Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы




Скачать 117.84 Kb.
НазваниеГ. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы
Дата публикации15.04.2013
Размер117.84 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

г.Батайск

Семинар учителей русского языка и литературы

«Исследовательская и проектная деятельность

на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей обучающихся».
Репешко Людмила Ивановна

заместитель директора по УВР
Тема: исследовательская и проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей обучающихся.

Знание тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью

Л.Н.Толстой.

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности обучающихся, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие знания для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитать самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Конечно, знание-запоминание не должно оцениваться выше знания-открытия и знания-понимания. Необходимо готовить на уроке творческую активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Как же это воплотить практически? Этот вопрос волнует нас, учителей русского языка и литературы. Большие трудности возникают у начинающего педагога с поисков темы. Важный вывод нашей работы в этом направлении в том, что темы исследования «зарождаются» одна за другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия ждут обучающихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу. А исследованные ими излюбленные приемы авторов (например, прием Стивенсона, который сочинил «Остров сокровищ» по нарисованной им «пиратской карте») помогут ребятам справиться с творческими заданиями: созданием собственных сборников.

Изучение опыта российских ученых педагогов позволило сделать нам выводы о том, что транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново».

Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность обучающихся способствует истинному обучению, так как она:

- личностно ориентирована;

- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- приносит удовлетворение ученика, видящего продукт собственного труда;

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо готовить годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Исследовательская деятельность обучающихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность обучающихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность обучающихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель ,задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс профильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. А это дает возможность развивать ученикам свои творческие способности, оценивать роль знаний и уметь применять их на практике. Но при этом возникает ряд вопросов: как организовать уроки русского языка и литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? Мы считаем, что все начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности обучающихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения мы используем такие ситуации, в которых ученик должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к работе и себя, и обучающегося. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Мы считаем, что исследование может быть организовано на всех этапах урока.

Курс литературы в 5-7-х классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Она очень нравится ребятам, они сразу обращают внимание на ее жанровые особенности. Почему К.Паустовский назвал свое произведение сказкой? Все ли в нем похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а сказочное – в реальное, и к чему ведет нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача. В период изучения сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского задаем вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?» Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.

Изучая в 7-м классе народные предания, обучающимся предлагаем найти ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Петр и плотник» Иван Грозный и Петр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы обучающихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова».

С обучающимися 5-6-х классов рассматриваем литературу с другими видами искусств: музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление жизни, передает свои ощущения и впечатления и как те самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые средства в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Работая с произведением А.С.Пушкина «Борис Годунов» исследование можно построить на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников В.И.Сурикова, В.И.Фаворскрго, В.Г.Перова, С.Галактионова. На уроках внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5-й класс) ученики могут выдвинуть свои гипотезы на проблемный вопрос: «Что было бы со стихами, если бы не было музыки?» В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, динамика, мелодичность фраз.

В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и ее современного состояния, а также информации, знакомящей обучающихся с методами научного познания литературы как науки. Это создает основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе мы разделили на следующие виды:

- работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например, «Способы создания образов-персонажей в рассказах А.П.Чехова», «Приемы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А.И.Куприна», «Поэтика рассказов «Темные аллеи» И.Бунина»;

- работы, в которых разрешение проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико-литературный, моровоззренческий, эстетический, культорологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном языке, с его переводами на русский язык;

- работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающиеся обучающихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например, «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века», «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;

- работы, посвященные изучению жизни и творчеству писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение).

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным текстом, применить имеющиеся умения анализировать текст. При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода наряду с традиционными формами учителя нашей секции применяют урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы), урок-исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок - творческий отчет, урок – защита идей, урок открытых мыслей, урок – ролевая игра, урок – конференция, урок – круглый стол, литературная гостиная. Например, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» МисюрнкоЛ.С. использовала урок-диспут «В чем смысл судьбы Онегина и Татьяны?» На уроке-практикуме, рассматривая черты антиутопии в романе М.Е.Салтыкова-Шедрина «История одного города» обучающиеся ФанинойН.И. сравнивают отдельные фрагменты из «Утопии» Т.Мора и «Истории одного города», наблюдая за идейным содержанием рассказа А.П.Чехова «Попрыгунья», сопоставляют рукописный и журнальный вариант отрывков из рассказа. Урок – творческая мастерская по роману И.А.Гончарова «Обломов» у Репешко Л.И. посвящен сравнительному анализу двух редакций романа, а на уроке – семинаре по теме «Человек на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения В.Некрасова «В окопах Сталинграда», Э.Казакевича «Звезда» обучающиеся проводят сопоставление ситуаций войны, героев, поэтики войны. В ходе семинара помимо исследовательских групп создается аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении мы используем разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.

Работу по проектированию нужно вводить постепенно, стараясь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения обучающегося и иметь практическую направленность. Деятельность обучающихся в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для обучающихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и ее осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаем, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешной проектной деятельности мы считаем:

- личный интерес обучающегося;

- четкость и конкретность постановки цели проекта;

- определение планируемых результатов;

- констатация исходных данных.

Виды презентационных проектов могут быть различными. Мы используем в своей практике монопроекты и интегрированные проекты. Особенно эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. Также в своей практике используем учебные проекты, направленные на интеграцию знаний обучающихся по русскому языку и литературе. Например, «О чем говорят фамилии персонажей Д.И.Фонвизина «Недоросль», «Крылатые слова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного русского языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику, бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты, рисунки) – все это интересно ученикам 5-6-х классов.

В ходе нашей работы по данной проблеме мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Понятно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая- либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные им как самостоятельные исследования.

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

^ Алгоритм исследовательской деятельности.


  1. Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме.

  2. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем.

  3. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.

  4. Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы.


Метод поиска литературы.


  1. Обращение к энциклопедическим словарям для получения самой информации или для нахождения ссылок для референтных авторов.

  2. Использование библиотечных каталогов и указателей.

  3. Консультации с работниками библиотеки.

  4. Обращение к реферативным журналам.

  5. Просмотр периодической печати.


Критерии выполнения исследовательской работы.


  1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

  2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.


Критерии защиты исследовательской работы.


  1. Качество оклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.

  2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

  3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории.

  4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

  5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.



^ Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию».


  1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

  2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

  3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

  4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Похожие:

Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconГ. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы
Оборудование: портрет Есенина; ид, компьютер, запись песен "Мне осталась одна забава", "Отговорила роща золотая"
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconАнализ работы методического объединения учителей русского языка и...
Мо учителей русского языка и литературы в 2010- 2011 учебном году работало над проблемой: «Использование новых информационных технологий...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconКурсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме
Цель: Повышение научно-теоретического и методического уровня учителя, ознакомление с новыми концептуальными подходами в преподавании...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconПлан работы учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования, новых программ и учебно-методической литературы по русскому...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconОтчёт о работе мо учителей русского языка и литературы моу «Андреевская...
В истекшем учебном году мо работало над темой «Формирование высоконравственной и духовно богатой личности учащегося средствами русского...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы icon30 Должностная инструкция Учителей русского языка и Литературы, иностранного языка
Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования рф, утвержденные...
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconОрганизационно-методическая деятельность школьного методического...
Организационно-методическая деятельность школьного методического объединения учителей русского языка и литературы (ОУ)
Г. Батайск Семинар учителей русского языка и литературы iconАнализ работы мо учителей гуманитарного цикла за 1 полугод
В составе мо работают 6 учителей: 2 учителя русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель географии и истории,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница