Урок русского языка в 6 классе




Скачать 94,89 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе
Дата публикации28.08.2013
Размер94,89 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уковская средняя общеобразовательная школа»

Имя числительное

урок русского языка в 6 классе

Провела: Герасимова М.В.,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Имя числительное как часть речи.
Цель

обучающая: дать понятие об имени числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи;

развивающая: самостоятельно применять понятие «части речи» к анализу новой части речи, т. е. совершенствовать умения переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на частные явления;

отграничивать числительные от слов с количественным значением, являющимися другими частями речи;

пользоваться числительными в речи, уметь употреблять в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным;

воспитательная: воспитание активности, самостоятельности, любознательности, интереса к русскому языку.


В результате учащиеся должны

знать о признаках числительных как части речи

(общее значение, морфологические признаки,

синтаксическая роль в предложении), об отличии

числительного от других частей речи с числовым

значением;

уметь находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

^ Оборудование урока: плакаты-транспаранты, карточки с фразеологическими оборотами, карточки для анализа языкового материала, игровые карточки, перфокарты.

Ход урока.

Орг. момент.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку.
Слово учителя.

Вы, наверно, решили, что попали на урок математики?

Нет, вы находитесь на уроке русского языка. Но урок у нас сегодня необычный. Мы изучаем сегодня на уроке удивительную часть речи – имя числительное.

Оказывается, слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую особыми морфологическими признаками.

На уроке вы должны научиться выявлять эти морфологические особенности, а также отличать имя числительное от других частей речи, различать между собой числительные количественные и порядковые и определять синтаксическую роль числительного в предложении.

^ Запишите тему урока: «Имя числительное».

Итак, можно ли представить мир без чисел? Вспомните, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь. А космические корабли, лазеры и все другие достижения! Они были бы попросту невозможны, если бы не наука о числах. Отвечая на вопрос сколько?, мы почти всегда называем то или иное число. Число - это знак, числовой ряд - особая знаковая система, и изучать числа - дело математиков. На уроках математики вы занимаетесь изучением чисел и их функционированием. Но каждое число имеет своё название – слово, которое и является в русском языке самостоятельной частью речи – именем числительным.

^ Посмотрите на доску: перед вами знакомые незнакомцы. Число и имя числительное, которое называет это число в речи.

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло всё многообразие числительных, позволяющих вести счёт.

^ Парад числительных
Вот один, иль единица, А вот это цифра два,

Очень тонкая, как спица. Полюбуйтесь какова.

1 Выгибает двойка шею,

один Волочится хвост за нею.

единица 2

два

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

3

три

Число три является в народе магическим. Три попытки предоставляется сказочному герою для достижения заветной цели, три желания исполняется, три сына ищут своё счастье и т. д.
^ За тремя идёт четыре,

острый локоть оттопыря.

4

четыре

А за ней пошла плясать Цифра шесть – дверной

По бумаге цифра пять. замочек:

Руку вправо протянула, Сверху крюк, внизу

Ножку круто изогнула. кружочек.

5 6

пять шесть

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

7

семь

Семь - особое число, в нём есть некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете.

Множество фразеологизмов, пословиц и поговорок включают в себя это число. Чем это объяснить? Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движения пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств.

^ Так возникла семидневная неделя. Число семь считалось священным.

У восьмёрки два кольца Цифра 9, иль девятка,

Без начала и конца. Цирковая акробатка.

8 Если на голову встанет,

восемь Цифрой шесть девятка

станет.

9

девять
Цифра вроде буквы о –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.

О

ноль

нуль

Эти цифры по порядку запиши в свою тетрадку.

Ребята, запишите в тетрадь имена числительные от нуля до десяти и подумайте, на какие вопросы они отвечают?

Объяснение нового материала.

На вопрос сколько? отвечают количественные числительные.

^ А если мы начинаем считать предметы, расположенные по порядку, мы будем задавать вопрос какой? который по счёту?

Представьте, что вы на физкультуре, учитель вам даёт команду: «По порядку рассчитайтесь». Как вы исполняете эту команду? Первый, второй, третий и т. д.

^ Имена числительные, отвечающие на вопросы какой? который по счёту?, называются порядковыми.

Запишите порядковые числительные от 1 до 10.

Итак, в русском языке есть числительные, обозначающие число или количество предметов и отвечающие на вопрос сколько?, и порядковые числительные, обозначающие порядок предметов при счёте и отвечающие на вопрос какой?

^ Это относится как к числительным, обозначающим цифры первого десятка, так и ко всем остальным.

Возьмем числительные двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят (соответственно: двадцатый, тридцатый, сороковой и т.д.)

Числительное сорок несколько отличается своим происхождением от своих собратьев, в древнерусском языке это слово было существительным со значением «рубаха» (ср.совр. сорочка) или «мешок».

^ В «сорок» можно было положить сорок шкурок соболей на полную шубу, мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

Когда нужно было обозначить большое число, древние люди говорили «большая сотня» или «сильная сотня»= 1000, а 10 000 для древних славян было – тьма. В самом слове чувствуется значение бесконечности.

^ Словарная работа.

Интересно происхождение слова миллион. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в Х111 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова « милли», означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (домище, ручища). Таким образом, слово миллион дословно соответствует не существующему в русском языке слову тысячища.

^ Запишите в словарь слова

сорок Какие это числительные?

миллион (Количественные).

Образуйте от них порядковые.

Сороковой

Миллионный

Лексическая работа (употребление имён числительных в речи).

1. В РЯ числительные по частоте употребления занимают 8 место, причем наиболее распространены, как вы уже догадались, числительные первого десятка.

Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок, в которых они используются.

^ У каждого из вас на столе лежит карточка с фразеологическим оборотом, в котором использованы числительные.

Запишите фразеологизм в тетрадь , дайте его толкование.

  1. В два счета – быстро.

  2. Как две капли воды – похожи.

  3. Наговорить с три короба – много.

  4. Знать как свои пять пальцев – очень хорошо.

  5. До седьмого пота – пока не устанешь.

  6. Быть на седьмом небе – радоваться, быть счастливым.

  7. Как дважды два – очень просто.

  8. Убить двух зайцев – сделать одновременно два дела.

  9. Сидеть в четырех стенах – не выходить из дома.

^ 10. За один присест – сразу.

11. Один как перст – одинокий.

12. Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться

в чем - то простом.

  1. Семь пятниц на неделе – часто менять свои решения.

  2. Все как один – единодушно.

  3. В один голос – хором.

  4. С первого взгляда – сразу, мгновенно.

  5. Седьмая вода на киселе – чужой человек.

  6. Семь пядей во лбу – очень умный.

  7. Спустить семь шкур – наказать.

  8. Семь верст до небес – обман.

  9. Стричь под одну гребенку – уравнивать.

  10. От горшка два вершка – маленький.

  11. За семь верст киселя хлебать – очень далеко.

Определите, количественные или порядковые числительные употреблены в данных фразеологизмах?

^ 2. На частотность числительных указывает и достаточно частое употребление их писателями, поэтами в названиях произведений.

Произведения каких писателей вы можете назвать, в которых встречаются порядковые и количественные числительные?

«Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Семь Семеонов» - народные сказки;

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», В. Каверин «Два капитана», Ю. Олеша «Три толстяка», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Ж.Верн «20 000 лье под водой» и другие.

^ Вот такая удивительная часть речи - имя числительное.

Каковы же ее морфологические признаки?

И как ведет себя эта часть речи в предложении? Какова ее синтаксическая роль?

Наблюдение над языковым материалом

^ Перед вами карточки с предложениями.

Вставьте пропущенные буквы, найдите в предложениях числительные, задайте вопрос, определите, количественные или порядковые числительные использованы;

^ Подчеркните числительные как члены предложения, понаблюдайте, как они изменяются.

И живут у нас в квартире два ужа и два ежа.

Разделите шесть на три.

Занятия начинаются в девять часов.

В окне на девятом этаже горит свет.

Итак, мы убедились, что имена числительные изменяются по падежам.

^ Порядковые числительные и количественное числительное один изменяется по родам, числам и падежам.

Количественное числительное два в женском роде имеет форму «две»

^ В предложении числительные могут быть разными членами предложения.

Учитель обращается к таблице – схеме.

Физминутка.

Значение числа, кроме числительных могут иметь и другие части речи. В чем же разница? Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.

^ Проведем эксперимент.

Запишите в столбик слова, справа попытайтесь записать те же слова цифрами. Учитель диктует слова:

трехместный

утроить

три 3

столетний

сто 100

пятак

пятерка

пять 5

Подчеркните слова, являющиеся числительными, определите, к какой части речи относятся остальные слова.

^ Поиграем в игру «Третий лишний».

Я утверждаю, что на этих карточках все части речи – числительные.

Кто может со мной поспорить?

Учитель показывает карточки, ученики показывают лишнее слово в логической цепочке.

один пятак шесть

единица пять шестьсот

одинаковый пятый шестиэтажный
три сорок

утроить сорокалетний

третий сороковой
Итог урока. Обобщение.
Итак, на основе наших наблюдений мы можем теперь дать определение новой для нас части речи.

^ Ученики формулируют правило. Опираясь на схему.

Работа с первокартами.

Определить, количественные числительные или порядковые употреблены в словосочетаниях.

  1. Восемь учеников.

  2. Тринадцать карандашей,

  3. Девятнадцать книг,

  4. Один дом,

  5. Пятый месяц,

  6. Двадцатый год,

  7. Три звезды,

  8. Шестнадцать тетрадей,

  9. Тридцать шесть лет,

  10. Второй день,

  11. Восьмидесятая квартира,

  12. Десять классов,

  13. Двадцать восемь учебников,

  14. Четыре художника,

  15. Двенадцать ключей.

В результате, если ответы верны, должен получиться определенный код 5. Кто сегодня получил 5. Поднимите карточки.

Молодцы, ребята! Сегодня мы хорошо поработали. Многое узнали о новой для вас части речи. Еще больше нам предстоит узнать. На следующих уроках мы продолжим изучение имени числительного.

А дома вы поработаете творчески. Представьте себе, что встретились две оценки: два и пять. Двойка – из дневника двоечника, а пятерка – из дневника отличника. Как вы думаете, о чем они могут поговорить? Каков у них характер?

Двойка – вечно недовольная, ворчливая, унылая, злющая и т.д.

Пятерка – веселая, румяная, довольная собой, задорная, улыбчивая и т.д.

Составьте устно диалог двух оценок, учитывая их характер, настроение.

Письменно составьте прогноз погоды на завтра, используя количественные и порядковые числительные. Скажите о температуре воздуха днем и ночью, об атмосферном давлении, скорости ветра и т.д.

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Разработала учитель русского языка 2 квалификационной категории Султеева Гульнара Ильдусовна
Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"
Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания
Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок русского языка в 6 классе iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 10 классе
Задачи: воспитывать любовь к родному языку; дать общее представление о нормах русского литературного языка; повторить сведения о...
Урок русского языка в 6 классе icon4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Урок русского языка в 6 классе iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласныеОиЕв сложных словах»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница