«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки




Скачать 396,35 Kb.
Название«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки
страница1/4
Дата публикации29.08.2013
Размер396,35 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
ГЛАВА 2


«ЛЯВОНЫ» — 1968 Г. — «ПЕСНЯРЫ» — 1969 Г. — ВЛАДИМИР МУЛЯВИН

Из нашей фонотеки:

Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» Руководитель народный артист СССР Владимир Мулявин Белорусская Государственная филармония, Минск

Год основания — 1969

ВЛАДИМИР МУЛЯВИН — САМЫЙ ГЛАВНЫЙ В «ПЕСНЯРАХ» НАВСЕГДА!

С именем заслуженного и народного артиста СССР, России, Белоруссии и Поль­ши Владимира Мулявина связана вся история легендарного белорусского ансам­бля «Песняры». Именно он смог правильно найти стиль и определить в дальней­шем почерк своего коллектива. Вместе с «Песнярами» белорусская песня стала популярной далеко за пределами республики. И определенно точно ансамбль Владимира Мулявина называют ветераном славянского фолк-рока, его песни стали настоящим феноменом в отечественной музыке 70-х. Это замечательные песни в репертуаре «Песняров». Вспомним любимую и лучистую «Александри-ну», шуточную «Косил Ясь конюшину», романтическую «За полчаса до весны», любимую «Вологду», где «дом ее номер один». Тысячи пластинок, километров магнитофонной ленты, афиши и фильмы напоминают сегодня все то самое теп­лое и дорогое, что связано с нашим любимым ансамблем «Песняры».

Россиянин Владимир Мулявин родился и вырос в Свердловске (ныне Екате­ринбурге). Музыкальная биография его началась еще до службы в армии. Он был музыкантом-инструменталистом, и уже с опытом профессиональной рабо­ты на сцене. В духовом оркестре штаба Белорусского военного округа. Именно там ему пришла идея создать ансамбль. А рядом сразу же нашлись друзья-едино­мышленники Валерий Яшкин, Леонид Тышко, Александр Демешко и Влади­слав Мисевич. Все ребята — выпускники музыкальных училищ — в 1963 г. были призваны на действительную военную службу. В то время в Англии как раз по­явились «Битлз» и выпустили свою первую известную пластинку. И у молодых ребят в Минске было определенное желание играть такую же музыку. Это было пока еще лишь мечтой, а в военном оркестре они играли марши и гимны.

После демобилизации из рядов Вооруженных Сил пути музыкантов времен­но разошлись. Каждый занялся своим делом. Владимир Мулявин стал гитарис­том в любительских коллективах, в основном играющих на танцах. В 1966 г. возникла серьезная идея о профессиональном коллективе. В Ленинграде уже появились «Поющие гитары» Анатолия Васильева. В это время молодой Влади­мир Мулявин создал квартет, где приняли участие пианист Игорь Поливода, ги­тарист Валентин Бадьяров, барабанщик Алексей Словников. В итоге что-то не получилось с устройством в филармонии, а Игорь Поливода готовился посту­пать в консерваторию. Тем не менее, Владимира Мулявина не покидала эта за­ветная мечта — создать музыкальный ансамбль. И вот он в Минской филармо­нии, гитарист в инструментальном ансамбле известного белорусского певца Виктора Вуячича. В это же время на электрооргане там играет молодой Юрий Антонов. Продолжалось это не долго. Для белорусской эстрадной певицы Нел­ли Богуславской создавался аккомпанирующий ансамбль «Орбита-67» («Ост­ров бита»). Она стала лауреатом всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни в Белоруссии. В ее коллектив пришли музыканты, уже хорошо знавшие друг друга. Руководителем инструментального ансамбля стал пианист Измаил Капланов. Вместе с гитаристом Владимиром Мулявиньш в коллективе участвуют саксофонист Владислав Мисевич, бас-гитарист Валерий Фролов, трубач Михаил Гольдштейн, второй гитарист Юрий Мариновский, бэк-вока-лист Валентин Куликов, звукорежиссер Николай Пучинский. Чуть позже в кол­лективе на ритм-гитаре играет Валерий Мулявин (старший брат Владимира). С эстрадной программой певица и музыканты много гастролируют и записыва­ют пластинки.

Единственный сольный номер с англоязычной песней ребята исполняли в концертах.

^ В ЭСТРАДНОМ РЕВЮ «ЛЯВОНИХА» ПОЯВИЛИСЬ «ЛЯВОНЫ»

Новый эстрадный танцевальный женский ансамбль «Лявониха» (в переводе с белорусского означает танец) был создан в 1968 г. при Белорусской государст­венной филармонии. Аккомпанирующим инструментальным коллективом там стали «Лявоны». В составе ансамбля Владимир Мулявин — руководитель, вокал и соло-гитара, Валерий Мулявин — ритм-гитара, Валерий Яшкин — электроор­ган, лира и вокал, Александр Демешко —ударные, Валентин Бадьяров — скрип­ка, Леонид Тышко — бас-гитара, Тенгиз Гурдизиани — тромбон, Владислав Ми­севич — флейта, саксофон и вокал. В составе филармонического ревю у музыкантов, кроме аккомпанемента танцовщицам и эстрадным певцам Лидии Кармальской и Эдуарду Мицуле, появилось свое сольное отделение. Усатые длинноволосые парни в белых национальных костюмах с электрогитарами и с надписью на большом барабане ударной установки — «Лявоны». Свое вы­ступление музыканты начинали с одноименной песни. Пелось там про то, как лявон полюбил лявоних)' и со своим сердцем черевички ей подарил. В их ре­пертуаре также появились песни «Темная ночь», «Клен ты мой опавший», «Ям-

щик, не гони лошадей», «Сирень-черемуха», «Бывайте здоровы»... В своей об­работке и с русскоязычными текстами исполняли популярные зарубежные пес­ни «Дилайла» из Тома Джонса, «Вчера», «Любовь нельзя купить», «Облади-об-лада»... Замечательные испанские гитарные мелодии, включая знаменитый «Полет шмеля» Римского-Корсакова, на гитаре играл Владимир Мулявин. Пер­вая дебютная запись ансамбля была выпущена фирмой «Мелодия» в 1969 г. Это была песня «Ты мне весною приснилась» белорусского композитора Юрия Се-меняко. Вышла она на гибкой односторонней грампластинке как ансамбль «Ля­вониха». Надо отметить, что название «Лявоны» не особенно приветствова­лось художественными советами. Не совсем серьезным это считалось в переводе с белорусского языка. Балагуры и гуляки не совсем подходили по то­му времени и, стало быть, не давали возможности талантливым музыкантам за­явить о себе на всесоюзной эстраде. Состоялся разговор Владимира Мулявина с министром культуры республики Михаилом Минковичем. Именно он подска­зал поменять название, чтобы в дальнейшем достичь успехов.

В самом начале предлагались различные варианты: «Орлы», «Молодые го­лоса», «Полесские зубры»... Только все это не особенно нравилось музыкантам. И вот после долгих поисков в библиотеке новое название принес бас-гитарист ансамбля Леонид Тышко. В одном из ранних произведений белорусского по­эта-классика Янки Купалы, он вдруг встретил яркое и выразительное имя «Пес-няры». В переводе это звучит как «сказатели» и коллективу музыкантов сразу стало по душе. Официальным днем рождения ансамбля стало 1 сентября 1969 г. Поиск новых музыкальных форм сделали в коллективе своеобразный синтез биг-бита с белорусскими народными мелодиями. В аранжировках Владимир Мулявин начинает использовать наряду с электрогитарами, ударными и элект­роорганом национальные народные инструменты — цымбалы, лиру, дудочку. В соседней Польше такие эксперименты также делали известные группы «Но То Цо», «Скальды», «Червоны гитары»...

Первый успех на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве (ок­тябрь 1970 г.) принес «Песнярам» звание лауреатов и второе место. Ансамбль показал высокое мастерство и профессионализм, исполнив «Темную ночь» Ни­киты Богословского, «Ты мне весною приснилась» Юрия Семеняко, «Хатынь» Игоря Лученка и белорусскую народную песню «Ой, рано на Ивана». Вместе с Владимиром Мулявиным на сцене театра эстрады пели и одновременно игра­ли Валерий Мулявин, Валентин Бадьяров, Александр Демешко, Валерий Яш-кин, Владислав Мисевич, Леонид Тышко и Тенгиз Гурдизиани.

В течение недели проходили конкурсные прослушивания. Выступление бо­лее 120 молодых имен, выступали в ЦДРИ, Театре эстрады и Всесоюзном доме композитора. А в жюри — мэтр советского кино и джаза Леонид Утесов, заслу­женный деятель искусств Ирма Яунзем, певец Эдуард Хиль, композитор Оскар Фельцман и другие мастера нашей эстрады — тщательно определяли самых та­лантливых исполнителей. Среди конкурсантов белорусский ансамбль «Песня-ры», грузинский вокальный квартет «Диэло», певцы Юлий Слободкин и Лев Ле-щенко, ансамбли «Воронежские девчата», «Новый электрон» под руководством Валерия Приказчикова.... После подведения итогов первую премию никому не


присудили, а вторую поделили «Пееняры» и Лев Лещенко. Жанр вокально-инст­рументальных ансамблей на конкурсе не был выделен особой чертой и поэтому белорусский коллектив выступал вместе с вокалистами. По идее они были един­ственным ВИА на конкурсе. Жюри отметило собственный почерк «Песняров» и хорошо подобранный репертуар в двух турах форума.

«ПЕСНЯРЫ»: ^ «МЫ ИДЕМ ПО СТРАНЕ»

Буквально сразу же новый белорусский ансамбль «Пееняры» показали по чер­но-белым телевизорам на всю страну. Концерт лауреатов конкурса артистов эс­трады смотрели миллионы телезрителей. Всем понравились «Пееняры», а вме­сте с их запоминающейся исполнительской манерой началась всесоюзная популяризация белорусской песни. Посыпались приглашения и начались гаст­роли по всей нашей большой стране. А поскольку, по мнению самого руководи­теля Владимира Мулявина, в ансамбле все были в основном инструменталиста­ми, потребовались дополнительно вокалисты. Так в «Пееняры» был приглашен молодой певец Леонид Борткевич. В самодеятельном фолк-рок ансамбле «Зо­лотые яблоки», где также участвовали скрипач Чеслав Поплавский и его сестра Ядвига Поплавская (в будущем солистка ВИА «Верасы»), его божественный лу­чистый голос услышал сам Владимир Мулявин. Многие считают, что песню «Александрина» поет сам руководитель «Песняров». На самом деле она была создана Владимиром Мулявиным специально для нового солиста Леонида Борткевича. В своих воспоминаниях певец часто делится о том, как он мечтал петь в известном белорусском ансамбле, когда смотрел по телевизору москов­ский концерт лауреатов конкурса.

Запись первых пластинок ансамбля «Пееняры» на фирме «Мелодия» пока­зала уже имеющийся опыт музыкантов по первым опытам в «Лявонихе». В 1971 г. вышли сразу несколько миньонов и первый диск гигант коллектива. Сразу же песни «Косил Ясь конюшину», «Александрина», «Рушники» стали по­пулярными у любителей музыки. А в истории отечественной грамзаписи плас­тинка «Песняров» стала одним из первых дисков-гигантов в режиме стерео-зву­чания, первоначально выпущенной еще и в моно. Надо отметить качественную профессиональную работу звукорежиссера Александра Штильмана над этой известной пластинкой. Сразу же после ее выпуска ансамбль «Пееняры» пред­ставил отечественную грамзапись на фестивале «Сопот-71» и это был первый международный успех коллектива. Многодневные часы репетиций, упорная ра­бота над каждой нотой и словом текста показали потрясающее живое звучание музыкального коллектива на концертах. «Пееняры» первыми из наших ансамб­лей выступили в недавно построенном Государственном центральном концерт­ном зале «Россия». Тогда в 1971 г. он имел название концертного зала министер­ства культуры РСФСР. Практически сразу же в 1972 г. был записан материал для второго диска-гиганта, увидевшего свет лишь в 1974 г. Во втором альбоме ан­самбля хорошо запомнились «Олеся» Игоря Лученка, «Сережки» Владимира Мулявина, белорусские народные «И здесь гора, и там гора», «Стоит верба»...

В это время в составе ансамбля появляются новые музыканты — скрипач Че-слав-Виктор Поплавский (экс-«3олотые яблоки»), клавишные Владимир Нико­лаев из Вологды (экс-«Новый электрон»), играющий на электрооргане и тром­боне, пианист Анатолий Гилевич, певец Анатолий Кашепаров (экс-«Синие гитары»).

В январе 1972 г. по рекомендации Валентина Бадьярова, Владимир Муля-вин прослушал молодого солиста минской самодеятельной рок-группы «Синие гитары». Им был Анатолий Кашепаров, исполняющий там хриплым и крича­щим голосом песни из репертуара «Кристи», «Ярдбердз», «Кинкс». В «Песня-рак» вокал певца приобрел чистый и яркий тембр на народных песнях. Тем не менее, его визитной карточкой в коллективе стала знаменитая «Вологда», хотя на самом деле он исполнял и многие другие хорошие песни. Это и «Добрый ве­чер, девчоночка», и «Я не могу иначе», и «Спадчина»....

«Песняры» были приглашены для участия в телефестивале «Песня-72». В их исполнении на телефестивале прекрасно прозвучали и стали лауреатами две песни «Косил Ясь конюшину» и «Александрина». До сих пор архивные чер­но-белые кадры этого живого выступления легендарного ансамбля хранятся в гостелерадиофонде. Участие летом 1972 г. во Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни в Минске принесло «Песнярам» звание лауреатов и первое место. Ансамбль замечательно исполнили песни «Мы идем по стране» Игоря Лученка на стихи Владимира Фирсова и «Комсомольский билет» Игоря Лученка на стихи Аркадия Кулешова.

^ КАК «БЕЛАЯ РУСЬ ТЫ МОЯ» СТАЛА КИНОМУЗЫКОИ

(«ПЕСНЯРЫ» В КИНО)

Первой работой в кино у ансамбля стал музыкальный телефильм «Белая Русь ты моя» («Беларусьфильм», 1971, режиссер Владимир Орлов), созданный на основе первого диска-гиганта. Это был документальный фильм-концерт о твор­честве ансамбля. Его часто показывали по телевидению. Участие в художест­венном фильме «Улицы без конца», снятого на «Беларусьфильме», сделало му­зыкантов на время киноартистами. В фильме о послевоенной эпохе ребята исполняют несколько песен. Запомнилось удивительно проникновенное ис­полнение песни «Журавли», написанной композитором Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова, солистом Леонидом Борткевичем.

Встреча с ленинградским композитором Вениамином Баснером состоялась для ансамбля неожиданно. Автор был уже достаточно известным по знаменитым произведениям «На безымянной высоте» и «С чего начинается Родина». Летом 1972 г. он сочинял музыку для нового художественного фильма «Мировой па­рень». Во время работы над фильмом директор картины на «Беларусьфильме» посоветовал ему пригласить для записи ансамбль «Песняры». Прослушав магни­тофонные записи «Песняров», композитор пришел в восторг и решил, что пес­ню «Березовый сок» должны исполнять в фильме только они. Правда, в картине «Песняры» исполнили ее лишь за кадром. Также, в лирическом эпизоде фильма


прозвучала знаменитая баллада «Александрина». «Мировой парень» вышел на эк­раны в!973 г. Потом был «Диск» (1974) кинорежиссера Александра Стефанови­ча. Его часто показывали в стереозале кинотеатра «Октябрь», что на проспекте Калинина (Новый Арбат). В нем «Песняры» исполнили песню Вячеслава Добры­нина «Мы песни поем» на стихи талантливого советского и российского поэта-песенника Леонида Дербенева. Потом была запись к фильму «Ясь и Янина» («Бе-ларусьфильм», 1975, режиссер Юрий Цветков). В музыкальной комедии прозвучали песни Эдуарда Ханка и Владимира Мулявина. «Ты моя отрада» полю­билась слушателям. «Песняры» исполнили там драматические роли. Фильм-сказ­ку «Горя бояться, счастья не видать» с народными декорациями и песнями «Пес-няров» снимал режиссер Владимир Орлов. В дальнейшем была запись, где прозвучала шуточная песенка Эдуарда Ханка про Кваку-задаваку. В известном ху­дожественном фильме «Белые росы» («Беларусьфильм», 1975) также звучат «Песняры».

Невозможно не упомянуть отечественный кинохит в жанре кинокомедий — «Эта веселая планета» («Мосфильм», 1974, режиссер Юрий Цветков). В нем эпизодическую роль музыкантов самодеятельного ансамбля на новогоднем ве­чере исполнили «Песняры». Замечательная песня-ария «Наши любимые» ком­позитора Давида Тухманова на стихи Игоря Шаферана прозвучала впервые в истории коллектива с соло-вокалом Владимира Мулявина. До этого в «Песня-pax» пели только солисты Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров, включая других музыкантов в многоголосном пении. Давид Тухманов сочинил «Наши любимые» специально для «Песняров» познакомившись впервые на съемках с Владимиром Мулявиным. Записали с двух дублей, а классическое вступление придумал сам руководитель белорусского ансамбля. В дальнейшем песню запи­сали квартет «Аккорд».

«Через всю войну» («Беларусьфильм», 1985, режиссер-документалист Сер­гей Лукьянчиков). Новая концертная программа была посвящена 40-летию По­беды. Началось с того, что Владислав Мисевич показал Владимиру Мулявину сборник стихов поэта-фронтовика Валентина Тараса. Также в новую программу вошли песни на стихи Александра Прокофьева, Александра Твардовского, Се­мена Гудзенко, Михаила Кульчицкого, Янки Купалы. Музыку сочинил Влади­мир Мулявин. Спектакль был впервые показан в Москве в 1984 г. на фестивале «Московские звезды». Музыканты ансамбля Владимир Мулявин, Владислав Ми­севич, Валерий Дайнеко, Анатолий Кашепаров, Дмитрий Ткаченко, Борис Бернштейн, Владимир Беляев прекрасно сыграли свои роли. «Война совсем не фейерверк» — вот название одной из композиций двойного альбома, выпущен­ного фирмой «Мелодия».
  1   2   3   4

Похожие:

«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки icon«ялла» 1971 Г. — Евгений ширяев, фаррух закиров из нашей фонотеки
Как будто прошло немного, а за плечами тридцать с лиш­ним лет на сцене. Идем вслед за нашей «Путеводной звездой» — песней. Живем...
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки icon1968-1970 годы: последние деяния и смерть патриарха Алексия  I
Дело об Американской митрополии (рпц и Православная Церковь Америки) – преодоление многолетнего разделения в 1969-1970 годах
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconСписок книг, рекомендуемых для семейного чтения
Хулио Кортасар \"Выигрыши\" (1960), \"Игра в классики\" (1963), \"62. Модель для сборки\" (1968), \"Последний раунд\" (1969), \"Книга...
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconГодовой отчет имитента ценных бумаг ОАО «целинхлебопродукт» за 2009 год
В 1969 году построены складские емкости на 27 тыс тонн (участок №3). В 1979 году введен в эксплуатацию элеватор общей емкостью хранения...
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconНовый Мировой Порядок: Планы, раскрытые инсайдером в 1969 году (часть 1)
Предваряя перевод третьей кассеты с интервью доктора Лоуренса Дунегана, посвящённого формированию Новой мировой системы, которую...
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconII. Контрапункт, III. Вариации. Первое исполнение – 20. 04. 1969,...
Композиция 1 (1969) для скрипки, альта, виолончели, фортепиано. 8’. Первое исполнение – 17. 12. 1969, Москва, Малый зал гмпи им....
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconСтраны, присоединившиеся к Венской конвенции 1968 года
Страны, присоединившиеся к Венской конвенции 1968 года (после 2011 года в этих странах можно будет ездить с национальными правами...
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconУроки, погосты, повоз
Владимира Красное Солнышко (Владимир I, Владимир Святой – крепости, сигнальные башни, русская дружина)
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconИз воспоминаний участников событий в Чехословакии в августе 1968
Из воспоминаний участников событий в Чехословакии в августе 1968 г о вводе советских войск
«лявоны» 1968 Г. «Песняры» 1969 Г. Владимир мулявин из нашей фонотеки iconИнформатики Швейцарской высшей политехнической школы Никлаусом Виртом в 1968 - 1970 годах
Язык программирования Паскаль был разработан профессором кафедры вычислительной техники Швейцарского федерального института технологии,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница