Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 )




Скачать 123,52 Kb.
НазваниеМхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 )
Дата публикации11.09.2013
Размер123,52 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
МХК 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 )
С конца XIV в., с ростом политического и экономического влияния Москвы, расширением территории Московского княжества, (слайд 2 )начина­ет формироваться новый архитектурный стиль. Его можно считать общерусским, так как зодчество Московской Руси органично впитало многие традиции отечественной архитектуры прошедших столетий.
Москва быстро строилась. Напомним, что до 1326 г. она была дере­вянной, часто горела и в пламени пожарищ гибли бесценные древние иконы и рукописи. Лишь при (слайд 3 )Дмитрии Донском начинается интен­сивное сооружение каменных зданий. Москва возводилась как город-крепость, способный отражать набеги врагов. На рубеже XIV—XV вв. были заново отстроены монастыри на подступах к столице, многие из них сохранились до наших дней: (слайд 4 )собор Успения Богородицы на Город­ке в Звенигороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, Спасский собор в Андрониковой монастыре.
Ассоциация огромной страны с Москвой так же глубоко вошла в наше сознание, как ассоци­ация самой столицы с Московским Кремлем. (слайд 5 ) Кремль стал символом русской культуры. Его возводили самые лучшие европейские, в основ­ном итальянские и русские, архитекторы. Стены кремлевских храмов расписали великие иконописцы.
Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с бойницами и зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низкими деревянными шатрами.

Нам очень мало известно о древнейших зданиях в Московском Кремле, так как их первоначальный облик сильно изменился в последующие времена.

(слайд 6 )

Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?

Ф.Н. Глинка. «Москва»
А началось все с того, что русский царь (слайд 7 )Иван III в 1472 г. женился на византийской принцессе («царевне цареградской», как она себя величала) (щелчок)Софии Палеолог. Образованная и умная, она одобряла гран­диозные планы государственного строительства «самодержца всея Руси», поощряла его желание видеть Москву Третьим Римом.
Поэтический комментарий

Отмерено добро и зло

Весами куполов неровных,

О византийское чело,

Полуулыбка губ бескровных!

Не доводом и не мечом

Цырьград был выкован и слеплен.

Наивный варвар был прельщен

Его коварным благолепьем.

Не раз искусный богомаз,

Творя на кипарисных досках,

Его от разрушенья спас

Изображеньем ликов плоских.

И где пределы торжеству,

Когда — добытую жар-птицу —

Везли заморскую царицу

В первопрестольную Москву.

Как шлемы были купола.

Они раскачивались в звоне.

Она на сердце берегла,

Как белых ласточек, ладони.

И был уже неоспорим

Закон меча в делах условных...

Полуулыбкой губ бескровных

Она встречала Третий Рим.

Д.С. Самойлов. «Софья Палеолог»
Одержанная внушительная победа над войсками Новгородской республики подняла престиж Ивана III на международной арене. Великокняжеская кремлевская резиденция, обветшавшая от времени, явно не соответствовала чес­толюбивым планам царской четы. Решено было Московский Кремль перестроить.
Начало было не слишком удачным. Новый Успенский собор, воз­ведение которого близилось к концу, неожиданно рухнул (1474). Выз­ванные на экспертизу причин катастрофы псковские зодчие реши­ли: виноват раствор, в нем нет необходимой клейкости. Думается, что дело было не только в этом.

Скорее всего, за годы ордынского ига отечественные мастера утратили некоторые технические знания, не­обходимые для строительства больших сложных конструкций. До­подлинно известно, что, установив причину аварии, псковичи под разными предлогами отказались вести стройку.
И тогда было реше­но обратиться за помощью к европейским знаменитостям. В тот же год в Италию отбыло специальное посольство с заданием — найти са­мого лучшего зодчего, способного возвести главный храм древнерус­ского государства. После долгих переговоров посланникам русского царя удалось подрядить в Москву действительно великого итальянс­кого мастера — Аристотеля Фиораванти. (слайд 8)
Ко времени получения мос­ковского подряда Аристотель Фиораванти был уже пожилым чело­веком. Он имел огромный градостроительный и инженерный опыт. Однако заказа, подобного «русскому проекту», у него никогда не было. Дело в том, что московские власти хотели видеть Успенский собор точной (либо почти точной) копией старинного русского храма Успения Богородицы, построенного во Владимире в XII в. Можно только догадываться, сколько сил и энергии потратил итальянский зодчий, постигая необычную для европейца «логику красоты» древ­нерусского храма. Судя по всему, архитектора увлекла новая задача.
Он побывал в окрестных русских городах, внимательно изучая сред­невековые шедевры, и сумел глубоко по-своему интерпретировать древнерусскую каменную красоту, соединив ее внешние формы с но­вым ренессансным пониманием пространства. Иначе говоря, в Успен­ском белокаменном соборе, гордо вознесшемся пятью главами в цен­тре Московского Кремля, воплотилась гармония русского зодчества в сочетании с достижениями итальянской архитектуры эпохи Воз­рождения. Успенский собор стал считаться образцом строительного храмового искусства на многие годы.
И все-таки он не копировал владимирский собор, в его строитель­ство были привнесены новые черты. Прежде всего он поражает цельностью объема, геометрической четко­стью членения кирпичных стен, облицованных бе­лым камнем. В нем не чувствуется преобладания каменной массы, как это было в новгородских и владимиро-суздальских храмах. Узкие щелевидные окна не дают представления об истинной толщине стен.
(слайд 9 )Много строительных новшеств было применено и в оформлении внутреннего пространства собора. Крестовые своды между куполами, более тонкие и широко расставленные столбы создавали небывалое впечатление простора. Когда собор был построен и великий князь Иван III вошел под его своды, озаренные тысячами свечей, он в вос­хищении воскликнул: «Вижу небо!» Построенный «палатным обра­зом», Успенский собор не имел аналогов в русском храмовом стро­ительстве. Впоследствии в нем короновались русские цари, он слу­жил усыпальницей для митрополитов и патриархов земли Русской.
В последние два десятилетия XV в. внешний облик Московского Кремля быстро менялся. В 1484 г. началось возведение сразу двух храмов — собора Благовещения и церкви Ризоположения (Ризположения).
(слайд 10 )Церковь Ризоположения возвели быстро, и уже в 1485 г. она была освящена. Украшенный декоративным поясом храм выглядит наряд­ным и стройным. Намного дольше строился Благовещенский собор. (слайд 11 )Он был открыт только в 1489 г. и стал частью великокняжеского двор­цового комплекса. Как и многие другие храмы этого времени, Благо­вещенский собор был вначале трехглавым, позднее, уже в XVI в., он приобрел еще две главы.
Декоративные украшения придали храму живописную неповторимость. В каких традициях работали псковс­кие мастера возводившие эту церковь? Здесь нет однозначного отве­та, так как их искусство подпитывалось разными источниками. Мож­но найти и новгородские, и черниговские, и владимирские мотивы. Иначе и быть не могло! Москва, собирая русские земли в единое це­лое, взяла и то лучшее, что было накоплено в русском искусстве пред­шествующих эпох.
(слайд 12 )Еще до завершения строительства между Благовещенским собо­ром и церковью Ризоположения была заложена палата, именуемая большой (1487—1491). В то время она тоже относилась к великокня­жескому дворцовому комплексу. Автором проекта был итальянский мастер Марко, прозванный на Руси «Фрязин» («итальянец»). Он же и руководил строительством.
Палата мыслилась как самый большой зал объединенной Руси. Зодчие, принимая во внимание строитель­ство здания палаты рядом с Успенским собором, возвели ее в виде единого нерасчлененного блока, что вторило массивности и вели­чию собора.

Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд; верхний, собственно зал, для посольских приемов.

Потолок зала поддерживался мощным столбом, расположенным посереди­не. Украшал палату с внешней и внутренней стороны другой извес­тный итальянский мастер — Пьетро Антонио Солари.

Палата была сложена из кирпича, все чаще употреблявшегося в строительстве. Такое здание требовало облицовки, поэтому палату покрыли спе­циально ограненным белым камнем, сияющим на свету (отсюда и название — «Грановитая»).

К сожалению, росписи внутренних стен не сохранились. Достопримечательностью палаты является Крас­ное крыльцо, что тянется вдоль одной из стен до второго этажа. Каждый марш лестницы имеет площадку с каменными перилами, где красуется фигура льва.
(слайд 13 )Облик Соборной площади (а именно так стала именоваться цент­ральная площадь Московского Кремля) окончательно определился при строительстве (слайд 14 )Архангельского собора (1505—1509).
Храм воз­водили под руководством итальянского мастера Алевиза Нового. Строили храм-усыпальницу: здесь должны были покоиться остан­ки всех московских царей и членов их семей. Композиция Архангель­ского собора и сегодня вызывает удивление. Основная двухэтажная его часть напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения. Мастер Алевиз, вероятно, не был ограничен требованием «строить по-русски», поэтому он и не пытался скрыть свои итальянские при­страстия. Впрочем, строгий светлый образ храма-некрополя пре­красно гармонирует с более ранними кремлевскими строениями.
(слайд 15 ) Завершает архитектурный ансамбль соборной площади высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505—1508). История его создания такова. Итальянскому архитектору Бон Фрязину было поручено руководить строительством храма Иоанна Лествичника. Это чрезвычайно сложное по инженерным расчетам сооружение предполагало три яруса и высоту не менее 70 метров. Первый этаж был самым мощным. Его белокаменное основание положили на тол­стые дубовые свои, вбитые в дно траншеи. Толщина стен первого яруса достигает пяти метров. Стены двух других ярусов тоньше. Массивный барабан, венчающий верхний восьмерик, построен по­зднее — в 1600 г. С этого времени москвичи прозвали колокольню «Иван Великий».
Величавый столп стал «свечой» Московского Кремля. В XVI в. и позднее это было самое высокое сооружение Москвы. Колокольня под­черкивала значимость Соборной площади как духовного центра сто­лицы, да и всего централизованного русского государства. Это пони­мали русские правители — строить сооружения выше Ивана Великого было запрещено на протяжении многих столетий.
(слайд 16 )С 1485 г. началось возведение новых стен Кремля. Работа шла по тем временам очень быстро, несколько сот человек из числа лучших русских каменщиков выполняли сложные инженерные задания.
Руководили строительством итальянские зодчие, работали на со­весть — стены из кирпича получились крепкими и стоят уже не один век. Предполагают, что автором первоначального проекта кремлевс­ких стен и башен был Аристотель Фиораванти.
Этот план в общих чертах повторял прежние стены, существовавшие при Дмитрии Дон­ском, но башни стали иными. (слайд 17 )

К 1490 г. была готова вся юж­ная стена, выходящая на Москву-реку, а в 1495 г., после выравнива­ния и укрепления русла реки Неглинки, строительство вступило в завершающую фазу. К концу XV столетия кремлевская стена вклю­чала восемнадцать основных башен, ее общая протяженность — 2235 метров.
Пожар 1493 г. в Москве, принесший немало бедствий жителям, уничтожил деревянные дома, примыкавшие к Кремлю, и тогда Иван III повелел не строить вокруг кремлевских стен зданий, распо­ложенных ближе чем на 109 саженей. С этого времени Кремль стано­вится самостоятельным архитектурным центром Москвы, придавая ее столичному облику торжественность и величие.
(слайд 18 )В 1555—1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен (слайд 19 )Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530—1584) поручил его строительство мастерам Барме и Постнику — людям «премудрым и удобним таковому чюдному делу». (Согласно одной из гипотез, это мог быть и один чело­век.)
Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых анало­гов, ее композиция уникальна и неповторима. Она объединяла во­семь приделов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная компози­ция отличалась художественным единством и динамичностью.
Один из патриархов так описывал этот храм:

«Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мав­ританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский — объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной по-, стройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».
Существует легенда, что после возведения собора царь велел ос­лепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного. Эта легенда обрела свое второе рождение в балладе Д. Б. Кедрина «Зодчие»:

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл итальянских

И пагод индийских была.
Сегодня Покровский собор выглядит иначе. В конце XVI в. был построен десятый придел, немного позже к собору добавили колоколь­ню и шатровые крыльца, усложнившие и без того богатый силуэт хра­ма. Первоначально его цветовая гамма была довольно сдержанной.
В XVII в. были раскрашены отдельные архитектурные детали хра­ма, а поверхности куполов приобрели более сложный рисунок и ста­ли многоцветными. Век спустя стены собора покрыли орнаментом.
В XVI в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества.
(слайд 20 )Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается красивейшая панорама города.
Он рвется ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень одарен, —

Для Бога он иль не для Бога строен,

Но человеком был воздвигнут' он.

И нет в нем лицемерного смиренья, —

Безвестный зодчий, дерзостен и смел,

Сам стал творцом — и окрылил каменья,

И гордость в них свою запечатлел...
Так выразил свои чувства от увиденного храма современный поэт В. С. Шефнер. А может быть, он был слишком пристрастен в выражении своих чувств? Нисколько!

В 1863 г. французский композитор Г. Бер­лиоз, посетивший Москву, пережил настоящее по­трясение от увиденного:

«Ничего меня так не поразило, как памятник древне­русского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес... Тут пере­до мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм... Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».
Мастеру гени­ально удалось создать впечатление невесомости, легкости камня.

А ведь толщина кирпичных стен достигает почти двух метров! 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой лу­ковичной) главкой на восьмигранном барабане.

Сверху на него как бы накинута легкая, изящная сетка из нитей бусин, образующих ромбы.

Сегодня, спустя много лет, церковь Вознесения в Коломен­ском остается истинным украшением Москвы.
Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И все твердят льстецы России:

Ты — Третий Рим, ты — Третий Рим.

Семь холмов — как семь колоколов,

На семи колоколах — колокольни.

Всех счетом: сорок сороков, —

Колокольное семихолмие!
(слайд 21 )Несмотря на то что к этому времени Московское государство обла­дало сильной царской властью, в целом жизнь Руси не была стабиль­ной. Ее спокойствие постоянно нарушалось войнами внешними и внутренними.
Образ внутреннего врага ассоциировался с инакомыс­лящими еретиками, не желающими считаться с традиционными по­рядками, иначе говоря, подвергали сомнению устои право­славной веры, а вместе с ней и устои самой русской государственности.
Поэтому молодое самодержавие нуждалось в поддержке не только военной или политической, но прежде всего духовной и культурной. И она была найдена. (слайд 22)Эта теория получила название «Москва — Третий Рим».
В письменном виде она была изложена в 1524 г. старцем Псков-ско-Печерского монастыря Филофеем. В своем знаменитом «Посла­нии на звездочетцев» старец утверждал, что Первый Рим и Второй Рим (Константинополь, столица Византии) пали жертвами ересей. На смену рухнувшим гигантам пришел Третий Рим — Москва: «Два убо Рима падоши, а третий стоит, а четвертому не быти».
Теория, фактически провозгласившая стоящий на семи холмах православный город центром всего христианского мира, оказалась очень привлекательной для мыслящих деятелей Древней Руси, в ней они увидели глубокий смысл всей многовековой русской истории.
Теория возвышала значимость русского государства и предопределя­ла дальнейший путь его развития в высоко духовном смысле.

70 лет советской власти не смогли подорвать веру людей. В настоящее время реконструируются и возводятся новые храмы.

(слайд 23 )Самый большой в Москве Храм Христа Спасителя вновь восстановленный.

(слайд 24 )Храмы Москвы.




Похожие:

Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconМхк 9 урок Новгородская живопись. Творчество Феофана Грека. (слайд 1 )
Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, пред­ставленная главным образом иконами. (слайд...
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) icon9 класс Тема 2: мхк. Художественные символы (слайд 1 )
Сегодня мы рассмотрим, что же включает в себя понятие мировая художественная культура. (слайд 3 )
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconХарактерные черты архитектуры барокко(слайд 1)
Желание удивить, вос­хитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей ар­хитекторов. Искусствовед М. В. Алпатов (слайд...
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconНовые исследования Сергей шокарев русские княжества в XIV – XV столетиях
Ивана III и иных деятелей этого периода. Все эти деятели рассматриваются как созидатели могущественного Московского княжества и единой...
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconМхк 10 Тема «Эпоха Возрождения» (слайд 1 )
На смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса (фр. «откры­тие», «возрождение»). Это было время, о...
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconМифы и легенды Древнего Египта
Древними мастерами созданы бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня, спустя тысячелетия, восхищают...
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconУрока: образовательная
Помочь осмыслить суть исторических событий 15 века – политического противостояния Московского княжества и Новгорода
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconТема: Усиление Московского княжества
Единственной силой, сохранившей культурную и национальную целостность Руси в 13-14 веках, была
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconЧто из названного относится к последствиям нашествия монголо-татар на Русь?
Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а)
Мхк 9 урок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 ) iconМхк 9 урок Архитектура Древнерусского государства (слайд 1 )
«О светло светлая и украсно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: городы великими, селы дивными домы цер­ковными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница