Урока. Тема урока




Скачать 75,82 Kb.
НазваниеУрока. Тема урока
Дата публикации06.09.2013
Размер75,82 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок

МБОУ Сатинская СОШ

Урок русского языка в 10 - а классе

Учитель P.M. Самородова 2011 го

дРусский язык.

  1. Организационный этап.

  2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока.

  • Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока.

Тема урока: От анализа текста к сочинению.

Презентация слайда № 1

Цель урока:

Знать:

  • основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

  • выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

  • создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

III. Этап обобщения и систематизации.

1. Работа с текстом Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

  • Сегодня мы будем работать с текстом Д.С. Лихачева.

  • Что вы знаете об этом ученом?

(писатель, литературовед, историк культуры и публицист. Организовал Фонд Культуры. Родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 г. В 2006 г. мы отмечали 100 лет со дня его рождения. Именем академика Д.С. Лихачева названа одна из планет Галактики)

^ Презентация слайда № 2

  • Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Во вступлении - обращении к юным читателям - автор пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь лишь о самом для себя главном - как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».

Мы знаем, насколько красива и достойна была жизнь ученого... в книге 46 писем, обращенных к молодежи. Каждое из них заслуживает

искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты».

^ Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:

  • Прослушайте текст, озаглавьте его и заголовок запишите в тетради.

  • Оправдывает ли письмо 46-е свое название? Докажите, опираясь на текст.

(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в

будущее.

(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью.

(6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа.

    1. ^ Если жить дли других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

    2. Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти. (11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда и чудачества. (13) О них рассказывают.

(14) В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.

(16) знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. (17) Поверьте мне!

(По Лихачеву)

  • Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению вы будете производить в трех исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.

Задание № 1

  1. группа. Определите тип речи данного текста. Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?

Задание № 2

  1. группа. Определите стиль текста. Докажите правильность ответа. Задание № 3

  2. группа. Составьте графический проект - защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». В итоге у вас должна получиться схема, которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым словосочетанием текста (самое главное в жизни)

(На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного - двух представителей. Возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях).

2. Работа над композицией сочинения по тексту.

  • Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию.

Что называется композицией?

(Построение сочинения. Расположение и взаимосвязь всех его частей.)

  • Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить.

Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

^ Презентация слайда № 3

(Учащиеся читают и делают записи в тетради)

Рассматриваем схему в пособии Н.А. Сениной - стр. 120

  • При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения. При этом вступление и заключение должны составлять не более трети всего объема работы.

Следовательно, самая большая часть - основная.

Задание № 2

Первая группа пишет начало сочинения.

Вторая - формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.

Третья - пишет заключение сочинения.

  • Обратимся к карточкам - информаторам.

  1. Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному...

  2. Для передачи позиции автора исходного текста могут быть уместными фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую;

по мнению автора...;

публицист убежден в том, что...;

автор заставляет задуматься о...;

писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...; автор текста доказывает свою точку зрения...

  1. Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов:

в этой части может быть сформулирована собственная позиция учащегося и его оценка точки зрения автора;

может быть обобщенно выражена позиция автора текста к проблеме; может быть передано общее впечатление от прочитанного.

3.Работа над аргументацией в сочинении (проверка домашнего задания)

  • Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее двух), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.

В связи с этим каждая группа, еще не зная содержания текста Д. Лихачева, работала дома над одним из аргументов утверждения, что люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих.

  1. группа подбирала примеры из художественной литературы (Григорий Добросклонов из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрена из повести Солженицына «Матренин двор», Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль», Лидия Михайловна из рассказа В. Распутина «Уроки французского» и др.)

  2. и 3 группа формулировали аргументы на основе жизненных впечатлений.

  • Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока.

Что получилось?

Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой)

IV-Этап рефлексии

  • Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения (учащиеся оформляют предложения):

Мне понравилось на уроке, что я...

Я ощущал себя на уроке...

После урока я задумаюсь о...

  1. Итог урока (выставление оценок)

  2. Домашнее задание: написать сочинение (не менее 150 слов), пособие Н.А. Сениной п. 8, стр. 114-125.

Похожие:

Урока. Тема урока iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр...

Урока. Тема урока iconУрока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия

Урока. Тема урока iconУрок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Урока. Тема урока iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр....
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
Урока. Тема урока iconУрока №урока по теме1 Тип урока Тема урока Практические и,лаборат...
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
Урока. Тема урока iconУрока русского языка в 5 классе Тема урока: Буквы
Тема урока: Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией)
Урока. Тема урока iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение и устройство фрезерного станка. Принцип дейст­вия станка. Настройка и управление фрезерным станком
Урока. Тема урока iconУрока дата Тема урока Вид урока
Тематика уроков по антикоррупционному воспитанию в моу никулинской оош по литературе
Урока. Тема урока iconУрока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты
А урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами...
Урока. Тема урока iconТема урока : «Je me prom è ne dans Paris»
Фильм о Париже демонстрируется перед началом урока со звуком, затем в течение всего урока без звука
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница