора темы исследования:

Закончив в 2012 году живописное отделение МОУ ДОД «ДХШ №4», в настоящее время я продолжаю практические занятия в художественной школе в рамках дальнейшего дополнительного образования. Феномен цвета в живописи – тема, интересующая меня давно.

^ Актуальность исследования «Цвет как объект интегрированного изучения» очевидна. Многое в окружающем нас мире воспринимается благодаря цвету. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. В культуре человечества цвет всегда имел большое значение ввиду его тесной связи с философским и эстетическим осмыслением мира. Поэтому вопрос цвета входит в проблематику многих наук: физика, философия, психология, этнология, культурология, медицина языкознание, а также смежных дисциплин – этнолингвистики и психосемантики. В рамках каждой из них цвет понимается и изучается по-своему, соответственно основополагающим установкам конкретной области знания. Цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта. Феномен цвета, являясь предметом изучения многих фундаментальных наук и искусства, однако до сих пор он не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления, будь то гуманитарное или естественнонаучное, так и в художественном творчестве. Несомненным является одно – значимость цвета.

В рамках данного исследования рассмотрим феномен цвета в трёх сферах человеческой деятельности: литература, живопись, эмоционально-психологическая сфера человека.

Бесспорен тот факт, что каждый цвет, который мы видим, вызывает у нас определенную ассоциацию. Классический пример – черный и белый. Черный цвет – это темнота, мрак, бездна; белый – противоположность: свет, чистота, радость. Также можно соотнести этот пример как добро и зло. Соответственно задачей цвета является определение предмета, той или иной его ассоциации в нашем сознании.

В живописи цвет самоочевиден. Он играет в ней первостепенную роль, однако объективный, количественный анализ его практически невозможен. Нет методов — кроме описания колорита в картинах различных художников — для того, чтобы определить колористические тенденции определенного направления определенной эпохи.

Говоря о феномене цвета в литературе, следует заметить, что выбор цветовой палитры, цветовые предпочтения автора объясняют очень многое и порой важное в личности самого писателя. Изучение цвета вводит исследователя в глубины подсознательной лаборатории писателя. Анализ цвета важен для характеристики стиля, художественного своеобразия писателя. Однозначно, что в литературе символика цвета имеет большое значение. Например, в повести Карамзина «Бедная Лиза» белый цвет создает впечатление доброты, чистоты, радости, невинности, раскрывая, таким образом, свойственные характеристики главой героине; в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» преобладает бело-красно-черная гамма, играя на контрастах, автор усиливает эмоциональное воздействие на читателя и наиболее полно раскрывает характеры своих героев; в повести А.П.Чехова «Черный монах» для раскрытия психологического портрета героя используется черный цвет; в романе Ф.М. Достоевского «Анна Каренина», писатель с помощью черного цвета создает впечатление траура, страха и печали, показывая, таким образом, состояние души главной героини.

В психологии каждый цвет влияет на сознание по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.

Мы привыкли воспринимать цвет, как должное. Он нас не удивляет и не поражает. Но подумайте, каким бы был наш мир, если бы в нем не существовало цвета?

^ Цель исследования: рассмотреть феномен цвета как объект интегрированного изучения (в живописи и литературе), выявить влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние человека.

^ Задачи исследования:

  1. Изучить психологическую, литературоведческую, искусствоведческую литературу по теме исследования.

  2. Проанализировать различные подходы к понятию “цвет”, рассмотреть основные положения теорий гармонических цветовых сочетаний в цветоведении.

  3. Провести цветовую выборку цитат из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, дать семантическое толкование цвета.

  4. Выявить влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние человека.

  5. Разработать памятку - рекомендацию для родителей учащихся 2Б класса на основе результатов цветодиагностики учащихся.

  6. Выявить цветовые предпочтения учащихся 10А класса на основе методики М. Люшера с целью передать психологические особенности личности в портретах одноклассников.

^ Методы исследования: аналитический метод (анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме исследования), описательный, сравнительный, тестирование, работа с художественным текстом, эксперимент.

^ Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы для создания памятки для родителей младших школьников, результаты цветового теста по методике М.Люшера будут использованы при создании серии психологических портретов моих одноклассников.

^ Структура работы: Структура данной работы соответствует последовательности поставленных задач. Данная работа состоит из 4 глав. В введении обосновывается актуальность исследования, определены цель, задачи, категориальный аппарат.

В первой главе рассмотрены аспекты изучения цвета: проводится сравнительный анализ сущности понятия «цвет» в различных источниках.

Вторая глава - «Цвет как средство выразительности в живописи» рассматривает основные характеристики цвета, его классификацию.

Третья глава посвящена символике цвета в контексте романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Четвёртая глава представляет результаты цветовых предпочтений учащихся разных возрастных групп, связанных с эмоционально-психологическим состоянием человека. В ней также даны: описание констатирующего эксперимента, проводимого на базе 2Б класса, по результатам которого разработана памятка-рекомендация для родителей; приведен тест «Цветовых предпочтений» 10А класса (самые яркие характеры проиллюстрированы)

В заключении сформулированы выводы проведенного исследования. Список использованной литературы содержит 16 источников.

^ Этапы работы над исследованием:

2011- 2012 учебный год – изучение теоретического материала, исследование романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», проведение тестирования во 2Б и 10А классах.

2012-2013 учебный год – исследовательское прочтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» с целью выявления основных цветовых линий романа, анализ результатов теста «Цветовых предпочтений» учащихся 10 А класса, иллюстрация самых ярких характеров в виде психологических портретов учеников 11А класса.

^ Перспективы исследования:

  • в главе «Символика цвета в контексте литературного произведения (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание)» включить главу о бесцветных заката Достоевского.

  • в главе «Цветовые предпочтения как показатель эмоционально-психологического состояния человека» рассмотреть вопрос о цвете в психологии творчества.

  • в главе «Цвет как показатель экспрессивности музыки» предполагается рассмотреть вопрос о живописи в музыке и музыки в живописи как способе воздействия на человека.

^ 1 Аспекты изучения цвета

С давних времен цвет был тесно связан со многими ремеслами. Безусловна связь цвета с живописью и с разными видами искусства вообще. Обширными были не только области применения цвета, но и научные его изыскания. Например, И.В. Гёте «Учение о цвете. Теория познания», Дж. Лакофф «Женщины, огонь и опасные вещи», Б. Рассел «Человеческое познание», «Цветообозначения в русском языке» Э. Онол, Андрей Белый «Мастерство Гоголя», И. Иттен «Основы цвета», Б.А. Базым «Цвет и психика», М. Люшер «Цвет вашего характера», М. Купер, А. Мэтьюз «Как понимать язык цвета».

Что же такое цвет? В толковом словаре С.И. Ожегова читаем: «цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков». Цвет с точки зрения физики – различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Электронной энциклопедия Википедия определяет цвет как качественную субъективную характеристику электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемую на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и зависящую от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия; особенности человеческого глаза, и психики.

В большой советской энциклопедии: цвет (в искусстве) – «художественное выражение человекам его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок».

В словаре-справочнике рекламы и полиграфии мы находим следующие определение цвета – «это качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение».

С точки зрения психологии цветовые ощущения – одна из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания. Мир бесцветен, цвета в природе нет, есть впечатления о некой реальности, представимые в цветовых ощущениях. Вследствие этого реальность цветового ряда “является кажущейся”. Кроме того, психологи связывают цвет с эмоциями человека: у каждой эмоции свое определённое место в цветовом пространстве, т.е. каждая эмоция соответствует определённому цвету, а каждый цвет вызывает строго определённые эмоции. Таким образом, анализ различных определений понятия «цвет» позволил нам сформулировать собственное определение цвета, под которым мы понимаем свойство предметов и окружающей среды поглощать одни световые лучи, и отражать другие.

С незапамятных времен люди интересовались цветом и его влиянием на человека. В истории развития учения о цвете приняли участие люди различных сфер человеческой деятельности, термин «цвет» рассмотрен в разных областях науки.

Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения - Леонардо да Винчи(1452-1519г.). Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов - 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.

Полтора века спустя 23-х летний  физик Исаак Ньютон (1643–1727г.) при помощи солнечной призмы и стекла преломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета. В 1672 г., опубликовал результаты исследования по изучению солнечного света и причин возникновения цветов, под названием «Новая теория света и цвета».

В 1810 году был напечатано «Учение о цвете», занимающий 1400 страниц. Его автором был Иоганн Вольфганг Гете. И.Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, если смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливают друг друга, а другие приглушают. В наше время книга И.Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.

Великий Г. Гельмгольц (1821-1894г.) предложил трехкомпонентную структуру цветообразования. Он считал, что в зрительной системе существуют фоторецепторы только трех типов, воспринимающие красный, желтый и синий цвета. При раздельном их раздражении образуется восприятие только этих цветов, а при сочетаемом — восприятие других (например, желтый + синий = зеленый, красный + желтый = оранжевый).

В противовес Г. Гельмгольцу другой исследователь, Э. Геринг, в 1874 году соз­дал четырехкомпонентную систему цвета. Он выделял шесть цветов, два из кото­рых были ахроматическими (не содержащими цвета) — черный и белый, а четы­ре — хроматическими (содержащими цветовой тон): красный, желтый, зеленый и синий. Э.Геринг полагал, что у человека есть три
канала цветового восприятия: черно-белый, красно-зеленый и желто-синий, каждый из которых проводит «свои» цвета.

Оба ученых были правы: фоторецепторы глаза действительно
воспринимают цвета по системе Г.Гельмгольца, а вот восприятие цвета в мозгу формируется по трем так называемым «оппонентным хроматическим осям», которые являют собой те самые цветовые каналы, о которых говорил Э.Геринг. Таким образом, эти ученые заложили основу систематизации цветов.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся: ««Интеллектуальное будущее Мордовии»
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Мордовия
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Современные представления о рекреационных ресурсах географической системы и их использование
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Научный Советникова Т. В., учитель информатики мбоу «Инсарская сош №1»
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное...
Республика Мордовия, г. Саранск, Лямбирский район, с. Хутор-Лопатино, ул. Луговая. 9, кв. 30
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
История возникновения мирового туризма и его развитие на разных этапах истории
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Багдалова Юлия Шамилевна, моу «Кривозерьевская сош», учитель математики и информатики
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Багдалова Юлия Шамилевна, моу «Кривозерьевская сош», учитель математики и информатики
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Осадочные горные породы
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (иновационное) будущее мордовии»
Почтовый адрес школы: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Советская, д. 55
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии»
Работа выполнена обучающимся 9а класса моу «Большеелховская сош» Сапожниковым Кириллом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница