Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв




Скачать 153.7 Kb.
НазваниеАрхитектура и искусство Пскова XII-XV вв
Дата публикации11.09.2013
Размер153.7 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Вопрос_4

Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв.
Оценивая вклад Новгорода и Пскова в русское искусство, В. Н. Лазарев писал: «Новгородское и псковское искусство знаменует собой одну из высших точек в развитии древнерусской художественной культуры».

Древнейшие памятники псковской архитектуры относятся к XII в. Еще старше деревянная жилая застройка, но она представлена лишь археологическими остатками. Начало каменного зодчества Пскова приходится на первую половину — середину XII в. В это время в Пскове строятся каменные здания трех храмов: Дмитрия Солунского (изучен по материалам археологических раскопок), Спаса Преображения в Мирожском монастыре, Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре. Эти храмы, по мнению историков архитектуры, возводились новгородской артелью церковных мастеров, вероятно, приехавшей в Псков вместе с князем Всеволодом Мстиславичем в 1137 г. Архитектура церкви Дмитрия и особенно церкви Иоанна Предтечи близка новгородскому храмовому строительству (достаточно простые, без излишней декорации). Но в Иоанновском соборе присутствует шестистолпие, достаточно сложная трактовка внутреннего пространства (восточные столбы имеют Т-образную форму, далее - восьмигранные в нижней части и круглые в верхней, а самые западные – круглые в нижней части и квадратные в верхней, возможно, это влияние Полоцка), сближенное, в отличие от Новгорода, пятиглавие. Собор Спаса Преображения, хотя и строился артелью новгородских мастеров, не имеет прямого аналога в Новгороде и уникален по воплощению замысла крестово-купольного храма в древнерусском зодчестве: это храм типа «вписанный крест», с пониженными угловыми компартиментами, характерный для византийской традиции в ее балканском варианте.

Первое каменное здание главного собора Пскова — Троицкого — было возведено, по-видимому, в 90-х гг. XII в. Ряд наблюдений позволил предположить, что это не сохранившееся до нашего времени сооружение имело черты, присущие смоленскому зодчеству рубежа ХII — XIII вв.

Церковное строительство в XIII в. было затруднено ввиду напряженной внешнеполитической обстановки, частых военных действий.

XIV век – особый период в истории псковской архитектуры, происходит сложение основных черт этой школы. Еще в начале XIV в. псковичи возводят собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, взяв за образец храм Спаса Преображения в Мироже. На уровне первого яруса он имеет схему, аналогичную четырехстолпным храмам, но выше его пространство приобретает крестообразную форму, завершающуюся главой. Это первый храм, выстроенный из псковской известняковой плиты без применения плинфы.

Следующие постройки второй четверти XIV в. исследователи связывают с новгородской строительной традицией, проявившейся в формах и конструкциях церквей Михаила Архангела в Городце (1339 г.) и Никольском соборе в Изборске (30-40-е гг. XIV в.). Необыкновенно интересные по времени сооружения и месту, занимаемому в истории псковской архитектурной школы, эти храмы остаются пока недостаточно изученными памятниками. Очевидно, что псковичи продолжают традиции местного храмового строительства (храм Рождества Богородицы), учитывают новгородские веяния, не исключено, что приглашают новгородских мастеров, но уже на этом этапе псковская архитектура имеет свое лицо, выражающееся в особенностях пропорций, складывающихся чертах стиля. Нельзя обойти при определении степени собственно псковского участия роли того огромного опыта, который приобрели псковские каменщики и зодчие в XIII — начале XIV вв. при крепостном строительстве.

Вторая половина XIV в. — яркий период в истории псковской архитектуры. Рост псковского посада, активное крепостное и храмовое строительство явились материальным воплощением развития псковской государственности. Именно в это время в основных чертах складывается архитектурный ансамбль центра Пскова, бывшего средоточием столичных функций города. В 1374-1375 г. возводится четвертый пояс каменных укреплений, усиленный (до конца XIV в.) девятью башнями. Одновременно это период необыкновенного подъема церковного строительства, отмечаемого всеми исследователями. С 1365 по 1398 гг. возводится не менее 15-16 каменных церквей. Вначале «на старой основе» строится новое здание Троицкого собора (1365-1367 гг.) — крупнейшее храмовое сооружение в Пскове, известное по рисунку, обмерным чертежам XVII в. и изображению на иконах. Собор имел близкую храмам Мирожского и Снетогорского монастырей композиционную схему. С Троицким собором связывается устройство ступенчато-повышенных подпружных арок, позволивших понизить весь объем храма и соорудить вокруг барабана кокошники — прием, получивший распространение на всей Руси. Храмовое строительство в Довмонтовой стене делает эту часть Пскова своеобразным центром церковной жизни (не менее 9 храмов в конце столетия), торжественным преддверием Крома, где доминантой был Троицкий собор и где размещалась вечевая площадь. Каменные храмы строились также на Торгу и посаде, в пригородных монастырях. Однако изучение зодчества этого периода затруднено из-за разрушения или серьезной перестройки храмов в более позднее время. Вероятно, церковное строительство вели параллельно не менее двух артелей; упоминаемый летописями церковный мастер Кирилл, построивший в 1373 г. храм во имя своего святого покровителя, мог быть строителем Троицкого собора и — в последующие годы — других псковских храмов. Некоторые черты псковской школы архитектуры, известные для XV в., формируются уже во второй половине XIV в. В это время строились небольшие по размеру четырёхстопные храмы с широким центральным и более узкими боковыми нефами. Преобладание трех апсид (хотя есть и одноапсидные постройки), с применением в ряде храмов прямоугольно оформленных боковых апсид (последний вариант оригинально псковский, А. И. Комеч), нашло продолжение и в памятниках ХV в. Древнейший бесстолпный храм в Пскове, отражающий, видимо, воздействие сербской архитектуры, относится также к этому периоду: церковь Федора Стратилата. Не исключено, что точно не датируемое начало использования повышенных подпружных арок может относиться к этому, насыщенному экспериментами, периоду церковного строительства в Пскове. Современные исследователи, в отличие от своих предшественников, склонны отдавать первенство во введении повышенных ступенчатых сводов Москве, на основе изучения памятников раннемосковского зодчества. Независимо от решения этого вопроса пока очевидно лишь то, что повышенные подпружные арки нашли в Пскове широкое применение в XV в., а определение первоисточника этой конструкции для Пскова остается гипотетичным.
Мастера второй половины XIV — первой половины XV вв. создали храм, просуществовавший без изменения столетия. Четырехстолпные, одноглавые, чаще всего с одной апсидой, завершаются восьмискатным покрытием. Фасады делятся плоскими лопатками на три прясла, ритм неравномерный - прясла боковых фасадов различны по ширине. В центре обычно ниша с трехлопастным завершением, уступчатая. Боковые ниши имеют двух-трех лопастные завершения. Скромную декорацию дополняют поребрик (треугольнички вверх и вниз) и бегунец (бордюр), из камня же выкладывались выпуклые бровки над окнами и валики, образующие на апсидах подобие аркады. Барабан на повышенных подпружных арках, столбы переходят в арки, перекинутые в стену, а не на всю длину, имеют восьмигранную или круглую форму. Западные столбы чаще всего обтесаны. Для большей прочности псковские каменоделы расширяли стены книзу, даже у церковных барабанов, что придавало храмам особую устойчивость.

Характерным мотивом псковской архитектуры стала звонница в виде высокой мощной стены с проемами для колоколов, прорезан­ными в верхней части. Особенность формы псковских звон­ниц — круглые столбы, разделяющие проемы с колоколами, кото­рых было от двух до пяти; арка каждого проема венчалась своим фронтончиком. Для звона соединяли колокола различных размеров, различными были и проемы, величина которых сокращалась по мере удаления от оси композиции. Чаще всего звонницы примы­кали к западной галерее (церковь Богоявления с Запсковья, 1490-е гг.), поднимались над входом (церковь Василия с Горки, 1413 г.) или на одном из щипцов главного объема (церковь Николы со Усохи, 1536 г.).

В отличие от новгородских псковские храмы не расписывали фресками.
Все эти черты храма псковского типа отчетливо проявляются в церкви Василия с Горки, построенной в 1413 г. Храм еще имеет три апсиды и позакомарное по­крытие. Но впрочем, уже проявились характерные черты самобытности: храм этот был поднят на сводчатом подцерковье, ныне поглощенном культурным слоем, что подчеркивало его слитность с невысоким холмом. Геометрически четкий, чрезвычайно лаконичный основной объем храма с небольшим количеством проемов подчинял и объединял разновеликие и разновременные пристройки, которые окружали церковь. Небольшие размеры придела, ризницы, крыльца сблизили храм с рядовой жилой застройкой.

Одной из крупнейших церквей древнего Пскова был кончанский храм Богоявления с Запсковья, поднимающийся над высоким берегом Псковы. Его симметричный объем связан с ландшафтом асимметрично поставленной мощной четырехпролетной звонницей — едва ли не лучшей среди подобных сооружений во Пскове.

Особый ряд псковских памятников образуют совсем небольшие бесстолпные храмы, перекрытые ступенчато поднимающимися сво­дами, увенчанными главой (как Николо-Каменоградская церковь неизвестного времени) и церкви с невыявленными подпружными арками, с так называемыми «слитыми сводами». Но конструктивные особенности не делают их стилистически обособленными. По масштабу, ансамблю, архитектурному декору они являются неотъемлемой частью псковского зодчества XV в.

В целом, основная линия развития псковского храма — с повышенными подпружными арками — лежит между церковью Успения Богоматери в Мелетове (с прямоугольными боковыми апсидами, 1461-1462 гг.) и архитектурным ансамблем церкви Богоявления в Запсковье (1496 г.).

Высокой оценкой мастерства псковских зодчих является вызов их в Москву для выяснения причин обрушения в 1474 г. Успенского собора. Псковские эксперты нашли, что причиной явился некачественный раствор. В последующие годы «псковские мастеры» построили пять каменных храмов в Троице-Сергиевом монастыре и Москве, возведенных преимущественно по великокняжескому и митрополичьему заказу, в т. ч. ц. Ризположения Богоматери на митрополичьем дворе (1484-1485 гг.) и Благовещенский собор (1484-1489 гг.). Присутствуют черты московской, но и псковской архитектурной школы (звонница на круглых столбах под барабаном Духовской церкви, восьмигранный постамент под барабаном церкви Ризположения и подобный же, но оформленный килевидными кокошниками, — в Благовещенском соборе, «слитные своды» церкви Ризположения, «бегунец» и поребрик в декоре барабанов храмов Ризположения и Благовещения). Эстетические и конструктивные достоинства архитектурных созданий псковских зодчих повлияли на московское зодчество последующего периода.

В 1510 г. Псковские земли входят в состав Русского государства.
Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением, избегнув разрушительного нашествия.
У истоков псковской монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - один из выдающихся памятников средневековья, создание которого связывается летописями с именем новгородского архиепископа Нифонта. В создании мирожских фресок, выполненных около 1156 года, приняли участие греческие фрескисты. Лейтмотивом фресок является тема искупительной жертвы Иисуса Христа. Ее богословско-литургическое содержание было чрезвычайно актуально для середины XII века, став предметом горячих догматических споров на константинопольских соборах 1156/57 и 1167/68 годов, и Спасо-Преображенский собор является одним из первых памятников, где в зримых образах нашли выражение новые вероучебные догмы. Над всей росписью доминирует "Деисус" в конхе алтарной апсиды, где представлен восседающий на троне Христос, к которому с молитвой обращены Богоматерь и Предтеча. Однако здесь Христос - не только грядущий Судия, но и жертва, принесенная Святой Троице ради искупления человеческих грехов. Такое понимание алтарной композиции акцентировано расположенной ниже "Деисуса" "Евхаристией", где Иисус Христос причащает апостолов хлебом и вином, а также медальоном над "Деисусом" с изображением "Этимасии" или "Престола уготованного" - сложной символической композиции, подчеркивающей жертвенность Бога-Сына, и т.д.

В целом же фрески Мирожи стоят особняком среди современных им памятников, не обнаруживая прямых аналогий ни с древнерусскими росписями XII века, ни с многочисленными фресками Византии и ее провинций.
Скорее роспись собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре (1313 г.) является начальным этапом в развитии всей стенописи XIV в. на Руси. В ансамбле прослеживается детальное знание местных и новгородских традиций, особенно XII века: мы видим те же тяжёлые пропорции, угловые движения. Фигуры распластаны по плоскости, складки одежд жёсткие, неритмичные (Лазарев). Лица с большими пронзительными глазами и крупными чертами сохраняют немало от суровости XII в. В многофигурных композициях художники избегают ставить фигуры друг за другом, предпочитая рядоположение. Архитектурные кулисы даются нерасчлененным массивом, что делает их совсем не похожими на обычные для фресок XIV века лёгкие постройки павильонного типа.

Одновременно прослеживается ряд новшеств, в частности, явное влияние народного искусство на официальное церковное. В Снетогорской росписи черты реалистической остроты сказались во всём (в типажах старцев восточной стены, живости их взгляда, трактовки рук, держащих свитки и т.д.). Необычно: большинство фигур изображаются без нимбов (напр., сцена «Рождества Богородицы»). В сцене «Преполовение» («2-я проповедь И.Х.») книжники первого плана кажутся портретными фигурами. Жесты внимания и удивления словно «подсмотрены» в жизни. В «Снятии с креста» и «Распятии» прослеживается влияние аналогичных сцен Нередицы. Во фреске «Успение» на северной стене – слетающиеся апостолы, поддерживаемые ангелами. Фигуры правильно построены, под одеждой легко прорисовывается форма их тела. В лицах – решимость, вера и бесстрашие. В фреске «Воскрешение Лазаря» город за спиной Лазаря очень напоминает облик древнего Пскова. Волхвы, стремящиеся к Богоматери и некоторые другие фигуры выделяются динамикой, которая раскроется впоследствии в волотовских росписях. Нова именно эта смелая, энергичная манера, предвосхищающая более гибкую живописную систему XIV в. Художники пользовались резкими, сильными, как вспышки, бликами. Такая трактовка уже наметилась в новгородских росписях позднего XII в., но там она носит более статичный хар-р, причём блики нередко образуют орнаментальные узоры (ц. Спаса на Нередице). В снетогорских росписях блики свободнее и непринуждённее, что приближает их к реализму плюс сообщает «неистовую силу» (в традицию «вольется» Феофан Грек, но это уже 1378 и Новгород). Таким образом, Снетогорские фрески являются логическим завершением линии монументальной живописи XII-XIII вв.

Фрески Успенской церкви в селе Мелётове, 1465 г. Удивительным образом продолжают свободные традиции XIV в., в частности, традиции Феофана Грека. Псковичи вообще тяготели к неканонической манере письма, со смелыми асимметрическими сдвигами, с пронзительно резкими высветлениями и бликами. В целом характерно уменьшение размера композиций и одновременно увеличение их количества. Данная тенденция нарастала в XIV и XV в. не только на Руси, но и в Византии (Мистра) и в искусстве южных славян. Отличие мелётовской росписи от византийской, новгородской и южнославянской – отсутствие академической вылощенности и особая, размашистая манера письма. Псковичи сумели сохранить и во второй ½ XV в. ту большую живописную традицию, которая в новгородских росписях XV в. оказалась уже утраченной, уступив место графичным иконописным приёмам. В алтарной апсиде: «Евхаристия» и «Поклонение жертве». В основании алтарной конхи – «Три ветхозаветных престола». На стенах алтарной апсиды: сцены из жизни И.Х.: "Тайная вечеря", «Омовение ног», «Оплакивание И.Х.»
Иконопись Пскова также близка к новгородской школе. Псковские иконы не имеют исключительно твердого рисунка и виртуозности, центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается в розетки, но тем не менее, псковская икона всегда оказывается поэтичной. Для Пскова характерны особый способ обработки доски для иконы, особый драматический образный строй икон, использование активных цветовых пятен, применение красок только из местных материалов. Колорит всегда очень выразительный, густой и скорее сумрачный, с преобладанием изумрудно-зеленых, темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с оранжевым или розовым оттенком, мутных серых, часто серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Широко применяется разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. Характерна особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и не менее резкими бликами, «включенность» персонажей в события, изображенные на иконе, интерес к психологии, к изображению человеческого лица и внутренних переживаний. Манера письма широкая, свободная, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык экспрессивен. Иконопись наиболее непосредственная и импульсивная по формам выражения из всех древнерусских школ.

Самые ранние псковские иконы («Успение» из одноименной церкви на Пароменье и «Богоматерь Одигитрия» из церкви Николы от Кож) датируются XIII в. Это большие иконы, написанные в новгородской традиции XII в., с теми же тяжелыми формами и примитивностью. Однотипные лица с широким разрезом глаз и с крупными изогнутыми носами не имеют ничего специфически псковского.

«Деисус» (РМ), вторая пол. XIII в. Более тонкое исполнение, чем предыдущие иконы. В трактовке одеяний используются золотые ассисты, поэтому складки напоминают декоративный узор и нейтрализуют объемное начало.

В иконе «Илья Пророк» (конец XIII – начало XIV в.) местные черты настойчиво пробиваются наружу. В пределах одной доски здесь сочетаются различные темы, лишенные внутренней связи друг с другом. Наверху изображен полуфигурный Деисус с ангелами и апостолами. Посередине и внизу изображен Илья Пророк в пустыне и 12 сцен из его жизни. Хотя в клеймах цвета даны в резких сопоставлениях, общий тон иконы серебристый. Клейма имеют спокойные разряженные композиции с простыми архитектурными кулисами и строгими пейзажными фонами. Здания трактованы совсем плоскостно. Сцены в клеймах очень человечны.

Икона «Николай Чудотворец» датируется ранним XIV в. Фигура святого фланкирована крохотными полуфигурами Христа и Богоматери, дана на золотом фоне. Темная карнация с зеленоватым оттенком усиливает общее ощущение сумрачности. Графическая обработка карнации с помощью стилизованных линий восходит к традициям более раннего времени, несколько вытянутая форма головы указывает на традицию XIV в. Развитие псковской иконописи протекало в медленном темпе. Лишь на протяжении последней четверти XIV в. псковская иконопись достигает полной зрелости. Именно в это время и в первой половине XV в. создаются лучше псковские иконы. Новые веяния проникли в Псков из Новгорода, где с 1378 г. работал Феофан Грек.
Существует три иконы, находящиеся под влиянием искусства Феофана Грека, и обнаруживающие большую стилистическую общность – это «Деисус» из Новгородского музея, «Параскева, Варвара и Ульяна» и «Собор Богоматери» (Третьяковская галерея). Иконы поражают своей живописностью, необычайной свободой письма, какой-то особой страстностью. Вероятно, эти иконы принадлежали одному автору. Он использует приемы не станковой живописи, а монументальной (свободная живописная трактовка), аналогией этому стилю является роспись Снетогорского монастыря в Пскове (1313 г.).

В статичную композицию «Деисуса» (последняя четверть XIV в.) введены популярные в Пскове святые – Варвара и Параскева. При сохранении симметрии и неподвижности фигур, все здесь пронизано неканоничным духом. Вместо обычного золота – желтый фон легкого оттенка, вместо нейтрального позема – ярко изумрудный, вместо тщательно написанных ликов – энергична красочная лепка, построенная на контрастных противопоставлениях темно-коричневых теней и резко высветленных участках на лбу, щеках, подбородке, со смело брошенными поверх бликами. На ликах свет ведет отчаянную борьбу с тенью, в колорит построен на резких контрастах – все это придает композиции напряженность, которая будет характерна для псковской живописи.

Икона «Собор Богоматери», последняя четверть XIV в. Это едва ли не самая ранняя икона на эту тему, что объяснят свободу иконографического извода. Композиция пронизана неспокойным, стремительным ритмом. Вздымаются горы, полон движение трон, настойчиво тянутся к Марии волхвы. Все линии скал устремляются к Марии. Движения фигур резкие и угловатые, повороты настолько смелы, что их можно отнести к эллинистическим традициям (фигура Земли). В колорите доминируют интенсивные цвета – темно-изумрудный, светло-желтый (утраченный фон), оранжево-красный, вишневый, белый, черный. Эти краски противопоставлены друг другу, отчего гамма приобретает особую напряженность. Такому впечатлению содействует темная каранация с резкими высветлениями и яркими белыми бликами.

Икона «Сошествие во ад», последняя четверть XIV в. (Русский музей). В этой иконе чувствуются отголоски феофановского искусства: особая стремительность движений, динамика, резкие высветления, огневые вспышки бликов. К псковским традициям можно отнести малоритмичную, перенасыщенную композицию, густую колористическую гамму, темную коричневатую карнацию. Наверху икону, в нарушение всех правил, изображен ассиметрично расположенный деисус с Николой вместо Христа. Иконе присуща свободная композиция, в которой не совпадают центральные оси верхнего и нижнего изображения, нарушается симметрия групп, фланкирующих Христа. Для псковского мастера главное – не гармония, а непосредственность, импульсивность выражения.

Дальнейшее развитие псковской живописи протекало в замедленном темпе. XV в. не дал ничего нового. В это время наблюдается постепенное успокоение, хотя внутренняя напряженность образов не уходит. Сохраняется пронзительность взглядов, резкость тяжелых теней, смелая ассимитричная композиция, густая красочная гамма с излюбленными зелеными, вишневыми, оранжево-красными и желтыми тонами. Но в уже в прошлом остается страстность и непосредственность выражения, которые так подкупают в иконах последней четверти XIV в. Письмо становится спокойным и сплавленным, увеличивается площадь освещенность участков, получивших четкие границы, сочный мазок сменяется линейными отметками.

Икона Богоматерь Умиление, ранний XV в. (Третьяковка). Младенец Христос прижимается к щеке Марии, касаясь правой рукой ее подбородка. Этот жанровый мотив вносит в икону нотку мягкости, чьи краски (желтый фон, красные узорные нимбы, вишневый, темно-синий и розово-красный цвет одеяний) выдержаны в густой гамме. Очень характерна для псковских икон форма носа Марии, со слегка выступающим кончиком.

Икона «Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий великий, начало XV в. В этой иконе ощутимо влияние Новгорода. Это чувствуется в открытом цвете с преобладанием белого, черного и киновари, золотом фоне, более тщательной манере письма. Но несколько сумрачные лики, темная карнация, использование густого зеленого указывают на псковских мастеров.

Псковичи упорно гнули свою линию и к концу XV в. И если их искусстве просачиваются отдельные отголоски дионисиевской эстетики, что сказывается в изяществе вытянутых пропорций ангелов в иконе «Рождество Христово» (Русский музей) и на иконе «Богоматерь Великая Панагия, Никола и Георгий» (Третьяковка), то по существу, это мало что меняет. Сохраняются все старые приемы письма, темная карнация, псковский колористический строй. В иконе «Рождество Христово» архаизм проявляется в том, что дважды изображено поклонение волхвов. Лещадки гор подвергнуты стилизации, образуя ковровый узор, на фоне которого разбросаны отдельные эпизоды и фигуры. Так к началу XVI в. не строили композицию ни новгородцы, ни москвичи.

Таким образом, и архитектура и искусство Пскова развиваются достаточно медленно и постоянно испытывают на себе различные влияния, преимущественно новгородские, но тем не менее где-то в XIV веке складывается оригинальный стиль, т.е. формируется специфически псковский облик храма и экспрессивная, тяготеющая к неканоничности, непосредственности, свободе и живописности манера монументальной и станковой живописи, не претерпевающие впоследствии значительных изменений.

Похожие:

Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconВопрос 4 Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв
Ц. Дмитрия Солунского (изучен по материалам археологических раскопок), Спаса Преображения в Мирожском монастыре, Иоанна Предтечи...
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconТематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconАрхитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация,...
...
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв icon30. Ранневизантийское искусство и эпоха иконоборчества ( VI viii...
Ранневизантийское искусство и эпоха иконоборчества (VI-VIII). Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв icon24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства...
Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского искусства. В раннехристианском искусстве...
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconУстав
Постановлением Администрации города Пскова «09»12. 2011 №3025 И. п. Главы Администрации города Пскова С. П. Федоров
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв icon1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация,...
Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного...
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconПрограмма курса “Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы XVII столетия”
Курс представляет собой часть учебной программы по всеобщей истории искусств. Хронологические рамки курса охватывают период с 1590-х...
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconПубличный отчет директора мбоу «Центр пприК» г. Пскова за 2011-2012...
Полное название: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Архитектура и искусство Пскова XII-XV вв iconИскусство секса и искусство любви Оправдания для секса
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница