Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С)




НазваниеСочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С)
страница1/10
Дата публикации03.09.2013
Размер0,91 Mb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)

1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку

      Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, по предлагаемому тексту. Это задание проверяет:
      — коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
      — уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.
      Формулировки задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку могут быть различными:
      1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора.
      Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.
      Оцените речевое оформление текста, назовите 2—3 характерных для данного текста средства выразительности, объясните их роль, приведите примеры.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Выразите в нем свое отношение к проблеме, поставленной автором.
      Оцените языковое оформление текста: отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.
      3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
      Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
      Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 150 слов.

      Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим его многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания, предшествующие части С.

      Основными требованиями, предъявляемыми к экзаменационному сочинению-рассуждению, являются следующие:
      1. Верное понимание, правильная интерпретация и комментирование основного содержания исходного текста: его темы, основной проблематики, идеи, а также позиции автора, т. е. его отношения к изображаемому.
      Высокая оценка за сочинение может быть поставлена при следующих условиях: а) основное содержание и проблематика текста (или — в соответствии с заданием — одна из важных проблем текста) поняты и прокомментированы верно, без фактических ошибок и искажений; б) верно сформулирована позиция автора по поднятым в тексте проблемам (проблеме).
      2. Отражение собственной позиции выпускника, т. е. умение выразить собственное отношение к поднятым в тексте проблемам (или к одной из проблем), сформулировать свою позицию, совпадающую или не совпадающую с авторской, обосновать ее и привести аргументы, подтверждающие собственные суждения.
      Высокая отметка за сочинение может быть поставлена, если позиция автора сочинения: а) сформулирована четко и этически корректно; б) логично аргументирована с привлечением нескольких аргументов, которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте.
      3. Понимание выпускником языковых особенностей исходного текста и роли языковых средств выразительности, используемых автором для передачи своей позиции, а также умение провести языковой анализ исходного текста: отметить средства языковой выразительности и оценить языковое оформление текста (объяснить роль языковых средств выразительности в тексте)1
      Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если характерные для исходного текста языковые средства отмечены, верно объяснена их роль в тексте, приведены примеры2
      4. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Названное требование предполагает: а) логичность, последовательность, непротиворечивость и законченность текста сочинения; б) наличие в сочинении определенных композиционных частей, соответствующих коммуникативному замыслу автора сочинения и выделяемых с помощью абзацного членения.
      Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если оно характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения и отсутствием нарушений абзацного членения текста.
      5. Точность, богатство, выразительность и правильность речевого оформления сочинения, т. е. точность выражения собственных мыслей, богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка в соответствии с избранным стилем речи, отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.
      Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если работа характеризуется точностью выражения мыслей, разнообразием грамматических форм, уместным использованием выразительных средств языка, а также отсутствием орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок, связанных с основными нормами русского литературного словоупотребления.

Внимание! Так как задание части С предназначено для проверки не только умений и знаний по курсу русского языка, но и общей культуры учащихся, итоговая оценка за сочинение-рассуждение во многом зависит от того, насколько глубоко и полно понят смысл исходного текста, насколько убедительно и корректно изложена собственная точка зрения, насколько самостоятельными и оригинальными являются излагаемые выпускником суждения.

      В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
      1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста;
      2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
      3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
      Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.
      Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

^ 2. Анализ и информационная переработка исходного текста

      Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.
      Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:
      — темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
      — идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);
      — проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);
      — позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).

Внимание! Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.

      Запомните! 
      Тема текста — это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор.
      Идея текста (идейный смысл текста) — это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста.
      Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.
      Например:
      Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?)
      Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?)
      Проблема интеллигентности (Кого можно считать истинным интеллигентом?)
      В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.
      Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти).
      Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
      Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).
      Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого.
      Характер информации и соответственно способ выражения идейного смысла текста и авторской позиции во многом зависят от избранных автором стиля и типа речи.

Внимание! В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в подтексте.

      Если исходный текст представляет собой текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части: исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод — и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.
      Для выяснения идейного смысла и позиции автора в тексте-повествовании также необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?
      При определении идейного смысла текста и позиции автора в тексте-описании следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.
      Учитывая отмеченные обстоятельства, содержательный анализ исходного текста уже на первых этапах работы необходимо сочетать с языковым анализом, который должен быть направлен: 1) на определение типа и стиля речи исходного текста; 2) на выяснение того, как, каким образом (прямо или косвенно, в словах самого автора или как-нибудь иначе), с помощью каких содержательно-композиционных и собственно языковых средств автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста. Поэтому важно не только точно определить те фрагменты текста (абзацы, предложения, слова), в которых наиболее полно выражаются идейный смысл и позиция автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных (например, вопросо-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.).

      Содержательно-языковой анализ текста требует соблюдения определенной последовательности.
      1. Следует еще раз перечитать исходный текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?

Запомните! От качества чтения исходного текста будет зависеть глубина и точность его восприятия, правильность понимания и интерпретации смыслового содержания текста.

      2. После предварительного прочтения текста необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, а также выделить и записатьнаиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения.
      3. На основе анализа и обобщения основных мыслей и положений, выделенных в результате поабзацного изучения исходного текста, следует сформулировать его идейный смысл и основные выводы автора (авторскую позицию) по вопросам, которые рассматриваются в тексте. Соответствующие положения нужно записать в черновик.
      4. После того как выяснены основные мысли автора (определено идейное содержание текста), целесообразно переходить к определению общих и частных проблем (проблематики текста) и их формулированию.

Внимание! Формулировка проблемы может даваться как в виде повествовательного, так и в виде вопросительного предложения. В большинстве случаев проблематика текста может быть определена с помощью вопросов, которые ставятся к основным положениям и выводам автора (его позиции по тем или иным проблемам).

      Например:

Основные мысли автора

Вопрос для определения проблемы

Основная проблема (возможны варианты формулировок)

Природа — источник духовных сил человека

Чем является природа для человека?

Проблема значения природы для человека. Проблема взаимоотношения природы и человека. Чем является природа для человека?

Истинная интеллигентность не тождественна внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством человека, которое проявляется прежде всего в отношении к окружающим

Что такое истинная интеллигентность? В чем заключается истинная интеллигентность?

Проблема истинной интеллигентности. В чем заключается истинная интеллигентность? Кого можно назвать истинным интеллигентом? Каким должен быть истинно интеллигентный человек?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение рассуждение по прочитанному тексту
Типичные ошибки в сочинении одной из частей Единого Государственного экзамена по русскому языку в 11 классе
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconУроку. Тема: Сочинение по прочитанному тексту. (11 класс) Цель: развитие...
Задачи: Повторить основные этапы работы при написании сочинения; Подготовить рабочие материалы для написания сочинения; Формировать...
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение состоит из трех композиционных частей: вступления, основной...
Сочинение, которое пишется в рамках егэ, представляет собой публицистическое (или художественно-публицистическое) рассуждение на...
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconЧтобы выполнить задание C1 на егэ по русскому языку, нужно на основе...
Егэ. Качественно написанное сочинение это 23 балла, что представляет собой достаточно большую часть (более 30%) от общего количества...
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение по прочитанному тексту
Братья? в этом вопросе героя Сергея Довлатова сформулирована поставленная в тексте проблема. Люди всего мира, всех национальностей,...
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (егэ, часть С) iconСочинение-рассуждение по тексту В. Астафьева
Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница