Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту»




Скачать 97,08 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту»
Дата публикации06.09.2013
Размер97,08 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок





МОУ «СОШ№ 35 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок русского языка в 11 классе
с использованием модульной технологии
«Определение темы, проблемы, позиции автора

для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту»

(Работа с текстом в системе подготовки к ЕГЭ)

Разработала
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 35»
Старшова Наталья Вадимовна

УЭ-0. Комплексная дидактическая цель.
УЭ-1. Входной контроль.
УЭ-2. Работа над определением темы текста.
УЭ-3. Нахождение и комментирование проблем текста.
УЭ-4. Работа над определением позиции автора и идеи текста.
УЭ-5. Работа над выражением собственного мнения.
УЭ-6. Рефлексия. Подведение итогов урока. Заполнение листка контроля.
УЭ-7. Выходной контроль. Домашнее задание.


УЭ-0

2 мин.

Комплексная дидактическая цель.

  • Осмысление специфики содержания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

  • Усвоение понятий темы, проблемы, позиции автора прочитанного текста.

  • Обработка умений аргументировать свои мысли жизненными и литературными фактами, соотносить свое мнение с позицией автора исходного текста.

Результатом применения модульной технологии должны быть навыки определения темы, проблемы, авторской позиции исходного текста, формулировки и аргументации собственного мнения по отношению к позиции автора.




УЭ-1

5 мин.

^ Цель: проверить навыки работы с заданиями В7, В8, уровень знаний по теме.
1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Прочитайте основной текст про себя одновременно с учителем.
2. Тест.

1) Из перечисленных понятий найдите те, которые относятся к композиции рассуждения.

а) Экспозиция. д) Аргумент.

б) Пример. е) Зачин.

в) Тезис. ж) Кульминация.

г)Развязка. з) Вывод.
^ 2) Выберите из перечисленных особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:

  1. рассказ о каком-либо событии в его временной последовательности;

  2. изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков;

  3. установление причинно-следственных связей между событиями, явлениями, поступками людей;

  4. описание внутреннего пространства помещения;

  5. цель – доказать какую-либо мысль.

3) Укажите предложение основного текста, в котором употреблены антонимы.

  1. 1,

  2. 12,

  3. 13,

  4. 25.

4) Какое предложение второго абзаца (3-9) связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и лексического повтора? Запишите его номер.

5
Список терминов:

  1. развёрнутая метафора,

  2. индивидуально-авторские слова,

  3. ирония,

  4. ряды однородных членов,

  5. эпитеты,

  6. контекстные антонимы,

  7. просторечные слова,

  8. вопросно-ответная форма изложения,

  9. параллелизм,

  10. сравнение.
) Размышления известного поэта В. Шефнера

настраивают читателя на совместные раздумья.

Особенностью текста

является … (предложения 16 - 19).

6) Развитие авторской мысли

нередко передаётся

с помощью такого средства,

как … (в предложениях 13,20, 24).

7) В последнем абзаце поэт создаёт

яркий художественный образ с помощью… .

8) Для большей выразительности автор использует

также такой прием, как … (предложение 29).



Запишите букву(ы) ответа(ов) напротив номера вопроса на листке контроля.


Работа с основным текстом.
^ Задания 5-8:

из списка терминов выберите необходимый, поставьте номер в листок контроля.


Самопроверка.

Ключ дан в презентации.

Поставьте оценку в листок контроля, УЭ-1.

УЭ-2

5 мин.


Цель: работать над умением определять тему текста.
^ 1. Изучите пункт 1 памятки.
2. Ответьте на вопросы.

Что такое тема текста?

Как соотносятся тема и проблемы текста?
3. Выполните задания.

1) Что объединяет данные тексты? В чем разница?

  1. С утра на улице пахло весной, временами выглядывало яркое солнышко, радостно поблескивали лужицы на дорогах. Но к вечеру солнце спряталось, как будто испугавшись чего-то, мороз вновь начал пощипывать носы и щеки людям, словно говоря: «Рано обрадовались, я еще не ушел». На дорогах стало скользко, а лица вновь стали хмурыми.

  2. ^ В Чебоксарах и Новочебоксарске сегодня переменная облачность, возможен снег. Температура воздуха днем от -1°С до +2°С, ночью от -10°С до -4°С.

  3. Ну и погода сегодня! То солнце, то мороз. То зима, то весна. Непонятно!

^ 2) Запишите в тетрадь ключевые слова текста. Какова тема текста?

Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством.

Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации—тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменив ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…

(В.Распутин)

^ 3) Определите и запишите в листок контроля тему основного текста.



Самостоятельная работа.
Работа в парах.

Работа с классом.


Работа в группе.

Самостоятельная работа.

УЭ-3

10 мин.



Цель: работать над умением находить проблемы текста, определять сущность одной из проблем и комментировать ее.
^ 1. Изучите пункт 2-3 пункты памятки.
2. Ответьте на вопросы.

Что такое проблема текста?

Какие типы проблем можно выделить?
3. Выполните задания.

1) Сформулируйте проблему текста из задания 2 предыдущего УЭ, используя один из речевых образцов.
^ 2) Укажите ключевые слова. Определите тему, круг проблем текста.

Творчество, будь то научное, техническое, художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. Творческий труд облагораживает человека, поднимает над корыстными интересами, делает свободней, лучше. Признаюсь, когда я думаю о будущем, предо мной прежде всего возникает та жизнь, где каждый сумеет определить свое призвание и реализовать его. Это вовсе не простая, а сложная совместная задача науки и социального прогресса общества. Человек стал человеком, когда он стал творцом. Ясно, что счастье строится не с помощью науки и техники. Необходимо развивать систему жизни, приобщающую все человечество к творчеству.

Путешествие в страну Будущего никогда не было бесплодным занятием. Великие утопии помогали человечеству вырабатывать идеалы. А это то, в чем сегодня нуждается мир, может, больше, чем прежде. (Д.Гранин)


3) ^ Определите проблемы основного текста. Выберите одну из них, прокомментируйте. Запись делайте в листок контроля.


Самостоятельная работа.
Работа в парах.

Работа с классом.

Работа в группе.

Самостоятельная работа.

УЭ-4

10 мин.


Цель: работать над умением определять позицию автора и идею текста, аргументировать свой выбор.

^ 1. Изучите 4 пункт памятки.
2. Ответьте на вопросы.

Что такое идея текста?

Как может быть заявлена позиция автора?
3. Выполните задания.

1) Прочитайте отрывки из текстов. Сократите каждое предложение, записав только основу содержания.

  1. Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 миллионов километров от загадочного Астероидного пояса, который время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.

  2. Опаснее всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.

  3. Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей или наземных объектов, поскольку посланцы Вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных болезней.

^ Прочитайте все три изменённых фрагмента как один целостный текст. Определите основную мысль текста.
2) Найдите предложение, в котором заявлена позиция автора. С помощью каких доводов он ее аргументирует?

В школе необходимо преподавать историю литературы, а не рассматривать отдельное произведение само по себе. Литературное произведение, исторически не объяснённое, теряет на 80% свою действенность – моральную, эстетическую, какую угодно. Ведь каждое произведение создавалось живым человеком – конкретной личностью – в определённых социальных и исторических условиях, в конкретных обстоятельствах. Так и следует его рассматривать. Нельзя говорить об отдельных произведениях вне истории, вне биографии автора.

История воспитывает, и история литературы воспитывает – она тоже часть истории. При таком подходе будет ясно, что русской культуре тысячи лет и этим мы должны гордиться.

(Д.С.Лихачёв)
3) Сформулируйте позицию автора по найденной проблеме основного текста, запишите в листок контроля.



Самостоятельная работа.
Работа в парах.

Работа с классом.

Запишите в тетрадь.

1 группа

2 группа


3 группа


Запишите в тетрадь.

Работа в группе.

Самостоятельная работа.

УЭ-5

7 мин.



Цель: работать над формированием навыков выражения собственного мнения.
^ 1. Изучите 5 пункт памятки.
2. Выполните задания.

1) Сформулируйте собственное мнение по отношению к позиции автора текста из задания 2 УЭ-4, используя один из речевых образцов. Приведите аргументы. Поделитесь им с классом.
^ 2) Выскажите собственное мнение по отношению к позиции автора основного текста, записав его в листок контроля.




Самостоятельная работа.

Работа в группе.

Запишите в тетрадь.
Самостоятельная работа.

УЭ-6


Цель: оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе.

Заполните листок контроля.

УЭ-7


Цель: проверить умение применять самостоятельно полученные знания.

Напишите сочинение-рассуждение по основному тексту, используя материалы, созданные в ходе урока.


Самостоятельная работа в тетради.

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие...
Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; Подготовить рабочие материалы для написания сочинения; Формировать...
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУрок русского языка в 3 классе Программа
Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconПодготовка к гиа по русскому языку в 9 классе Автор: Зырянова Галина...
Цельность текста нарушается, если в него включаются материалы, не относящиеся к теме сочинения ( «ушел от темы» ), не способствующие...
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУрок русского языка в 5 классе Тема урока : «Лексика»
Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения данной темы
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУрок русского языка в 9-ом классе. Развитие речи. Тема: «Жанр эссе....
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconПланирование уроков русского языка на 2 курсе в группах сварщиков 34 часа
Урок Цели и задачи курса русского языка. Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому языку
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУрок русского языка в 11 классе
Разработала учитель русского языка 2 квалификационной категории Султеева Гульнара Ильдусовна
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУрок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи»
Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий
Урок русского языка в 11 классе с использованием модульной технологии «Определение темы, проблемы, позиции автора для успешного написания сочинения-расуждения по прочитанному тексту» iconУрок русского языка в 5 классе тема «как писать письма»
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница