Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка»




НазваниеСочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка»
страница1/5
Дата публикации24.08.2013
Размер0,5 Mb.
ТипСочинение
pochit.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3   4   5
Уроки 18 - 27
Задание на дом. Написать сочинение «Описание цветка».
Урок 18. «Описание цветка»

Обсуждение сочинений
Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь.

А.Платонов
У. Посмотрите на эпиграф и догадайтесь, чем вы будете заниматься.

Лена. Разбирать наши сочинения о цветах.

Маша. Будем критиками.

У. А для какого журнала вы писали сочинения?

Оля. Для художественного.

Юля. В "Размышления о жизни".

Саша. Разные авторы по-разному. Кто куда...

^ У. Давайте посмотрим на сочинения с этой точки зрения. Послушайте сочинение Артема и подумайте: какую задачу ставил перед собой автор?

Я кактус Я очень колючий, самый колючий в нашем доме. У меня очень интересная история. Когда я жил в своем семействе на холме, пришли какие-то люди и забрали меня, сначала меня положили во что-то и повезли куда-то Потом тряска стала еще больше, и я совсем уже испугался, но вдруг коробка разорвалась, и я увидел леса, поля, города, а в городах — дома. Меня привезли в один из домов и поставили на подоконнике В этом доме жили двое мальчиков, один полез на подоконник посмотреть на улицу и толкнул меня, и я его исколол. После этого я всех колю колючками и считаюсь в доме самым колючим кактусом, а на самом деле я очень незлой.

У. Какую задачу ставил автор? Соответствует ли она теме сочинения?

Дети отвечают письменно в тетрадях для конспектов, а затем обмениваются мнениями.

^ Юля. Здесь рассказчик-герой. Автор хотел показать характер.

У. И как же эта задача соотносится с темой?

Оля. Надо было описать цветок, а он раскрывает характер.

^ Ира. Эта задача теме не соответствует. Он написал на свою тему.

Аня. Так можно было делать, когда мы писали «С точки зрения кактуса».

У. А теперь послушайте сочинение Зары и запишите в тетрадях: какую задачу решал автор? Как эта задача соотносится с темой?

Больше всего на свете я люблю ездить на дачу, а на даче больше всего люблю цветы Мои самые любимые цветы — это ромашки У нас на участке очень много ромашек. Я за ними ухаживаю, если долго нет дождя, то я поливаю их, закрываю от града или от частых дождей. Там, где растут ромашки — это мое излюбленное место, я часто читаю там книги под тонкой березкой или сочиняю стихи.

Однажды я села у ромашек и все хотела сочинить какой-нибудь стих Но у меня ничего не вышло, а дело было так Я смотрела на ромашки, и вдруг мне показалось, что это глаза, много глаз с длинными ресницами — глаз человека, а так как этих глаз много, то это глаза людей, а глаза людей в одном и том же месте — это не что иное как зрительный зал. И я живо представила себя актрисой в спектакле Вот началось первое действие, все «глаза» смотрели на меня, я выступила с блеском Антракт. Второе действие. Я выступила еще лучше, вокруг овации, цветы. Я поднимаю Цветы. И вдруг «Зарка,

смотри, котенок дерет клубнику». Я обернулась и увидела Темку, который с трудом отбирал у котенка клубнику. Я посмотрела, а я вовсе не актриса и передо мной вовсе не зрительный зал, а поле ромашек, и в руках у меня не цветы, а трава, сорванная мной. Я была разочарована. «И все это из-за Темки», — подумала я.

^ У. Понравилось?

Д. Да.

У. Раз понравилось, значит, автор со своей задачей справился неплохо. А какая была задача?

Дима. Передать настроение рассказчика-героя, когда он смотрит на ромашку.

У. Можно ли было такую задачу поставить внутри нашей темы?

Сережа. Я думаю, Зара хотела передать настроение.

^ Лена. Она справилась со своей задачей, но к описанию цветка это отношения не имеет.

Павлик. У нее все-таки есть описание. У нее ромашки, «как глаза».

^ Алеша. У нее очень мало описания. Очень коротко.

У. А как ты сама думаешь, Зара?

Зара. Я мало описывала цветок, а больше выражала чувства.

У. А хорошо это или плохо? Что главней — описание ромашки или описание чувства?

Алеша. Описание чувства.

Павлик. Темка.

Дети смеются.

У. Сравните сочинения Марины (1) и Андрея (2) и запишите свои выводы.

(1) Цикламен — это Альпийская фиалка. В СССР ее семь видов. У цикламена полукруглые листья на одном уровне и длинные бежеватые стебли, которые могут достатьдо плоскости, на которой стоит горшок. Цикламен немножко похож на ромашку, у неготоже есть сердцевина, но лепестки длинные и широкие, они торчат в разные стороны.Лепестки у этого цветка бывают разных цветов: просто белые, с бордовой или розовой каемочкой. Цикламен любит воду, холод и темноту. Мой цикламен розовато-малинового цвета. Он очень красив.

Заводите цикламены!

(2) Летом, когда я отдыхал у бабушки, я часто наблюдал, как росли у нас на участке гладиолусы. Сначала появлялся тоненький стебелек, потом этот стебелек становился все длиннее и толще, появились жесткие, упругие и широкие листья. А через некоторое время появилась еще зеленая завязь. Потом она набухает, и из нее вырывается крас ный цветок. С каждым днем цветок становился все больше и больше, и, наконец, бутон распускается, и в нем можно увидеть нежное черное сердечко с красивыми длинными рожками.

Гладиолус не похож на другие цветки. Он долго радует глаз. Когда верхний цветок завянет, ему на смену распускается новый.

Дети делают записи, а затем начинают устное обсуждение. Наташа. Они написали на тему, но оба сочинения скучные. По-научному написано. Аня. Как реклама.

^ Ира. У Андрея лучше все-таки.

Катя. У Марины по-научному, а у Андрея не совсем так. Второе сочинение мне больше понравилось.

Дима. Задача одна — описать цветок, а сами описания разные. У Марины сухо, прямолинейно. Как бы без любви. А Андрей любит этот цветок, у него "нежно-черное сердечко".

^ У. Какое сочинение вы бы поместили в журнал художественных работ?

Маня. Андрея.

У. А Маринино сочинение?

Аня. В научно-популярный.

У. Которого у нас нет, потому что это другой жанр, с другим заданием. Но тогда это и другой предмет — ботаника, а не литература. Сейчас я прочитаю вам подряд сочинения Оли (3) и Данилы (4). Выберите то, которое больше понравилось, или то, которое не понравилось. Определите, соответствуют ли они теме и не забудьте привести свои доводы — почему?

(3) Очень много есть на свете красивых цветов. Но больше всего я люблю подсолнух, вот о нем я и расскажу. Некоторым людям подсолнух кажется невзрачным на вид, всего три цвета: желтый, зеленый да черно-коричневый. Но если подойти поближе, можно увидеть много интересного в этом цветке. Красно-оранжевые жилки, семечки, как вспаханное поле.

Но больше всего мне нравится его так называемые повадки расшифровывать: подсол­нух — под солнцем. Растет под солнцем. А если встать рано утром, то увидишь, что он будет смотреть на восток, туда, где солнце встает, а вечером подойдешь — он смотрит на запад. То есть вывод такой, что цветок этот всегда смотрит вслед солнцу, а так как солнце движется, то и цветок движется. Еще я люблю наблюдать, как он тянется к солн­цу. Растет, растет, как будто хочет достать солнышко.

Я очень люблю подсолнухи.

(4) Как-то мой папа зашел к соседям. У них рос большой кактус, его большая, грубая, полузасохшая, растрепанная верхушка (не знаю, при каких обстоятельствах) рухнула на пол. Папе его подарили, и он принес пострадавшего домой. Я был очень рад, но маме он показался страшноватым. Кактус не был похож на живое растение. Мы его поливали, ставили на свет, но кактус не переставал быть безжизненной формой и не переставал смотреть на нас тупо тупыми иголками. Потом он стал важно и мертво восседать в горшке на балконе...

Прошло время, а кактус стоял дряхлый, угрюмый, покосившийся в том же самом горш­ке, всеми забытый со своими тусклыми лепешками...

Но вдруг в один день на кактусе мы увидели две новые лепешки, они сияли салатовым цветом и тянулись всем тельцем к свету. Теперь они подросли, окрепли и украшают наш подоконник.

Павлик. Мне не понравилось сочинение Данилы: он холодно описывает.

^ Настя. А мне нравится сочинение Данилы. Кактус у него такой зеленый — «салатовый». Он настроение передает.

Дима. Ласкательно говорит о кактусе. Сначала был сухой, а потом об радовался.

^ Алеша. «Восседал» — это не холодно сказано. А «лепешки» быстро промелькнули. Я согласен и с Настей, и с Павликом.

Оля. «Лепешки»... Так выражается презрение.

У. Описание Данилы мне кажется совсем не сухим и не холодным. Про сто ему сначала кактус не нравился, и он это выразил через описание.
Павлик, тебе не понравилось само описание или то, как его автор к цветку относится?

Павлик. Описание.

Дима. А мне больше нравится работа Оли. Она с такой любовью описывает цветы, видит каждую жилку, каждый оттенок. Для нее подсолнух — это цветок солнца, она любуется своим избранником.

^ У. Итак, если цветок описан по-научному, то можем ли мы такое сочинение поместить в литературный журнал?

Д. Нет.

У. А как надо описать цветок, чтобы сочинение вошло в литературный журнал?

^ Д. Надо не просто его описать, а выразить отношение рассказчика.

У. И тогда в какой именно журнал войдет такое сочинение?

Д. В журнал для художественных произведений.
Уроки 19-20. «О картине...»
Урок 19.

Классное сочинение-отзыв
Картина - произведение живописи в красках

^ Из словаря
На доске - репродукция с картины Эль Греко «Вид Толедо в грозу» (ни автор, ни название картины не сообщается).
У. На уроках литературы вы привыкли употреблять выражение «картина жизни». Что это значит?

^ Д. Это все то, о чем повествует и что описывает автор: поступки героев, их внешность, их мысли и чувства.

У. А сейчас перед вами картина - произведение другого вида искусства - живописи. В отличие от литературы как вида искусства, разворачивающегося во времени, в живописи как виде пространственного искусства картиной называется нечто иное — произведение живописи в красках.

Сегодня вам предстоит написать самостоятельную работу. Вы, наверное, уже догадались, что вы будете делать?

^ Д Мы будем писать сочинение про картину.

У. Такие работы часто проводятся в школе на уроках русского языка. А как же связаны уроки литературы и эта картина? Вы ведь занимаетесь искусством слова, а не живописью.

Д. …

У. Все виды искусства имеют общие черты. В каждом произведении, будь то рассказ или картина, песня или танец, симфония, произведение архитектуры, художник пытается выразить свою точку зрения. Но только в разных видах искусства он делает это по-разному.

В литературе автор с помощью слов создает картину жизни, передает свою оценку. Вы не раз писали сочинения, делились своими читатель скими прочтениями разных литературных произведений. А сегодня вы должны «прочитать» картину как художественное произведение, понять мысли и чувства, которые стремился выразить автор.

Итак, вам нужно: понять, что хотел выразить автор; увидеть, как он это делает; поделиться собственным мнением о картине.

Дети пишут сочинение.
Урок 20

Обсуждение сочинений-отзывов
Эта картина мрачная, торжественная и загадочная. На ней нарисованы пустые башни, и кажется, что стоит звон, похожий на тот, который издает пустое ведро, по которому стукнет камень

^ Из сочинений.
У. Сегодня обсудим ваши отзывы об этой картине (вешает картину). Кем вы будете?

Д.Критиками критиков.

У. Какие задачи стояли перед вами?

Д. Надо было: 1) понять, что хотел выразить автор; 2) понять, как он это делает; 3) рассказать о собственном отношении к этой картине.

У. Вы могли решать эти задачи в любой последовательности, но каждое решение требовало обоснования. Посмотрим, как вы с этим справились. Послушайте вот такой отзыв. (1)

Автор хотел написать город и часть пригорода в ночи. На фоне ночи видны озеро, деревья, дальше виднеется город. По-моему, он очень хорошо это сделал, он выбрал очень хороший (для этой картины) пейзаж на переднем плане, и на заднем (то есть на небе). Мне нравится эта картина.

Учитель подводит детей к выводу: вопрос «Что хотел выразить автор?» остался без ответа, в сочинении просто описывается, что художник изобразил озеро, деревья, город, пейзаж, план передний, план задний; нет ответа и на второй вопрос; собственное отношение только названо («нравится»), а почему — невозможно понять.

^ У. Сейчас я вам прочитаю отзывы Таты (2) и Димы (3), а вы запишите, какой из них вам больше нравится и почему.

(2) Автор хотел выразить, как он любит этот вечер. Мне нравится в картине небо и четко вырисованный город. По-моему, автор хотел передать тишину вечера, передать весь пейзаж с такой тонкостью, и эту тонкость он передает контурами города, которые обозначены белым. Очень хорошо показано, как близко расположена листва и как далекгород, отдаление листвы в сторону города. Мне нравится, как передано небо, таким оно бывает только в тихие летние вечера. А еще мне нравится, что город стоит в горах, на возвышенности. Краски у автора очень хорошие, мне нравится цвет неба, он очень необычный.

(3) Мне эта картина не нравится своей пасмурностью и пейзажем. Ее пейзаж, помоему, напоминает кладбище, хотя это не так. Ее пасмурность угнетает меня. Тучи и мрак. Даже зеленые деревья не могут осилить мрачность. Они тоже становятся темными и неприветливыми. Все тона и оттенки в темных красках. Автор хотел выразить непо-

году. Тяжелые тучи. Темные холмы. И где-то далеко серый город — единственный представитель людского рода. Но даже в этих холмах уже поселились люди. Мрачный ручей, переходящий в болото. Настроение картины переходит ко мне.

Автору удается навести на нас этот мрак. Все небо заволокло тучами, и только в маленьких дырочках выбираются лучики. Все краски темные, даже речка черная и мутная. Деревья темно-зеленые. Все темное.

^ Аня. Оба критика картину недопоняли.

Алеша. У каждого свое личное мнение.

У. Ты согласен, что здесь изображен тихий летний вечер?

Алеша. Нет. Но Тата увидела по-своему.

У. Так что же получается? Каждый, конечно, имеет право на свою точку зрения. Но значит ли это, что в каждом произведении я могу видеть то, что хочу, — и грусть, и радость и так далее? Или все-таки есть какие-то границы, поставленные автором, которые нельзя переступать?

Алеша. Границы есть.

^ Итог обсуждения. Понимание настроения картины у Димы более точное. На самом деле в картине есть мрачное настроение, и оно, как и отмечено в большинстве работ, выражено автором с помощью целого ряда художественных средств: «темные краски», небо «тревожное», «черное со взрывами». «Происходит что-то мрачное, тревожное, грозное». А вот «тихого, летнего вечера» на картине точно нет.

^ У. А теперь я прочитаю отзыв Данилы(4). Запишите, какое настроение он находит в этой картине.

(4)Автор хотел, наверное, выразить наступающую грозу, и она только омрачает старый, полузаброшенный город, который возвышается на склоне холма, и у него было, наверное, когда он писал эту картину, мрачное и грустное настроение.

Некоторый свет попадает на стены каменных строений и мертво блестит во тьме. Но рябь на воде, блестящая золотом солнца, как-то осветляет картину и делает ее не такой мрачной, как кажется с первого взгляда. И мне кажется, что недавно весь этот мир был веселым и радостным. Автор подсвечивает все предметы этой картины белой краской.

Дима. Даня более прав, чем я. Я на небо смотрел, а впереди действительно более светло.

В ходе обсуждения дети отмечают, что Данила видит в картине не только мрачное настроение, как Дима, но и то, что «недавно этот мир был веселым и радостным», что мраку что-то противостоит.

^ У. Кто точнее понял автора?

Дима. Мы оба правы. Мы не зашли за рамки, о которых вы говорили.

Д.

У. Данила понял автора точнее, потому что в картине есть противоборство настроений. Она не просто мрачная, она какая-то еще контрастная.

И еще одно. Не тихую летнюю ночь видит Даня, а наступающую грозу. Об этом пишут многие ребята, а Андрей даже предлагает назвать картину «Перед бурей».

Автор этой картины — великий испанский художник греческого происхождения ^ Эль Греко (1541-1614). Его настоящее имя Доменико Теотокопу-ли. Эль Греко назвал свою картину «Вид Толедо», а один из вариантов названия «Вид Толедо в грозу».

Сейчас я вам прочитаю отзыв Марины (5). Запишите, как она определяет настроение этой картины.

(5) Автор хотел выразить свое плохое или темное настроение — пасмурный день. На первом плане речка, болото, зелень. Художник сделал так, что все темное, пасмурное. Маленький старинный городок тоже выглядит пасмурно, но как-то уютно, потому что строения сбились в одну кучку. Когда всмотришься в тот далекий белеющий городок, то думаешь о жителях, которые сидят дома в теплых помещениях. Художник сделал так, что кажется, что зритель находится на улице под пасмурным небом. Бегущая речка, болото, темно-зеленые холмы, темно-пасмурное небо и белеющий городок — мне нравится такое сочетание настроений. Хоть печальное, пасмурное, но там есть какой-то уют в середине картины. Картина мне нравится.

^ Дима. Серые дома нагоняют мрачность, а не уют, как думает Марина.

Данила. На переднем плане спокойный ручеек, деревья.

У. Многие видят торжественность, а Марина — уют. Можно согласиться с Мариной?

^ Юля. Да, можно. Городок — это уютно.

Зара. Не может быть уюта, сейчас будет гроза.

Дима. Это как посмотреть. Если отсюда, то настроение мрачное, а если из окна одного из домиков, где тепло, то уютное.

Дети спорят.

У. Послушайте отзыв Мани (6) и запишите, какое настроение она нашла в картине.

(6) Автор хотел показать вечерний небольшой город перед грозой. И ему это очень хорошо удается. Небо на этой картине темное, мрачное, вот-вот польет дождь, начнет сверкать молния. Здесь даже дома стоят тревожно в ожидании грозы, но камень, лежа щий у берега, лежит спокойно, он много гроз, дождей пережил и эту переживет. Автор использует темно-зеленые, коричневые и темно-синие цвета, чтобы показать эту мрачность, тревожность. Мне нравится эта картина, она вызывает у меня тревожное, печальное настроение.

Дима. Камень — глыба безжизненная, подчеркивает мрачность. Это сочинение не похоже на другие. В большинстве сочинений используют дома, холмы, а Маня использует краски.

^ Итог обсуждения. Маня увидела картину по-своему. Настроение мрачное, тревожное и в то же время спокойное, потому что этот мир многое пережил и еще многое переживет.

У. Мане картина нравится, хотя и вызывает тревожное, печальное настроение. А Диме именно по этой причине картина не нравится. Когда вы были совсем маленькими, вы обсуждали вопрос «Может ли нравиться печальное?» И вам еще не раз придется к нему возвращаться.

Какие задачи из тех трех, что нужно было решить в сочинении, вы обсуждали весь урок?

^ Д. (наперебой). Что хотел выразить автор? Как я отношусь к картине?

У. А как вы думаете, почему вы почти не коснулись второй задачи — про средства, которыми пользуется автор?

Д. …

У. Вы с этой задачей еще не работали, поэтому она и оказалась самой трудной для вас. Интересных решений второй задачи почти нет. Это и понятно: на уроках вы учитесь понимать то, как создается литературный текст, а пониманию «изобразительного текста» тоже надо специально учиться, если вы хотите быть культурными людьми.
Задание на дом. Прочитать главы 1-3 повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

  1   2   3   4   5

Похожие:

Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconФормирование духовно-ценностных ориентаций классной семьи во внеурочной деятельности
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет...
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconЧашелистики, лепестки, тычинки и пло­долистики
Развитие цветка завершается образованием плода с семенами. Видоизмененный стебель цветка образует цветоножку (часть стебля, несущая...
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» icon2. Расширение цветоножки, на котором формируются все остальные части цветка. 6
По горизонтали: Расширение цветоножки, на котором формируются все остальные части цветка
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconРода происходит от греческого слова "kosmeo" украшение. Связано с формой цветка
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconТематическое планирование по литературе в 7 классе
Р/р устное описание картины Васнецова «Три богатыря». Мини сочинение «Мой любимый былинный герой»
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconПрочитайте описание донской природы. Какова роль этих описаний
Прочитайте описание казачьего хутора. Докажите, что автор рисует хутор с любовью
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» icon«Цифровые устройства и микропроцессоры»
Язык операционного описания схем. Описание шин и устройств операционного подключения и передачи. Описание элементов регистрового...
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconТема 1
Дать описание общей структуры, возможностей, преимуществ и недостатков спецификации Ethernet 10Basefl и произвести описание сетевых...
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconДокументы ифла, oclc, юнеско и других международных организаций по школьным библиотекам
От бутона до цветка как стать информационно-грамотной личностью, и изучить предмет/тему
Сочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка» iconКнига (версия 4)
Потом будет физиогномическая соционика Тимофея Духовского и моя теория перинатальной соционики. А во второй половине рукописи описание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница