Урока: Обучающие




Скачать 124,5 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации26.08.2013
Размер124,5 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Л.В.Шабунина

«Что такое красота, любовь…»
Современная литература.

Уроки внеклассного чтения по рассказу Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» в старших классах

(2 часа)

Проект уроков.
Форма проведения: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цели урока:

1.Обучающие: продолжить знакомство с творчеством современного писателя Юрия Буйды; познакомиться посредством чтения и домысливания сюжета с новеллой Ю.Буйды «Фарфоровые ноги»; учить детей читать текст осмысленно.

2.Развивающие: развивать навыки анализа художественного текста, сравнения его с другими текстами художественной литературы.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, к художественной литературе;

чувство прекрасного через художественный текст, музыку, живопись, общение друг с другом;

способствовать формированию собственного взгляда на мир, выбору значимых для себя ценностей;

воспитывать уважение друг к другу, веру в жизнь, в себя.
Оборудование : стенд с репродукциями картин художников «Что есть красота И почему её обожествляют люди?» (Е.Романова «Женский портрет», «Лето»; З.Серебряковой «Молодуха», «Портрет балерины Ивановой в костюме испанки», «За туалетом. Автопортрет»; «Статуя Фавна в саду дома Юсуповых в Петрограде», «Портрет Ати с Татаном»; Лемох «Варька» и др.); распечатка текстов (выдать в конце уроков); индивидуальные карты прочтения текста, подбор музыкальных произведений для письма мод музыку.

^ Оформление доски: Отпечатано на листах: «Литература последнего десятилетия 20 века», «Юрий Буйда. Фарфоровые ноги». По ходу урока вывешиваются плакаты с толкованием слов «Фарфор», «Фарфоровый», «Красивый», «Оксюморон», «Красота»; фотографии с изображением изделий: «Молочник», «Чайник», «Чайник», «Чайный сервиз», «Обезьяна», «Горностай», «Сказка о золотом петушке».

Ход уроков.

-Ребята, я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством современного писателя -постмодерниста Юрия Буйды и прочесть его рассказ-новеллу «Фарфоровые ноги» с остановками и домысливанием сюжета, где будет ценна мысль каждого из вас.

О жанре. Что это такое? (Новелла-это небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, отличающийся захватывающим сюжетом и изображающий один- два эпизода из жизни героя).

^ О писателе и его родине.

Во «Вместо предисловии» к сборнику рассказов-новелл «Прусская невеста», в который входит и рассказ «Фарфоровые ноги», Буйда пишет: «Я родился в Калининградской области через девять лет после войны. С детства привык к тому,что улицы должны быть мощёны булыжником или кирпичом… (…) И я не знал иного способа постижения этого мира, кроме сочинения этого мира. (…)Однажды я узнал, что родной мой городок когда-то назывался не Знаменском, а Велау. Жили здесь немцы. Была здесь Восточная Пруссия (…) Мне нужно было хоть что-нибудь узнать о жизни, которая предшествовала моей (…).И ребёнок начинал сочинять(…). Это было творение мифа.(…) Это была жизнь, которая одновременно была сновидением».
^ Прочтение текста.

1.Стадия вызова.

О названии. Ю.Буйда. «Фарфоровые ноги». Название необычное, как и всегда у Буйды.

Толковый словарь нам поясняет: фарфор- 1.Белый плотный керамический металл, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Ваза из фарфора.2.собир. Изделия, посуда из такого материала. Коллекция фарфора.

Посмотрите фотографии с изображением изделий из фарфора. Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия? На листе индивидуального прочтения закончите фразу: «В рассказе речь пойдёт о…»

Социализация (прочтение).

2.^ Текстовая стадия.

Работаем по карте прочтения текста.

Если во время прочтения текста у вас возникнут вопросы - запишите их в конце листа. Возможно, вы получите на них ответ в ходе нашего совместного обсуждения текста. Если нет, мы их обязательно рассмотрим позже.

^ Чтение текста с домысливанием сюжета и социализацией (прочтением собственного текста) после каждой остановки).
1)…Женщины не очень любили сюда заглядывать. И всё из-за…

(Поясняем слова: кирха- часовня, храм ( с нем.), булыжник- камень).

2)Хозяин пыхнул трубкой, сонно взглянув на…

^ 3)Не прошло и часа, как на площади перед магазином…

4)Он бережно помог Л____ переобуться и сказал:…

5)Через полгода…

6)Напишите окончание рассказа. (Письмо под музыку)

Социализация (прочтение окончания рассказа).
Минута отдыха (упражнение на визуализацию).

Сядем свободно, руки на колени, закроем глаза. Сделаем вдох и выдох. Представьте зелёную поляну. И на поляне цветок. У каждого - свой. Вы приближаетесь к нему. И вот он перед вами: его нежные, красивые лепестки, капелька росы… И вновь вы удаляетесь всё дальше и дальше…Делаем вдох и выдох. Спасибо. Какого цвета был ваш цветок?

^ 3.Стадия размышления.

Поразмышляем о прочитанном (продолжаем работать по карте индивидуального прочтения текста. (см.вопросы):

1)Сравните рассказы Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и «Свинцовая Анна». Есть ли между ними сходство?

2)Почему, по-вашему, именно Л. туфельки пришлись в пору?

3)Прочитайте отрывки из стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». О какой красоте здесь идёт речь? Перекликается ли оно с содержанием рассказа Буйды?

4)Так что есть красота?

Обратимся к стенду с репродукциями картин художников З.Серебряковой, Е.Романовой, М. Лемоха. Может, это поможет вам ответить на поставленный вопрос (звучит музыка).
По словарю Ожегова:

Красивый-1.Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Красивое лицо. К. вид. К. голос. Красиво писать.

2.Полный внутреннего содержания, высоконравственный. К. поступок.

3.Привлекающий внимание, эффектный. Но бессодержательный. ^ Красивые слова.

Тогда красота-это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху(прикрепить на доску, где толкование слова«фарфор»).

5)Что, по- вашему, значит: Фарфоровые ноги»? Ведь это словосочетание, состоящее из относительного прилагательного, обозначающего материал, из которого изготовлен предмет и …ноги - часть тела, причём человека? Какой приём лежит в основе образования данного словосочетания? (Оксюморон-сочетание несовместимых, противоречащих понятий в одном образе, так же как и в оксюморонном звучании рассказа Буйды «Свинцовая Анна»)

Закончите фразу: Фарфоровые ноги-…ноги, в контексте данного рассказа это символ….

6)Что можно сказать о Капитане Лёше? Почему он одинок? Зачем 30 лет он бережно хранил фарфоровые туфельки? (Может, у него была большая любовь? Может, это туфельки его возлюбленной? Может, это вообще его мечты, иллюзии?)

7)Как соотносятся быт и мечта? Чего больше - быта или мечты? Или…? ( Вроде бы быт побеждает: ноги «её располнели…». Но имеет место и чудо: «Ежегодно, в день свадьбы она легко и свободно надевала всё те же фарфоровые туфли…»)

8)Пафос-это воодушевление, подъём, энтузиазм (Словарь русского языка. С.Ожегов). На что воодушевляет нас рассказ «Фарфоровые ноги»?

9)Эссе. Закончите фразы:

Прочитав рассказ, я (понял (а), пришёл(ла) к выводу. Задумался (лась)…)

Остались ли у вас неотвеченными вопросы?

Письмо под музыку. Социализация.

Домашнее задание:

1.Прочитайте текст.

2.Составьте тесты по рассказу.

3.Выпишите непонятные слова, выражения, обратитесь к словарю.

4.Нарисуйте рисунок ( по желанию) .

5.Какое из высказываний вы возьмёте в качестве эпиграфа к данному рассказу? Запишите в начале карты индивидуального прочтения:

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери
Красота души придаёт прелесть даже невыразительному телу…

Г.Лессинг

Красота спасёт мир.

Ф.Достоевский
…Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Н.Заболоцкий

…Никто не знает, что такое красота, любовь…

Ю.Буйда

Несмотря на грустное звучание рассказа, уроки закончились на оптимистической ноте.

Из ответов ребят:

-Никто не знает, что такое красота, любовь. Но они всё же есть! И в этом нас убеждает Буйда!

-Мы должны сами этим жить: стараться увидеть эту красоту, верить в любовь и любить.
Литература:

Белокурова С.П.,ДруговейкоС.В.Русская литература.Конец 20 в.Уроки современной литературы:Учеб.-мет.пособие.-СПб: «Паритет»,2001.

Буйда Ю.Прусская невеста. М.,1999.

Заболоцкий Н.Лирика

Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.,Рус.яз.,1990.


Карта прочтения текста
Юрий Буйда. «Фарфоровые ноги».
Эпиграф:______________________________________________________________

_______________________________________________________________
В рассказе речь пойдёт о _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
^ Прочтение текста с домысливанием
1…Женщины не очень любили сюда заглядывать. И всё из-за________________________________

____________________________________________________________________________
2.Хозяин пыхнул трубкой, сонно взглянув на______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Не прошло и часа, как на площади перед магазином_______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Он бережно помог Л_____ переобуться и сказал:

-_____________________________________________________________________________
5. Через полгода______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
^ Напишите окончание рассказа.
Спустя семь лет_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Возникшие вопросы при прочтении текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
^ Размышление о прочитанном.
1.Сравните рассказы Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и «Свинцовая Анна». Есть ли между ними сходство? Есть ли в них сказочный мотив? Какие сказки они напоминают?
2.Почему, по-вашему, именно Л.туфельки пришлись в пору?
3.Прочитайте отрывки из стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». О какой красоте здесь идёт речь?
Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица её остры и некрасивы.

<...>

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

<...>

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?
^ 4.Так что есть красота?
5.Что, по-вашему, значит: «фарфоровые ноги»?

Закончите фразу: Фарфоровые ноги-_______________ноги, в контексте данного рассказа это символ____________________.
6. Что можно сказать о Капитане Лёше? Почему он одинок? Зачем 30 лет он бережно хранил фарфоровые туфельки?
7.Как соотносятся в рассказе быт и мечта? Чего больше- быта или мечты? Или…?
^ 8.Пафос-это воодушевление, подъём, энтузиазм (Словарь русского языка, С.И.Ожегов). На что воодушевляет нас рассказ «Фарфоровые ноги»?
9.Эссе. Закончите фразы:
Рассказ «Фарфоровые ноги» о__________________________________________________________.

Прочитав рассказ, я (понял(а), пришёл (ла) к выводу, задумался (лась)…)_____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Прочитайте текст.

2.Составьте тесты по рассказу.

3Выпишите непонятные слова, выражения (если есть), обратитесь к словарю.

4.Нарисуйте рисунок к тексту (по желанию).

5.Какое из высказываний вы возьмёте в качестве эпиграфа к данному рассказу? Запишите в начале листа.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери
Красота души придаёт прелесть даже невыразительному телу…

Лессинг
Красота спасёт мир.

Ф. Достоевский
…Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Н.Заболоцкий
…Никто не знает, что такое красота, любовь…

Ю.Буйда («Фарфоровые ноги»)

^ ФАРФОРОВЫЕ НОГИ
Юрий Буйда
Обувной магазин находился на центральной - и единственной - площади городка, вымощенной сизым тесаным булыжником, по которому в редкие солнечные дни медленно, как часовая стрелка по циферблату, перемещалась тень безверхой кирхи. Прежде чем упасть на плоскую крышу павильончика, где торговали пивом, влажными сигаретами и бутербродами с сухими скукоженными ломтиками колбасы, похожими на палые осенние листья, тень величественно вплывала в витрину обувного магазина, украшенную двумя фарфоровыми женскими ногами в туфлях на высоких каблуках. Еще дюжина таких же ног - белых, желтых и розовых - была расставлена в помещении, пропахшем кожей, ваксой и табаком "амфора" от трубки хозяина магазина - Капитана Леши, чье обтянутое белой войлочной бородой лицо посетители видели только сквозь завесу голубоватого ароматного дыма. Когда его спрашивали, где он раздобыл эти ноги, Капитан отвечал: "Валялись без дела в подсобке..."

И хотя другого обувного магазина в городке не было, - женщины не очень-то любили сюда заглядывать. И все из-за фарфоровых туфелек, белевших в углу на фанерной подставке, обтянутой малиновым плюшем. Находилось немало желающих примерить эти туфельки, но за тридцать лет они никому не пришлись впору, что, конечно же, оскорбляло женское самолюбие. Признанная красавица Нина Логунова, не добившись успеха с первого раза, после этого нарочно три дня вымачивала ноги в горячей воде с водкой и глицерином и еще три дня выдерживала их в горячем вазелине, пока они не стали такими мягкими, что могли безболезненно пройти в замочную скважину, - но и ей в конце концов удалось лишь кое-как втиснуться в фарфоровые туфли, а уж сделать в них хоть шажок - об этом не могло быть и речи.

- Так какие ноги для них нужны? - возмущенно воскликнула Нина. - Стройные? Кривые? Толстые? Тонкие?

- Красивые, - с грустью ответил Капитан Леша. - А что это такое - я не знаю.

Провожая восхищенными взглядами какую-нибудь красавицу, проплывавшую по Семерке в клуб на танцы, мужчины причмокивали: "Ну будто в фарфоровых туфлях идет!" Капитан Леша только скептически хмыкал: "Разве что - будто..."

<...>

Жил он холостяком в квартирке на Липовой, над овощным магазином, продавщица которого - Фигура (обязанная прозвищем своей совершенно кубической фигуре с кубической грудью и кубическими же ногами, а также тому, что переводила магазинные овощи, картошку да морковь, вырезая из них забавные фигурки, которые выставлялись в витрине) - иногда делила с Капитаном Лешей одинокие вечера. Когда-то Леша служил матросом на траулере, но в результате несчастного случая охромел и был списан на берег. Компаний он чурался, но иногда выпивал в одиночку (таких в городке называли "одноватыми"). Фигура говорила, что дома у него бережно хранится портрет бывшей жены - неописуемой красавицы, и городские сердцеведы принялись было сплетать душераздирающую историю любви и измены, но тут Колька Урблюд, которого Леша попросил помочь в ремонте квартиры, опознал в фотокрасавице Мерилин Монро, и история скончалась при родах.
В тот день восемнадцатилетняя Лиза Столетова в обувном магазине оказалась случайно: во владения Капитана Леши ее загнал бурный летний ливень. Хозяин пыхнул трубкой, сонно взглянув на невзрачную девушку в стареньком ситцевом платьице, и вновь приспустил веки, возвращаясь то ли в сон, то ли в воспоминания (что, впрочем, одно и то же). Быть может, поэтому и не сразу дошел до него смысл вопроса, заданного Лизой, - он моргнул, закашлялся и, разгоняя дым рукой, подался к ней так резко, что под ним затрещал легкий стульчик.

- То есть... ты хочешь...

- Другим можно, а мне - нет?

Капитан Леша перевел взгляд с ее лица - улыбке мешал испуг - на ноги в рублевых босоножках, из которых торчали пальцы с траурной каймой под ногтями, безыскусно обкусанными при помощи портняжных ножниц, - и почему-то именно эти пальцы вызвали у хозяина приступ веселья.

- Валяй! - сказал он со смехом. - Жила не была!
- Была не жила! - засмеялась Лиза.

И не успел Капитан Леша поднести руку к лицу, чтобы смахнуть выступившую от смеха слезу, как Лиза уже стояла перед ним в фарфоровых туфельках.

- А ну-ка пройдись, - прошептал Леша. И вдруг, сорвавшись, заорал во всю глотку: - Пройдись, тебе говорят, шагай!

Лиза шагнула, повернулась и, сделав несколько стремительных и ловких танцевальных движений, с выжидательной улыбкой остановилась перед Капитаном Лешей.

- Еще, - хриплым шепотом попросил он. - Ещё... пожалуйста...
Не прошло и часа, как на площади перед магазином образовалась огромная толпа. Не обращая внимания на дождь, изумленные люди молча взирали на замарашку Лизу в фарфоровых туфельках на высоких каблуках. И никто не мог понять, что же такого особенного в этой невзрачной девушке? Почему именно ей туфли пришлись впору? Ноги как ноги, фигура как фигура, лицо как лицо - если и запомнится, то разве что с третьего взгляда...

Что же произошло? Что случилось? А что произошло нечто значительное - в этом уже никто не сомневался.

- Ну и что же это за ноги такие? - прервала молчание Нина Логунова, и в голосе ее недоумения было не меньше, чем раздражения. - По-вашему, красивые?

- Фарфоровые, - после недолгих раздумий изрек Капитан Леша. Он бережно помог Лизе переобуться и сказал:

- Подарю тебе их в день свадьбы.

- Договорились, - кивнула Лиза.

И никому и в голову не пришло съязвить по поводу будущего замужества вчерашней замарашки.

- Эх, если б мне было восемнадцать! - вздохнула Граммофониха. - Я б тоже...

Но что "тоже" - не сказала.

<...>

Через полгода Лиза вышла замуж за хорошего парня. Капитан Леша сдержал слово: в день свадьбы он торжественно вручил Лизе обещанный подарок. И сияющая Лиза, в фарфоровых туфельках еще более стройная и красивая, первый вальс - по всеобщему требованию - танцевала с хромым Лешей.

Спустя семь лет Капитан Леша умер. Его нашли в обувном магазине с погасшей трубкой в судорожно стиснутых зубах, в окружении прекрасных фарфоровых женских ног - белых, желтых и розовых...

К тому времени Лиза стала матерью двоих детей. Закончив курсы бухгалтеров, она работала на маргариновом заводе, где ее муж Иван дослужился до начальника электроцеха. Ноги ее располнели, стали студенистыми и рифлеными от толстых, как бельевые веревки, вен. Но ежегодно, в день свадьбы она легко и свободно надевала все те же фарфоровые туфли на свои желтые, безнадежно ороговевшие ступни тридцать восьмого размера, - Бог знает, как это получалось, но раз в году - получалось, и всякий раз муж вспоминал, как Капитан Леша назвал ее ноги фарфоровыми, хотя что это такое - никто не знал, как никто не знает, что такое красота, любовь или смерть...

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока Обучающие
Обучающие: познакомиться с главами из книги «Времена года» М. М. Пришвина, научиться давать идейно – эстетический анализ текста
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
Цель урока: Развивать умения: владение письменным общением, вести конструктивный
Урока: Обучающие iconПлан-конспект урока по технологии тема урока: комнатные растения в жизни
Обучающие: создать условия для формирования практических умений и навыков, учащихся при работе с творческими проектами
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Охватывает большой срок
Урока: Обучающие iconПлан урока цели урока: Обучающие: организовать деятельность учащихся...
В результате изученной темы учащиеся должны
Урока: Обучающие iconТема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока
Задачи урока. Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие (дидактические)
«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств»
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать,...
Урока: Обучающие iconКонспект урока биологии в 8 классе
Обучающие: Обеспечить углубление и усвоение знаний о заболеваниях органов дыхательной системы и их профилактики. Сформулировать правила...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница