Скачать 0,67 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н.УЛЬЯНОВА» Выдержки из УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032900 «Русский язык и литература» Кафедра русского языка Факультет филологический Форма обучения очная Составитель - кандидат филологических наук, доцент Осетров И.Г. УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры 15 февраля 2007 года, протокол № 4. Заведующий кафедрой Воронина Н.В. УЛЬЯНОВСК, 2007 ^ учебно-методического комплекса по дисциплине «Синтаксис современного русского литературного языка» Учебная программа курса составлена в соответствии с ГОС ВПО на основании примерной программы по современному русскому языку, одобренной учебно-методическим советом по русскому языку УМО по специальностям педагогического образования. Курс синтаксиса – итоговая часть профилирующей для студента-словесника учебной дисциплины «Современный русский литературный язык». Этот фактор является определяющим для понимания цели и задач синтаксической составляющей курса русского языкознания как дисциплины, синтезирующей сведения об остальных уровнях и аспектах языковой системы. В основе предмета лежит концепция системной организации, при этом в основе описания лежит структурно-семантический подход к истолкованию синтаксических явлений, позволяющий выявить их многоаспектность, раскрыть взаимосвязи и переходный характер многих явлений. Программа курса предполагает учет особенностей функционирования единиц синтаксиса в различных социолингвистических условиях и анализ их стилистических характеристик. ^ следует считать трансляцию теоретических знаний в области русского синтаксиса, а также приобретение студентами прочных умений и навыков в анализе синтаксических конструкций. Определяемые целью задачи курса могут быть сформулированы следующим образом: - изучение основ теоретического синтаксиса; - формирование навыков самостоятельного творческого осмысления синтаксических явлений и процессов с учетом их поступательного развития в контексте современных научных взглядов и подходов; - воспитания у студентов бережного отношения к русскому слову, развитие языкового вкуса и чувства стиля; - приобретение полновесного представления о современных синтаксических нормах; - формирование устойчивых навыков интенсивной самостоятельной работы с методической, учебной и академической литературой по проблемам синтаксиса; - создание профессионально направленного представления о соотношении современных научных взглядов и трактовкой языковых фактов в школьных учебниках. Обучение дисциплине «Синтаксис современного русского литературного языка» связано с реализацией следующих требований: - получить теоретические сведения о русском синтаксисе; - в процессе изучения данного курса студенты должны познакомиться с основополагающими работами русских лингвистов; - овладеть синтаксической терминосистемой; - совершенствовать владение нормами современного русского синтаксиса; - определять системные связи синтаксических образований и их функции; - комментировать особенности употребления синтаксических единиц. ^ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 032900 Русский язык и литература Квалификация - учитель русского языка и литературы СИНТАКСИС ^ Современный русский литературный язык Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Основные направления в современной русистике. Фонетика и фонология. Орфоэпия, графика и орфография. Принципы русской орфографии. Лексика и фразеология. Семасиология. Лексико-фразеологическая система русского языка. Лексикография. Морфемика, морфонология и словообразование (дериватология). Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм. Синтаксис слова и словосочетания. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке. ^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н.УЛЬЯНОВА» ^ дисциплины «Синтаксис современного русского литературного языка» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032900 «Русский язык и литература»; 032800 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»; 032900 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Практическая журналистика»; 033000 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Родной язык и литература" Кафедра русского языка Факультет филологический Форма обучения очная Составитель - кандидат филологических наук, доцент Осетров И.Г. Учебная программа курса составлена в соответствии с ГОС ВПО на основании примерной программы по современному русскому языку, одобренной учебно-методическим советом по русскому языку УМО по специальностям педагогического образования. УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры 15 февраля 2007 года, протокол № 4. Заведующий кафедрой Воронина Н.В. Ульяновск 2007 СИНТАКСИС ^
В ряду специальных дисциплин синтаксис современного русского языка в подготовке учителя-словесника занимает особое место – он является не только одним из профилирующих курсов, но еще и итоговым, завершающим специальную лингвистическую подготовку русиста. ^ – сформировать представление о синтаксической системе русского языка как открытой динамической нелинейной системе взаимосвязанных элементов. Задачи курса: - изучение основ теоретического синтаксиса; - формирование навыков самостоятельного творческого осмысления синтаксических явлений и процессов с учетом их поступательного развития в контексте современных научных взглядов и подходов; - воспитания у студентов бережного отношения к русскому слову, развитие языкового вкуса и чувства стиля; - приобретение полновесного представления о современных синтаксических нормах; - формирование устойчивых навыков интенсивной самостоятельной работы с методической, учебной и академической литературой по проблемам синтаксиса; - создание профессионально направленного представления о соотношении современных научных взглядов и трактовкой языковых фактов в школьных учебниках; - выработать прочные навыки синтаксического анализа.
Введение. Предмет и объект синтаксиса. Синтаксические единицы языка и речи. Средства синтаксиса: интонация, форма слова, служебные слова, порядок слов. Проблема связки. Синтаксическая методология. Этапы изучения синтаксиса русского языка. Словоформа. Типы связей слов в словосочетании и предложении. Предикативные связи. Подчинительные связи: согласование, управление, примыкание. Сочинительная связь. Валентность. Словосочетание. Понятие словосочетания. Объем и границы словосочетания. Эквиваленты слов. Нечленимые сочетания. Типы словосочетаний по главному слову и по синтаксическим отношениям. Простые и сложные словосочетания. Осложненные словосочетания. Неполнота словосочетания. Синонимия словосочетания. Тема «Словосочетание» в школьных грамматиках. Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения: интонационная завершенность, грамматическая и семантическая организованность, предикативность. Предикативные и непредикативные категории предложения (синтаксическое время, синтаксическое лицо и модальность // утверждение-отрицание, лицо-нелицо, активность-пассивность). Средства выражения предикативных и непредикативных категорий. Структурная схема предложения. Реализации структурной схемы простого предложения. Принципы классификации предложений. Структурные типы предложений. Функциональная типология предложений. Семантические типы предложений. ^ Нераспространенное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения. Сказуемое, способы выражения вещественного и грамматического значения сказуемого. Типы сказуемых. Разграничение объектного и субъектного инфинитива. Распространенное предложение. Второстепенные члены предложения: присловные (дополнение, определение, приложение, обстоятельство) и неприсловные (детерминант, дуплексив). Сложные случаи разграничения членов предложения. Структурно-семантические типы двусоставного предложения. Структурно-семантические типы односоставного предложения: именные (номинативные, вокативные, генитивные) и глагольные (определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные; безличные, инфинитивные). Односоставные предложения в школьных учебниках. Нечленимые предложения. Актуальное членение предложения. Типы высказываний. Понятие о теме и реме. Средства выражения актуального членения. Неполнота предложения. Типы неполных предложений. Синонимия в простом предложении. ^ Полипропозитивность и осложненные предложения. Семантическое и предикативное осложнение предложения. Предложения с обособленными членами предложения. Общие и частные условия обособления. Полупредикативные обособленные члены предложения. Предложения с однородными членами. Поясняющие и уточняющие члены предложения. Вводные и вставные конструкции. Обращение. Пунктуация в осложненном предложении. ^ . Понятие о предикативной части. Сложное предложение как полипредикативная единица. Структурная схема сложного предложения. Средства сложного предложения. Общая классификация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Контактная рамка. Типы сложноподчиненных предложений расчлененной структуры (присубстантивно-определительное, изъяснительно-объектное, сравнительно-объектное). Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с коррелятивной связью: местоименно-союзное и местоименно-соотносительное. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточной места, времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, присоединения. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и другие средства выражения общего грамматического значения сложносочиненного предложения. Типы сложносочиненного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Средства связи предикативных частей. Система грамматических значений. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. ^ МСК с одним и разными видами связи. Правила членения МСК. Синтаксис текста. Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Цитирование. Диалогическое единство. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Нормы пунктуации. Факультативная и индивидуально-авторская пунктуация. Речь. Дихотомия «язык-речь». Функции языка и речи. Проблема внутренней речи. Связь внутренней и внешней речи. Особенности детской речи. Этапы освоения детьми родной речи. Основные виды ошибок в детской речи.
Студенты, завершившие изучение курса «Синтаксис современного русского литературного языка» должны знать – содержание основных лингвистических понятий в области языкознания синтаксиса; – системно-структурную организацию синтаксических явлений; – основные методы и принципы современного синтаксического анализа. уметь – аргументировать точку зрения, используя синтаксическую терминоло-гию; – давать структурно-семантическую характеристику синтаксическим единицам; – использовать основные методы и приемы анализа синтаксических единиц; – определять парадигматические свойства словосочетания и простого предложения; – определять синтаксические средства и типы связей между синтаксическими образованиями, в том числе в составе сложного предложения; – выявлять средства текстообразования; – использовать содержание основных лингвистических понятий в области фонетики, лексикологии, морфологии, стилистики при интерпретации синтаксических явлений; владеть навыками – работы с учебной, научной и справочной литературой; – анализа синтаксических единиц (словоформы, словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого) ^ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
^ дисциплины «Синтаксис современного русского литературного языка» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032900 «Русский язык и литература»; 032800 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»; 032900 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Практическая журналистика»; 033000 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Родной язык и литература" Учебная программа курса составлена в соответствии с ГОС ВПО на основании примерной программы по современному русскому языку, одобренной учебно-методическим советом по русскому языку УМО по специальностям педагогического образования (приказ Министерства образования от 15 декабря 2000 г.) УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры 15 февраля 2007 года, протокол № 4. Заведующий кафедрой Воронина Н.В. Ульяновск 2007 |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ульяновский госудаственный... | ![]() | Российский государственный гуманитарный университет Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Распоряжение ... | ![]() | Н. И. Яшина методология и практика Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный университет |
![]() | Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» Я, Черноскутова Юлия Сергеевна в 2009году закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ![]() | Учебное пособие москва 2006 федеральное агентство по образованию... А. С., Мурашова В. Г., Семенова Т. Н., Смирнов В. В., Тихонова С. В. Социология: Учебное пособие / Государственное образовательное... |
![]() | Л. Г. Гревцева учебное пособие Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «нижегородский государственный университет им. Н.... | ![]() | Программа учебной дисциплины Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | В. Н. Ясенев Информационная безопасность в экономических системах Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.... |