Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела»




Скачать 116,45 Kb.
НазваниеТема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела»
Дата публикации02.04.2013
Размер116,45 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок

Арнаутова Оксана Витальевна

Приложение №2



Урок нравственности (8 класс)

Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела».

«Поучение» Владимира Мономаха.

Цель: продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;

способствовать развитию умений работать с художественным и

литературоведческим текстами,

способствовать развитию самостоятельности творческого мышления

учащихся;

прочитать фрагменты «Поучения « Владимира Мономаха, выявить

общенравственный смысл и христианские традиции произведения.

Оборудование: портрет Владимира Мономаха., карта «Киевская Русь

в ХI-ХII веках», записи на плакатах с цитатами из «Поучения Владимира

Мономаха», тексты для анализа ( текст Д.С. Лихачева, отрывки

из Священного писания, тексты «Поучения»);

мультимедийная презентация

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Слово учителя (художественное чтение)

Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных… Взяв город, половцы повели в свои кочевья… измученных, печальных , костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…» - так описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия половецкого набега на Русь конца Х1 века. Половцы безнаказанно разоряли русские области, и во всей земле слышался только грай воронов. По степному бездорожью, прямо через бескрайние степи, оставляя на земле глубокие борозды от колес, половецкие кибитки поспешно двигались к морю. Обессиленные голодом, изнемогая от жажды, раня босые ноги о камни, пленники окончательно выбились из сил. Пощады не было никому. Иногда, видя, сто человек совсем выбился из сил, его убивали ударом копья. Однако в расчетах хана было доставить на невольничий рынок возможно большее количество рабов, и поэтому орда останавливалась на краткие ночлеги. Одна женщина прижимала к груди самое дорогое, что у нее было, - грудного ребенка. Но она чувствовала, что дитя ее уже не живет. Маленькая душа уже взлетела теплым дыханием на небеса. Женщина завыла, как ранены зверь, устремляя взоры к бесчувственному небу. Один из половцев схватил мертвого младенца и швырнул его в чертополох. Мать кинулась за ним со страшным криком, но ее схватили за руки…

-Гибель наша пришла! Гибель! – тихо причитали люди.

В толпе плелся монах, как можно было судить по его черному одеянию, превратившемуся в жалкое рубище. Он сокрушался :

-Лукавые подожгли наш монастырь и все истребили огнем. Что теперь ждет нас в неведомой стране? Горе нам! Но это – кара христианам за прегрешения! В наказание послал Бог нам эти испытания. Увы, опустели наши города, а поля заросли волчцами, стали обиталищем для диких зверей…

- Как вы думаете, почему страдала земля Русская?

(Русские князья ссорились между собой, превращая ссоры

в разорительные войны. Для вооруженного решения своих распрей

некоторые из князей приглашали и нанимали половецкие войска. Эти

новые кочевники, вторгшиеся с востока на Русь, раньше жили

в степях между русскими землями и Черным морем.)

- К чему вела непрерывная борьба между князьями?

( К постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые все более превращались в самостоятельные государства. Конечно, раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.)

- А были среди князей благочестивые, которые боролись за объединение, сплочение великой державы – Руси?

( Великий князь Владимир, его сын, тоже великий князь ,

Ярослав Мудрый; великий князь Всеволод; его сын Владимир

Мономах, великий князь.)

^ 3. Объявление темы урока, постановка целей урока

О великом князе Владимире Мономахе мы и поговорим сегодня.

Тема сегодняшнего урока «Постарайтесь творить всякие добрые дела».
^

Мы продолжим знакомство с духовной литературой; прочитаем


фрагменты из «Поучения» Владимира Мономаха, постараемся выявить и понять общенравственный смысл и христианские традиции произведения.

^ 4.Работа над эпиграфами к уроку (Слова Д.С. Лихачева и Владимира Мономаха) - Эпиграфами к уроку не случайно станут слова Владимира Мономаха и слова человека, имя которого неразрывно связано с древнерусской литературой. Дмитрий Сергеевич Лихачёв – переводчик, исследователь и знаток древнерусской литературы, великий мыслитель, настоящий патриот.

^ Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.(Д. С. Лихачев)
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло,

и живи во веки веков.( Владимир Мономах)

  • Выделите ключевые слова в каждом из высказываний. (Нравственность, добро, мир)

  • Пусть на уроке у нас царит мир и добро.


^ 5. Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Своих царей великих почитают

За их труды, за славу, за добро…

6.За что же почитал народ Владимира Мономаха?

Индивидуальное сообщение ученика о деятельности Владимира Мономаха ( с использованием презентации, подготовленной совместно

с учителем).

^ 7. Работа над портретом Владимира Мономаха

  • Обратимся к портрету Владимира Мономаха.

Каким вы представляете себя великого князя Владимира Мономаха?

  • О чём может сказать имя Владимир Мономах?

Владимир – владелец мира. Корень –мир- показывает принадлежность к знатному роду, Мономах, (в переводе с греческого) – «мономахос» – единоборец.

  • ^ Почему его так называли?

(Он с ранней молодости стоял на страже русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).

- Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил, веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси»

^ О чём свидетельствует запись старого монаха?

  1. Владимир Мономах – автор «Поучения». Определение поучения как жанра древнерусской литературы- Как вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах написал своё «Поучение»?
^

Словарная работа


Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.

Поучение = побуждение к учению.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.
^

Повторение теоретического (литературоведческого) материала


  • Когда возникла древнерусская литература, в связи с каким событием?

(ХI век, принятие христианства)

  • На каком языке была написана древнерусская литература и в каком варианте она существовала? (Древнерусский язык. Рукописный вид.)

  • Назовите жанры древнерусской литературы. (Летопись, предание, поучение, хождение, слово, повесть, житие, рассуждение, легенда, похвала, наставление)


^ 9. Композиция и структура «Поучения» Владимира Мономаха

«Поучение» Владимира Мономаха состоит

из трех частей:

-собственно поучение, обращенное к детям;- рассказ о своей жизни;- письмо Олегу Святославовичу, князю Черниговскому, на глазах у которого

убили юного сына Мономаха Изяслава.

10.^ Работа с текстом «Поучения» Владимира

  • Чтение подготовленным учеником отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха на древнерусском языке.

Словарная работа (по тексту «Поучения»).

(«Поучение» прочитано школьниками дома. ( Учебник. Литература. 8 класс. (Авт.-сост. А.Г. Кутузов. Глава Духовная литература. Духовная литература и её традиции. Поучение Владимира Мономаха. В сокращении. Перевод Д.С. Лихачёва.)

^ Что пишет князь в начале своего «Поучения»?

В старину мертвых в церковь возили обычно на санях. Выражение «сидя на санях» следует понимать только так: готовясь к дальнему пути.

  • Я, худой… - о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения(«стройный» или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?

  • Слушал эту грамотку… - излишняя ли буква «К» в последнем слоге? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?

  • Милостыню подавайте нескудную… - отличается определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?

  • Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?

  • Кроткие - состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?

  • Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли оно генетически со словом «богатый»?

  • Быть благочестию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?

  • «Поучение» Владимира Мономаха называют духовным завещанием. Подтвердите эту мысль обращением к тексту.

  • Какова личность Владимира Мономаха? Чем он отличается?

( - образованностью, нравственностью, имеет богатый жизненный опыт, социальный статус. (Найти доказательства в тексте)

  • Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?

(Воспитывался на Священном Писании, святоотеческой и житийной литературе. Псалтырь брал всегда с собой в дорогу).

^ 11. Работа по вариантам (с различными текстами))

1 вариант – текст «Поучения»;

2 вариант – Размышления Д.С. Лихачёва о мировосприятии древнерусского человека;

3 вариант – Цитаты из Священного Писания, выписанные Владимиром Мономахом.

Задание. Познакомившись с размышлениями Д.С. Лихачева о мировосприятии человека

Древней Руси, обратившись к тексту «Поучения» Владимира Мономаха», к цитатам, которые Владимир Мономах выписал из Священного Писания, укажите из свода нравственных правил те, которым следовал автор и которые он считал обязательными, те, которые лично вам

кажутся

современными. (Ответы учащихся)

Индивидуальное задание. Используя указанные учителем адреса сайтов в интернете или обращаясь к поисковой системе Jandex, подобрать иллюстративный материал ( портреты князя Владимира Мономаха, репродукции картин, миниатюры из летописей и т.п.) для создания художественной «галереи» по теме «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха».

hppt: //old-rus.narod.ru/01.thml

hppt://www.monomah.vladimir.ru/picture.thml

hppt: //znat.narod.ru/ и др.

Примечание. Задание проверяется учителем в конце урока, материала могут использоваться учителем и другими учащимися при выполнении домашнего задания.

  1. ^ Заключительная беседа с учащимися

- Какие задачи общегосударственного порядка должны решаться правителем в первую очередь? ( Продуманная внешняя и внутренняя политика, забота о церкви, о подданных).

- Каким нравственным критериям должен , по мнению Мономаха. соответствовать правитель? ( Образованность, трудолюбие, заинтересованность в делах и умение их делать, отвага, решительность)

- Какие свойства характера необходимо, по мнению автора, воспитывать в себе князю?( Милосердие, правдивость и т. д.)

- Какой характер внушаемой Владимиром Мономахом добродетели? («Трудиться, не лениться, выполнять три важных дела: покаяние, слёзы, молитва»).

  • ^ Владимир Мономах – верующий человек? Он истинный христианин?

(В основе добродетели Владимира Мономаха – огромный опыт христианской жизни. Христианская любовь не позволяет никого предавать смертной казни. Владимир Мономах убеждает посещать больных, провожать на кладбище, не забывать говорить приветливые слова. Он внушает гостеприимство, убеждает в том, что нужно постоянно учиться. Говоря о себе, Мономах не хвалится, во всём видит промысел Божий.)

  • «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…» - так сердечно звучат слова Владимира Мономаха.

- Какие советы Владимира Мономаха вы обратили бы к своим ровесникам?

(… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте своё слово…

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.)

^ Подведение итогов

  • В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Почему просит автор принять «грамотку» «в свое сердце»?

  1. Итоговое тестирование

( Тестирование проводится с использованием сетевой программы Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 7 классе. Древнерусская литература. Урок 03.) (Приложение №4)

  1. Рефлексия

? Готовы ли вы принять «грамотку» Владимира Мономаха в своё сердце?

(Да, всей душой и сердцем. Хотелось бы ещё к ней обратиться.

Необходимо ещё её прочитать.

Не знаю, не уверен.)

^ 16.Домашнее задание

Учащимся предлагается самим написать «поучение» брату, другу, сестренке и т. д., используя лексику «Поучения». ( Можно дать учащимся опережающие задания и предложить учащимся в качестве образцов. Показ и чтение творческих работ.)

^ Задание творческой группе: создать буклеты по теме урока.
Указатель ресурсов сети Интернет

по теме «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха»

  1. hppt://www.monomah.vladimir.ru/picture.thml

Древнерусская литература. Антология.

  1. hppt: //old-rus.narod.ru/01.thml

Сайт содержит материалы о Владимире Мономахе и его творчестве: биографические сведения, тексты произведения и т.д.

  1. hppt://festival.1september.ru/

  2. hppt://his.1september.ru/2001/05/2.htm

  3. hppt://methal.vladimir.rode.ru/

  4. hppt://www.somoylova.sch1552.edusite.ru/

Планирование уроков по древнерусской литературе

  1. hppt://www.saratov.fio.ru/finals/works/067/fedoruk.n/

Владимир Мономах (презентация)

  1. hppt: //znat.narod.ru/

Сайт, посвящённый истории правления и биографии великих князей Киевских, Владимирских, Московских

  1. hppt: //www.pisatel.org/old/

Сайт посвящён древнерусской литературе

  1. hppt: //www.drewne.ru/

Древнерусская литература. Образовательный портал

  1. hppt: //www.geocities.com/stoglav/

Сайт содержит множество произведений среднерусской литературы,

большое количество информации по русской истории, материалы

православной тематики

  1. hppt: //www.krotov.org/library/old/rus.htm/

Размещены памятники древнерусской литературы на церковно-славянском языке

  1. hppt: //old-russian.chat.ru/10fevron.htm/

Сайт древнерусской литературы

  1. hppt: //www.drewne.ru/study/petr.htm/

  2. hppt: //infolio.ast.ru/philol/lichachev/great10.thm/

Д.С. Лихачёв. Великое наследие

Библиография


  1. Головин Н.Н. Моя первая Русская История в рассказах для детей. –

М., 1992.

  1. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. – М., 1992.

  2. Из истории русского и западноевропейского искусства. – М., 1960.

  3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М. «Современник», 1993.

  4. Киево-Печёрский государственный историко-культурный заповедник; Фотоальбом. – Киев, 1984.

  5. Книга хождений: Записки русских путешественников XI – XV вв. – М., 1984.

  6. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М., 1991.

  7. Лихачёв Д.С. Национальное самосознание древней Руси (Очерки из области русской литературы XI-XVII вв.).- М.

  8. Осетров Е. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. – М., 1989.

  9. Полевой Н. Клятва при гробе Господнем. – М., 1992.

  10. Рассказы о Древней Руси. – М., 1992.

  11. Рассказы русских летописей XII – XIV вв. – М.,1968.

  12. Соловьёва С.М. Об истории Древней России. – М., 1992.

  13. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е. Фёдорова, Т.А. Сумникова. – 2-е изд. – М., 1974.




Похожие:

Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» icon«Жизнь дана на добрые дела»
Хочется крикнуть: «Остановитесь, посмотрите, как прекрасно вокруг! Присядьте и послушайте природу, музыку, посмотрите на картины...
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconГоу республики Марий Эл
Забота о чистоте окружающей среды, охрана природы-это долг каждого человека. 22 марта отмечается праздник «День Земли». В этот день...
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconКонкурс социальных проектов «Спешите делать добрые дела»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconЕ сли человек свершит всякое благое деяние, но при этом в малейшей...
Нет в сей день служения более великого. Поступать противно сему означало бы рубить корни Дела Божиего — упаси нас Бог от столь отвратительного...
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconКак же мы его прожили?
Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта и не задумываемся над тем, какой смысл вложен в эти слова
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconЦентральная городская детская библиотека Жизнь дана на добрые дела...
Воспитывать у детей чувства ответственности за свои поступки, милосердия и сострадания
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconТема: «Судебные доказательства в гражданско-процессуальном праве»
Задача суда состоит в том, чтобы правильно и своевременно рассматривать и разрешать гражданские дела. Правильное рас­смотрение и...
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconПрограмма курса тема Сущность бухгалтерского дела, его содержание...
Концептуальные основы бухгалтерского дела. Международные организации оказывающие влияние на развитие бухгалтерского дела. Роль Международного...
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconКурс лекций по политологии тема 1
Еще в 430 г до н э политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут...
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела» iconСудебная система фрг
Земли (Landgericht), Участковые суды (Amtsgericht) — споры по договорам, бракоразводные и уголовные дела, дела о нарушении порядка,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница