Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из




НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из
страница1/5
Дата публикации16.04.2013
Размер0,67 Mb.
ТипУчебная программа курса
pochit.ru > Литература > Учебная программа курса
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н.УЛЬЯНОВА»

Выдержки из

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032900 «Русский язык и литература»

Кафедра русского языка

Факультет филологический

Форма обучения очная

Составитель - кандидат филологических наук, доцент Осетров И.Г.
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры 15 февраля 2007 года, протокол № 4.

Заведующий кафедрой Воронина Н.В.

УЛЬЯНОВСК, 2007

^ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

учебно-методического комплекса по дисциплине

«Синтаксис современного русского литературного языка»
Учебная программа курса составлена в соответствии с ГОС ВПО на основании примерной программы по современному русскому языку, одобренной учебно-методическим советом по русскому языку УМО по специальностям педагогического образования.
Курс синтаксиса – итоговая часть профилирующей для студента-словесника учебной дисциплины «Современный русский литературный язык». Этот фактор является определяющим для понимания цели и задач синтаксической составляющей курса русского языкознания как дисциплины, синтезирующей сведения об остальных уровнях и аспектах языковой системы. В основе предмета лежит концепция системной организации, при этом в основе описания лежит структурно-семантический подход к истолкованию синтаксических явлений, позволяющий выявить их многоаспектность, раскрыть взаимосвязи и переходный характер многих явлений. Программа курса предполагает учет особенностей функционирования единиц синтаксиса в различных социолингвистических условиях и анализ их стилистических характеристик.

^ Целью курса следует считать трансляцию теоретических знаний в области русского синтаксиса, а также приобретение студентами прочных умений и навыков в анализе синтаксических конструкций.

Определяемые целью задачи курса могут быть сформулированы следующим образом:

- изучение основ теоретического синтаксиса;

- формирование навыков самостоятельного творческого осмысления синтаксических явлений и процессов с учетом их поступательного развития в контексте современных научных взглядов и подходов;

- воспитания у студентов бережного отношения к русскому слову, развитие языкового вкуса и чувства стиля;

- приобретение полновесного представления о современных синтаксических нормах;

- формирование устойчивых навыков интенсивной самостоятельной работы с методической, учебной и академической литературой по проблемам синтаксиса;

- создание профессионально направленного представления о соотношении современных научных взглядов и трактовкой языковых фактов в школьных учебниках.
Обучение дисциплине «Синтаксис современного русского литературного языка» связано с реализацией следующих требований:

- получить теоретические сведения о русском синтаксисе;

- в процессе изучения данного курса студенты должны познакомиться с основополагающими работами русских лингвистов;

- овладеть синтаксической терминосистемой;

- совершенствовать владение нормами современного русского синтаксиса;

- определять системные связи синтаксических образований и их функции;

- комментировать особенности употребления синтаксических единиц.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 032900 Русский язык и литература
Квалификация - учитель русского языка и литературы

СИНТАКСИС

^ СОВРЕМЕНОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Современный русский литературный язык

Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Основные направления в современной русистике. Фонетика и фонология. Орфоэпия, графика и орфография. Принципы русской орфографии. Лексика и фразеология. Семасиология. Лексико-фразеологическая система русского языка. Лексикография. Морфемика, морфонология и словообразование (дериватология). Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм.

Синтаксис слова и словосочетания. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н.УЛЬЯНОВА»
^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Синтаксис современного русского литературного языка»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032900 «Русский язык и литература»; 032800 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»; 032900 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Практическая журналистика»; 033000 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Родной язык и литература"


Кафедра русского языка

Факультет филологический

Форма обучения очная

Составитель - кандидат филологических наук, доцент Осетров И.Г.
Учебная программа курса составлена в соответствии с ГОС ВПО на основании примерной программы по современному русскому языку, одобренной учебно-методическим советом по русскому языку УМО по специальностям педагогического образования.
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры 15 февраля 2007 года, протокол № 4.

Заведующий кафедрой Воронина Н.В.
Ульяновск

2007

СИНТАКСИС

^ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


В ряду специальных дисциплин синтаксис современного русского языка в подготовке учителя-словесника занимает особое место – он является не только одним из профилирующих курсов, но еще и итоговым, завершающим специальную лингвистическую подготовку русиста.

^ Цель курса – сформировать представление о синтаксической системе

русского языка как открытой динамической нелинейной системе взаимосвязанных элементов.

Задачи курса:

- изучение основ теоретического синтаксиса;

- формирование навыков самостоятельного творческого осмысления синтаксических явлений и процессов с учетом их поступательного развития в контексте современных научных взглядов и подходов;

- воспитания у студентов бережного отношения к русскому слову, развитие языкового вкуса и чувства стиля;

- приобретение полновесного представления о современных синтаксических нормах;

- формирование устойчивых навыков интенсивной самостоятельной работы с методической, учебной и академической литературой по проблемам синтаксиса;

- создание профессионально направленного представления о соотношении современных научных взглядов и трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;

- выработать прочные навыки синтаксического анализа.


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Введение. Предмет и объект синтаксиса. Синтаксические единицы языка и речи. Средства синтаксиса: интонация, форма слова, служебные слова, порядок слов. Проблема связки. Синтаксическая методология. Этапы изучения синтаксиса русского языка.

Словоформа. Типы связей слов в словосочетании и предложении. Предикативные связи. Подчинительные связи: согласование, управление, примыкание. Сочинительная связь. Валентность.

Словосочетание. Понятие словосочетания. Объем и границы словосочетания. Эквиваленты слов. Нечленимые сочетания. Типы словосочетаний по главному слову и по синтаксическим отношениям. Простые и сложные словосочетания. Осложненные словосочетания. Неполнота словосочетания. Синонимия словосочетания. Тема «Словосочетание» в школьных грамматиках.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения: интонационная завершенность, грамматическая и семантическая организованность, предикативность. Предикативные и непредикативные категории предложения (синтаксическое время, синтаксическое лицо и модальность // утверждение-отрицание, лицо-нелицо, активность-пассивность). Средства выражения предикативных и непредикативных категорий. Структурная схема предложения. Реализации структурной схемы простого предложения.

Принципы классификации предложений. Структурные типы предложений. Функциональная типология предложений. Семантические типы предложений.

^ Простое предложение. Нераспространенное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения. Сказуемое, способы выражения вещественного и грамматического значения сказуемого. Типы сказуемых. Разграничение объектного и субъектного инфинитива. Распространенное предложение. Второстепенные члены предложения: присловные (дополнение, определение, приложение, обстоятельство) и неприсловные (детерминант, дуплексив). Сложные случаи разграничения членов предложения.

Структурно-семантические типы двусоставного предложения. Структурно-семантические типы односоставного предложения: именные (номинативные, вокативные, генитивные) и глагольные (определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные; безличные, инфинитивные). Односоставные предложения в школьных учебниках. Нечленимые предложения.

Актуальное членение предложения. Типы высказываний. Понятие о теме и реме. Средства выражения актуального членения. Неполнота предложения. Типы неполных предложений.

Синонимия в простом предложении.

^ Осложненное предложение. Полипропозитивность и осложненные предложения. Семантическое и предикативное осложнение предложения. Предложения с обособленными членами предложения. Общие и частные условия обособления. Полупредикативные обособленные члены предложения. Предложения с однородными членами. Поясняющие и уточняющие члены предложения. Вводные и вставные конструкции. Обращение. Пунктуация в осложненном предложении.

^ Сложное предложение. Понятие о предикативной части. Сложное предложение как полипредикативная единица. Структурная схема сложного предложения. Средства сложного предложения. Общая классификация сложного предложения.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Контактная рамка. Типы сложноподчиненных предложений расчлененной структуры (присубстантивно-определительное, изъяснительно-объектное, сравнительно-объектное). Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с коррелятивной связью: местоименно-союзное и местоименно-соотносительное.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Предложения с придаточной места, времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, присоединения.

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы и другие средства выражения общего грамматического значения сложносочиненного предложения. Типы сложносочиненного предложения.

Бессоюзные сложные предложения. Средства связи предикативных частей. Система грамматических значений. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.

^ Многочленные синтаксические конструкции. МСК с одним и разными видами связи. Правила членения МСК.

Синтаксис текста. Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Цитирование. Диалогическое единство.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Нормы пунктуации. Факультативная и индивидуально-авторская пунктуация.

Речь. Дихотомия «язык-речь». Функции языка и речи. Проблема внутренней речи. Связь внутренней и внешней речи. Особенности детской речи. Этапы освоения детьми родной речи. Основные виды ошибок в детской речи.



  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

Студенты, завершившие изучение курса «Синтаксис современного русского литературного языка» должны

знать

– содержание основных лингвистических понятий в области языкознания синтаксиса;

– системно-структурную организацию синтаксических явлений;

– основные методы и принципы современного синтаксического анализа.

уметь

– аргументировать точку зрения, используя синтаксическую терминоло-гию;

– давать структурно-семантическую характеристику синтаксическим единицам;

– использовать основные методы и приемы анализа синтаксических единиц;

– определять парадигматические свойства словосочетания и простого предложения;

– определять синтаксические средства и типы связей между синтаксическими образованиями, в том числе в составе сложного предложения;

– выявлять средства текстообразования;

– использовать содержание основных лингвистических понятий в области фонетики, лексикологии, морфологии, стилистики при интерпретации синтаксических явлений;
владеть навыками

– работы с учебной, научной и справочной литературой;

– анализа синтаксических единиц (словоформы, словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого)

^ ОБЪЕМ ЧАСОВ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ


СИНТАКСИС

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА



№№

^ Вид учебной работы

7

се-местр

Всего часов

8

се-местр

Всего часов

1

Общая трудоемкость



220




108

2

Аудиторные занятия



108




56

3

Лекции



36




28

4

Практические занятия (из них семинаров)



54




14

5

Лабораторные работы



18




14

6

Самостоятельная работа




112




52

7

Курсовые работы/рефераты













8

Вид итогового контроля

зачет




экза-мен





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Синтаксис современного русского литературного языка»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032900 «Русский язык и литература»; 032800 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Культурология»; 032900 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Практическая журналистика»; 033000 «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Родной язык и литература"


Учебная программа курса составлена в соответствии с ГОС ВПО на основании примерной программы по современному русскому языку, одобренной учебно-методическим советом по русскому языку УМО по специальностям педагогического образования (приказ Министерства образования от 15 декабря 2000 г.)
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры 15 февраля 2007 года, протокол № 4.
Заведующий кафедрой Воронина Н.В.
Ульяновск

2007

  1   2   3   4   5

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ульяновский госудаственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconРаспоряжение
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconН. И. Яшина методология и практика
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconРабочая программа «чувствовать, познавать, творить»
Я, Черноскутова Юлия Сергеевна в 2009году закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconУчебное пособие москва 2006 федеральное агентство по образованию...
А. С., Мурашова В. Г., Семенова Т. Н., Смирнов В. В., Тихонова С. В. Социология: Учебное пособие / Государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconЛ. Г. Гревцева учебное пособие
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «нижегородский государственный университет им. Н....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconПрограмма учебной дисциплины
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Выдержки из iconВ. Н. Ясенев Информационная безопасность в экономических системах
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница