Урока: Обучающие




Скачать 109,12 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие
Дата публикации20.08.2013
Размер109,12 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок





Государственное специальное коррекционное

образовательное учреждение (VII вида) № 480

Урок по литературе в 9 классе

«Роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин»

Один день из жизни героя в Петербурге»

Педагогическая технология развития

критического мышления (проблемное изучение материала)

учителя Бунегиной Натальи Геннадьевны

Тема: Роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин». «Один день из жизни Онегина в Петербурге. Комментированное чтение I главы».

Цели урока:

Обучающие:

1.Формирование навыка в решении проблемы « А был ли счастлив мой Онегин?»

2.Формирование навыка наблюдений:

а) над развитием образа героя,
б) над изображением жизни дворянской столичной интеллигенции.

3. Формирование умения в составлении ментальной карты «Маршрут Онегина».

Развивающие:

1. Развитие навыков комментированного чтения I главы романа (описание одного дня Онегина в Петербурге).

2.Развития навыка в определении места I главы в композиции романа.

3.Развитие у учащихся культуры ведения дискуссий, умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы.

Воспитывающие:
1.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

2. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Использованные образовательные ресурсы:

1.Презентационное сопровождение к уроку « Один день из жизни Онегина» (личный архив)
2. Иоганн Штраус Императорский вальс - гиперссылка в презентации -http://www.pleera.net/viewer/217/21719.shtml
3. Сергей Юрский читает первую главу «Евгения Онегина» 1999 год – гиперссылка в презентации - http://video.yandex.ru/users/prof-deja-vu/view/744/
4.Компьютер, проектор.


Доска:

« И жить торопится, и чувствовать спешит» … (П.А.Вяземский)

Проблемный вопрос:

« Но был ли счастлив мой Евгений?»

I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.


II.Проверка домашнего задания.

–На прошлом уроке мы познакомились с историей создания романа

« Евгений Онегин», сказали, что работа над романом охватывает

большой срок.

-Вспомним, когда и где у А.С. Пушкина возник замысел романа?

( 9 мая 1823 г. Кишенев, Южная ссылка)

- А где заканчивает поэт свое произведение? (25 сентября 1830г.

в Болдино)

- На какой же срок растянулась работа над этим произведением?

(7 лет, 4 месяца, 19 дней)

Обобщение учителя:

- У А.С. Пушкина нет произведения, которое имело бы столь длительную творческую историю. Сам автор сказал о нем, что это
« многолетний труд», « молчаливый спутник ночи», « подвиг».

Роман складывался из строф и глав, созданных в разное время. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина, но и новые замыслы, новые творческие планы.

- Кому посвятил поэт свой роман? ( Петру Александровичу Плетневу, поэту, литературному критику, издателю сочинений Пушкина).

« Я имел счастие в течение 20 лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром..»

- Когда вышла в свет I глава романа? (февраль 1825 года, скромная книжка в голубовато-сером переплете)

- Как восприняла читающая публика роман? (Множество восторженных отзывов, общее чувство выражено в воспоминаниях:

«Ты имеешь не дарование, а гений, - писал В.А. Жуковский.

Читал «Онегина»…несравненно!»

« Что за восторг, что за восхищение, когда я стал читать только что вышедшую первую главу « Онегина»! Я ее месяца два носил в кармане, вытвердил на память!..» ( А.И. Герцен)

- В чем же уникальность этого произведения?

(Первый реалистический роман в стихах).

- Вещь получилась изумительной, подобного произведения не знала ни Россия, ни Европа. По словам Белинского, в « Онегине» « воспроизведена картина русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

- Что это за момент? ( Этим моментом стал канун восстания декабристов. Пушкин разделял взгляды своих революционно настроенных друзей.)

- Кто же мог стать героем романа?

( В годы зреющего заговора в литературе не мог появиться герой-революционер. Выбор поэта пал на молодого человека 20-х годов XIX века дворянского круга, но не члена тайного общества. Пушкинский Онегин просто не удовлетворен собой и окружающим его обществом.)

^ III. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с текстом романом « Евгений Онегин». Тема: « Один день из жизни Онегина».

- Наша задача:

- мы должны выразительно прочитать I главу и прокомментировать ее;

- определить место главы в композиции романа;

- будем работать над образом Евгения Онегина, понаблюдаем над жизнью дворянской интеллигенции;

- будем работать вдумчиво, собрано; чтобы уметь к концу урока составить план в тетради и ответить на проблемный вопрос:

« Но был ли счастлив мой Евгений?»

^ IV. Комментированное чтение I главы.

- Итак, первая глава является экспозицией – введением в роман.

- Обращаю ваше внимание на эпиграф - слова П.А. Вяземского из стихотворения « Первый снег»: «И жить торопиться, и чувствовать спешит…»

- Кому мог посвятить эти слова А.С. Пушкин? (своему герою, отметив существенные стороны личности Онегина).

Учитель читает наизусть первые строки романа.

- С чего начинается текст романа? (Эпизод из жизни героя:

Онегин едет в деревню к умирающему дяде)

- Что бросается в глаза в характере языка в первых строках романа?

( необычная простота повествования, « разговорный тон», легкость повествования, чувствуется добрая шутка, ирония).

- Читаем вторую строку. Как называет автор героя?

(« молодой повеса», « добрый мой приятель»)

- А читателей?

- Что значат строки о « брегах Невы» и о том, что автору « вреден север»? ( намекает на ссылку)

- В третьей строфе Пушкин очень кратко, лаконично говорит о детстве Онегина.

-Кто воспитывал героя? ( Месье Л аббе - человек духовного звания, аббат, один из тех, кто после французской революции нахлынули в Россию ).

-Проведем литературные параллели. У какого пушкинского героя был такой же воспитатель? (У Петруши Гринева француз Бопре в повести
« Капитанская дочка»)

Вывод: Возникает тема антинационального воспитания дворянских детей.

-Следующие строки раскрывают образование Онегина и круг его интересов. Читаем IV и V строфы.

- В каких строчках Пушкин отмечает случайность, бессистемность дворянского образования? ( « Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»)

- Мы же знаем Пушкина как человека образованного, хотя он сам выражал неоднократно мысль о недостатках своего образования.

- Какое новое слово затруднило чтение? (педант-человек, выставляющий напоказ свои знания, свою ученость, с апломбом судящий обо всем).

- Читаем VI, VII строфы. Каково образование героя? (поверхностное)

Обобщаем:
- У Онегина отсутствует систематическое образование, но он человек
широкого круга интересов и чтения. Герой интересуется культурными,
историческими и политическими вопросами.

- Обращаемся к строчкам, рисующим обычный день Онегина.

-Назовем предметы и явления, которые подсказывают нам внутреннее состояние героя, его хандру, лень, апатию.
V. Составление в тетрадях ментальной карты.
-
По мере работы с текстом составим ментальную карту:
Слайд 5.

День Онегина

Прогулки по бульварам

(недремлющий брегет)

Бал (шум,гам)





Обед в ресторане

( блюда
заграничной кухни)





Посещение театра Возвращение (двойной лорнет)

домой

(янтарь,

бронза,

фарфор)



Слайд 6,7,8,9

  1. Бесцельные прогулки по бульварам.
    Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До 14.00 –это было место для утренней прогулки людей хорошего общества.

  2. Обед в ресторане.
    Описание обеда подчеркивает перечень блюд сплошь нерусской кухни. Пушкин высмеивает французские названия-пристрастия ко всему заграничному

Вывод: В данных строфах отражаются типичные стороны жизни

петербургской светской молодежи.

3.^ Посещение театра.

-Кто помнит, чему отдавал предпочтение Пушкин в период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток и ценитель игры актеров).

-Что говорит поэт о театре и актерах? (дает характеристику театральному репертуару)

-Как воспевает Пушкин балет? (в воображении читателей возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).

-Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами, двойной лорнет наводит на незнакомых дам).

Вывод: Впервые в строках об Онегине упоминается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею).

^ VI. Динамическая пауза.

Игра « Знатоки-лингвисты»

- Несмотря на необычную простоту, «разговорный» тон мы отметили обилие иностранных слов в тексте.

- Почему?

- Вспомним прозвище Пушкина в Лицее? (Француз)

- Пополним наш лексический запас. По цепочке выходим к доске и записываем иностранные (заимствованные) слова из I главы?

Слайд 10.

-Куда едет Онегин после посещения театра?

VII. Комментированное чтение дальше I главы.

4. Возвращение домой.


Слайд 11.
- Прочитаем описание кабинета Онегина?

- Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)

- Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.

5. Онегин едет на бал.
Слайд 12,13.

- Когда Онегин возвращается домой? («Уж ...барабаном пробужден», - это сигналы в 6.00 утренней побудки солдат в казармах )
- Начинается трудовой день большого города. А день Евгения Онегина только подошел к концу.

- « И завтра снова, как вчера»... Эта строфа обобщает ряд прошедших картин, указывая, что прошедший день был обычным днем Онегина.
- Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Зная о воспитании, образовании, образе жизни героя, попытайтесь ответить А.С. Пушкину. Докажите свою точку зрения.

- Подтвердите свои мысли пушкинскими строчками ? (« Нет, рано чувства в нем остыли…» Сотни дворян были удовлетворены этой однообразной праздной жизнью).

- А что происходит с Онегиным? (хандра, неудовлетворенность жизнью,

скука, однообразие разочаровывает).



- Чем же пытался занять себя герой? (стал читать, пытался взяться за перо,

но это усилило разочарование, вызвало скептическое отношение ко всему)

- Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?

(Хандра выделила его из среды молодежи своего круга. Он выше,

содержательнее людей петербургского общества. Пустая жизнь не
приносит ему счастья. Меньше всего виноват он сам. Воспитание и среда –

вот виновники того, кем стал герой. Пушкин обвиняет не самого героя, а

общество и его устои).
^ VIII. Итоги урока.
- Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
- Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
- Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.

IХ. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение II главы.

2. Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.

3.Подготовить сообщение «День Онегина».


X. Выставление оценок.

Похожие:

Урока: Обучающие iconУрока Обучающие
Обучающие: познакомиться с главами из книги «Времена года» М. М. Пришвина, научиться давать идейно – эстетический анализ текста
Урока: Обучающие iconУрока: обучающие
Цель урока: Развивать умения: владение письменным общением, вести конструктивный
Урока: Обучающие iconПлан-конспект урока по технологии тема урока: комнатные растения в жизни
Обучающие: создать условия для формирования практических умений и навыков, учащихся при работе с творческими проектами
Урока: Обучающие iconПлан урока цели урока: Обучающие: организовать деятельность учащихся...
В результате изученной темы учащиеся должны
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Уроки внеклассного чтения по рассказу Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» в старших классах
Урока: Обучающие iconТема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока
Задачи урока. Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие (дидактические)
«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств»
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать,...
Урока: Обучающие iconКонспект урока биологии в 8 классе
Обучающие: Обеспечить углубление и усвоение знаний о заболеваниях органов дыхательной системы и их профилактики. Сформулировать правила...
Урока: Обучающие iconУрока: Обучающие
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница