Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час




Скачать 34,61 Kb.
НазваниеН. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час
Дата публикации19.08.2013
Размер34,61 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.

Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».

Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».

2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.

З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; развитию памяти, воображения.

4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.


Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).

^ ХОД УРОКА:

Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».

По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).

Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?

(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)

Учащиеся получили домашнее задание на урок:

1. Прочитать стихотворение Н.Рубцова « Тихая моя родина».

2 .Зарисовать картину родины, «нарисованную поэтом».

Перед уроком рисунки развешиваются на доске.

Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.

Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!

Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья...

Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?

«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.

Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.

Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « ...тихая, тихо ответили, тихо проехал...». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.

Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.

Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.

Например:

«...Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)

--Это на том берегу.»

«...Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)

Тихо проехал обоз».

Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?

Ответ: Лиричная, грустная.

Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:

«...Купол церковной обители

Яркой травою зарос...»

«...Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...».

Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:

« ...Школа моя деревянная!...»

«...Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!...» (сравнительный оборот).

Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»

« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой...

Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:

«...Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта...».

Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.

Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «...чувствовать самую жгучую, самую смертную связь...» с ним...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».

Похожие:

Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconСочинение. Родина моя, моя Родина
...
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconВладимир Рекшан Родина любви (Задушевная повесть) “ Моя уточка, моя голубка, моя кошечка!”
Готовясь вместо сына-первокурсника к экзамену по античной литературе, я наткнулся на сочинение Тита Лукреция Кара (98–55 гг до н...
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconПоложение об областном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина:...
Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится Министерством образования и науки Российской...
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconМоя Родина Россия
Родина, родничок, Россия, росинка, синий…Слова ассоциируются с чистым светом, надеждой, верой и любовью, с местом, где я родилась...
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconКлассный час «Мой край -моя малая Родина»
Классный час «Мой край –моя малая Родина», посвященный 75-летию Краснодарского края
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconЛитература 5 класс. Тема: М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения
Начать работу над анализом конструктивных элементов текста, помогающих понять смысл стихотворения
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconУ каждого человека есть родина. Это место, где он родился. Моя родина...
Это место, где он родился. Моя родина – Старый Оскол. Это древний город, четыре столетия назад ставший крепостью. Сейчас меняется...
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconСвет мой, родина моя
Хлеб, которым человек кормится,(3 сл.)земля, на которой человек живет, (4 сл.)мать, которая дает жизнь Без всего этого человеку жить...
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час iconЗадумывались ли Вы о том, что чувство родины важнейшее чувство для каждого человека?
Разработка классного часа для учащихся начальной школы по теме: «Земля моя – Родина моя»
Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения). 7класс,1час icon«Россия – Родина моя»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница