Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»




Скачать 67,26 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Дата публикации26.08.2013
Размер67,26 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Цель:

  • Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С.Пушкина;

  • Формировать читательскую компетенцию младших школьников;

  • Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них;

  • Научить понимать настроение лирического героя;

  • Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;

  • Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии.

Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени, цветные

осенние листочки для рефлексии, http://www.youtube.com/watch?v=el8UQKyTQHA, http://www.staroeradio.ru Пушкин А - Уж небо осенью дышало; http://www.youtube.com/ http://www.youtube.com/watch?v=el8UQKyTQHA



Ход урока.

I Мобилизующее начало

II Актуализация опорных знаний.

  1. Ввод в новую тему.

Учитель: Чтобы прочитать стихотворение, человек обязательно должен почувствовать, как бы пропустить через себя всё то, о чём он рассказывает. Когда взрослый человек вспоминает о своих детских годах, то в его памяти всплывает множество удивительных историй. В детстве вы все любите фантазировать. Давайте отправимся вместе с вами в эту удивительную страну воображения. Вы сейчас услышите маленький рассказ и мне очень хочется, чтобы вы представили всё то, о чём услышите, а потом расскажите, какие картины проходили перед вашими глазами.

- Расскажите, что пронеслось перед вашим взором в вашем внутреннем мире, что вы представили?

- Да, ребята, каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.

III. Основная часть урока. Презентация №1

  1. Автобиографическая справка. С№1

  1. В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей.

  2. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА.

С№2

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным.

С№3 1 И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.

Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало

^ 2 у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:

3 «Всё мрачную тоску на душу мне наводит».

Здесь, в селе Михайловском, он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы послушаем

Презентация №2. + http://www.staroeradio.ru Пушкин А - Уж небо осенью дышало

- Понравилось произведение?

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Из каких отдельных картин складывается общая картина осени в данном произведении?

- Какое чувство, настроение возникло, когда слушали?

- Какой вид данного произведения?

-Захотелось перечитать?

3.Работа в учебнике с. 86. Чтение учителем

С №4 Презентация №1.

1,2,3,4

4.Работа в парах

- Приготовьте таблицы Паузы, Логические ударения.

- Расставьте паузы в стихотворении.

А теперь сравните - как должно получиться

5. Самостоятельная работа. «Птичий базар», чтение с расстановкой логического ударения и пауз.

6. Работа над произведением. Презентация №1

С5 - Ребята, скажите какие средства художественной выразительности могут использовать поэты?

  1. Эпитеты

  2. Сравнение

  3. Метафора

  4. Олицетворение

С6 А) чтение детьми первого отрывка:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

- Какая картина встает перед глазами, читая данный отрывок?

- Как называется это изобразительное средство языка, которые использует автор? (метафора, олицетворение)

С7 1 Б) чтение детьми следующего отрывка:

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

-Как понимаете эти слова?

- Почему лес автор называет таинственным?

- Почему с печальным?

Обратите внимание на подчеркнутые звуки. Автор данными звуками создает как бы шуршание листьев от ветра.

- Прочитайте, выделяя данные звуки, создавая шуршание листьев голосом.

2 Д) Чтение отрывка:

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Кто видел летящих в небе журавлей или гусей?

- Как выстраиваются птицы в летящей стае?

^ Работа со словарем

-Что обозначает слово караван?

- Почему гуси в полёте кричат? (боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- ^ Они вам напоминают кого – то? (Пушкин себя сравнивает с улетающими птицами, это он оторван от родных)

- Найдите олицетворение в этих строчках. (стоял ноябрь, ложился туман)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

-Это четверостишье непростое для чтения.

^ Найдите рифмы даного произведения. Прочитайте их:

7. Выразительное чтение всего произведения.

IV. Заключительная часть урока. C№8

- Как вы думаете, нравится ли А.С.Пушкину осень?

- Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года: ( читают дети)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно,

Как нелюбимое дитя в семье родной…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

(дети высказываются по поводу этих строчек, делают вывод)

V. Рефлексия.

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;

если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.

VI. Итог урока.

-Подведем итог урока (Назовите автора, произведение, понравилось)

Оценки за урок ….

С №9 VII. Д.З. с.86 выучить наизусть.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно,

Как нелюбимое дитя в семье родной…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения во 2-м классе. Тема "Сказки о животных"
Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема
Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения, слушать и уважать мнение товарищей
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения Аннотация к уроку литературного чтения во 2 классе
На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема: Э. Успенский «Чебурашка»
Обучать приёмам анализа текста на примере работы с отрывком сказки-повести Э. Успенского «Чебурашка»
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения в 4-м классе. Тема урока: «Басни И. А. Крылова»
Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И. А. Крылова
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения во 2 классе. Наименование раздела программы
Оборудование: учебное пособие с текстом, таблица слогов и слов для минутки чтения. Пк. Мультимедийный проектор. Рабочая тетрадь по...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: Познакомить учащихся с новым произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconТематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе (138 часов – 4 часа в неделю)
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения в 8-м классе на тему «Человек и общество»
Цель урока: выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Тема
Воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, и на нём доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница