Урок! Тема : Союз как часть речи




Скачать 107,2 Kb.
НазваниеУрок! Тема : Союз как часть речи
Дата публикации07.09.2013
Размер107,2 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка и литературы Сорочинская Валентина Ивановна

k:\116_pana\p1130945.jpg

Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»

Тема : Союз как часть речи.

Цели: Дать общее понятие о союзе как служебной части речи;

Показать его роль в тексте;

Формировать умение находить союзы в тексте;

Воспитание любви к родной природе на текстовом материале урока («Весна»)

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, цветные карточки

^ 1. Мотивационное введение.(слайд №2)

Для разминки я предлагаю отгадать загадки:

  1. Они неделимы и целы.

Корней и приставок в них нет.

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет. (служебные части речи)

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.k:\116_pana\p1130937.jpg

  1. Сообщение темы и целей урока.(слайд №3)

Учитель:

- Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом. Узнаем, какую роль выполняют союзы в русском языке, НАЧИМСЯ НАХОДИТЬ ИХ В ТЕКСТЕ.А что вы знаете уже о союзе?

3. ^ Изучение новой темы.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

Ученик 1 (с опережающим заданием)слайд№4)

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

k:\116_pana\p1130939.jpg

Учитель:

- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

Учитель:

- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари Ожегова и Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.

Ученик 2:

Страничка “Это интересно!”

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • “И” – один из самых древних союзов русского языка;

  • Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;

  • Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;

  • Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).

Анализ предложений:(слайд №5)

Отзвенела капель, и просохла земля, и грачи полетели на родные поля.

Налетел ветер и распахнул окно.

^ Какую роль выполняют здесь союзы?

k:\116_pana\p1130944.jpg

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Слайд№6

- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

Небо на востоке посветлело, и ……
Небо на востоке посветлело и ……


^ VI. Работа по опорной схеме. (слайд №7)

- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.

С О Ю З

1. По морфологическому составу

Простые:

^ А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ.

Составные:

Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.

^ 2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Повторяющиеся:

И стихи, И песни.

Двойные:

И-и; ни-ни; либо-либо;
Либо я, либо ты.

^ 3. По синтаксическим функциям

Сочинительные:

А) соединительные: и; да; ни-ни; и-и.
Б) сопоставительные: не только, но и.
В) противительные: а; но; зато.
Г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.
Д) присоединительные: да и; также; тоже.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.

^ VI. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.(слайд №8)

1.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

^ Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что н извергаются с гор после дождя.k:\116_pana\p1130943.jpg

Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал.

VII. Игра “Собери пословицу” (работа в парах).

1. Чтобы

Надо сильным, смелым быть

Напишешь пером

2. Что

Не вырубишь топором

Родине служить

3. Когда

Цену вещи узнаешь

С полки не достанешь

4. Так и

Руки не протянешь

Потеряешь

5. Что

Смелый находит то

Ворон считает

6. Потому что

Рассеянный ничего не знает

Робкий теряет

7. Где

Там и счастье

Много знать

8. Чтобы

Надо любить книгу

Труд

9. Что

Ласковое слово

Дерево без корней

10. Что

Калач тем и хорош

Весенний день

11. Что

Человек без друзей

Горяч

Ответы:

  1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.

  2. Что напишешь пером, не вырубишь топором.

  3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

  4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

  5. Смелый находит то, что робкий теряет.

  6. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.

  7. Где труд, там и счастье.

  8. Чтобы много знать, надо любить книгу.

  9. Ласковое слово что весенний день.

  10. Калач тем и хорош, что горяч.

  11. Человек без друзей что дерево без корней.

Работа с текстом.(слайд №9)

(1) Звенит капель и солнце светит
А по утрам ещё свежо!
(2) И ребятне и взрослым людям
Сегодня дышится легко.
(3) Не только шубы но и шапки
Долой с отчаянных голов!
(4) Мы б и пальто сегодня сняли
Да слишком мамин взгляд суров.
(5) Весь школьный двор как на ладони:
То Димка камешек метнул
То Лешка запустил кораблик
То в луже Петька утонул.
(6) И пусть твердят про холод мамы
И пусть действительно свежо…
(7) Но всё ж весна на белом свете
И это братцы хорошо!

_Какое настроение вызывает данное стихотворение? Почему?

–Какие знакомые сочинительные союзы вы здесь видите?

^ Итог урока.(слайд №10)

- Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас, посмотрим, написав синквэйн.( Синквейн пишут сильные уч-ся), остальные выполняют тест.

Напоминаю, что синквэйн – это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;

  5. Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

k:\116_pana\p1130946.jpg

Тест (слайд №11)

    1. Найдите неправильное утверждение.

А) Союз –это неизменяемая часть речи.

Б)Союзы не являются членами предложения.

В) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.

    1. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения?

А) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Б) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

В) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

    1. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

А) Снег падал и засыпал дорожки сада.

Б) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.

В) Снег падал и покрывал деревья.

    1. Закончите начатое предложение, чтобы получилось сложное предложение.

Каждый день родители ждали…

А) приезда сына из Москвы.

Б) что приедет их сын из Москвы.

В) письма и надеялись на возвращение сына.

5.Укажите строку, где встречаются только служебные части речи.

А) Союз, глагол, предлог.

Б) Предлог, союз, частица.

В) Предлог, местоимение, союз.

Ответы (слайд №12) Самопроверка

Выявление результативности урока
В каждой группе лежат прямоугольники трех цветов:
Зеленый цвет – все понял, могу помочь другому!
Желтый цвет – нужно закрепить дома.
Красный цвет – не понял.

Каждый ученик в группе оценивает себя и выбирает соответствующий цвет..


XI^ . Домашнее задание. § 54, упр. 313

С О Ю З

1. По морфологическому составу

Простые:

^ А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ.

Составные:

Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.

^ 2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Повторяющиеся:

И стихи, И песни.

Двойные:

И-и; ни-ни; либо-либо;
Либо я, либо ты.

^ 3. По синтаксическим функциям

Сочинительные:

А) соединительные: и; да; ни-ни; и-и.
Б) сопоставительные: не только, но и.
В) противительные: а; но; зато.
Г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.
Д) присоединительные: да и; также; тоже.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.

Приложение 2

1. Чтобы

Надо сильным, смелым быть

Напишешь пером

2. Что

Не вырубишь топором

Родине служить

3. Когда

Цену вещи узнаешь

С полки не достанешь

4. Так и

Руки не протянешь

Потеряешь

5. Что

Смелый находит то

Ворон считает

6. Потому что

Рассеянный ничего не знает

Робкий теряет

7. Где

Там и счастье

Много знать

8. Чтобы

Надо любить книгу

Труд

9. Что

Ласковое слово

Дерево без корней

10. Что

Калач тем и хорош

Весенний день

11. Что

Человек без друзей

Горяч

Приложение3

синквэйн – это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;

Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

синквэйн – это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;

синквэйн – это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;

  5. Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

синквэйн – это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);

  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;

  5. Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.




Похожие:

Урок! Тема : Союз как часть речи iconТема: Деепричастия как часть речи Цели урока
Развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для...
Урок! Тема : Союз как часть речи iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок! Тема : Союз как часть речи iconТема: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в речи
Урок! Тема : Союз как часть речи iconКогнитивно-прагматическое варьирование сложноподчиненного предложения...
Охватывает почти 56% от всех случаев использования временных спп в авторской речи и 52% в прямой речи, соответсвенно. Союз while,...
Урок! Тема : Союз как часть речи iconФонетика как наука о звучащей речи
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их морфологические и синтаксические признаки
Урок! Тема : Союз как часть речи iconУрок по теме «Местоимение как часть речи»
К нцерт, пр ставка, к силка, меб ль, сер бро, зл дей, Х р вод, ск мей
Урок! Тема : Союз как часть речи iconУрока Тема урока 1
Понятие о стилях речи. Критерии разграничения стилей речи. Научный стиль речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи
Урок! Тема : Союз как часть речи iconТема: «похвальное слово глаголу»
Повторение. Беседа по вопросам учебника (Что такое часть речи? Что объединяет слова, принадлежащие к одной части речи? (Части речи...
Урок! Тема : Союз как часть речи iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи»
Цель урока: знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями имени числительного
Урок! Тема : Союз как часть речи iconУрок русского языка по теме: «Деепричастие как часть речи»
Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница