Урок литературы в 10 классе Учитель




Скачать 170.61 Kb.
НазваниеУрок литературы в 10 классе Учитель
Дата публикации04.09.2013
Размер170.61 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 10 классе

Учитель: Петрова Ольга Анатольевна, МБОУ «Старицкая СОШ»
Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемно-диалогическая
Цель урока: показать учащимся, как в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человек; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова
Задачи урока:

  • представлять развернуые характеристики героев литературного произведения;

  • совершенствовать предметные умения стилистического анализа текста, сопоставительного анализа;

  • формировать речевую культуру: строить монологическую речь, аргументировать собственную позицию, вести полемику;

  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны;

  • воспитывать гуманистическое мировоззрение.


^ Предварительное домашнее задание:

1 вариант

Образ художника Пискарёва.

- Как автор характеризует Пискарёва – художника и человека?

- Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

- Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из «отвратительного приюта»?

- Как меняется внешний вид девушки?

- Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?

- Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

- Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?

- Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?
2 вариант

Образ поручика Пирогова.

- Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?

- Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

- Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

- Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

- Что высмеивается в образе Шиллера?

- Чем кончается история Пирогова?

- Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

- В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?
^ Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление урока

1. Создание проблемной ситуации (прием: подводящий к теме диалог, мотивирующий прием)

- Мотивирующий прием

Сегодня мы продолжим разговор о повести Н.В. Гоголя « Невский проспект».

- Какова тематика произведения?

- Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

- Каким изобразил Невский проспект Гоголь?

(Источник: подготовленное сообщение учащегося)

- При описании Невского проспекта Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного дня!»

- Что же такое фантасмагория?

Заглянем в словарь: ФАНТАСМАГО́РИЯ, -и, ж. « Словарь русского языка»

1. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т. д., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

- В каком значении употребил данное слово Гоголь?

- Оттолкнувшись от определения, попробуем сформулировать тему урока.

^ Правда и ложь, реальность и фантастика в повести « Невский проспект».

- Какую цель мы должны поставить, чтобы раскрыть тему, какие задачи решить?

Как в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова.


Ответы учащихся

Сообщение учащегося

Чтение словарной статьи.

Ответ на вопрос

Высказывание предложений

Формулирование темы, запись темы в тетрадь.

Формулирование основной цели урока.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5


2. Выдвижение версий или гипотез

- Всё обман, всё мечта, Всё не то, что кажется. Н. В. Гоголь. Петербург – это город обман? Почему слова « мечта» и « обман» объединены?

Предложите план изучения темы.

  1. « Всемогущий Невский проспект»

  2. Образы героев.

  3. Сопоставление героев.

  4. Описание проспекта в финале повести.


Высказывание гипотез.

Предложения плана изучения темы.

Слайд 6

Слайд 7

3. Актуализация знаний, планирование деятельности по открытию новых знаний

- Какие материалы нам могут помочь изучить, исследовать вопросы темы? (Произведение Н.В. Гоголя)

- И нам нужны наши умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать


Ответы учащихся




4. Открытие новых знаний (поиск решения)

1. «Всемогущий Невский проспект». Сообщение учителя, цель: подвести к пониманию несоответствия внешнего и внутреннего – темы всей повести.

- В чем несоответствие содержания повести?

В начале повести показана жизнь этой главной улицы главного города. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных кругах свое движение и свое время. Общее только место – Невский проспект. У Гоголя, мы замечаем, часто встречаются обобщения. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой общей меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее стало раздутым и комичным. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира. «Все, что вы не встретите на Невском проспекте…», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные… Здесь вы встретите усы удивительные…». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышит фальшь. Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту». Так сразу же «тон делает музыку». В этом несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешнего и внутреннего – тему всей повести «Невский проспект».

2. Образы героев.

А) Образ художника Пискарёва.

- Как автор характеризует Пискарёва – художника и человека?

- Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

- Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из «отвратительного приюта»?

- Как меняется внешний вид девушки?

- Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?

- Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

- Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?

- Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Обобщение: Пискарёв – молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к «классу» художников, к «странному сословию», подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это «тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко», человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе «маленького человека» в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку”. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной «какой-то жалкой наглости», всё, что она говорила, было «глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека».

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: «...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом».

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство «раздирающей жалости», отмечает автор и объясняет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях».

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: «Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка». Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. «Как можно! – прервала она речь с выражением какого-то презрения. – Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою». Оценивая ситуацию, автор говорит: «В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата». И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: «...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину». За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему – бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, «вечный раздор мечты с существенностью». Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо – это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.
Б) Образ поручика Пирогова.

- Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?

- Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

- Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

- Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

- Что высмеивается в образе Шиллера?

- Чем кончается история Пирогова?

- Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

- В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?
Обобщение: О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют «в Петербурге какой-то средний класс общества», подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: «хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове», то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель – «выслужиться до полковничьего чина», достичь обеспеченного положения. Они обычно «женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни».

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова – это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова – лишь интересное приключение, «интрижка», которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что «любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание». Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась «секуция», которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: «с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров».

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. «Пискарёв и Пирогов – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» - писал В.Г. Белинский.
В) Образ Шиллера, жестяных дел мастера.

Обобщение: Образы немцев-ремесленников – жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца – дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер – воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.
3. Сопоставление героев.

При описании героев используется принцип контраста. В чём он проявляется?

Обобщение: В.Г. Белинский писал: «Пирогов и Пискарёв – какой контраст. И какое действие производит этот контраст! Пискарёв и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!»
4.Описание проспекта в финале повести.

- Какую роль играет описание Невского проспекта в конце повести?

^ Чтение отрывка «О, не верьте этому Невскому проспекту!»

Обобщение: В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Действительно, это город – обман! (см. эпиграф). Обратимся к образу незнакомой девушки, встреченной Пискарёвым: за внешней красотой – пошлая суть. И так во всём. Страшное противоречие между видимостью и сущностью.


Ответ на вопрос

Ответы учащихся

(проверка домашнего задания)

Ответы учащихся

Ответы учащихся


Работа в парах,

заполнение таблицы (Приложение)

Выразительное чтение

Ответы учащихся


Слайды 8-15
Слайд 16

Слайд 17

5. Применение новых знаний

- Почему слова « мечта» и « обман» объединены?

^ Итог урока: повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.

Формулирование выводов

Слайд 18

6. Рефлексивный этап

- ^ Продолжите предложения:

Петербург Гоголя …

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера.

Жители города … Петербург лишил их …, каждый человек – …

Самоанализ, самооценка

Слайд 19



^ Приложение. Сопоставление героев


Философия

Пискарёв

Пирогов

Таланты

Художник (красота)

Волочится за женщинами, искусство обольщения (пошлость, разврат)

Цель

Спасти понравившуюся девушку

Обольстить, получить наслаждение

Результат

Погибает, т.к. не в силах бороться с Петербургом, городом пошлости.

Человеку-романтику, мечтателю нет места в жестоком и пошлом мире человеческих отношений, олицетворением которых предстаёт Невский проспект. Какой смысл вкладывал Гоголь в именование своего героя? Фамилия Пискарёв( от слова писк. Человек так угнетён, притеснён, ему ещё хватает сил на какое-то слабое сопротивление, но безжалостный Петербург убивает любую живую душу, т. к. этот продажный бездушный мир задавит любого.

После позорной истории быстро утешился в булочной.

Фамилия героя говорящая – автор подчёркивает круг интересов и пустую сущность этого человека. Он из числа тех усов, фраков, которые прогуливаются по проспекту.

Значение фамилии

Фамилия Пискарёв от слова писк. Человек так угнетён, притеснён, ему ещё хватает сил на какое-то слабое сопротивление, но безжалостный Петербург убивает любую живую душу, т. к. этот продажный бездушный мир задавит любого.

Фамилия героя говорящая – автор подчёркивает круг интересов и пустую сущность этого человека. Он из числа тех усов, фраков, которые прогуливаются по проспекту.





Похожие:

Урок литературы в 10 классе Учитель iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Урок литературы в 10 классе Учитель iconИдеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы и права в 8 классе на тему: «Правовой аспект рассказа...
Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова...
Методы работы: наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций через “погружение” в текст
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы «Поэты пушкинской поры»
С. Ростоцкий; Вячеслав Тихонов – Илья Семенович Мельников, учитель истории; Нина Меньшикова (жена режиссера)– Светлана Михайловна,...
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок №17 Развития речи. Учитель
Учитель Марина Владимировна Абакумова, учитель русского языка и литературы первой категории
Урок литературы в 10 классе Учитель iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница