Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…»




Скачать 170,58 Kb.
НазваниеПавлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…»
Дата публикации20.10.2013
Размер170,58 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы




Антон Павлович Чехов
«Большой, умный, ко всему внимательный человек…»

Личность и судьба писателя
Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

^ Скверно вы живете, господа!”»
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И.А. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И.А. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и юмор— все это было в нем.
«У меня в детстве не было детства». Детство, юность писателя.
Отец — купец третьей гильдии, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после разорения семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге.

Об этих годах А. П. Чехов писал издателю Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший Богу и людям без всякой надобности — только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».
Но было в жизни юного будущего писателя что-то еще:


  • порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;




  • жажда творчества;




  • победа над жестокостью, над собой.


Позднее Чехов говорил: «Талант у меня от отца, а душа от матери».
Жизнь Чехова в Москве, во время учебы на медицинском факультете университета.
Он начинает, по его собственному при знанию, «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».
Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:


  • Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.

  • Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.




  • Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).




  • Подписывался он также: ^ Лаэрт, Улисс.




  • Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.


^ А. П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички» (из книги: Дмитриев

В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980).
Получив диплом врача, Чехов долгое время практиковал и, по воспоминаниям его приятеля, журналиста и писателя Владимира Гиляровского, в адресной книге жителей Москвы был записан именно как доктор, а не как писатель. Вероятно, именно это сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.
Чехов-врач и отражение этой темы в творчестве писателя.
Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и… писателя.

^ Он так и остался в русской культуре как врач-писатель и писатель-врач: без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил за хвост холеру», принимал мужиков, часто не беря никакой платы за помощь и в то же время писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на тяжелую болезнь – туберкулёз легких, впоследствии так рано – в возрасте сорока четырёх лет – унёсшую его в могилу.
Чехов всегда был предан медицине, поэтому врачебные познания писателя ощущаются во многих его рассказах: «Скучная история», «Цветы запоздалые», «В овраге», «Попрыгунья», «Ионыч», «Враги», «Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др. В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей. Медицина и литература — две страсти Чехова: он не отказался от медицины ради литературы, он взял медицину в литературу.
Произведения А.П. Чехова, посвященные искусству.
Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка».

«Чайка» связана с раздумьями Чехова о сущности таланта. Популярный писатель-беллетрист Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много от самого Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя… Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека…». Таковы чеховские взгляды на роль художника слова.
Поездка на Сахалин.
В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка — настоящий подвиг: более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и, как врач, знает, чем ему грозит этот путь.

Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин».
Любовь в жизни Чехова.

Рассказы о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви».

Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги… Я без нее жить не могу… Даже звук ее шагов прекрасен… Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя…» («Чайка»). Много любви в «Чайке», написанной в тот период, когда в жизнь Чехова готова была войти страсть, имя которой Лика Мизинова. Правда, некоторые из людей, хорошо знавших Чехова (например, И.А. Бунин), и литературных критиков считают, что тема «Чайки», как и ряда других рассказов, подсказана сильным сердечным чувством к писательнице Лидии Авиловой.

«Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», — пишет Чехов. ^ Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», — скажет он устами Тригорина. В их любви, в кот орой они не позна ли счастья, было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих: «Я был несчастлив» (Чехов в рассказе «О любви»). «Одна боль…» (Авилова в дневнике).

«Беспринципным писателем я никогда не был». Рассказы Чехова начала 80-х годов.
Рассказы «Не в духе» и «Цветы запоздалые».

В 1888 году Чехов пишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь не знаю».

80-е годы для молодого писателя — это учеба в университете, это первые публикации в журналах. ^ В самом начале 80-х гг. отношение к литературе пока ещё несерьезное. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду».

Но уже в 1883 году: «Я газетчик… но это временно… Оным не умру». Это уже мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить отлитературной подёнщины.
80-е годы в общественной жизни России — это время многих запретов (после убийства народовольцами Царя Александра II на престол взошёл Александр III, старающийся по-своему, в том числе и запретом кружков и учреждений, в которых чувствовался дух вольнолюбия, навести порядок в стране). Чехов в этот период признаётся, что «хотел бы быть свободным художником».

Черты эпохи Александра III нашли отражение в рассказах Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» (1883—1884), «Тоска», «Переполох» (1886), «Враги» (1887).

Символом реакционной, с точки зрения многих не только революционеров, но и либералов, эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884—1885).

Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет писатель Всеволод Гаршин, стремится к самоубийству художник Исаак Левитан, психически больны писатель Глеб Успенский и художник Михаил Врубель.
Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и прекрасного, возвышенного, отвечающего высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. Среди рассказов, иллюстрирующих обе тенденции творчества, «Не в духе» и «Цветы запоздалые».
Картины пошлой жизни мы видим в рассказе «Не в духе».

  • Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина?




  • Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому?




  • Какова причина такого состояния?




  • Как утешает себя герой?




  • Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?




  • Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию?




  • К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».)




  • Почему проигрыш отца обернулся поркой сына?




  • ^ Какой смысл выявляет название рассказа?


Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».
Вопросы и задания для обсуждения рассказа

  • Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?




  • Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?

  • Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит безоглядная вера матери и сестры Егорушке?

  • Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?

  • О чем говорит портрет Маруси? Портрет Топоркова? Какие чувства вызывает Топорков у Маруси? Что заставило Марусю полюбить доктора?

  • Сравните начало 1, 2 и 3-й частей рассказа. Как показана природа? Как она соответствует настроению героев?

  • Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?

  • Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?

  • Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему Приклонских после сватовства? Почему княжна не верит словам свахи о шестидесяти тысячах приданого?

  • Что помогает Марусе выживать в пошлой обстановке, окружающей ее?

  • Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?

  • Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?


Рассказ «Не в духе» — это изображение мира пошлости и пустоты. Этот же мир изображён и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состоятельности к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Однако любовь оказалась способна пробудить доктора к настоящей жизни: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!» Эти слова есть, по сути, обращение Чехова к читателям - не теряйте в себе человека!
«Какое наслаждение — уважать людей!» Рассказы Чехова 90-х годов.
90-е годы в России — это подъем общественной жизни. У Чехова — потребность участвовать в ней. «Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов. 90-е годымелиховский период (писатель приобретает подмосковное имение Мелихово, с которым очень многое связано в его жизи и творчестве) - дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа. «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой.
Рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» (1895—1903).

В них — образы героев, которых можно уважать, в них мир, который окружает и порой губит этих героев.

В 1892 году появляется рассказ «Палата № 6» - своеобразный символ символ времени.
«Дом с мезонином».Вопросы и задания для обсуждения.


  • От чьего лица ведется повествование? Какой смысл в том, что рассказчик — художник?




  • Что придает воспоминанию лирическую тональность? Почему современники называли рассказ «тургеневским»?

  • Каков смысл названия рассказа?


В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где текла праздная жизнь. В этом мире — художник, герой повествования (в этом образе отразились черты друга Чехова Исаака Левитана). И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого — помогать народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию» в этой борьбе.
Художник считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ, примиряют его с действительностью. Он сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но при этом ничего не делает, пассивен. Он и за любовь младшей в семействе Волчаниновых, которую ласково звали Мисюсь, не боролся. «Мне… начинает казаться, что мы встретимся», но по воле каких-то внешних сил, а не благодаря собственным действиям. Мисюсь — мечта, надежда на счастье. Но надежда призрачная.
Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо — «но ведь нужно же делать что-нибудь». Но автор не на ее стороне, так как она стремится подчинить своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: «упрямый рот», наставительный тон, повторение фразы «Лида опять говорила о земстве… о школьных библиотеках». Героиня постепенно теряет женственность, становится назидательной, считающей только себя правой.
В финальной фразе рассказа «Мисюсь, где ты?» — тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». Однако Чехов уверен, что можно уважать человека и за стремление к мечте.
Рассказ «Дама с собачкой». Вопросы и задания для обсуждения.


  • Охарактеризуйте Гурова.

  • Как вводится в рассказ Анна Сергеевна? Что мы узнаем о ней?

  • Как относился Гуров к женщинам? Как характеризует его мнение о женщинах: «Низшая раса!»?

  • Какое мнение составил Гуров о незнакомке после первого знакомства? Испытал ли он «смятение сердца»?

  • Как меняются отношения через неделю? Как ведут себя герои? Понимают ли, что их отношения не просто курортный роман?

  • Почему Гуров не мог забыть это знакомство? Как оно изменило героя рассказа? Что он увидел в окружающем мире?

  • Почему он поехал в город С., где жила Анна Сергеевна?

  • «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему первый раз в жизни». Счастье ли это?

  • Найдут ли решение герои рассказа?

  • Они живут тайно и явно. Где же для них истинная жизнь?


Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». Чехов уверен, что можно уважать людей за способность любить по-настоящему.
Рассказ «Попрыгунья». Вопросы и задания для обсуждения.


  • Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драматический накал в судьбе героини, хотя явно ничего не сказано?

  • Зачем Ольга Ивановна пытается оправдать свой «мезальянс»?

  • В рассказе два мира, две жизненные позиции: Ольги Ивановны и Дымова. Как показана каждая?


Дымов, настоящий врач, пожертвовавший собой ради спасения больного ребёнка, выше мира пошлости, в котором так уютно чувствует себя его жена. Чехов считает, что можно и НУЖНО уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.
Рассказ «Душечка».
Героиня рассказа Ольга Семеновна «постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любила папашу, тетю, учителя французского языка. Она дважды выходила замуж, причеём, мужья её были людьми абсолютно противоположных взглядов и занятий:

первый - ^ Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи»,

второй - Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева.

После смерти второго мужа она полюбила Смирнина, полкового ветеринарного врача, а затем всей душой «прикипела» к сыну Смирнина Сашеньке, найдя в общении с ним неизведанное в двух браках материнское счастье.

«Мы с Ванечкой», «Мы с Васечкой», «Володечка», «Сашенька» - так называет Ольга Семёновна тех, кого любит.

Вопросы и задания для обсуждения.

  • Почему рассказ называется «Душечка»?

  • Без чего Ольга Семеновна не могла жить?

  • Почему героиню называют душечкой (не душеНЬкой)?

  • Как автор относится к ней?

  • Хорошо это или плохо, что она живет только чужими интересами?

  • Можно ли уважать Ольгу Семеновну? Или она достойна лишь снисходительного сожаления?


«Его врагом была пошлость»: «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

Это трилогия о так называемых «футлярных людях».

В ней есть и автор, и рассказчик.

Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.

^ Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове — «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате — «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви — «О любви».

В рассказах дается обобщенная картина жизни конца Х1Х века.
Вопросы и задания для обсуждения.
«Человек в футляре».

  • Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

  • Как он относится к своему повествованию?

  • Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

  • Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футяре»?

  • Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город?

  • Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?

  • За что осуждает автор Буркина?


«Крыжовник».

  • Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

  • Почему он не может заснуть, о чем задумался?

  • Как в этом рассказе появляется автор?

  • В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать,, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

  • Какова роль описаний природы в рассказе?

  • Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

  • С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?

  • В чем отличие Ивана Ивановича от Буркина? Как на рассказ Чимши-Гималайского реагируют слушатели?

  • Почему рассказ называется «Крыжовник»? Есть ли в названии символический смысл?


«О любви».

  • Как и каким показан герой-рассказчик?

  • Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего мира и внутреннего состояния героев?

  • В чем дисгармоничность жизни Алехина?

  • Чем драматична жизнь Лугановичей и Пелагеи?


Рассказы «Маленькой трилогии» рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч».
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
^ В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше них: он видит бездарность и матери, считающей себя талантливой писательницей, и дочери, мечтающей о карьере великой пианистки. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный, умный человек, но постепенно деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это приводит к тому, что героя «жадность одолела». Старцев состоялся как популярный в городе, весьма обеспеченный врач, но именно деньги привели его к нравственному опустошению и раздражительности.
В чём же причины деградации Старцева?
Итоговые вопросы и задания

  • Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

  • Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь Старцева к Екатерине Ивановне? А могла ли она состояться?

  • Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

  • Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

  • ^ Почему на рубеже 80—90-х годов Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?


Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Похожие:

Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» icon«Большой, умный, ко всему внимательный человек…»: ступени, ведущие к Чехову
Современники говорили, что Чехов – поэт будней, серых людей. Этому возражали и Станиславский, и Бунин, и М. Горький. Интеллигентность...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconВопросы к уроку по «Ионычу» Чехова. Другими произведениями не аргументируем свою точку зрения
Раматурге: Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconАнтон Павлович Чехов Дама с собачкой Антон Павлович Чехов Дама с собачкой I
Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconЮбилейный вечер: «У благородства нет границ»
Выше света только человек. Такую, свечу зажег для людей Антон Павлович Чехов. Писатель, который напомнил в своё время, да и теперь...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconСокровенный чехов в современной информационной среде
Антон Павлович Чехов актуален и загадочен. Быть может, именно взаимосвязь его актуальности для современной культуры и его загадочности...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconУрок по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов \"Ванька\"»
Какие произведения мы читали на прошлых уроках? (Л. Андреев “Петька на даче”, А. Чехова “Спать хочется”)
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconУрок дебюд по теме «Антон Павлович Чехов. Философский рассказ «Студент»
...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconЛитература 6 класс. Тема: Антон Павлович Чехов
Цели урока: продолжать знакомства ребят с творчеством писателя; побуждать интерес и желание читать рассказы писателя
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconТема урока «В мастерской художника слова: А. П. Чехов. Художественное...
Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них мелкий, бедный...
Павлович Чехов «Большой, умный, ко всему внимательный человек…» iconНаучно-исследовательская работа тема маленького человека в творчестве а. П. Чехова
Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В 80-е годы 19 века писатель приходит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница