Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока




Скачать 45,15 Kb.
НазваниеУрок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока
Дата публикации20.08.2013
Размер45,15 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок в 5 классе по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Цели урока:
Образовательные:

- проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

- развитие речи и творческого мышления обучающихся;

- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения - взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

- воспитание культуры работы в группе;

- воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование:

-Портрет И.А.Крылова;

-Выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

-Плакаты:»Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

-Высказывание А.С.Пушкина о Крылове:»Крылов- самый народный поэт, -превзошедший всех баснописцев».
^ Ход урока.

1)Слово учителя.

Великого русского баснописца И.А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. В г. Санкт-Петербурге и у нас в Твери, у памятника И.А. Крылову, всегда много детей. Дети с удовольствием рассматривают баснописца и его героев: разных зверей и птиц, которые окружили поэта.

2) ^ Что вы знаете о биографии Крылова?

2а) Обобщающее слово учителя.

За свою долгую жизнь (75 лет) он написал около 200 басен. Но кроме басен, Крылов создавал пьесы для театра, писал рассказы, стихи, водевили, издавал журнал. Один из знакомых баснописца писал, что «в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств». Он мог стать замечательным актером, выдающимся музыкантом (играл на скрипке), но сильнее всего его талант проявился в баснях.

Басни писали и Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но у И.А. Крылова они получались лучше всего, потому что он писал просто, доходчиво. Все в этих баснях понятно. Прошло более двухсот лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками, и подсказывают как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. В.Г.Белинский сказал:»Кто хочет изучать русский вполне , тот должен познакомиться с Крыловым». Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню»Лебедь, Щука и Рак».

Впервые мы находим басню в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За 6 веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.
^ 3). Беседа по вопросам.

1) Что такое басня?

(Басня- это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни-животные , растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой

хитрость, лицемерие. Осел- тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни- мораль.)
^ 2). Из каких частей состоит басня?

3). Что такое мораль?

4). Что такое аллегория?
4) Викторина (узнать по морали саму басню)

- «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

- «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

- «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

- «Ай, Моська, знать, она сильна!»

- «Чем кумушек считать трудиться…»

- «Кукушка хвалит петуха»

- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(«Квартет»)

- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

- « Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела;

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.»

(«Стрекоза и муравей»)

^ 5) Актуализация знаний. Сегодня мы будем изучать басню, моралью которой являются следующие слова.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(«Ворона и Лисица»)

^ 6) Это басня Крылова, но у Эзопа есть прозаическая басня с похожим сюжетом.

Эзоп. Ворон и Лисица.

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела , и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы , конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:»Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, -ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».Басня уместна против человека неразумного.

^ 7) Теперь мы познакомимся с басней Крылова в аудиозаписи.
8) Беседа по вопросам.

- Найдите и прочитайте слова, которые говорят о неуклюжести Вороны (взгромоздясь).

- Найдите и прочитайте слова о глупости Вороны, мечтавшей как бы получше съесть сыр.

Рассмотрите иллюстрацию к басне.

- Почему Лисица остановилась под деревом?

- Как она подходила к дереву? Найдите в тексте и передайте голосом ее хитрость.

- Перечитайте, как Лисица хвалила Ворону. - Что она ей говорила?

- Была ли эта похвала правдой? (Нет).

- А почему же Лисица так лживо и долго хвалила Ворону?

- Как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы?

- Какой была Ворона?

- Удалось ли Лисицы добиться своей цели?

- Какие качества осуждает и высмеивает автор?

- В каких строчках заключается мораль басни?

- Чем басня похожа на сказку?

-Можно ли принять мораль этой басни сегодня?

^ 9) Подготовка к выразительному чтению.

-Сейчас мы будем читать басню выразительно. Для того, чтобы прочитать басню хорошо, проведём речевую разминку.

Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны.

Прочитайте про себя.

Читаем вслух.

Цепочкой по предложению.

Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит?

В монологе Лисицы поставим логические ударения, найдите монолог Лисицы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.

10 Работа в парах. Чтение по ролям.

11) Итог урока. Рефлексия.

12). Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

Похожие:

Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconКонспект урока по литературному чтению Творчество И. А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»
Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconБесполезные факты
В москве на углу улицы Руставели и Огородного проезда установлен памятник плавленому сырку «Дружба». На постаменте сидят герои басни...
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconУрок литературного чтения в 4-м классе. Тема урока: «Басни И. А. Крылова»
Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И. А. Крылова
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconУрок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя"
Урок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя". Критика "общественного договора" Ж. Ж. Руссо. Мораль...
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconОтветы на вопросы олимпиады по литературе, 5 класс
«Волк на псарне»; б) «Свинья под дубом»; в) «Ворона и лисица»; г) «Квартет», Мораль (5 б.)
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconУрок русского языка в 7-м классе Цели урока
Цели урока: Способствовать формированию патриотического отношения учащихся к русскому языку, осознанию его величия и могущества
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconЛитература ХХ века: -и. А. Бунин «Косцы»
И. а крылов «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconУрока: Электронная почта. Цели урока
Данный урок был проведен в 11 классе Сельцовской средней школы №1. 23. 11. 2006
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconУрока. Сообщение темы и цели урока
Урок математики в 4-м классе по программе "Школа России" по теме "Виды треугольников"
Урок в 5 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица» Цели урока iconУрок истории в 7 классе. Тема урока «Ярослав Мудрый»
Цели урока: закрепить знания учащихся о первых русских князьях, их деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница