Уроки литературы в 11 классе




Скачать 261,18 Kb.
НазваниеУроки литературы в 11 классе
страница1/3
Дата публикации24.08.2013
Размер261,18 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Уроки литературы в 11 классе.

Любимые женщины Сергея Есенина.

Пояснительная записка.

Материал для урока предполагает двухчасовое занятие (или внеклассное мероприятие) для учащихся 11 классов. Большая роль отводится самостоятельной работе учащихся: выбираются стихотворения для заучивания наизусть, материал для сообщения по фактам биографии С.А. Есенина. Тексты сообщений предлагаются только слабым учащимся, поэтому в сценарии урока представлены примерные тексты сообщений. Сильные учащиеся готовят сообщения самостоятельно.

На уроках должна использоваться музыка – песни и романсы на стихотворения С.Есенина. http://yuristov.narod.ru/alekseev.htm

Отчего луна так светит грустно

Я спросил сегодня у менялы

Я плакал на заре

Несказанное, синее, нежное ...

Подруга охладевших лет

Пускай ты выпита другим

Клен ты мой опавший (http://www.mp3-xit.net/2426-klen-ty-mojj-opavshijj-pesni-na-stikhi.html)

«Отговорила роща золотая»

http://oksanavorobieva.ucoz.ru/load/ljubimye_stikhi/sergej_esenin/quot_otgovorila_roshha_zolotaja_quot/62-1-0-402

Вкрапление в структуру урока музыкальных файлов (или «живого» исполнения учащихся) – на усмотрение учителя. Тренажер для обобщения материала можно использовать как на данном занятии, так и на следующем в качестве повторения домашнего задания.

^ Урок литературы в 11 классе

(2 часа).

Любимые женщины Сергея Есенина. (Слайд 1.)

Тип урока: освоение новых знаний с элементами повторительно – обобщающей деятельности.

^ Виды работы на уроке: работа в парах (подготовка домашнего задания), фронтальная работа (анализ лирического произведения), индивидуальная работа (тренажер для обобщения материала урока).

^ Предварительная подготовка: заучивание стихотворений для чтения наизусть, подготовка сообщений (тексты сообщений предлагаю только слабым учащимся); подготовка компьютерной презентации.

^ Цель урока. (Слайд 2)

- Углубление представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов – теме любви.

- Знакомство с адресатами любовной лирики.

- Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Эпиграф к уроку. (Слайд 3).

^ ...И не жалость - мало жл

И не горечь - мало дал, -

Много жил - кто в наши

Дни, всё дал - кто песню дал.

М. Цветаева

Ход урока. Звучит песня на стихи С. Есенина «Отчего луна так светит грустно…»

  1. Включение в тему урока. Слово учителя.

3 октября – юбилейная дата. 115 лет прошло с тех пор, как появился на свет замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин (обращение к 1 слайду). «… Не жалею, не зову, не плачу…». Кто из нас не знает этих есенинских строк? Наверное, нет ни одного человека, который не видел портрет Есенина, не читал его стихотворений. Он был и остается одним из самых читаемых российских поэтов. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце сегодняшнего урока (обращение к 3 слайду, чтение эпиграфа).

Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. В поэзии Есенина нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка и стиха с внутренней эмоциональностью. стихах моих, - писал поэт в 1924г., - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование". У поэта было свое собственное мироощущение, и поэтому его чуткое сердце так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой. Сегодняшний наш разговор о любимых женщинах Сергея Есенина, о тех, кто воодушевлял поэта, становился его Музой, живительной влагой его творчества. Женщины Есенина... Анна Сардановская, Мария Бальзамова, Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая... О них сегодняшний наш разговор.

  1. Выступление учащихся (парная работа).

Первая пара. Анна Сардановская. (Слайд 4). Сообщение учащегося.

В жизненном и творческом пути Есенина Анна Алексеевна Сардановская (1896-1921) сыграла не только самую первую «женскую роль», но и явилась тем поэтическим зерном, из которого в дальнейшем вызрела основная ветвь есенинской любовной лирики. Сардановская – внучатая племянница священника села Константинова Ивана (И.Я.Смирнова). Она обладала прекрасным голосом, отличалась пением в церковном хоре и на светских вечерах в общежитии, когда училась в Рязанском женском епархиальном училище (с 1906 по 1912). Каждое лето Сардановская приезжала к своему родственнику вместе с матерью, братом и сестрой. Здесь она познакомилась с будущим поэтом Сергеем Есениным. Можно предположить, что образ юной Сардановской и общение с нею навеяли мотивы создания таких стихотворений: «Под венком лесной ромашки...», «Тёмна ноченька, не спится...», «Хороша была Танюша [Анюта], краше не было в селе...», Подражанье песне («Ты поила коня из горстей в поводу...»), «Выткался на озере алый свет зари...». Черты Анны Сардановской Мы находим и в образа Анны Снегиной, героине поэмы «Анна Снегина». (Слайд 4). Эта дружба – любовь длилась несколько лет. Однажды Анна Сардановская призналась, что собирается выйти замуж. Эта новость Есенину была неприятна. Но она же могла вызвать определённый приступ ревности, которая преобразила его чувства в удивительные поэтические строки:

Чтение наизусть «Хороша была Танюша».

Вторая пара. Лидия Ивановна Кашина. (Слайд5).

Лидии Ивановне Кашиной - 30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н.П.Кашиным. Творческие успехи крестьянского сына привлекают внимание владелицы константиновского усадебного дома, и молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое впечатление на обоих... Каждый последующий приезд Есенина в родное село непременно сопровождался посещением особняка Кашиной. Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей от насмешек домашних. Лидия Ивановна, сама того не подозревая, сыграла особую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной. Кульминацией таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта.

^ Чтение наизусть стихотворения «Зелёная прическа» и отрывка из поэмы «Анна Снегина».

Третья пара. Мария Бальзамова. (Слайд 6)

Бальзамова Мария Парменовна (1896 -1950), педагог, друг юности С.Есенина.

Мария Бальзамова родилась в селе Дединово Рязанской губернии в многодетной семье. Из 12 детей, в основном сыновей, Мария была четвертым ребенком. В 1910 году вместе с родителями переехала в Рязань. Отец поступил на службу дьяконом церкви в Троицкой слободе. Мария окончила Рязанское епархиальное женское училище. С 1912 года работала учительницей в селах Мошены, Алешня, Калитинка Рязанской губернии.

8 июля 1912 года во время празднования явления Иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани (Казанская Божья Матерь) М.Бальзамова гостила в Константинове у местного священника Смирнова. С Сергеем Есениным ее познакомила Анна Сардановская. Своему другу Грише Панфилову С.Есенин писал: «Она познакомила меня со своей подругой (Марией Бальзамовой). Встреча эта на меня также подействовала, потому что после трех дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть ее другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе. И по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной». Встречи С.Есенина и М.Бальзамовой стали предметом обсуждения в кругу их общих знакомых. Между ними завязалась длительная переписка. Судя по письмам, Маша дорожила дружбой с Есениным и питала к нему нежные чувства, которые со стороны Сергея Есенина были более сдержанными. В 1912 году С.Есенин посвятил М. Бальзамовой небольшое стихотворение «Ты плакала в вечерней тишине…». Не исключено, что стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных» посвящено Марии.

^ Чтение наизусть «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Четвертая пара. Анна Изряднова. Слайд 7.

"Дорогая", "милая", "навеки".

А в душе всегда одно и то ж,

Если тронуть страсти в человеке,

То, конечно, правды не найдешь.

Именно эти строки Сергей Есенин посвятил Анне Романовне Изрядновой, с которой он познакомился , будучи работником типографии товарищества Ивана Сытина.

Что же привлекло Анну Романовну в известном поэте? Известно, что Изряднова была на четыре года старше Сергея Александровича (родилась в 1891 году). Анна вспоминала:

"Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать - "они нехорошие. Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...".

По словам Анны, их семейная жизнь не заладилась с самого начала. Сам Сергей Александрович признавал их отношения ошибкой. Уволившись из типографии в мае 1914 года, уехал один в Ялту, слал Анне грозные письма с требованием денег. Вернулся только в сентябре. В конце декабря того же года в семье родился сын. Гражданская супруга была довольна и малым: "Есенину пришлось много канителиться со мной. Нужно было отправить меня в больницу, заботиться о квартире". На ребенка Есенин смотрел с любопытством: "Вот я и отец"...

Отношения со своей первой семьей Есенин поддерживал до конца жизни. Перед последним отъездом в Ленинград в 1925 году пришел проститься: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру".

Чтение наизусть «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель», «Гаснут красные крылья заката….»

Пятая пара. Дочери Николая Второго. Слайд 8.

В 1916 Сергей Есенин был призван на военную службу. Но, благодаря покровительству петроградских друзей, он был определен санитаром в полевой Царскосельский военно-санитарный поезд №143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, в дальнейшем служил в лазарете №17 для раненых воинов там же, в Царском Селе. В солдатском лазарете городка молодой санитар Есенин читал свои первые стихи, в частности поэму "Русь". А в день именин великой княжны Марии Николаевны поэт прочел на концерте в офицерском лазарете стихотворение, которое было написано по случаю посещения Великими Княжнами лазарета. Некоторые считают, что на концерте присутствовали только именинницы – Вдовствующая Императрица и Великая Княжна Мария. Другие говорят, что на концерте была также Императрица Александра Федоровна и все четыре Великие Княжны. С Анастасией, самой младшей из княжен, прелестной, веселой и озорной, особенно был дружен Есенин. Он восхищенно вспоминал: «Гуляли с Настенькой по саду, милое создание!»

Когда в 30-е годы разбирали материалы так называемой "детской половины" Царскосельского Александровского дворца, то обнаружили роскошную в пол-листа папку, обложенную великолепной золотой парчой, сделанной в стиле конца XVII в. В папке лежал большой лист плотной бумаги, на котором среди очень неплохо сделанных орнаментов в том же стиле конца XVII в. было написано чуть ли не золотом стихотворение "Царевнам", подписанное Есениным...

^ Чтение наизусть «В багровом зареве закат шипуч и пенен…»

Шестая пара. Зинаида Райх. Слайд 9.

Зинаида родилась в 1894-м в семье обрусевшего немца Николая Райха и бедной дворянки Анны Викторовой. Дочь разделяла убеждения отца, одного из первых социал-демократов, за что и поплатилась исключением из гимназии. В 1917-м - год встречи с Есениным - она жила в Петрограде и служила машинисткой в редакции левоэсеровской газеты "Дело народа", была председателем Общества по распространению пропагандистской литературы. Там же была и художественная библиотека, куда часто заглядывал Сергей Есенин, - книги выдавала эсерка Мина Свирская, и все думали, что Сергей ей симпатизирует. А Зина уже собиралась замуж за его приятеля, начинающего поэта Алексея Ганина. Перед помолвкой решили съездить все вместе на Соловки и дальше на север.

Подруга не смогла, а Зинаида поехала. Не помня себя, забыв про Ганина, молодые обвенчались в маленькой церкви под Вологдой. ...Теперь уже о дальнейшем путешествии не могло быть и речи. Они вернулись в Петроград, поселились в квартирке на Литейном и зажили вполне нормальной семейной жизнью.

Со дня знакомства до дня венчания Есенина и Райх прошло всего 3 месяца. Взаимное узнавание сопровождалось потрясениями. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что в конце концов привело к разводу. Это случилось в 1921 году, когда у них уже было двое детей: Таня и Костя. Противоречивые отношения поэта с Зинаидой Райх нашли отражение в стихотворение "Письмо к женщине".

^ Чтение наизусть стихотворения "Письмо к женщине".

Анализ. «Письмо к женщине».

- Какова основная тема этого произведения?

- Сколько частей в произведении?

- На основе какого приема построено стихотворение?

( Антитеза - художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений и т.д.).

- Каковы особенности стихотворного размера поэмы?

- Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?

- От какого лица идет повествование?

( От первого.)

- Чего искал герой?

( Понимания, любви).

Седьмая пара. Надежда Вольпин. Слайд 10.

Вольпин Надежда Давыдовна — дочь юриста, выпускника Московского университета Давида Самуиловича Вольпина. Весной 1917 года Надежда Давыдовна окончила классическую гимназию, так называемую «Хвостовскую», из которой вынесла интерес к естественным наукам и математике и хорошее знание иностранных языков (французский, немецкий, английский, латынь, в меньшей степени греческий); впоследствии это помогло ей стать профессиональным переводчиком. Затем поступила на естественный факультет Московского университета, который оставила, проучившись около года.

С юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии «Зеленая мастерская» под руководством Андрея Белого. В 1920 примкнула к группе имажинистов, выступала с чтением стихов с эстрады. С этого же года началась дружба с Сергеем Есениным. В начале 1924 года, после разрыва с Сергеем Есениным, уехала в Ленинград, где 12 мая 1924 года родился ее единственный сын, ныне известный математический логик, философ, правозащитник и поэт Александр Сергеевич Есенин-Вольпин (проживает в США с 1972 года, когда был выдворен за свою правозащитную деятельность из СССР).

С переездом в Ленинград начинается активная переводческая работа Надежды Давыдовны, она переводит без подстрочника, в основном европейскую классику и современных ей писателей (Вальтера Скотта, Конан-Дойля, Мериме, Голсуорси, Ф. Купера и др.), блестяще воспроизведя индивидуальный стиль авторов. Опыт поэта помогал ей создавать шедевры поэтических переводов, в том числе знаменитые циклы Гете, Овидия, Гюго и др.

  1   2   3

Похожие:

Уроки литературы в 11 классе iconУрок литературы в 7 классе. Тема «Уроки достоинства и человечности...
На основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание
Уроки литературы в 11 классе iconУроки доброты (литературный час) «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
...
Уроки литературы в 11 классе iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Уроки литературы в 11 классе iconУроки русского языка
Кому как не нам, школе, у себя в поселке наводить порядок, охранять природу. Природоохранительное просвещение нужно вести на всех...
Уроки литературы в 11 классе iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Уроки литературы в 11 классе iconУроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг»
Кроме того, геометрический материал, предназначенный для изучения в 6 классе, нацелен на подготовку учащихся к систематическому изучению...
Уроки литературы в 11 классе iconРабочая программа по специальному курсу «Этикет и уроки общения»...
Специальный курс «Этика и уроки общения» в учебном плане моу «Куединская сош №1 – бш» предусматривает изучение этикета в V классе...
Уроки литературы в 11 классе iconРабочая программа по специальному курсу «Этикет и уроки общения»...
Специальный курс «Этика и уроки общения» в учебном плане моу «Куединская сош №1 – бш» предусматривает изучение этикета в V классе...
Уроки литературы в 11 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной и др по учебнику «Литература. 5 кл. Учеб хрестоматия...
Уроки литературы в 11 классе iconТема: «Уроки гуманизма и гуманизм уроков русского языка и литературы»
В работе раскрываются используемые на уроках русского языка и литературы педагогические технологии, применяемые через различные методы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница