«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор МОУ СОШ _______/Евсеева О.М./ руководителя по УР с.Апалиха
Протокол №_____ от МОУ СОШ с.Апалиха __________/Евсеев А.И./
«____»________2011г. ______/Юдина Н.А/ Приказ №_____ от
«____»__________2011г. «____»_________2011г.
Рабочая программа
Алексеевой Е.М., 1-я категория
по литературе в 10 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____1___ от
«_____»___________2011 г.
2011 – 2012 учебный год
^
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Авторская программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта, однако там, где допускается вариативный выбор, предлагаемые нами для изучения произведения не всегда совпадают с включёнными в программу под ред. В.Я. Коровиной (см. приложение). При определении содержания уроков отдельные формулировки были взяты из Программы литературного образования под редакцией В.Г. Маранцмана (Программа литературного образования. 10-11 классы / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2005).
^
> Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
> Итоговый:
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
творческий зачёт;
защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
5
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Учебник / Авт.-сост.: И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Просвещение.
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение.
Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Практикум (ЕГЭ). - М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.
Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.
Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных произведений: В 2 ч. / Сост. В.П. Журавлёв. - М.: Просвещение.
Русская литература Х1Х-ХХ веков: В 2 т. Т.1: Русская литература XIX века. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. -М.: Аспект Пресс, 2000.
Читатель и время: Рабочая книга по литературе: 10 класс / Под ред. В.Г. Маранцмана. -М.: Просвещение.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Лебедев Ю.В., Романова АН. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Литература: 10 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение.
6
Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Семёнов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. ХН-Х1Х вв.: 9-10 классы: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия. - М.: Русское слово, 2009.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века: Материалы для подготовки к экзамену. - М.: Русское слово, 2003.
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.
Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. - М.: Просвещение.
Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
Якушин Н.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
7
^
№
| Тема
| Кол
| Содержание
| Виды
| Планируемый
| ^
| Виды
| Домашнее
| Сроки
|
| урока
| -во ча-
| образования
| учебной деятельности
| результат освоения
| предметные связи
| контроля
| задание
| проведения
| План
| Факт
|
|
| сов
|
|
| материала
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
| ВВЕДЕНИЕ
|
|
| 1
| Русская
| 1
| Основные темы и
| Репродуктивная:
| Знать: основные
| Литература:
| Тезисный
| Пользуясь
|
|
|
| литература
|
| проблемы русской
| составление тезис-
| темы и проблемы,
| связь русской
| план или кон-
| «Словарём
|
|
|
| XIX века в
|
| литературы XIX в.
| ного плана или
| получившие разви-
| классики с лите-
| спект лекции
| литературо-
|
|
|
| контексте
|
| (свобода, духовно-
| конспекта лекции
| тие в русской лите-
| ратурой предше-
| учителя
| ведческих
|
|
|
| мировой культуры
|
| нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «правёдничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков
| учителя
| ратуре XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь: составлять тезисный план или конспект лекции учителя
| ствующего периода (нравственный эталон человека и иерархия духовных ценностей в древнерусской литературе; проблемы воспитания, просвещения и гражданского служения в произведениях писателей классицизма; психологизм сентиментальной прозы, её обращенность к духовному миру героя, его внутреннему «Я»; человек в произведениях романтизма и реализма)
|
| терминов», вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма
|
|
| |