План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!»




Скачать 287,92 Kb.
НазваниеПлан проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!»
страница1/4
Дата публикации13.04.2013
Размер287,92 Kb.
ТипУстный журнал
pochit.ru > Литература > Устный журнал
  1   2   3   4
План проведения недели русского языка и литературы.

«Да будет же честь и слава нашему языку!» Н. Карамзин.

Дата.

Мероприятие.

Ответственные.

12 ноября Понедельник

Открытие Недели русского языка и литературы.

1. Старт конкурса рисунков к художественным произведениям (7-9 классы).

Выпуск радиогазеты «Великий и могучий русский язык» ( 10 класс).

2. Викторина «Как получить «5»? (7-11 классы)

Зинченко М.Ю.
Барсуковская Н.М.

Зинченко М.Ю.

Учителя русского языка и истории

13 ноября Вторник

^ День творчества.

Открытый урок литературы в 9 классе « Парадоксы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Открытый урок обществознания в 11 классе « Глобальные проблемы современности»

Устный журнал « История школы – часть истории города»


Бленкова В.И.
Барсуковская Н.М.
Степанищева А.В.

14 ноября Среда

^ День интеллектуалов.

Конкурс эрудитов. ( 10-11 классы)

Брейн-ринг «Великий и могучий» ( 7-9 классы)


Степанищева А.В.

Бленкова В.И.

15 ноября Четверг

^ День литературных чтений.

Конкурс чтецов, посвященный, 70– летию города Новоалтайска (7-11 классы)

Смотр рисунков к художественным произведениям.

Зинченко М.Ю Степанищева А.В.

Барсуковская Н.М. Бленкова В.И.

16 ноября Пятница

^ День науки

Круглый стол « Формирование социальной компетентности на уроках русского языка, литературы, иностранных языков»

Беседы по классам «Словари – наши добрые помощники» «Ты и твоѐ имя» , «Из истории слов»


Степанищева А.В.
Учителя русского языка, истории, ин. яз.

17 ноября Суббота

Закрытие Недели русского языка и литературы. Итоги. Награждение победителей, активных участников

Зинченко М.Ю.

БРЕЙН-РИНГ по русскому языку ( 7- 9 классы)

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1. Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык!

Ч т е ц 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

-Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Ведущий 1. В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются сильнейшие представители 7 - 9 классов - знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: ^ Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

^ Правила игры: в каждом туре игра идёт до трёх очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра. В перерывах между турами - разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке.)

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый. (Многоточие.)

Он очень вежлив... Не любит споров он и драк. Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь" И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить, Он речь старается смягчить... (Мягкий знак.)

2. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания? (Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть ", что вполне соответствует форме знака.)

3. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)

4. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё.)

5. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться

на букву к (или п, о, н). Например, буква к. Катя купила книги Катаева,

Каверина, Куприна. Буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия

Павловича поужинать пирогами.

6. Расставьте знаки препинания, объясните их.

Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи…

7. На переносной доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.

На углу, на террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.
Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, парядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

9. Что означают выражения? Когда мы их употребляем? а) шиворот-навыворот;

б) спустя рукава; в) точить лясы.

11. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весною час упустишь- ... (годом не наверстаешь). Осень прикажет, а ... (весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает). В зимний холод ... (всякий молод).

Лето припасает, а ...(зима поедает). 13. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14. Превратите слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест — в число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

15. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка! Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка"С. И. Ожегова.

(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка -верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

16. Определите, где предлоги, а где наречия? а) Вокруг стояла тишина;

б) Туристы расположились вокруг костра; в) Не мешай слушать, после расскажешь;

г) После небольшого отдыха все запели. (Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буквами б, — с предлогами.)

17. Укажите существительное женское рода. Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (Вермишель.)

18. Как называются люди, живущие в Москве, Пскове, Тамбове Туле? (Москвичи, псковичи, тамбовчане, туляки.)

19. Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Стоит дом, кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. (Школа.) .

В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. (Дневник)

Чёрные, кривые, от рождения немые, Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)

20. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины или читать книги, в названии которых встречаются имена числительные. Назовите их. Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.

^ Историческая справка

Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку — единительным, а скобки — вместительным.)

Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".

^ Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".

Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам.
^ Урок литературы в 11 А -м классе по теме : "Поэма А. Блока " Двенадцать" — гимн революции?"

( Провела Степанищева А.В., учитель русского языка и литературы. )

Цели: Создать условия для формирования социальной компетенции через развитие навыков и умений анализа художественного произведения, что будет способствовать воспитанию художественного вкуса и нравственности, любви к человеку, к истории своей страны.

^ Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word».

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:

1. Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа... Ф.И.Тютчев

2.«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок

3.Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок

1. Орг. момент. Слово учителя: Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Блок – лиричный поэт. Он по-своему слышал, чувствовал и понимал тот мир, в котором ему пришлось жить. Он осознавал пророческую миссию поэта, могущего заглянуть в будущее, отобразив настоящее. Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать». Но сначала давайте вспомним основные историко-культурные и биографические события рубежа веков – конца 19-начла 20 века.

^ 2. Проверка домашнего задания:

. Сообщение 1 группы «Символизм как литературное направление».

Сообщение 2 группы «Биография Блока.

Сообщение 3 группы «Блок и революция» .

^ 3. Работа над анализом произведения Блока «Двенадцать».

Слово учителя.: Многие литературоведы трактуют блоковскую поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Попробуем разобраться в этом в течение урока, а если произведение вам понравиться, продолжим работу в сочинении «Блок и революция». Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки». Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму: Уж я ножичком Полосну, полосну!..

- Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции?

- Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы.

- Какой конфликт лежит в основе произведения: борьба старого и нового, борьба двух «миров»?

- Какова символика произведения?

А) Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий. Б) Двенадцать красноармейцев. В) Женщина – символ возрождения. Г)Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира. Д) Пес безродный - символ старого мира. Е) Иисус Христос. А) Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете!

С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:

Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок…скользит.

Но эта стихия одинакова ко всем: Ветер веселый И зол и рад…. Рвет, мнет и носит Большой плакат: "Вся власть Учредительному собранию"...

Символично, что во время бури Не видать совсем друг друга За четыре за шага!

Люди становятся бесчувственными к чужому горю.

А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.

Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди...

Таково ощущение времени, таково ощущение революции. Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев?

Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг в борьбе с невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” ) и готовые его исполнить. С другой — в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»

Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

2 глава. В их описании Блок достаточно прям:

В зубах - цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)

Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!

"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую, В избяную, В толстозадую!

- Сколько раз во 2 главе звучит рефрен : Эх, эх, без креста!?(3 раза)

Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси? Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.
  1   2   3   4

Похожие:

План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconПлан проведения предметной методической недели учителей русского...
Цель проведения недели: совершенствование педагогического мастерства, обмен опытом, отслеживание формирования информационно-коммуникативных...
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconПлан проведения Недели русского языка: «Мы любим русский язык и литературу»
Лингвистический парад: выступления учащихся с приветствием к русскому языку и литературе
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconПлан работы учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования, новых программ и учебно-методической литературы по русскому...
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconАнализ проведения недели русского языка и литературы. Неделя русского...
Неделя русского языка и литературы была проведена в соответствии с планом с 3 по 8 декабря 2012 года
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconСправка по итогам проведения предметной недели по литературе
В 2011 – 2012 уч г с 6 по 17 февраля учителя русского языка, литературы и начальных классов проводили мероприятия посвященные творчеству...
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconАнализ по результатам проведения тематической недели в оу с 18. 10 по 23. 10 2010 год
С 18. 10 по 23. 10 2010 года в моу «Маганская сош» проходила тематическая неделя русского и английского языка и литературы под девизом...
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconПлан проведения предметной недели иностранного языка

План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...
План проведения недели русского языка и литературы. «Да будет же честь и слава нашему языку!» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница