Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского




Скачать 151,58 Kb.
НазваниеУрок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Дата публикации21.10.2013
Размер151,58 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Открытый урок по русской литературе XIX века в 10 классе
Тема урока: «Убийцы» и «жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

Цели урока: Обогатить и углубить представления о творчестве писателя, его личности, мировоззрении, мастерстве писателя – психолога на примере одного изучаемого произведения.

Оборудование урока: учебник литературы, произведение, книга-альбом о Ф.М. Достоевском, иллюстрации к творчеству писателя, эпизод из фильма по произведению.
Ход урока.

  1. Оргмомент.



1. Федор Михайлович Достоевский – один из наиболее интересных, спорных и загадочных писателей в русской литературе.
2. На первом уроке мы попытаемся вместе проникнуть в художественный мир писателя и определить, почему не ослабевает и сегодня интерес к творчеству Ф.М. Достоевского, почему не прекращаются споры по «вечным» вопросам, поставленным в его произведениях и что и сегодня заставляет признаться, что и мир его героев, и мир самого писателя неисчерпаем в своей загадочности.
^ 3. В начале урока давайте подберем эпиграф. Я прочту несколько высказываний и вместе выберем один: лучший, на ваш взгляд.
4. Запись эпиграфа:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то ни говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

(^ Из дневника Ф.М.Достоевского).
5. А теперь в тетрадях мы запишем тезаурус (набор ключевых слов) к роману «Преступление и наказание».

1) Преступление: см. преступить. Преступить – самовольно нарушить, не посчитаться с чем-нибудь.

Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

2) Наказание – мера воздействия против совершившего преступление, проступок.

3) Убийство – преступное лишение жизни кого-нибудь.

4) жертва – 1. В древних религиях предмет или живое существо, приносимое в дар божеству; 2. Добровольный отказ от кого-нибудь, чего-нибудь в пользу кого-нибудь, чего-нибудь, самопожертвование; 3. О ком-нибудь, пострадавшем от насилия.

5) Психологизм – углубленное изучение психических, душевных переживаний.

6) Полифония – греч. поли – много, фонос – звук, голос, многоголосие.
6. Теперь необходимо восстановить в памяти сюжет, фабулу романа, то есть основные события.

- Дается возможность очень кратко рассказать.
7. По телевизору показывается эпизод убийства.
8. После этого рассказа предлагаю. Часть урока используем графическому изображению (чертежу) содержания рассказа.

1) Начало романа (I часть – действующих лиц минимальное количество). 1 месяц – Раскольников обдумывает реализацию своей теории.

2) В следующих частях после совершения преступления вовлекается все большее количество персонажей и действующих лиц.

3) Рисунок на доске и в тетрадях.
9. После этого, как мы схематично обрисовали содержание романа, теперь наступило время приступить к анализу и выявлению «убийц» и «жертв» в романе. Давайте разделим тетрадь на половину: левый столбик «убийцы», правый «жертвы».

Таблица №1

«Убийцы»

«Жертвы»

  1. Родион Раскольников

  2. Свидригайлов

  3. Студент (потенциальный убийца)

  4. Лужин (собственная выгода)

  5. Мармеладов

  6. Порфирий Петрович (садизм)

  1. Алена Ивановна, Лизавета

  2. Марфа Петровна, девочка-подросток

  3. Соня

  4. Екатерина Ивановна, Соня, дети


Таблица №2

«Убийцы»

«Жертвы»

Раскольников

Авдотья Романовна

Соня Мармеладова

Мармеладов

Алена Ивановна

Раскольников

Авдотья Романовна

Соня Мармеладова

Мармеладов

Лизавета, те, кто берет под залог

Свидригайлов

Лебезятников – жертва фантастических идей


В силу вступает то явление, которое называется полифонией – многоголосием: каждый персонаж романа несет в себе как положительный, так и отрицательный заряд, линию каждого своего персонажа Достоевский прочеркивает отчетливо и ясно. В этом, я думаю, убедился каждый, кто внимательно прочитал роман.

11. Какие уроки мы должны извлечь из содержания романа?

- Ответы учащихся.

Теория Раскольникова приводит нас к размышлению над острейшими проблемами нашего XX века:

- убийство является одним их тяжких преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его.

- развенчание вседозволенности – тема актуальная для нас сегодня.
12. Давайте запишем в тетрадях: «Нравственные уроки Раскольникова»:

1) подлинная человечность всегда связана с истинной справедливостью;

2) страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено;

3) право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми;

4) бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие;

5) преступления всегда ведут к разрушению личности «переступившего».
Малый круг




Раскольников

Теория «наполеонизма»
Практическое воплощение

Разумихин

Мармеладов

сестра

Соня Мармеладова

Имя Петрович Порох

Лужин

Никодим Фомич

Маляр Миколка

мать



мать


Порфирий Петрович

Родион Раскольников


Екатерина Ивановна

Зосимов


Заметов

Свидригайлов


Большой круг

«Убийцы»

«Жертвы»

Раскольников

Свидригайлов

Лужин

Студент

Мармеладов

Порфирий Петрович

Алена Ивановна

Алена Ивановна

Лизавета

Соня Мармеладова

Авдотья Романовна

Екатерина Ивановна

Мармеладов

Дети Мармеладовых

Марфа Петровна

Женщина, бросающаяся с моста


1-й урок
Цель урока: обогатить представления о писателе, о его творчестве, мастерстве писателя – психолога на примере одного изучаемого произведения.
Эпиграфы

1. «Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это – сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде».

А.В.Луначарский
2. «Неоспоримо и несомненно: Достоевский – гений, но это злой гений наш».

А.М.Горький
3. «Жесток талант… выберет преимущественно темою для своих произведений страдание и будет заставлять страдать и своих действующих лиц и своих читателей».

Н.К.Михайловский
4. «Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести»

И.Ф.Анненский
5. «Из романов Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, и самый колоритный. Это – роман знойного запаха известки и олифы, но еще более это – роман безобразных, давящих комнат».

И.Ф.Анненский
6. «Это – психологический отчет одного преступления

( Ф.Достоевский в письме к М.П.Каткову)
7. «При полном реализме найти в человеке Человека»

(Ф.М.Достоевский. Из записных книжек за 1881г.)
8. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то ни говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

(Из дневника Ф.М.Достоевского)

  1. Библия – книга, содержащая мифы и догматы еврейской и христианской религии.

  2. Евангелие – часть библии, рассказывающая о жизни и о учении Христа

  3. Проституция – в капиталистическом обществе: продажа необеспеченными женщинами своего тела с целью добыть средства к существованию.

Раскольников. Расколоть – расчленить, нарушить единство, внеся разногласие в какую-нибудь среду.

Раскольник – перен. тот, кто вносит раскол, разлад в какую-нибудь организацию.

  1. Н.К.Михайловский упрекнул Достоевского в «жестоком романе».

  2. Чувство одиночества в толпе.

  3. Власть захватившей идеи – зомбирование. Человек-зомби – послушное орудие.

  4. Порфирий («П. и Н.» 1866) – Порфирий Головлев («Господа Головлевы» 1880г.)

  5. Христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть»

  6. Ничто в мире не стоит слезы невинного ребенка («Братья Карамазовы»).

  1. «В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»

(Письмо брату Михаилу. 9 октября 1859г.)


  1. «Это психологический отчет одного преступления»

(Письмо редактору «Русского вестника»

М.Н. Каткову в начале сентября 1865г.)


  1. «Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело»

(Там же)


  1. В январе 1866г., когда публиковались первая главы романа «П. и Н.» студент Московского университета убил ростовщика Попова и его служанку Нардман с целью ограбления.




  1. 60-е годы XIX века. Общество интересуется различными идеями и теориями. Идея Макса Штирнера – воспевание эгоизма, теория «культа героев» Т.карлейля, теория Ф.Ницше о «сверхчеловеке».




  1. Март 1865г. Сочинение французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря». В этом сочинении автор отстаивал состоятельность политических идей бонапартизма, защищая права так называемой «сильной личности» нарушать нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей.




  1. Достоевский не принимает и этики «разумного эгоизма» Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, которая отрицала роль нравственного побуждения в поведении людей…




  1. В третьей редакции романа «П. и Н.» Достоевский формулирует и объясняет идею «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием».


  1. Нададресат: для Порфирия Петровича – закон, для Разумихина – совесть, для Пульхерии Александровны – Бог.




  1. Достоевский видел один из путей совершенствования внутреннего мира человека (из записных книжек писателя) «надежда в женщинах», «спасение от женщин».



^ 1урок: «Убийцы» и «жертвы» в романе «Преступление и наказание».

2 урок: Проект общества без преступлений. Проект счастливого общества.


Тезаурус

  1. Преступление: см. преступить.

Преступить – самовольно нарушить, не посчитаться с чем-нибудь.

  1. Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

  2. Наказание – мера воздействия против совершившего преступление, проступок.

  3. Каморка – маленькая комната, чулан.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов.

^ Каморка – шкаф – сундук – гроб – клетушка.

  1. Чрезвычайно жаркое время – духота – летняя вонь.

Душная, тесная атмосфера не может родить светлые мысли.

Удушливый день – пыльная дорога – кабаки – человеческая жестокость.

  1. Полифония – многоголосие.

1-й урок

  1. Толкование слов

  2. Толкование имен и фамилий

  3. Сопоставление сцены убийства в романе и фильма



2 урок

  1. Исторические теории обустройства счастливого общества.

Томас Мор «Остров Утопия»

Тамазо Кампанелла «Страна солнца»

Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

  1. Россия сегодня.

Может ли удовлетворить социальное устройство нынешней России

- Пороки: неравномерное распределение богатств (олигархи и нищие)

Проституция

Рэкет

Наркомания

Алкоголизм

  1. Ваши проекты благополучного общества.



Д.И.Писарев

«Среда заела». Причина преступления – социальное условие: бедность, нищета, апатия.

В романе эта мысль высказывается Порфирием Петровичем.
По мнению писателя:

«Живая душа», христианские ценности «не убий». «Кровь по совести» - пугает Разумихина (это еще страшнее), Соню, Сестру.

Нравственно-философский замысел: человек несет личную ответственность за свою несостоявшуюся жизнь»

^ Андрей Семенович Лебезятников

  1. «Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

  2. «Несмотря на все эти качества… действительно был глуповат».

  3. «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».

  4. «Всё».



^ Лужин Петр Петрович

(часть IV, глава 3)


  1. Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добитые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его.

  2. «И тем не он все-таки высоко оценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом».

  3. «Он знал, что женщинами можно «весьма и весьма» много выиграть».

  4. «Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на проведение смотрели…»



Соня Мармеладова

  1. «Худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

  2. «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергетическим чувством, в этом маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева…»

«Юродивая! Юродовая!» - твердил он про себя.

Юродивый – 1. Чудоковатый, помешанный; 2. У суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.

Убогая – 1. Крайне бедный, нищенский; 2. Увечный (уст.)

Соня – Софья – София (гр. мудрость)
Свидригайлов Аркадий Иванович

Аркадий (гр.) житель Аркадии, центральной области Древней Греции.

Иван – милость бога.

О Свидригайлове

  1. «Это шулер, альфонс, насильник и отравитель» (В. Шкловский)

  2. «Потенциально Свидригайлов – человек больной совести и большой силы» (В.Кирпотин)

  3. «Свидригайлов, Свидригайлов! Великолепно будет!» (Ф.М.Достоевский. Запись в дневнике)



^ Раскольников Родион Романович

Родион (греч.) – розоватый

Роман (р.) римский, римлянин.

Елизавета (евр.) – божья клятва, обет

Екатерина (евр.) – чистая, непорочная

Порфирий (евр.) – пурпурово-красный



«Убийцы»

«Жертвы»

Раскольников

Свидригайлов

Мармеладов


Алена Ивановна, Лизавета, Миколка

Марфа Петровна

Сонечка

Женщина, бросившаяся с моста

Пьяная девушка



2-й урок.

Тема урока: «проектирование благополучного общества».
Эпиграф: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием».

(Ф.М.Достоевский в третьей редакции романа

«Преступление и наказание» от 2 января 1866г.).
^ Ход урока

  1. Написанный более ста лет назад роман «Преступление и наказание», он волнует нас и сегодня: проблемы XIX века – это и наши проблемы. Достоевский высветил одно из первых следствий реформ60-х годов XIX века – криминал. Человек знает, что деньги дают власть. Далее он свободен в худшем смысле – освобожден от прежней морали. И, наконец, он видит деньги, добытые нечестным трудом, а потому считает вполне нормальным таким же путем «перехватить». И, наверное, в этом отношении «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Не случайно современный писатель В.Астафьев в своем романе «Печальный детектив» утверждает, что Достоевский «вскрывал» природу человеческого зла, а сегодня зло порождается нашей покорностью, безответственностью, безалаберностью, сытостью, тщеславием.

  2. Сейчас нам предстоит вместе выявить, пороки, присущие обществу 60-х годов XIX века, ярко обрисованные в романе «Преступление и наказание» и связать с Россией нынешней.



Выступления учащихся

  1. Богатство и бедность, нищета

  2. Униженное состояние простого человека

  3. Продажность, проституция

  4. Пьянство

  5. Грязь большого города

  6. Ожесточение в отношениях людей.




  1. Россия нынешняя:

  1. Криминал

  2. Проституция

  3. Ростовщичество

  4. Коррупция

  5. Ожесточение




  1. История мировой мысли и практики о счастливом обустройстве общества:

  1. Томмазо Кампанелла (1568-1639). Итальянский философ, политический деятель, основатель коммунистической утопии. Произведение «Город Солнца».

Идеальная община: отсутствие частной собственности, семьи, государственного воспитания детей, обязательный общественный труд – 4 часа в день, развитие науки и просвещения.


  1. Томас Мор (1478-1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель, основоположник утопического социализма. Диалог «Утопия» (1516) идеального устройства острова Утопия: нет частной собственности, обобществлены производство и быт, распределение по потребности.




  1. Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760-1825) французский мыслитель, социалист-утопист. Обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование, распределение по способностям, сохранность частной собственности.



  1. Фурье Шарль (1772-1837) французский социалист-утопист.

Строй «Гармонии» - развитие всех человеческих способностей. Первичная ячейка – «фаланга», сочетание промышленность и сельского хозяйства.

Труд – потребность и наслаждение. Уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом. Сохранность частной собственности, классы, нетрудовые доходы.

Последователями в России были петрашевцы.


  1. Макс Штирнер (настоящее фамилия и имя Каспар Шмидт) (1806-1856) 0 немецкий философ. Идея последователей эгоцентризма: единственная реальность – «Я», индивид, анархизм и индивидуализм.




  1. Томас Карлейль (1795-1881) – английский публицист, историк и философ. Идеалистическая концепция «культа героев», которые якобы являются единственными творцами истории.



  1. Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ. Миф о «сверхчеловеке». Индивидуалистический культ сильной личности «Так говорил Заратустра» (1883-84гг.)




  1. Построение проекта благополучного общества:

  1. Демократия, власть народа

  2. Власть закона

  3. Обеспечение духовных и материальных потребностей

  4. Поддержка культуры, образования

  5. Эволюционное развитие




  1. Д/з. Завершить работу над черновыми вариантами сочинений.

Миколка из раскольников, сектантов (старообрядцев)
Лужин – теория эгоизма

Свидригайлов – теория вседозволенности



Раскольников Разумихин (разум, ум)

(расколоть)



Сонечка

Оппоненты Раскольникова

Свидригайлов (вседозволенность)

Лужин (эгоцентризм)


Теория Раскольникова

«Кровь по совести»,

«теория коммунизма»

Лебезятников

(теория свободных отношений, Фурье создание коммунизма)

Порфирий Петрович

(с точки зрения закона)

Похожие:

Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского icon«Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Русская литература 19 века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», урок № Урок подготовительный при подготовке учебного...
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского icon«Русская литература XIX века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в...
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconУрок по творчеству Ф. М. Достоевского. Его тема: «Их воскресила любовь…»
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconКто не преступал закон в романе «Преступление и наказание»?
Александра Овчинникова (г. Холм) Мотив болезни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconХ юношеские Чтения «Произведения Ф. М. Достоевского в восприятии читателей ХХ i века»
...
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconУрок литературы в 10 классе с использованием икт
Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать...
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconЧей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)?
Проверочный тест №5 по теме «Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Бунт Родиона Раскольникова и крушение его теории в романе...
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconЛитература. 10 класс ( 2 урока). Тема: значимость художественной...
Тема: значимость художественной детали в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тексте. Идейно- художественное значение...
Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconПреступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского

Урок по русской литературе XIX века в 10 классе Тема урока: «Убийцы» и«жертвы» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница