Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012




Скачать 69.25 Kb.
НазваниеПодготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012
Дата публикации07.09.2013
Размер69.25 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
в ГИА по русскому языку 2012
В ДЕМО-версии ГИА по русскому языку 2012 года изменилась формулировка темы сочинения на лингвистическую тему. Учащимся предлагается следующее задание: «Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». … Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). …Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. …. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. …. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов» [КИМ ГИА 2012].
Рассмотрим возможные подходы к написанию сочинения, приведем примеры.
Автор высказывания-тезиса сочинения – Степанов Георгий Владимирович – известный российский филолог, специалист по испанскому языку и литературе. Вероятно, теоретическая основа его высказывания – исследования проблемы языковой картины мира разных народов. Специфика национальной языковой картины мира может проявляться как на лексическом, так и грамматическом уровнях языковой системы. Например, в русском языке значима категория «Судьба». На лексическом уровне это выражается в более высокой частотности слова судьба и его синонимов по сравнению с западноевропейскими языками: ирония судьбы, игра судьбы, их судьбы переплелись, повороты судьбы и т.п; на грамматическом уровне значимость категории «СУДЬБА» проявляется, например, в обилии безличных предложений: Его переехало трамваем (а не Он попал под трамвай), Ему скучно (вместо Он скучает), конструкций с устраненным субъектом действия: Стекло разбилось (вместо Я разбил стекло) и т.п.; в подобных конструкциях действия представляются как нечто происходящее помимо воли человека, по воле судьбы.
По отношению к текстам-эссе высказывание Г. Степанова может трактоваться как психолингвистическая проблема, проблема способа выражения мыслей говорящего (автора). В частотности, о правдивости/ложности высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит, то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего
В следующем примере рассмотрим случай, когда лексическое значение дополняется грамматическим. Рассмотрим текст:
1)Весною 1809 года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном.
2) Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. 3)Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.
4)Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. 5) Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое-где кустарника и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. 6) В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. 7) Береза, вся обсеянная зелеными, клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезали, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своею грубою вечною зеленью неприятно напоминали о зиме. 8) Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели.
9) Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. 10) Но, видно, Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.
11)— Ваше сиятельство, лёгко как! — сказал он, почтительно улыбаясь.
12)— Что?
13)— Лёгко, — ваше сиятельство.
14)«Что он говорит?» — подумал князь Андрей. 15)«Да об весне верно, — подумал он, оглядываясь по сторонам. — И то зелено всё уже... как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает... А дуб и незаметно. Да, вот он, дуб».
Л.Н. Толстой
Приведем пример сочинения на материале данного текста (шаблон сочинения заимствован с сайта «По уши в ГИА» [Четыре образца сочинения]).
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, слова отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, в текстовом фрагменте, посвященном описанию дороги князя Андрея в Рязанские имения (предложения 1-15) Л.Н.Толстой использует шесть слов с корнем зелен-: зеленя, зеленеющий, зелеными, зеленея, зеленью, зелено. Таким образом, на лексическом уровне автор указывает на то, что в природе преобладает зеленый цвет.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, отношение к описываемому, выражает оттенки смысла высказывания. Так, с точки зрения грамматики при описании весенней природы в рассмотренном выше фрагменте, автор использует не просто однокоренные слова (с корнем зелен-), а слова разных частей речи: зеленя, зеленью - существительные, зеленеющий - причастие, зелеными - прилагательное, зеленея - деепричастие, зелено – краткое прилагательное. Слова разных частей речи по-разному передают идею «зеленый»: как признак, как предмет, как действие. Таким образом, благодаря грамматике автор привносит в изображение весенней зелени идею разнообразия, разных форм ее проявления.
Таким образом, грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.
В рассмотренном тексте идея «зеленый» (лексическое явление) передается словами разных частей речи (грамматическое явление). Проблема различных способов передачи одного и того же значения - предмет исследования синонимики (морфемной, лексической, морфологической, синтаксической). Для сочинения на лингвистическую тему актуальна морфологическая и синтаксическая синонимика. Приведем примеры морфологических и синтаксических синонимов:
Морфологические синонимы:
Полные и краткие формы прилагательных :
Девушка очень хорошая. – Девушка очень хороша. (Полня форма выражает постоянный признак, краткая - временный)
Синтаксические синонимы:

1). В словосочетании:
варенье из черники – черничное варенье; стайка воробьев- воробьиная стайка.
2). В простом предложении:
2.1) Двусоставные-односоставные предложения:
Я люблю читать. – Люблю читать.
Пахнет сирень. – Пахнет сиренью.
Ураган разрушил дом. – Дом разрушило ураганом.
Наступила осень. – Осень.
Госпиталь спал. – В госпитале спали.
Мне нужная книга. – Мне нужно книгу.
Война мир не победит. – Войне мир не победить.
2.2) Синонимы – разновидности односоставных предложений
Здесь просят не курить. – Здесь запрещается курить.
2.3) Синонимы – разновидности двусоставных предложений.
Кто не писал стихов в юности?! – Все писали стихи в юности.
3) В сложном предложении
Бессоюзное предложение - сложносочиненное - сложноподчиненное предложения
Дует ураганный ветер, выйти невозможно.
Выйти невозможно: дует ураганный ветер.
Дует ураганный ветер, и выйти невозможно.
Выйти невозможно, потому что дует ураганный ветер.
4) Сложные и простые предложения
Один только человек не участвовал в общей радости. – Был только человек, который не участвовал в общей радости.
5) Причастные, деепричастные и другие обороты и придаточные предложения
Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча. – Когда Тоня проводила товарищей, она долго стояла молча [Бабайцева 2004: 124-128].
Из примеров видно, как при едином лексическом наполнении содержание высказываний может видоизменяться в зависимости от их грамматического оформления.
Таким образом, при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему учащимся необходимо иметь четкое представление о том, что грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика. Как нам представляется, лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому (текст Д.А. Медведева), лексическое не соответствует грамматическому (текст Л.И.Брежнева), лексическое дополняется и уточняется грамматическим (текст Л.Н. Толстого). Обширный материал для описания способов передачи одних и тех же смыслов различными грамматическими способами представляет морфологическая и синтаксическая синонимика.
В качестве практической части подготовки к сочинению на лингвистическую учащимся целесообразно предложить задания на развитие навыка различения смысловых оттенков синонимичных морфологических и синтаксических единиц. Приведем примеры заданий (по учебнику [Бабайцева 2004: 241]):
Образуйте от полных прилагательных краткие формы. Составьте предложения с получившимися парами слов. Объясните смысловую разницу в употреблении полных и кратких прилагательных.
Больной, добрый, спокойный, глупый, смелый, строгий.
Подберите к двусоставным предложениям синонимичные односоставные. Укажите вид односоставных предложений. Сравните получившиеся предложения и определите, в чем их смысловая разница.
Я люблю музыку. Ты придешь завтра? Кто-то постучал в дверь. Я вам говорю. Поле засеяно. Зал молча. Комната проветрена. Госпиталь спал. Невдалеке строители строят новый дом. Сын не спит. В городе все было спокойно. Правило может быть сформулировано проще.
Подберите к предложению синонимичные сложные предложения (не менее шести). Сравните получившиеся предложения и определите, в чем их смысловая разница.
Осенью льют дожди, насыщают землю влагой .

Похожие:

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconМатериал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать...
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconГиа. Часть примерная тематика сочинений-рассуждений на лингвистическую тему
Л. С. Степановой и др.; Л. А. Сениной. Кроме того, были выбраны задания из экзаменационных работ прошлых лет. Данный список не включает...
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconРабочая программа «Подготовка к гиа по русскому языку» на 2012-2013...
Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать...
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconКак писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка...

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconРечевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении...
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconПодготовка к гиа по русскому языку в 9 классе Автор: Зырянова Галина...
Цельность текста нарушается, если в него включаются материалы, не относящиеся к теме сочинения ( «ушел от темы» ), не способствующие...
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012 iconВикторина по русскому языку 22 -23 ноября
«Рисуем пословицу». В течение недели висели на стенде задания для викторины по русскому языку и литературе. В 7 классе был дан открытый...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница