Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»




Скачать 118.86 Kb.
НазваниеПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»
Дата публикации22.08.2013
Размер118.86 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Конспект урока.

Дата: 21.02.11

Класс: 7

Урок 47

Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин.

Программа: Г. С. Меркин.

Тема урока: РАССКАЗ А. И. КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ».

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приемы: художественное чтение, анализ произведения.

Цели:

Обучающая: ввести учащихся в мир жизни и творчества известного русского писателя А.И.Куприна; познакомить с рассказом «Куст сирени».

Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитывающая: воспитывать активную жизненную позицию; воспитывать на примере главной героини рассказа стремление к взаимопониманию и согласию.

Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;  выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени».

Оборудование:

  • портрет А. И. Куприна

  • репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Куст сирени».

Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов рассказа.

Термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания. (8 мин.)

  3. Изучение нового материала. (10 мин.)

  4. Работа с текстом произведения.(20 мин.)

  5. Домашнее задание.(2 мин.)

^ ХОД УРОКА:

Эпиграф к уроку:

«Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить,

и все же она у тебя остаётся».

Л.Н. Толстой

^ I. Организационный этап. (2 мин)

Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

II. Проверка домашнего задания. ( 8 мин.)

Учитель: Ребята, дома вы должны были выписать в словарик термины: рассказ, антитеза, литературные жанры, композиция.

Ученик: Расска́з - малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим отновеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Антите́за (редко антитезисриторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

^ Литературные жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Композиция - (от латинского compositio - сложение, составление), построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. 

^ III. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с фактами биографии писателя. (4 мин.)

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев...» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:

^ Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
 
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.


Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.  В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 года жил в Петербурге. В 1899 году познакомился с Антоном Чеховым, в 1902 году - с Максимом Горьким и группой писателей-"знаньевцев".

В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и, особенно, Льва Толстого.

Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.

В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».

^ Рассказ читает учитель, учащиеся следят по тексту. (10 мин.)

  1. Вопросы на читательское восприятие. (5 мин.)

Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Ученик: (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье).

Учитель: Скажите, чем вам близка героиня?

Ученик: (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

Учитель: Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Ученик: (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

Учитель: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

^ Ученик: (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Ученик: (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

  1. Исследование по тексту. (3 мин.)

Учитель: Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

Ученик: (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках).

  1. Аналитическая беседа. (6мин.)

Учитель: Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

Ученик: (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

Учитель: Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

Ученик: (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

^ Учитель: Какой же выход находит Вера?

Ученик: (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

Учитель: Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

Ученик: (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

Учитель: Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

^ Ученик: (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

^ IV. Физминутка.

  1. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

Учитель: А теперь давайте вспомним, что такое композиция? (7 мин.)

Ученик: КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание),
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

Учитель: Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

Ученик: 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

Учитель: Какой приём лежит в основе?

Ученик: (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.

Учитель: Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

Учитель: Какие противоположные черты характера вы заметили?

^ Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Учитель: Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Ученик: (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

^ 6. Межлитературные связи. (3мин.)

Учитель: Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году?

Ученик: (О. Генри «Дары волхвов»)

Учитель: Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?

Ученик: (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

^ 7. Отношение автора к героям. (4 мин.)

Учитель: Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера?

Ученик: (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?

^ Ученик: (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

Учитель: Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Ученик: (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

^ 8. Работа с эпиграфом. (2мин.)

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

^ Ученик: (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

V. Рефлексия. (2мин.)

  • С каким ощущением покидаете урок?

  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?

  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

  • Что нового узнали?

VI. Домашнее задание. (2мин.)

 Чем для меня интересен рассказ И. Куприна «Куст сирени»?

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)

VII. Подведение итогов. Комментирование оценок. (2 мин.)


Похожие:

Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconТема урока: «Рассказы А. И. Куприна настоящие «романы воспитания...
Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconЛитература: на 19. 02.: повт эпос,лирика; прочит.»Куст сирени» (Куприн)...
Русский язык: на 19. 02.: повт. Н-нн в причастиях, работа с тестами на 20. 02.: повт. Не с разл частями речи, работа с тестами
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconМетодическая разработка проверочной работы по литературе за курс 8-го класса
В каком изученном произведении рассказывается о самоотверженной любви, способной спасти самую безнадежную ситуацию? (А. И. Куприн...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока : В. В. Маяковский. Стихотворение...
Тема урока: В. В. Маяковский. Стихотворение «необычайное приключение, бывшее с владимиром маяковским летом на даче»
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconУрока по литературе по теме: "Любовь и жизнь" (в прозе И. Бунина,...
Познавательная: осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведениях А. Куприна и И. Бунина; определить,...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconТема. Проблематика и поэтика рассказа А. И. Куприна
Цели: показать, как писатель изображает влияние любви на человека, мастерство А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств;...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconУрока
Повесть – всякий рассказ – повествование – событие общественного характера – рассказ «извещающий», «весть подающий» не о себе, не...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconКонтрольная работа «Творчество И. А. Бунина и А. И. Куприна». 1
Настоящее имя Олеси. Автор сонаты, которая «звучит» в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Титул Веры Шеиной, главной героини...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconТема урока: «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве....
...
Программа: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени» iconПлан урока: Повторение материала о примитивных чертах прокариот....
Особенности строения вирусов. Открытие вирусов. (рассказ учителя, демонстрация презентации)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница