Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»




Скачать 153.01 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Дата публикации20.08.2013
Размер153.01 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок

Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края


Разработка урока по методической теме:

«Задачно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций учащихся в инновационной практике педагога-словесника»

Урок литературы в 7 классе

Метапредметный урок на тему: «Чему быть суждено, то и сбудется?..» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)

Выбранный тип урока объясняется тем, что сегодня важно не столько дать ученику большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, чему способствует внедрение принципа метапредметности. В соответствии с новыми стандартами мы стремились формировать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, что позволяет учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. На уроке ученики не запоминают, но осмысливают важнейшие понятия, как бы заново открывая их. Поэтому на уроке уделялось большое внимание нравственным установкам и принципам.
^ Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

^ Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др. В ходе урока дети решают ряд лингвистических задач (ЛЗ!)

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя

^ Ожидаемые результаты:

Личностные:

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные:

• умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

• формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

• умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

  • умение видеть культурологические связи

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни,

• формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного

^ Ход урока

I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Представление учителем учебной ситуации (погружение).

Рамки ситуации


принимаю решение

выбираю ситуацию

R

Я


1.Представьте себе, что вы стоите на перепутье дорог…. Дороги необычные, они почти сказочные, но указатели здесь иные: «Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь- честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется». Чем, по-вашему, отличаются указатели? (дети ,анализируя ситуацию, определяют, что дорога «прямо» не содержит ситуации выбора, в отличие от двух других)



II этап - целеполагание– формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

2 Семантика названия. ^ Давайте проанализируем название произведения и попробуем выяснить что-то о героях еще до того, как автор начнет свое повествование

-Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

- Как автор сам определяет жанр своего произведения?(песня)

- Какие песни вы знаете?(лирические, обрядовые)

- А это какая песня?(историческая)

- Почему поэт обратился к далекому прошлому?

(Лингвистическая задача -ЛЗ!) -Докажите, что в названии есть скрытая авторская ремарка

Царь Иван Васильевич

Власть наивысшая

Отец народа

Должен быть справедливым

^ Молодой опричник

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени - безродность

Удалой купец Калашников

Удаль, мужество сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья
3 Исторический комментарий – презентация учащегося: «Место действия: век XVI -Москва Ивана Грозного»

Детство Ивана Грозного

Иван рано осиротел - на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Отец Ивана назначил сыну опекунский совет, который должен был воспитывать его до 15 лет. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества,. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь .Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям.

Необходимость сдерживаться, глотать слёзы питала в нём раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетётся вокруг него бесконечная сеть козней, Всего сильнее в нём работал инстинкт самосохранения. В каждом встречном он прежде всего видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие. Для этого таким людям надобно ежеминутно давать чувствовать, что их любят и уважают, всецело им преданы, и, кому удавалось уверить в этом царя Ивана, тот пользовался его доверием до излишества.

Быт и нравы опричников

Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным.. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми». По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.

Древнерусское слово «опричь» (наречие и предлог), согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особыйЦарь вставал в четвертом часу утра, звонил в колокол к заутрене. Все молились до 6-7 часов, более всех усердствовал царь. После часового перерыва молились снова, а в 10 часов начиналась трапеза. Все 300 опричников усаживались за столы; пока они обильно пили и ели ,царь, стоя, читал душеспасительные молитвы, а потом, когда остатки еды опричников выносили во двор бедным, подавали еду и для царя. Наевшись, Иван Грозный или дремал, или шел разогнать сон в камеру пыток.

День заполняли государственные дела, приемы просителей, иностранцев, беседы с любимцами.А в 8 часов вечера звонили на молитву. После вечерни трое слепых рассказывали царю сказки, и он засыпал.

Царские «развлечения»

Нередко царь шумно и буйно пировал с опричниками. Все уже сидят за столами , уставленными золотой и серебряной посудой, но никто не ест. Взоры обращены на царскую дверь. Вот раздается колокольный звон, играют медные трубы, и в трапезную медленно и величаво, опираясь на тяжелый посох, входит царь Иван Грозный. Все встают, низко кланяются ему и ждут, пока он сядет. Для царя и его любимцев накрывали отдельный стол. Стольники разносили многочисленные яства и питье. Случалось, что царь ,подняв свой кубок, произносил в честь кого-либо из приглашенных бояр трогательный тост и просил его выпить с ним. Обрадованный царской лаской боярин залпом опоражнивал свой кубок и тут же валился замертво на пол. Отрава.

^ В другой раз царь вспыхивал гневом и повелевал вести кого-нибудь из гостей в пыточную или во двор на плаху. А то и сам пронзал посохом заподозренного им в «измене»

Однажды захмелевший царь приказал всем облачиться в шутовские наряды и идти в пляс .Опричники орали, кружились, плясали, и в этом безумном хороводе бесновался и царь. Вдруг одичавший взор его остановился на знатном боярине, в одиночестве сидевшем за столом.» Ты почто, князь, сидишь, когда царь веселится? Аль не люб я тебе? «- произнёс царь, обращаясь к нему, и всё внезапно смолкло. »Нет, царь, люб ты мне, но я воин, а не шут трапезный.» Спор разгорелся. Распалившись, Грозный приказал силой облачить князя - боярина в принесённое тряпьё и тащить его в круг, но тот сбросил свой маскарадный наряд. Тут же острый посох царя пронзил его грудь. А дикое веселье, будто ничего не произошло, возобновилось.
-^ Знакомясь с презентацией, выпишите в тетрадь те слова, которые вам представляются ключевыми в понимании образа Ивана Грозного

III этап – коммуникация – приходим к общему решению, рисуем направление.

-Как вам кажется, для чего ваш одноклассник проделал эту работу? А мы?

-Как можно связать это с проблемой, которая вынесена в название урока?

IVэтап – совместная деятельность

4.Для решения проблемы урока будут работать группы узких «специалистов» . В своей работе каждая группа использует методический прием «Поле проблем». Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников

Задание для первой группы (стилисты):

На основании прочитанного вами произведения определите:

- с помощью каких приемов автор создает страшную атмосферу царствования Ивана Грозного?

- с какой целью он это делает?

-Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев?

-Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом?

- какую проблему, по-вашему, поднимает автор?

(Используя данную технологию, на первом этапе работы каждый ученик в группе получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы На втором этапе раскладывают заполненные карточки, выбираются те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. )

5. Перспективное домашнее задание было следующим: «Спроектируйте модель семьи эпохи Ивана Грозного, в которой культивируются те или иные ценности. Определите качество «воспитательного продукта».

(Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации. При работе создаются схемы и графические рисунки.)

6.Промежуточная рефлексия: Я выбираюПочему? (Акцент дети делают на то, что Кирибеевич отказался от своей семьи ради государя, а Калашников, напротив, за честь семьи готов жизнь отдать. Можно выбрать богатство , славу, вседозволенность, но быть при этом без роду-племени)

[li7rk_1-01]_[il_02]-k



«Семья» Кирибеевича

Семья Калашникова


7. ЛИ!-Лингвистический эксперимент-исследование: «Роль гусляров в произведении». Гипотеза: песня гусляров является знаковым элементом жанра, а не только отражает лингвистический характер эпохи. Наблюдения: исключение слов гусляров из произведения и сравнение полученных вариантов (особое внимание уделяем эпитетам) Вывод: песня гусляров создает особую атмосферу песенности, являясь важнейшим компонентом стиля исторической песни, демонстрирует не только отношение народа к Ивану Грозному, но и помогают определить авторскую позицию

8. Анализ 1 главы . Как можно ее озаглавить?( « Печаль-кручина»)

Сравнение описания царя Лермонтова и В. Васнецова, И. Репина.

-Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике? Почему царь сердится? В чём подозревает окружающих?

-О чем печалится царский любимец?

-А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя?

- Образ царя сложен: он грозен и щедр. Щедр и добр к кому и почему? В чем проявляется «отцовство» грозного царя по отношению к молодому опричнику?

-А обязателен ли был обряд сватовства на Руси?

- Сформулируйте, какие нравственные установки дает Лермонтов нашему сегодняшнему поколению? ( «Поле проблем»: дети предлагают подумать над тем, как можно помочь человеку в беде, что делать в случае безответной любви, можно ли нарушать нравственные общественные устои)

9. Как бы вы озаглавили вторую главу? («Мое имя опозорила») Вторая группа – публицисты. В работе группе предлагается использовать активный прием «инсерт» – прием маркировки предложенного текста.

-Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?

-Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?

- Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

-Так, предлагая Алене Дмитриевне ответить на его любовь, Кирибеевич позорит только ее?

-А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания?

- Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне

-Докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси

^ ПОДВИГ КУПЦА КАЛАШНИКОВА

Поэтому решение купца Калашникова встать против опричника царя, на защиту чести своей семьи, следует назвать подвигом. Только смерть обидчика может смыть позор, ведь если в государстве жизнь общества строилась по законам «Судебника» - свода законов, то в семье действовали законы «Домостроя»-свода семейных законов. Вот что там говорилось: мужу подобает поучать жену свою с любовью и благорассудным наказанием; жена должна у мужа спрашивать разрешения, советоваться по всем вопросам: как душу спасти, как богу и мужу угодить и вести хозяйство; и во всём мужу покоряться; и что муж прикажет, то с любовью принимать и со страхом внимать и творить по его приказу. Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.

(ЛЗ!) 10.Все имена говорят… Проанализируйте смысл происходящих событий, связав их с именами главных героев . Как можно доказать, что опричник был не православной веры? (Алена- предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как "сияющая"; Иван- Яхве (Бог) смилостивился, помиловал` ; Степан - венок (греч.); Дмитрий - от женского Деметра - означает «Мать-Земля»; Парамон — надежный, верный (грен.; Кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”)
11. К началу третьей главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. ^ А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?

(В своей работе используйте приём эффективной работы с повествовательными текстами «иДЕал». Слово «идеал» последовательно разбивается на составляющие его буквы, которые означают следующее:

и - идентифицируйте проблему.

Д - доберитесь до её сути.

Е - есть варианты решения.

а - а теперь за работу.

л - логические выводы.

Данный прием может идти в группах, в парах и индивидуально, приём помогает ученику работать с большой текстовой информацией. Работая над данной проблемой, дети составляют схему, которая демонстрирует то, что конфликт произведения не в противостоянии двух мужчин, а в противостоянии двух нравственных позиций, имеющих несколько составляющих)

12-(ЛЗ!) Завяжите «узел» конфликта. Как речь героев характеризует каждого из персонажей поэмы?

13. Анализ 3 главы .Как бы вы ее озаглавили?( Подбирая то или иное название для главы 3, ученики приходят к пониманию того, в чем суть изображаемого)

Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, а разгул боёв начинался во время Масленицы.[ Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах.В боях участвовал и простой народ и торговцы. Мужчины показывали свою силу и удаль. «Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

-А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?

-А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит?

-Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства?

-Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»? Чем отличается «неправда» Калашникова от «неправды» Кирибеевича (гл.1)?

-Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи?

^ Сопоставительный анализ. Кирибеевич – Калашников (демонстрация слайдов: «Купец Калашников в лавке», «Кулачный бой» (худ. И. Билибин, Б. Кустодиев), «Смерть опричника», «Калашников держит ответ перед царем», «Прощание купца с братьями»).

- С помощью каких средств рисует автор внешность героев? Как она помогает понять, постичь их характеры?

- Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?

- Какое значение для понимания замысла автора имеет спор между Кирибеевичем и Калашниковым перед боем? Кто и почему из него выходит победителем?

-(ЛЗ!)- Определите, какой смысл приобретает определение при смене в нем ударения: «честнОй народ» у Лермонтова и «чЕстный»

^ 14. Хороший писатель всегда хороший психолог. Он проникает в душу, заставляет задуматься о каких-то важных общечеловеческих ценностях. Таков и Лермонтов. Задание для третьей группы: группы «проницательных» читателей: О каких нравственных общечеловеческих ценностях заставляет задуматься Лермонтов?

(По ходу проверки задания ученики высказывают следующие версии:

? Есть ли у человека право предавать самого себя, свою семью?

? Есть ли у человека право оскорблять других ради своей прихоти?

? Есть ли у человека право противостоять государству?

? Как поступать человеку, стоящему перед нравственной дилеммой?

? Можно ли стерпеть обиду? Надо ли мстить обидчику?

? Сильный всегда прав?)

15. - Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? Возможен ли другой вариант развития событий?

(ЛЗ!)Я могу создать и объяснить(!) другую модель «взаимоотношений» героев поэмы:



16. -Справедлив ли суд царя?

-Почему М.Ю. Лермонтов обращается к жанру «Песни»?

17.Итак, вернемся к началу урока. Мы на распутье…Но сейчас мы пытаемся понять Калашникова. Почему он выбрал такой путь? Был ли у него выбор? - Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор? Или герой был обречен? «Чему быть суждено, то и сбудется?..» (Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, её конечных результатов, он свободен в выборе между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью – свободен нравственно)



18.Исследование –сопоставление Прочтите отрывок из стихотворения М.Лермонтова «На смерть Поэта» и найдите мотивы для сопоставления этих произведений одного автора.

Погиб поэт!- невольник чести

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?..

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…
V этап. Представление и обоснование результатов. Рефлексия

  • Я почувствовал…

  • Я понял…

  • Я бы изменил…

  • Я буду



VI этап. Домашнее задание. Сочинение-размышление на тему: В чем, на ваш взгляд, противоречие между нашим сегодняшним разговором и словами Белинского? « И подлинно, этой песней можно заслушаться, и все нельзя ее довольно наслушаться: как манием волшебного скипетра, воскрешает она прошедшее – и мы не можем насмотреться на него, забываем для него свое настоящее…» / В.Г.Белинский. /




Использованные ресурсы

  1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс- М, «ВАКО», 2003

  2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я.В.. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе http://festival.nic-snail.ru/2010/articles/vagina_sg1.html

3. Деменкова Т. А. История Руси в «Песне про купца Калашникова» http://dta-54.narod.ru/lit-lesson1.htm

Похожие:

Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрока: Обучающие
...
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрок литературы и права в 8 классе на тему: «Правовой аспект рассказа...
Данилина И. Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУроку Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз»
Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз» построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета...
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрок литературы в 6 классе На тему «Преступление или …?»
Дать оценку поведения учительницы, выявить характеры героев. Определение идеи рассказа
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» iconУрок литературы в 8 классе Урок викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
Урок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?» icon-
Урок исследование. Данный урок проводится в 11 классе. Продолжительность урока – 2 часа. Может быть проведен как занятие элективного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница