Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа




Скачать 128.58 Kb.
НазваниеТема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа
Дата публикации25.08.2013
Размер128.58 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Урок литературы в 5 классе по УМК Коровиной В. Я.

Тема. «Нравственные уроки рассказа

Л.Н. Толстого «Кавказский

пленник». Смысл названия рассказа.


Цели:

1. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.

2.Подвести итог сравнительной характеристики героев.

3. Совершенствовать умение при работе со словарем.

4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.

Оборудование: Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Компьютер, мультимедийный проектор.

Таблицы и схемы.

^ Используемые ЦОР: Презентация «  Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»

I. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация знаний, формулировка темы и проблемы урока.

- Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Что вы должны были сделать дома? (Говорили о сюжете рассказа, о взаимоотношениях героев, составляли план рассказа, дома должны были перечитать текст ещё раз, подобрать материал по плану характеристики героя с пометками на полях, с закладками).

- Давайте вспомним, как схематично мы изобразили расстановку героев в рассказе.

- Что мы можем сказать о героях рассказа по этой схеме? (главные герои в центре: Жилин и Костылин; вокруг Жилина много людей, вокруг Костылина - нет, Жилин и Костылин рядом).

- Вы сказали, что главные герои - Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.

^ II.  Второй побег Жилина. Пересказ главы 6.
III. Беседа по содержанию главы.

1. Что заставило Дину прийти к яме проведать Жилина?
2. Почему на другой день Дина задерживается?

(Девочка прийти не могла, так как у мечети проходило собрание татар.

Жилин понял из разговора, «что русские близко подошли, и боятся

татары, как бы в аул не зашли, и не знают, что с пленными делать.)
3. Какую новость принесла Дина?

(«Иван, тебя убить хотят… А мне тебя жалко…»)
- Итак, стало понятным, что татары приняли решение избавиться от Жилина.
4. Почему татары решили избавиться именно от Жилина? Почему они так

по-разному относятся к пленным?

(Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но

проанализировав ситуацию, татары, видимо, понимают, что именно от

Жилина стоит ждать неприятностей: выкуп за него пришлют небольшой,

морально он не сломлен, является зачинщиком побега и снова в яме

пытается прокопать лаз, а значит, может сбежать во второй раз. Жилин -

активный враг, а потому - опасный. Костылин же - пассивный, опасений

не вызывает.)

5. Можно ли утверждать, что татары-захватчики с уважением относятся к

Жилину? Вспомните, они называли его «джигитом».

(Плен, тяжелые условия содержания не сломили Жилина. Он не потерял

своего человеческого достоинства, самоотверженности души, он Боец, он

Человек).

6. Составление синквейна, как подведение итогов сравнительной

характеристики героев.

Жилин Костылин

Решительный, находчивый Смирный, слабый.

Прощает, жилится, спасается. Предает, смиряется, трусит.

Есть в нём молодецкая жила. Насилу докостылял до дому.

Удалец . Колода.

^ Удалой - храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача.

Колода - лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый отрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.
7. Почему Л.Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не

«Кавказские пленники»? Кого же из героев можно назвать «кавказским

пленником»?

Составление «Кластера» с помощью словарей

Пленник
Плен:

находящийся в плену (сл. Ожегова)

Пленник-пленный-полонянин (сл. Синонимов)

Пленник - человек, находящийся в плену, пленный, плененный.

Человек, попавший под власть кого или чего-либо. (сл. Ушакова)

Плененный , взятый в плен , находящийся в плену

(сл. Русского языка)

Человек, заключенный в острог, тюрьму или взятый под стражу, узник.

(сл. Современного Русского Литературного Языка)

Плененный - пленный- взятый в плен при войне , набеге или дикими грабителями в рабство.

Плененный, взятый в плен, находящийся в плену

(сл. Русского языка)

^ IV. «Кавказский пленник» - любимый рассказ Л.Н. Толстого.
Пленник – человек, захваченный в плен на войне, грабителями при набеге, возможно заключенный узник.

Вывод: Пленник с учетом произведения- человек- узник с внутренней свободой и волей. В любой ситуации человек должен оставаться человеком. Простому человеку война не нужна т. к. она ему непонятна.

Мораль: люди должны быть и жить в мире, во имя добра и справедливости.

Следует жить и выжить : 1. Для матери;

2. для добра и справедливости;

3. для мирных целей ;

4. для чувства собственного достоинства.

В произведении звучит призыв к миру.
^ V. Работа с пословицами.
Цель: какие пословицы применимы к содержанию рассказа?
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Друга на деньги не купишь.

3. Дружба дружбе – рознь, а иную хоть брось.

4. Иноходец в пути не товарищ.

5. Двум щпагам в одних ножнах не ужиться (лишняя пословица)

6. Береги честь смолоду, а кафтан снову.

7. Распутья бояться, так и в путь не ходить.
VI. Итог урока.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

3. Работа с понятиями: сюжет, идея, композиция, тема произведения.

4. Обобщая все сказанное, еще раз вспомним текст рассказа. Выполним задание. Отметьте плюсом во 2-м столбике те, которые считаете верными, и проверьте работу.

1. Жилин был невелик ростом, да удал.

да

2. Жилин в плену из-за Костылина.

да

3. События рассказа происходят осенью

нет

4. Татары просили выкуп за Жилина в 500 рублей.

нет

5. Жилин написал неверный адрес, решив убежать.

да

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкуп.

нет

7. Во время побега Костылин показал себя слабым.

да

8. Во второй раз Жилин бежал один.

да

9. Во время побега Жилину помогала Дина.

да

10. После побега Жилин остался служить на Кавказе.

да

11.Письмо Жилину прислал друг.

нет

12. Костылина после побега Жилина выкупили через 4 месяца

нет

13. Жилин поехал домой, чтобы присутствовать на свадьбе друга

нет

14. Жилин был грузным мужчиной

да

15.Русских, выходивших из крепости татары брали в плен.

да


5. Оценка теста: «5» - все ответы правильные.

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки.

VII. Домашнее задание.

1. Написать отзыв на рассказ – 1 группа учащихся (приложение 2)

2. Инд. задания по творчеству А.П. Чехова (биография)

Приложение 1

Тест для учащихся


1. Жилин был невелик ростом, да удал.




2. Жилин в плену из-за Костылина.




3. События рассказа происходят осенью




4. Татары просили выкуп за Жилина в 500 рублей.




5. Жилин написал неверный адрес, решив убежать.




6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкуп.




7. Во время побега Костылин показал себя слабым.




8. Во второй раз Жилин бежал один.




9. Во время побега Жилину помогала Дина.




10. После побега Жилин остался служить на Кавказе.




11.письмо Жилину прислал друг.




12. Костылина после побега Жилина выкупили через 4 месяца




13. Жилин поехал домой, чтобы присутствовать на свадьбе друга




14. Жилин был грузным мужчиной




15.Русских, выходивших из крепости татары брали в плен.





Тест для учащихся


1. Жилин был невелик ростом, да удал.




2. Жилин в плену из-за Костылина.




3. События рассказа происходят осенью




4. Татары просили выкуп за Жилина в 500 рублей.




5. Жилин написал неверный адрес, решив убежать.




6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкуп.




7. Во время побега Костылин показал себя слабым.




8. Во второй раз Жилин бежал один.




9. Во время побега Жилину помогала Дина.




10. После побега Жилин остался служить на Кавказе.




11.письмо Жилину прислал друг.




12. Костылина после побега Жилина выкупили через 4 месяца




13. Жилин поехал домой, чтобы присутствовать на свадьбе друга




14. Жилин был грузным мужчиной




15.Русских, выходивших из крепости татары брали в плен.




Приложение 2
Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.

^ План написания отзыва.
1. Общая информация об авторе и книге. Именно здесь мы пишем, какую именно книгу прочитали. Можно сказать пару слов об авторе. Например, читали ли вы его раньше или это первая книга; какие-то интересные факты и новости.
2. Сюжет. Несколько слов о сюжете.ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя открывать интригу романа или важные детали.
3. Первоначальное впечатление. Здесь вы пишете о своих ожиданиях и общем впечатлении. То есть, оправдала ли книга ожидания.
4. Герои. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Рассказываете о героях: главных, второстепенных, любых. Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили. Можно рассказать о примечательной внешности героев или неадекватности их поведения, например. Еще здесь можно написать об отношениях между героями.
5. Впечатления. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Сам отзыв. Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге. Пункт обычно самый насыщенный эмоциями и большой по размеру.
6. Заключение. Даем оценку произведения. Советуем или не советуем.
7. Настроение. Под какое настроение эту книгу лучше всего читать, какой антураж способствует более полному впечатлению... Иногда пункт очень помогает.

Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами.
Автор
– известный писатель, поэт, мастер слова, классик детской литературы.
Книга - рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы.
Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти.
Интересный – занимательный, увлекательный, любопытный.
Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать.


Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.

^ План написания отзыва.
1. Общая информация об авторе и книге. Именно здесь мы пишем, какую именно книгу прочитали. Можно сказать пару слов об авторе. Например, читали ли вы его раньше или это первая книга; какие-то интересные факты и новости.
2. Сюжет. Несколько слов о сюжете.ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя открывать интригу романа или важные детали.
3. Первоначальное впечатление. Здесь вы пишете о своих ожиданиях и общем впечатлении. То есть, оправдала ли книга ожидания.
4. Герои. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Рассказываете о героях: главных, второстепенных, любых. Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили. Можно рассказать о примечательной внешности героев или неадекватности их поведения, например. Еще здесь можно написать об отношениях между героями.
5. Впечатления. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт. Сам отзыв. Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге. Пункт обычно самый насыщенный эмоциями и большой по размеру.
6. Заключение. Даем оценку произведения. Советуем или не советуем.
7. Настроение. Под какое настроение эту книгу лучше всего читать, какой антураж способствует более полному впечатлению... Иногда пункт очень помогает.

Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами.
Автор
– известный писатель, поэт, мастер слова, классик детской литературы.
Книга - рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы.
Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти.
Интересный – занимательный, увлекательный, любопытный.
Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать.

Приложение 3
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

  1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.

  2. Тезис - мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса.

  3. Вывод - общая оценка книги.

Рассмотрим данные пункты более подробно.

  1. Ученик записывает имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге, что ребенок знает об этом историческом периоде из книг и кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.

  2. В главной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Ребенок рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги взволновали его. Он восхищается положительными качествами людей - их добротой, храбростью, и выражает свое презрение к отрицательным персонажам, возмущаясь их подлостью, лживостью, трусостью. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни.

  3. В отзыве ребенок обязательно должен дать оценку книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем он размышлял после прочтения книги, чему она его научила. Может быть, ребенок захотел перечитать эту книгу ещё раз, пусть напишет почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок.


^ Ниже приведены примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.

О чём эта книга?

Что ты знаешь об авторе книги?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Понравилась ли книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

Как ты охарактеризуешь главных героев?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила тебя книга?

Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила тебя эта книга?

Похожие:

Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconРассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» Задание по русскому языку...
Прочитать баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов», «Михайло Репнин», Подготовить характеристику одного из героев (письменно)
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconРассказа А. П. Платонова «Никита»
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Кавказский пленник как протест против национальной вражды. Жилин и горцы
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconРассказа А. П. Платонова «Никита»
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Кавказский пленник как протест против национальной вражды. Жилин и горцы
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconУрок литературы в 7 классе. Тема «Уроки достоинства и человечности...
На основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconВ чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconПрограмма по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В....
Умк: программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconТема урока: «Рассказы А. И. Куприна настоящие «романы воспитания...
Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы...
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconТема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Цель. Познакомить учащихся с жизнью (кратко) В. Распутина и его произведением «Уроки французского»; прививать познавательный интерес...
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconТихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова
...
Тема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа iconУрока: обучающие
М. А. Шолохова и его произведениях; помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница