Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова




Скачать 220,21 Kb.
НазваниеЛитературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова
Дата публикации24.08.2013
Размер220,21 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
МБОУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области

Литературный вечер,

посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова:

«Поэт из страны детства»
Подготовили:

Дюкарева В. В.,

Глушко С. А.

2012 – 2013 уч. год

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.

Оформление: Выставка книг С.В.Михалкова, презентация.

Ход мероприятия:

I. Чтение стихотворения «То было много лет назад». Слайд 1


То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.

Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.

Один - моряк, другой - танкист,
А третий - инженер,
Четвертый - цирковой артист,
А пятый - землемер,

Шестой - полярный капитан,
Седьмой - искусствовед,
Восьмой - наш диктор, Левитан,
Девятый - я, поэт.

И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим...
- Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?

Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь - сорок пять
И что Эльбрус - река?

Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.

Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,

О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!

Ведущий: - Добрый день ребята! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы его проведём в компании весёлых друзей – героев произведений С. Михалкова.

Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые может, только сегодня познакомятся с его творчеством.

II. « Как бы жили мы без книг» С. Михалков.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Нм о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ .

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки –

« Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

« Робинзон и Гулливер».

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Книге смелой, книге честной

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет, и не было границ.

Ей открыты все дороги.

И на всех материках

Говорит она на многих,

Самых разных языках.

И она в любые страны

Через все века пройдёт.

Как великие романы

« Тихий Дон» и « Дон Кихот»

Слава нашей книге детской!

Переплывшей все моря!

И особенно советской-

Начиная с Букваря!

- Этим стихотворением С. Михалкова мы начнём литературный вечер посвященный его творчеству.

1. Как определить сорт яблони, груши, качество плода?

( Нужно сорвать плод и попробовать.)

- Как дать оценку творчеству писателя, поэта?

( Нужно прочитать его произведения. )

- Сейчас мы послушаем несколько стихотворений С Михалкова в исполнении учащихся.

Слайды 2 - 4

- « А что у вас»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.
Дело было вечером,

Делать было нечего.
Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

- А у нас сегодня гость.

А у вас?

- А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ.

А у вас?

- А у нас водопровод.

Вот.
- А из нашего окна

Площадь Красная видна.

А из вашего окошка

Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презеленый красный шар.
- А у нас огонь погас -

Это раз.

Грузовик привез дрова -

Это два.

А в-четвертых, наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот, -

С лесенки ответил Вова:

- Мама - летчик?

Что ж такого!
Вот у Коли, например,

Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар.

Мама - летчик?

Что ж такого!
- Всех важней, - сказала Ната, -

Мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо.
Повар делает компоты -

Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.
Дело было вечером,

Спорить было нечего.



ТРЕЗОР



На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.
Все ушли

И одного

В доме

Заперли его.
Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -

С головой забрался в уголь,

Вылез черный - не узнать.

Влез в кувшин -

Перевернулся,

Чуть совсем не захлебнулся

И улегся на кровать

Спать...
Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного!

ПРИВИВКА

- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!.. -

Я прививки не боюсь:

Если надо - уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и - пошел...
Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!..
- На прививку! Первый класс!

- Вы слыхали? Это нас!.. -

Почему я встал у стенки?

У меня... дрожат коленки...

^ ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый! Что со мной?
У меня опять:

Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал - не болит!

Чихаю - не чихается!

И кашля нет! И общий вид

Такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти

Придется в школу мне идти

И до обеда там сидеть -

Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать,

Не зная, что же отвечать...
У меня опять:

Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу:

"Родная, миленькая ртуть!

Ну, поднимись еще чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем -

Остановись на "тридцать семь"!"
Прекрасно! Тридцать семь и два!

Уже кружится голова!

Пылают щеки (от стыда!)...

- Ты нездоров, мой мальчик?

- Да...
Я опять лежу в постели -

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле -

Тридцать шесть и пять!
^ НЕ СПАТЬ!



Я ненавижу слово "спать"!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: "Марш в кровать!

Уже десятый час!"
Нет, я не спорю и не злюсь -

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь - тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду...
Но вот доносится опять

Настойчивый приказ:

"А ну, сейчас же марш в кровать!

Одиннадцатый час!"
Нет, я не спорю, не сержусь -

Я не спеша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.
Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!
Я раздеваюсь полчаса,

И где-то в полусне

Я слышу чьи-то голоса,

Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов

Мне ясно слышен бой часов,

И папа маме говорит:

"Смотри, смотри! Он сидя спит!"
Я ненавижу слово "спать"!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: "Марш в кровать!

Уже десятый час!"
Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!


^ САШИНА КАША

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.
С утра во рту у Саши

Слова простые наши -

Слова простые наши

На русском языке.
Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,

чисто,

ясно, -

Как люди говорят, -

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко -

И сам тому не рад!
Он скажет:

"До свидания!"

А слышится:

"До здания!"

Он спросит:

"Где галоши?"

А слышно:

"Это лошадь?"
Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.
Он так спешит с налета

Прочесть,

спросить,

сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать...
Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.






ЧИСТОПИСАНИЕ

Писать красиво не легко:

"Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко".

За буквой буква,

к слогу слог.

Ну хоть бы кто-нибудь

помог!
Сначала "да", потом уж "ет".

Уже написано "дает",

Уже написано "дает",

Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь -

Страничку надо вырывать!

Страничка вырвана, и вот:

"Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет".
"Корова молоко дает",

А нужно все наоборот:

"Дает корова молоко"!
Вздохнем сначала глубоко,

Вздохнем, строку перечеркнем

И дело заново начнем.
"Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко".

Перо цепляется за "ко",

И клякса черная, как жук,

С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,

Как скрылись "ко" и "мо" и "ло"...
Еще одну страничку вон!

А за окном со всех сторон:

И стук мяча, и лай щенка,

И звон какого-то звонка, -

А я сижу, в тетрадь гляжу -

За буквой букву вывожу:

"Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко"...
Да! Стать ученым не легко!

"ПОСТИРУШКА"

Таня с Маней - две подружки -

Любят в "классики" играть,

А у Нади постирушки:

Ей бы только постирать!
Чуть платочек замарает -

Уж она его стирает.
Все на речку загорать,

А она туда - стирать.
Лента под руки попала -

Намочила, постирала.
И стирает, и стирает,

Полоскает, оттирает,

Отжимает двадцать раз.

Мокрых тряпок полон таз!

На передничках от стирки

Появились даже дырки.

Новый бабушкин платок

Целый день в корыте мок.
Почему бабуся плачет,

Порошок стиральный прячет?

Стоит мыло не убрать -

Внучка примется стирать.
Если спросите у Нади:

- Что купить тебе, дружок? -

То она, в глаза не глядя,

Вам ответит: - Утюжок!
Я еще таких девчушек,

В мыльной пене до локтей,

Хлопотушек-"постирушек",

Не встречал среди детей!

Ведущий: - Ребята, Сергей Михалков писал еще и песни и одна из них вам очень знакома. Давайте её споем.

^ ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.
Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая!
Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей.
Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая!
Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Нам солнышко светило,

Нас ветер обвевал;

В пути не скучно было,

И каждый напевал:
- Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая!



Ведущий: - Кто же он такой, С. Михалков наш любимый детский поэт. Мы взрослые выросли на его книгах, и продолжаем считать его своим поэтом, и любимые стихотворения читаем своим детям, внукам.

Слайд 5

Родился он 13 марта 1913 г. в Москве. Старинный род Михалковых, ведущий свою историю с 15 века, находится в дальнем родстве с Романовыми, Толстыми, Яновскими (к этому роду принадлежал и Гоголь).

Семья жила круглый год на даче, принадлежавшей неким Яковлевым. Ходить в школу было далеко, и поэтому первоначальное образование он получил в семье. Способности к поэзии у будущего писателя проявились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В обычную школу он пошел с 4-го класса. Отец Сергея познакомил со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но более всего С. Михалков любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова.

В 1927 году семья переезжает в город Пятигорск  Ставропольского края, где Сергей закончил среднюю школу. Впоследствии, С.В.Михалкову было присвоено звание почётного гражданина этого города.

Слайд 6

В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение Сергея Михалкова - «Дорога».

В 1930 году С. Михалков возвращается в Москву. Он работает на Москворецкой ткацкой фабрике, затем в геологоразведочной экспедиции.

Слайд 7

Когда Михалкову исполняется 17 лет, он отправился в Москву прокладывать свою литературную дорогу

Уже тогда стихи Михалкова публиковались в печати, передавались по радио.

Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов.

Один известный московский поэт так отозвался о первых пробах Сергея Михалкова: «У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусто больше читает и продолжает писать стихи».

Сергей Михалков потом скажет:

«многим я обязан и моему школьному учителю русского языка и литературы А. Сафоненко, по-отечески поддерживавшему меня в моём стремлении стать настоящим писателем «. В это время семья Михалковых жила в Пятигорске. После окончания школы Сергей решил начать самостоятельную жизнь.

Отец пишет своей сестре в столицу:

«.. Посылаю сына в Москву, что бы попытаться поставить его на ноги. Его задача получить образование - путём работы в библиотеке, посещения театров, диспутов и общения с людьми, причастными к культуре. Если в течение года он сумеет двинуться вперёд и будут какие-либо надежды, то возможно учение в литературном техникуме, если нет - он поступит на завод рабочим и потом будет учиться по какой-нибудь специальности…»

Отец говорил сыну: « Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек.

С.Михалков пишет о себе: «Страдая с детства дефектом речи – заиканием, я никогда не стеснялся своего недостатка. В определённых трагикомических ситуациях я так умел обыграть своё заикание так, что в школе никому из моих сверстников и в голову не могло прийти посмеяться надо мной.

Человек, лишенный чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. Ему трудно жить среди людей. Он любую безобидную шутку в свой адрес может воспринять как оскорбление. Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над собой. Это я хорошо усвоил с детства».

С Михалков дружил с С.Я.Маршаком, К,Чуковским, Аркадием Гайдаром.

Маршак давал совет:

- Никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребёнок учится не только читать, но и говорить, но и мыслить, чувствовать.

И Михалков всегда помнил об этом.

Слайд 8

В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. Армейские журналисты, сидя где-нибудь на пеньке в лесу, или землянке, писали всё, что тогда нужно было читателю в шинели.

Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", - также принадлежит Михалкову.

В 1943 году Советское правительство приняло решение о создании Гимна Советского Союза. Это задание поручили десяткам поэтов и композиторов. Комиссия отобрала и утвердила текст Михалкова и Эль-Регистана. Под звуки гимна поднимали флаг, награждали героев, открывали съезды партий. Слова нового гимна России тоже написал Сергей Владимирович Михалков.

Слайд гимн 9

После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

Слайд 10

Сергей Владимирович говорит: «Я стараюсь работать в разных жанрах: пишу стихи, пьесы, сценарии для взрослых и детей, песни, сатиру, статьи, заметки.… Я считаю, что работа в разных жанрах взаимно обогащает их».

Слайд 11

« В доме 8 дробь 1.

^ У заставы Ильича».

Кто из ребят не знает этого адреса? Ведь по нему поэт Сергей Михалков « прописал» свою сказку – быль. Ведь там провёл свои юные годы тот, кто на всю жизнь вошёл в нашу память,- знаменитый дядя Стёпа.

По фамилии Степанов.

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Дядя Стёпа – обыкновенный человек необычно высокого роста. Ему ничего не стоит пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшегося в телеграфных проводах; освободить голубей , запертых на чердаке загоревшегося дома; остановить, протянув, как семафор, длинную руку, поезд у разбитого полотна и спасти от гибели сотни людей, вытащить из реки тонущего школьника. А когда его хотят как- то наградить: « Попросите что угодно»

- За поступок благородный

Все его благодарят.

- Попросите что угодно,-

Дяде Стёпе говорят.

- Мне не нужно ничего_

Я задаром спас его!

И всё то доброе и хорошее, что совершает дядя Стёпа, он делает так легко и непринуждённо, что чувствуешь: поступать по – иному попросту невозможно, не положено человеческой природе.

Добрыми и весёлыми глазами своего дяди Стёпы умеет глядеть на мир и показывать его в своих стихах поэт Сергей Михалков. Подобно дяде Стёпе, он чувствует себя совсем своим в мире детей. Он понимает их детские но значительные чувства, мечты, тревоги и заботы, радости и огорчения. Как будто о себе самом в детстве он пишет стихотворение.

Впервые стихи про дядю Стёпу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришёл худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать о том, как

^ В доме восемь

Дробь один

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков, Серёжа». Дочитав, стихотворение редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации» и тут же добавил: «Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Стёпа» и потом многие думали, что дядя Стёпа и Михалков это одно и тоже лицо.

Слайд 12

С. В. Михалков - академик педагогических наук, заслуженный деятель искусств России. Писатель был удостоен множества правительственных, литературных, общественных и международных премий, правительственных наград.

13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя президент России Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного "за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность"

Слайд 13

Литературная викторина.

Слайды 14 - 16

Доскажи словечко

Слайд 17

Просмотр мультфильмов

- Ребята! Вот и подошло время прощаться. На празднике посвящённому творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Если захотите познакомиться подробнее с его произведениями, то возьмите ещё раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.

Слайд 18

«В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».

Похожие:

Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconЛитературно-музыкальный вечер на немецком и русском языках, посвященный...

Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconПрезентация по теме литературного вечера. Используемые педагогические технологии
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой
Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconПрезентация Microsoft office Power Point 2007 Слова Гоголя Н. В....
Театрализованный литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя
Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconВ конкурсе приняли участие все дошкольные образовательные учреждения города, кроме Д/С №20
Аналитическая справка по проведению городского конкурса чтецов «Фантазёры» среди дошкольных образовательных учреждений города, посвящённого...
Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова icon«На священное дело вперед!» исследовательская работа ученицы 10 б класса
Конкурс исследовательских работ, посвященных 300-летию со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского, 400-летию со дня...
Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова icon2013 год Год охраны окружающей среды
С. В. Михалкова, к 100 летию рождения поэта. Дети подготовили и читали наизусть произведения поэта
Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconСочинение, представленное на региональный конкурс, посвященный 150-летию...

Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconРекомендательный аннотированный список литературы, посвященный 300-летию...

Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconСъезд юных фермеров Приволжского федерального округа, посвящённый...

Литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения С. Михалкова iconРеспубликанская научно-практическая конференция школьников "Проблемы...
Республиканская научно-практическая конференция школьников "Проблемы истории Якутии ХХ века", посвященная 100-летию со дня рождения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница