Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе




Скачать 54,17 Kb.
НазваниеТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе
Дата публикации05.09.2013
Размер54,17 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Татьяна Геннадьевна Сорокина

Учитель русского языка и литературы БСОШ №1
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему).
Проблемный вопрос; учитель сам предлагает варианты решения, но при этом предоставляет возможность уч-ся проявить инициативу(выслушивает мнения уч-ся по поводу всевозможных вариантов)
Тема « К Горькому живому, нехрестоматийному»
Концептуальная цель лит-ры: приобщение к духовно-нравственному богатству русской и мировой лит-ры.

Стратегическая цель: развитие критического мышления и гуманистического мировоззрения

Задачи: * знакомство с жизненным и творческим путём А.М. Горького;

  • выявление своеобразия личности писателя, его гражданской и нравственной позиции;

Проблема:

^ В ЖИЗНИ МЫ ЧАСТО НЕ ПРИЗНАЁМ ПРАВА ДРУГОГО НА ОШИБКУ, ЗА НЕГАТИВОМ НЕ ЗАМЕЧЕАМ ПОЗИТИВА
Проблемный вопрос: как изменить негативное и стереотипное отношение к личности и творчеству М.Горького?

Варианты решения:

  1. познакомиться с жизненным и творческим путём М. Горького.

  2. осознать степень его причастности к формированию идей борьбы пролетариата,

  3. понять и принять многообразие человеческих характеров, право человека на ошибку.

  4. осознать сложность и противоречивость характера писателя.


Ход урока.

  1. учитель читает стихотворение Б. Окуджавы «Осудите сначала себя самого»

Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите

Врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом.

Не придётся уж больше валять дурака –

Вот и станете вы человеком
Развитие личностных качеств и психических процессов: + эмоции;

Способы и приёмы ненасильственного воздействия: логико-психологический приём: вербальный (стихотворный) – заинтересовать.
^ Слово учителя.

В Горках умирал Горький. Кислород, привозимый из Москвы, уже был не нужен. Алексей Максимович умирал тихо. Задыхался. Через несколько дней вопреки воле писателя (он хотел быть похороненным на Новодевичьем кладбище рядом с сыном), по решению правительства, тело его сожгут, и вдова великого человека будет просить Сталина выделить ей горсть родного пепла. Но и прах, и память пролетарского писателя уже не принадлежала ни народу, ни семье, ни былым возлюбленным, лишь тому, кому в стране социалистического реализма принадлежало всё, - Единому Государству. Оно, государство. Хотело владеть не только душой, но и мозгом Буревестника революции. И тогда прямо на даче, на стоявшем в спальне столе, врачи стали вскрывать труп. И мозг Горького бросили в ведро. И его нёс к машине Пётр Крючков, доверенный человек Ягоды, состоявший при писателе в качестве личного секретаря. «Неприятно было нести это ведро с мозгами ещё недавно живого человека», - запишет он 30 июля 1936 года. Мозг Горького, по распоряжению Сталина. Доставили в институт мозга. Государство, построенное на тоталитарном контроле, хотело владеть не только гением живых. Но и секретом гениальности мёртвых.

Алексей Максимович Горький – одна из самых великих и трагических фигур русской литературы 20 века. «Буревестник революции» - так многие десятилетия называли писателя.
^ Показ слайдов.
Развитие личностных качеств: эмоционально-чувственная сфера (чувство сострадания).

Цель – заинтересовать, шоковая терапия. Аргументы.
Учитель.

Горького всегда оценивали неоднозначно. Но после его возвращения в 28-ом году из заграницы в России к нему было сформировано однозначное отношение как к пролетарскому писателю. Несмотря на это, существует несколько точек зрения по отношению к творчеству Горького.
^ В.И. Ленин: «А.М. Горький – пролетарский писатель, несомненный авторитет в пролетарской литературе».
Ф.Э. Дзержинский: «Он является поэтом пролетариата – выразителем его коллективной души».
К. Радек ( критик и современник Горького): «Горький – больной и шатающийся то в одну, то в другую сторону зуб. Но зубу этому не место в пролетарской челюсти… Горький был полезен пролетариату, но не всякий писатель, который полезен пролетариату, - пролетарский писатель».
^ А.В. Луначарский: «Горького мы признаём первым по времени и первым по рангу пролетарским писателем, но ещё до самого последнего времени живёт сомнение: пролетарский ли писатель Горький?».
^ Ромен Ролан: «Что меня и теперь, как и тогда, больше всего поражает в искусстве Горького – удивительная ясность взора, отличающая его среди других больших русских писателей… В то время, как сердце и чувства постоянно сотрясены внутренними и внешними бурями, - ибо немногие художники так подвержены острой восприимчивости событий и давлению противоречивых ощущений, - видение остаётся пластичным по-прежнему. Никогда не знал он того состояния безразличия, которое, как туча, тяготеет над столь многими из лучших умов Запада».
Выявление противоречий. Постановка проблемного вопроса. Наша задача: проследить жизненный и творческий путь М. Горького, причастность к формированию идей борьбы пролетариата, ответить на главный вопрос: Кто такой Горький: только ли пролетарский писатель? Какой он?
В народе говорят: «Встречают по одёжке…»

Перелистаем страницы семейного альбома, подшивки старых газет, всмотримся в лицо М. Горького. Попытаемся понять, каким он был.
^ Смотрим фотографии.
Учитель: Какое впечатление сложилось у вас о человеке и писателе А.М. Горьком, когда просматривали «страницы семейного альбома»? что удивило вас, когда вы просматривали семейные фотографии?
(Писатель почти никогда не улыбается, взгляд его очень пристальный, он словно всматривается во что-то.)
Цель: вызвать на размышление.
Судьба А.М. Горького вовсе не была лёгкой. Псевдоним, избранный писателем, отразил опыт его детства и юности, подтверждённый и последующей его жизнью.
^ Сообщения уч-ся о жизни и творчестве А.М. Горького.
Цель: выразительность устной речи, смысловая память. Творческая активность.

+ вызвать на размышление (доводы, факты).
^ Работа в группах с фрагментами книги Виталия Шенталинского «Воскресшее слово» (глава «Буревестник в клетке. Маска и лицо»):

*Ленин и Горький

*Горький и Сталин

*возвращение в Россию

*последние годы жизни
Задание: соответствует ли название «Буревестник в клетке» фрагменту, с которым вы работали? Почему? Обоснуйте свою точку зрения. Помогает ли это фрагмент понять личность писателя?
Цель: умение выделять главное, анализировать, делать выводы. Умение слушать и слышать, самостоятельность, толерантность.

Педагогика сотрудничества: коллективная мыслительная деятельность, доводы от фактов.
^ Подведение итогов урока:

Как вы понимаете слова, ставшие темой урока?

Попробуйте в двух словах (глаголах) определить суть нашего разговора о Горьком (понять и принять).

Можно ли сегодняшний разговор связать с каждым из нас? (тезис урока)
Цель: рефлексивность, точность и краткость речи, открытость и искренность.
ДЗ. Выполнить по желанию одно из заданий:

1. составить синхронистическую таблицу «Жизнь и творчество А.М. Горького ».

2. написать страничку личного дневника рассуждение-размышление «Быть мудрым – это значит…»
Способ: от шоковой терапии к творческому заданию

Похожие:

Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconИдеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconУрок литературы и права в 8 классе на тему: «Правовой аспект рассказа...
Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова...
Методы работы: наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций через “погружение” в текст
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconПавлова Татьяна Геннадьевна Учитель русского языка и литературы моу...
Оформление: гонг, секундомер (метроном), 2 сигнальных флажка (для команд), портреты, репродукции картин, магнитофон, высказывания...
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Милованова О. В., учитель русского языка и литературы моу средняя общеобразовательная школа №10
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconУрок игра «Умники и умницы»
Подготовила учитель русского языка и литературы моу «Ивановская сош» Жаворонко Татьяна Николаевна Белгородская область Губкинский...
Татьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы бсош №1 Урок литературы в 11 классе iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница