Скачать 82,75 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Соколовская средняя школа Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя числительное как часть речи» (с использованием элементов технологии педагогического сотрудничества) Учитель русского языка: Синюкова Л. И. 2007 - 2008 Тема урока: Имя числительное как часть речи Цели урока: 1) сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении; 2) вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи; 3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся, орфографической зоркости. Оборудование: раздаточный материал Ход урока. ^ 1. Слово учителя (ввести учащихся в тему урока) - На уроках математики, истории, географии и других предметов, а также в быту все вы сталкиваетесь с огромным количеством различных чисел. (Учащиеся называют и другие ситуации) - Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже. - Вопрос: «Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?» (Ответы учащихся) - Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать. Вы знаете, что чисел существует огромное количество, а как вы думаете, какие из всего этого многообразия являются самыми важными, без которых нельзя обойтись. Это цифры первого десятка, от одного до десяти. Ведь без них не было бы и остальных чисел. Так как они все образованы из этих цифр первого десятка. ^ (выступает заранее подготовленный ученик.) - Кому нужны числительные? Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что я не прав! Язык не повернется. ^ - Как вы уже заметили, тема нашего сегодняшнего урока – имя числительное. - Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. А от какого слова образовано слово «числительное»? (Правильно, от слова «число».) - В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. ^ (заранее подготовлены, можно подготовить 2-3 сообщения.) 1) Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными, они могут считать по порядку (пятый). И тогда это порядковые числительные. Числительное счет любит! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. -Из истории имен числительных. 2) В древнерусском языке слова – названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще не являлись отдельными словами. 3) Прилагательными были названия чисел один (одна, одно), два (две), три (тре), четыре (четыри). Они согласовались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились. 4) Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое согласуется с существительными в роде и падеже. Это числительное может принимать форму множественного числа (мы одни – мы одиноки) 5) А еще числительное один может употребляться в качестве местоимения, существительного и частицы: «В одном департаменте служил один чиновник», «Один за всех, все за одного», «Вокруг одно небо». 6) Слова – названия чисел от 5 до 10, а также сорок, сто, тысяча в древнерусском языке были существительными. 7) Слова «миллион» и «миллиард» являются поздними заимствованиями. 8) Многие числительные: 11-19, 20-30, 50-80,200,300,400 и 500-900 в древнерусском языке представляли собой сочетание разных слов. Так, для обозначения чисел от 11 до 19, употреблялось сочетание из трех слов: один, два, три – предлог НА – местный падеж от десять – десяте (то есть два сверх десяти). ^ (Учащиеся говорят, что они хотят узнать). Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. (П. Чесноков) ^ - Ответы на ваши вопросы мы будем искать вместе. 1. Исследовательская работа. 1) Работа с заданием под звездочкой на с. 143-144 (учебник) - Рассмотрите предложения в 3-х колонках. - В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов при счете? - Найдите числительные. Определите их падежи. 2) Составление определения. На доске таблица (напечатана для детей)
Задания: - Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец. - Назовите сходства и отличия между этими частями речи. - Сравните свое определение и определение в учебнике. ^ (Карточки с вопросами распечатаны) (Учащиеся отвечают на 4-вопроса по своему выбору). 1) Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? 3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? 4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»? 5) Сколько коробов можно наговорить? 6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать? 7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз). ^ Задания:
^ (Проговаривание друг другу.) III. Закрепление. 1. Выполнение упражнений 345 (1 в – 1, 3, 5 предложения, 2 в – 2, 4, 6 предложения). (С последующей проверкой) Задания (распечатаны): 1.Записать указанные предложения.
2. Путешествие по страницам «Толкового словаря» С. Ожегова. 1) Как на письме обозначаются числа? (В математике, в русском языке.) 2) Какая разница между числом и цифрой? ^ Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счет. Цифра – знак, обозначающий число. 3) Записать словами: 5, 13, 20, 40, 60, 137, 1238, 10841. (Цифры записаны на доске). (Учащиеся записывают в тетрадь, один – работает у доски, комментирует). 4) Пять и пятёрка? Три и тройка? Какая разница, одинаковая ли это часть речи? (У учащихся распечатан материал). Сопоставьте слова: пять – пятерка, три – тройка. Двенадцать – дюжина, тысяча, миллион, миллиард. (Если числительные похожи на существительные, то они должны иметь категорию рода, числа и склоняться). - Проанализируйте следующие примеры и сделайте вывод об особенностях имени числительного: Пять мячей, пять книг, пять яблок. Пятерка – пятерки. И. п. пять – Р. п. пяти – Д. п. пяти – В. п. пять – Т. п. пятью – П. п. о пяти – - Сделайте вывод: числительные, в отличие от других именных частей не имеют категории рода и числа (кроме числительного ОДИН), но изменяются по падежам. Тысяча, миллион, миллиард – существительные (хотя отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) так как изменяются по числам. 5) Работа с таблицей «Различай числительные и другие части речи» (таблица распечатана)
Задания: - Поставить вопросы, записать их во 2 строке. - Из упражнения 346 выбрать по одному примеру, записать в 4 строку. - Взаимопроверка выполнения. 6) Работа с деловыми бумагами. 1. Назвать виды деловых бумаг. (Доверенность, расписка, объявление, акт, протокол, автобиография). 2. Требования к официально – деловому стилю (точность, ясность, лаконичность изложения, соблюдение определенной стандартной формы для разных видов деловых бумаг) (Виды деловых бумаг и требование можно распечатать для учащихся) 3. Прочитать расписку (у. 348). Назвать характерные для этого вида документов черты (сообщение имени лица, дающего расписку, указание на то, что и от кого получено, дата выдачи расписки, подпись). Числительные, записанные цифрами, дублируются прописью. 4. Самостоятельно составить расписку. IV. Итог урока. Тест «+» «-» Задания (распечатаны).
Ключ (1+, 2-, 3-, 4-, 5+) Взаимопроверка. Оценки за урок. V. Задание на дом. §-59. Упражнение 347 (устно) Найти как можно больше фразеологизмов с числительными. |
![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи» Цель урока: знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями имени числительного | ![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи) |
![]() | Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи» Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий | ![]() | Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия... |
![]() | Урок! Тема : Союз как часть речи Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!» | ![]() | Урок русского языка по теме: «Деепричастие как часть речи» Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения |
![]() | Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста» Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование... | ![]() | Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б Цель: настроить детей на работу, научиться отличать имя прилагательное от других частей речи |
![]() | Учитель русского языка и литературы моу сош №13 Ануфриева Светлана... Тема: Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи | ![]() | Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка" Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания |