Тема патриотизма в живописи 20 века




Скачать 221,12 Kb.
НазваниеТема патриотизма в живописи 20 века
Дата публикации19.08.2013
Размер221,12 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы
МОУ «Дьектиекская сош»

МО «Шебалинский район»

Республика Алтай




Тема патриотизма в живописи 20 века.

Составитель: Шадрина Любовь Павловна, учитель

русского языка и литературы.

с.Дьектиек

2010г.

В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». Основа содержания картины – историческая. Она нашла отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», т.е. о походе Игоря, состоявшемся в 12 веке. Войско кн. Игоря сражалось с кочевниками и потерпело поражение, а князь попал в плен: не поддержали, предали его русские князья, поссорившись между собою. Картина Васнецова – скорбный плач по героям «Слова…»

^ Художник изобразил не саму битву, как это принято в батальной живописи, не яростный бой, не шум сражений, а тишину «после побоища», когда сама природа оплакивает погибших.

На полотне – неоглядное летнее поле. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат павшие; вокруг разбросано оружие, тут и там возвышаются красные щиты. Из-за сине-чёрных туч восходит кровавая луна. В смертельном поединке схватились орлы.

Среди полевых цветов в нарядных одеждах лежат два прекрасных русских витязя. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты, смотрят на нас и будто вопрошают о чём-то. А златокудрый юный княжич, пронзённый стрелой в самое сердце, словно спит после своей первой ( и последней) битвы. «Изронил жемчужную душу из храброго тела», как говорили в те времена.

Трудно поверить в смерть прекрасных воинов. Вместе с художником мы вглядываемся в их лица, позы, любуемся доспехами, цветом одежды: тут и сине-голубой плащ с золотой каймой, красные и жёлтые сапоги, розовая рубашка. А вокруг – густые зелёные травы, белые ромашки, голубые васильки… Жить бы и радоваться всем среди этой красоты! Как бесчеловечна, как жестока битва – «побоище»!


Александр Павлович Бубнов – известный художник, которого привлекали героические события русской истории. В годы Великой Отечественной войны он задумал произведение, воскрешавшее далёкое прошлое нашей Родины, когда русский народ встал на борьбу против татарского ига. Прошлые и современные события перекликались между собой. Подвиг воинов Древней Руси был особенно близок и понятен, так как советские воины защищали страну от фашизма. Образ Дмитрия Донского, мужественного воина, который повёл народ на освободительную борьбу, служил героическим, вдохновляющим примером.

В основу картины «Утро на Куликовом поле» легла идея патриотического подвига народа, любви к Родине, беспокойства за её судьбу. Лучшие качества русских людей: мужество, отвага, сплочённость в трудные минуты- отразились в этой исторической картине. Художник написал большую многофигурную композицию, показал на полотне народные массы, русскую рать, создал яркие образы героев знаменательной битвы. Утренний туман лёг на берега Непрядвы, по одну сторону которой татары, а по другую – русские. На луговых просторах реки собралось русское войско. Вздымается лес пик. Дмитрий Донской изображён на богатырском коне в богатой сбруе, в кольчуге, шлеме, в окружении своих ближайших военачальников. Выделяя

фигуру полководца, художник помещает его под боевым знаменем. Облик Дмитрия Донского полон решимости, уверенности. Повелительным жестом он указывает в сторону врага и как бы направляет туда войска. Не менее выразительно обрисованы русские воины. В белёсом свете раннего туманного утра вырисовывается расплывчатыми контурами войско, которое растянулось далеко в глубину. Мелькают пики, колышутся знамёна. Первые ряды войска в правом углу картины видны ясно, отчётливо. Вышли на берег русские богатыри, и стар, и млад, и бывалые воины в полном боевом облачении, и малоопытные, не бывавшие в ратном деле. Кто опытным глазом оценивает обстановку, кто выжидательно скрестил на пике руки, кто с любопытством выглядывает из-за спин передних. Разные характеры, разные чувства, но все объединены напряжённым ожиданием, все едины в стремлении победить. Войско Дмитрия Донского – грозная сплочённая непобедимая сила. Это героическое, приподнятое, бодрое звучание картины выражено в общей красочности, с которой написаны ратники, их многоцветные одежды, металлический блеск боевого оснащения, яркие цвета щитов, объединенные в нежно зелёно-голубоватую гамму. Всё полотно и колористически, и композиционно, и образно приобретает спокойное, торжественное и величественное звучание.


Михаил Иванович Авилов – известный художник, мастер исторической живописи и баталист. В годы Великой Отечественной войны Авилов обратился к героической истории нашей Родины, потому что патриотические подвиги прошлого были вдохновляющим примером в тяжёлой борьбе народа за свою свободу и независимость против фашизма.

Историческое полотно «Поединок Пересвета с Челубеем» воскрешает решающую битву русских с татарами на Куликовом поле. Эта патриотическая тема раскрывается художником в крупной монументальной композиции очень красочно, в приподнято-бодром, радостном колорите. Вера в победу, в силу, выдержку, волю русских, ставших на защиту своих прав, - вот основное содержание картины. Две силы сошлись на Куликовом поле для решающей схватки. Слева стоит русская рать, конники в кольчугах, в боевых шлемах, с пиками, мечами, щитами, под знамёнами, хоругвями. Стройный порядок, выдержка, гордое достоинство свойственно воинству. Справа – пёстрая толпа татарских воинов в противоположность русским показана воинственной, взволнованной, жестикулирующей. Полчища татар несметны, вооружены пиками, саблями. Оба войска охарактеризованы лишь в общих чертах, но живописно – одни в гармоничной серо-голубой гамме, другие – в пёстрой жёлто-сине-красной.

Всё внимание художника сосредоточено на двух центральных фигурах – Пересвете и Челубее. Это два сильнейших воина каждой армии, , которые выехали для поединка перед боем. Крупным планом во всю высоту холста даны конники. Масштабы их так огромны по сравнению с крошечными фигурками стоящего вдали войска, что они кажутся сказочными богатырями. Мастерство передачи динамики конных фигур позволило Авилову показать момент наивысшего напряжения в битве. Всадники столкнулись, ударили пиками, кони вздыбились, и вот Челубей, теряя равновесие, начинает валиться назад. Его яркая шапка, отороченная мехом, упала, конь оседает на задние ноги. Выразительно написана голова лошади, её раздутые ноздри, разметавшаяся грива, испуганные насторожённые глаза. Живопись фигуры Челубея на рыжем коне, широкая и броская, цветастая, передаёт сильную напряжённость, беспокойство, взволнованность.

Фигура Пересвета на чёрном коне в цвете решена цельней, спокойней, гармоничней, в сине-голубой гамме. Здесь тоже есть напряжение, но сдержанное, волевое. Определённую настроенность всей сцене придаёт пейзаж. Спокоен зелёный ковёр трав с красочными пятнами цветов. Но небо, с нависшими, грозовыми, в беспокойном хаосе клубящимися над землёй облаками, тревожно и своим серо-синим колоритом предвещает бурю.



Василий Иванович Суриков – выдающийся русский художник 2-ой половины 19 века – всё своё творчество посвятил исторической живописи. Он обращался к тем событиям русской истории, в которых отчётливо проявлялась сила народа, его сплочённость и выдержка в трудных испытаниях, его мужество и отвага. В произведениях Сурикова народ предстаёт подлинным героем.

Героическому подвигу русских войск посвящена картина «Переход Суворова через Альпы». В невероятно трудных горных условиях, без продовольствия, тёплой одежды, боевого оснащения, окружённые превосходящими силами противника, суворовские чудо-богатыри совершили переход через горные хребты и перевалы Альп, принёсший бессмертную славу русскому оружию. Храбрость русского воина, его самоотверженность, героический и патриотический смысл подвига, совершённого русскими солдатами в Альпах, передал художник на полотне.

Суриков изобразил горный хребет, покрытый вечными льдами и снегом, обрывающийся отвесной стеной в ущелье. По нему лавиной скатываются вниз солдаты. Находясь на самом краю уступа скалы, Суворов верхом на разгорячённом, рвущемся коне призывает солдат смело ринуться вперёд. Не-удержимо движение людей и нет страха на их лицах, они полны решимости

преодолеть все трудности. Отвага, душевная стойкость, выдержка, боевой пыл видны на лицах и пожилых опытных воинов, и совсем ещё молодых, безусых новобранцев.

^ Фигура и лицо самого Суворова тоже полны энергии, порыва, бесстрашия. Он - великий полководец – слит с солдатской массой, и художник композиционно подчёркивает это. Фигуру Суворова в картине замечаешь не сразу, так как он дан на заднем плане, а передним крупным планом художник показывает рядовых солдат, тех, кто первыми ринулись в пропасть. Они и есть истинные герои. Главное внимание в картине художник уделил передаче стремительного движения, единого порыва и огромного напряжения. Передние четыре фигуры написаны на отвесной плоскости, их лишённые опоры ноги поджаты, подтянуты к груди и рукам, чтобы чуть затормозить и замедлить падение. Чувствуется в позах солдат торможение; вместе с тем видно, как отвесны глыбы голубого льда, текучи ничем не сдерживаемые осыпи снега. Проплывающие по хребту голубые облака подчёркивают, как высоки горы, как глубока и бездонна пропасть, куда скатываются солдаты. Холодный колорит картины, исполненный в синих, голубых, зелёных цветах с небольшим добавлением только в одеждах ярких красных тонов, эмоционально передаёт суровость природы, стужу, ветер в горах. Так, правдиво изображая суровый и величественный горный пейзаж, художник воссоздал ту сложную обстановку, в которой суворовские чудо-богатыри показали чудеса мужества и храбрости.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – один из ведущих советских живописцев, посвятивший своё творчество изображению жизни и труда колхозного крестьянства. В трагичные годы Великой Отечественной войны художник написал ряд произведений о том, как война разрушила счастливую жизнь советских людей. Незабываемые впечатления производит картина «Фашист пролетел». неожиданно обрушилось несчастье на людей, неожиданно пришла смерть, и Пластов с большой эмоциональной силой рассказывает об этом в картине. среди мирных лесов и людей художник показывает жертвы войны – мальчик-пастушок, расстрелянный фашистским самолётом, виднеющимся в небе, с ним рядом убитые коровы и телята. остальное стадо, напуганное, разбрелось по лесочку, и только верная лохматая собачонка не прокинула своего друга, сидит возле убитого и , подняв вверх морду, жалостно воет.

Как всегда в картинах Пластова, большую роль играет пейзаж. Лиричная и величавая русская природа с её спокойствием полей и тишиной лесов сюжетно подчёркивает, как неожиданно и вероломно, средь этого мирного пейзажа совершилось жестокое нападение. Эмоционально этот осенний пейзаж вносит в картину настроение печали. Тонкие берёзки, будто жалуясь, трепещут на ветру. В картине господствуют охристые желтовато-серые, желтовато-коричневые тона, цвета увядания природы, поздней ненастной осени. Именно этот колорит передаёт настроение щемящей грусти. Однако вдали ярко зеленеет поле озимых, и этот мажорный цвет будто говорит, что природа полна ещё жизненных сил, несмотря на осень, на хмурое небо.

Чтобы передать неожиданность, мгновенность всего происшедшего, художник строит фрагментарную композицию, которая является как бы частью, деталью чего то большого, и поэтому краем холста срезается и куст справа и фигуры овец слева. Создаётся впечатление, будто за пределами картины продолжается то, что изображено живописцем в этом фрагменте.

Спокойные не бросающиеся глаза серо-охристые тона, богатство оттенков, мягкое, рассеянное, ровное освещение – всё это лучшие качества живописного мастерства Пластова.

Пластов показал лишь один момент из жизни, но сумел вложить в картину глубокую мысль о человеконенавистничестве фашизма и передать свою любовь к Родине, к её людям, свою скорбь, свой протест против войны.




Выдающийся советский художник Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964) – автор больших тематических картин, портретов, пейзажей, иллюстраций к произведениям русских и советских писателей. Красной нитью через всё его творчество проходит крестьянская тема.

В грозные годы Великой Отечественной войны Герасимов пишет большое полотно «Мать партизана» (1943г.). Пытки, пожарища, опустошение и смерть принесли с собой на нашу землю фашистские орды. Лишь героическое сопротивление советских людей, бесстрашно боровшихся с захватчиками, могло остановить и сломить тупую звериную силу гитлеризма. Именно об этом рассказывает картина. Она строится на противопоставлении двух образов: тупого, грубого, жестокого фашистского карателя и гордой, полной достоинства пожилой крестьянки. Глядя на эту женщину, мы понимаем, что она не дрогнет перед пытками и скорее умрёт, чем выдаст односельчан. В её спокойной, уверенной позе, в её как бы вросшей в родную землю фигуре, в её упорном молчании (недаром так плотно сомкнуты губы) чувствуется несломленная сила человека, преданного своей Родине.

Ощущение превосходства матери подчёркивает световое решение и композиция картины, также построенные на контрастах. Мать изображена в белой кофте, золотистом платке. На ней художник сосредоточил весь блеск солнечного света, всю силу звучания ярких и светлых красок. Поза фашиста, несмотря на его широко расставленные ноги, кажется неустойчивой, рука в повелительном жесте повисла в воздухе. На эсэсовце одежда тёмного серо-зелёного цвета и чёрные сапоги, от его фигуры на светлую землю падает чёрная тень.

Таким образом, мы видим, что полотно чётко делится на две части: слева озарённая ярким солнцем мать партизана и за нею народ, справа, как воплощение сил зла и мрака, - тёмная зловещая фигура эсэсовца, за ним – трупы и дым пожара.

В двух образах художник сумел раскрыть существо противоборствующих сил войны и показать неизбежность победы советского народа.



Александр Александрович Дейнека (1899-1969) – известный художник 20в., в многообразном разностороннем творчестве которого ярко отражается действительность, жизнь и труд людей, их радости, тревоги и борьба. Всё это передано художником взволнованно, в запоминающихся ярких образах, чрезвычайно выразительным художественным языком. Тема героической борьбы советского народа против фашизма прочно вошла в творчество Дейнеки.

Одной из самых значительных картин в советском искусстве, посвящённых Великой Отечественной войне, является монументальное полотно «Оборона Севастополя». Оно написано в тяжёлый начальный период войны. Полотно наполнено глубоким драматизмом и ощущением величайшего героизма советских воинов. В картине отражена напряженная битва за героический город на море. Художник не даёт обстоятельного рассказа, он сосредоточивает всё внимание на показе беззаветного мужества моряков, которое рождало чудеса героизма, на динамике, напряжённости яростного боя, в котором раскрывается бессмертная доблесть защитников Севастополя. Образно воплощает Дейнека свою мысль о том, что в этой битве сошлись две силы: справа по диагонали двигаются полчища фашистов, нацелены их штыки; а слева встали грудью на защиту города советские моряки. Тёмная масса врагов в зелёных мундирах и фигуры моряков в белых матросках – так художник сопоставляет в цвете две силы. Драматизм событий передан напряженным колоритом картины, который художник строит на простейших цветовых сочетания: синее, красное, зелёное, белое. Все цвета насыщены, глубокой синью отдают воды Черного моря, огнём горит красное зарево на небе, на тёмной воде ослепительной белизной выделяются матроски, контрастно воспринимается смуглое тело моряка, а на обагрённых кровью белых камнях мостовой зловеще расползлось ядовитое зелёное пятно фашистского мундира. Дейнека передаёт бурное, стремительное движение моряков, бросающих гранаты, порывистый натиск и бросок вперёд дальних рядов моряков. Центральный персонаж этой многофигурной композиции – раненый моряк, у которого по лицу течёт кровь, но, невзирая на рану, он швыряет во врагов связку гранат. Это образ обобщающий, олицетворяющий силу, мужество, отвагу и беззаветную преданность воинскому долгу. Это герой, и, как легендарного богатыря, мастер пишет его во всю высоту холста. Моряк возвышается на фоне синего моря и траурного неба в зареве и дыме пожарищ, что придаёт этому великану определённый оттенок трагедии, и вместе с тем вся его белая величественная фигура звучит как утверждение светлого будущего человечества. Уверенностью в победе, в торжестве справедливого мира на земле веет от этого героического образа.


Юрий Михайлович Непринцев –советский художник, создавший в послевоенные годы одну из самых популярных картин, которая рассказывает о буднях войны, о рядовых участниках великих событий. Художник сумел в обыденной армейской жизни раскрыть трудности военных лет и стойкость, выдержку советских людей, веру в победу, высокие душевные качества воинов, их дружбу, сплочённость, оптимизм.

Картина «Отдых после боя» повествует о том, как в коротком привале в лесу зимним днём отдыхают воины. В отдалении видны танки, разведчики ещё не сняли белых маскировочных халатов, но группа бойцов уже собралась вокруг закуривающего солдата. Художник старается создать в картине наиболее естественную обстановку, поэтому он показывает солдат в минуту отдыха на коротком привале в лесу. Все солдаты изображены в непринуждённых, естественных позах; художник создаёт живую, правдивую композицию. Он строит замкнутую круговую композицию, поэтому по переднему плану располагает фигуры спиной к зрителю. Солдаты собрались в кружок вокруг Тёркина, и это придаёт сцене задушевность, теплоту человеческого общения. Вместе с тем Непринцев выделяет фигуру Тёркина и делает её центральной. Тёркин написан художником с глубоким проникновением в характер бывалого русского солдата. Он, завзятый рассказчик, балагур и душа-человек, готов угостить товарища и табачком – красный кисет у него тут же в руке. В этой многофигурной композиции до тридцати действующих лиц, и каждый индивидуально охарактеризован художником.

Слева пожилой солдат ест из котелка, видно, устал, но и его лицо тронула добродушная улыбка. Самые большие любители шутки – это молодые парни рядом с Тёркиным, они теснятся поближе, наваливаясь на соседей, чтобы всё видеть и слышать. Наибольшее оживление в центре. Огромное мастерство продемонстрировал художник в передаче настроения, в выражении эмоций большого числа людей. Каждый персонаж картины поступает и выражает свои чувства так, как свойственно только ему, то есть сугубо индивидуально. Живопись картины тональна, не многоцветна. Серые шинели, защитного цвета плащ-палатки и вещевые мешки, белые маскхалаты – всё это написано в картине очень сдержанно, приглушённо, не ярко. Оживляет и освежает серо-охристый, зелёно-охристый колорит картины зимний пейзаж. Солнце робко освещает голые ветки деревьев и пушистые ели. Тёмно-коричневым цветом окрасились уже стволы и ветки, а на снегу лежат тени, которые обычно в марте окрашивают белоснежные просторы голубыми узорами. Единственный яркий цвет в картине – это красное пятно кисета, красные звёзды на шапках да красные канты погон. В частном эпизоде Непринцев сумел показать типические черты воинов Советской Армии-освободительницы, уверенность в победоносном исходе войны.



Александр Иванович Лактионов – автор жанровых картин и портретов. Его произведения привлекают ясной, чётко прорисованной формой, как бы

рельефными объёмами и тщательным изображением дета лей. Лучшим произведением художника является «Письмо с фронта»(1947г.) Почти не было в нашей стране семьи, которая в годы Великой Отечественной войны не имела бы родных или близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником, они были близки и понятны каждому советскому человеку. Вот почему Лактионов выбрал такую тему для картины.

Раненый солдат, приехавший в отпуск в тыловой городок, разыскал семью фронтового товарища и передал от него долгожданное письмо. Тут же на крылечке мальчик-пионер читает вслух письмо отца. Судя по радостным улыбкам людей, в письме содержатся хорошие вести. Письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его боевого товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать письмо с фронта. Сплочённость и дружба простых людей, живущих жизнью фронта, жизнью и интересами своей Родины, - вот подлинное содержание картины. В небольшом частном эпизоде художник сумел увидеть то новое, типическое, что характеризует наших людей в их взаимоотношениях.

Содержание картины художник раскрыл соответствующими художественными средствами, в первую очередь, типичным сюжетом, нашедшим живой отклик в сердце каждого человека, пережившего войну. С радостными переживаниями людей гармонирует сильный, всё пронизывающий солнечный свет, скрашивающий невзрачность обстановки: ветхое покосившееся крылечко, облупившуюся штукатурку, щелявые перильца. Этому же соответствует и открывающийся за распахнутой дверью напоённый чистым прозрачным воздухом летний городской пейзаж со звонко-голубым в белых облачках небом и светлой зеленью травы и деревьев. Эффекты яркого солнечного света ещё более усилены излюбленным приёмом художника – расположением действующих лиц на фоне источника света (так называемый «контражур»). Это позволяет подчеркнуть формы и выявить объёмы светлым контуром и резко положенными тенями и бликами, как бы «вырывающими» предметы из пространства; всё изображаемое становится при этом почти выпуклым, осязаемым, объёмным.




Кукрыниксы (Куприянов Михаил Васильевич (род. 1903), Крылов Порфирий Никитич (род. 1902), Соколов Николай Александрович (род. 1903) – творческий коллектив художников, завоевавших в советском искусстве широкую известность. Кукрыниксы – авторы острых политических карикатур и сатирических рисунков, иллюстраторы лучших произведений русской, советской и зарубежной литературы, живописцы, создавшие ряд содержательных картин. Годы Великой Отечественной войны с их жестокими испытаниями, выпавшими на долю Родины, с героизмом советских людей нашли отражение в полотнах Кукрыниксов. В картине «Конец» раскрыто историческое значение Победы Советского Союза над фашизмом.

Показаны последние минуты в Ставке Гитлера. Панический ужас, смятение охватили гитлеровское командование. Художники подробно рассказывают об этом, изображая подземную рейхсканцелярию, в которой разбросаны на полу бумаги, валяется на полу перевёрнутый стул, стоят приготовленные для бегства чемоданы, повисла трубка оборвавшегося телефона, сбита скатерть на столе. От взрывной волны перекосилась картина на стене. Кукрыниксы пишут весь интерьер в холодной, резкой гамме сине-зелёных цветов, вводя кое-где красный цвет, например, в живописи скатерти, лампасов, чемоданов, бутылок с вином. Чтобы привлечь внимание к некоторым наиболее выразительным деталям, художники умело используют в картине резкий холодный свет, вырывающий из мрака подземелья отдельные предметы, фигуры, лица, наиболее сильно раскрывающие идейный смысл всего происходящего. Художники дают естественную жанровую композицию, показывая угол комнаты, где за столом сидят трое офицеров. Стол, сдвинутый вправо, оставляет левый угол картины свободным, и здесь, в чёрном просвете открывшейся двери, видна ярко освещённая фигура Гитлера. Кукрыниксы дают разнообразную характеристику своим персонажам. Один от отчаяния напился до бесчувствия и уже ничего не видит и не слышит. Рядом с ним, как хищник, сжавшись в комок, закрыв лицо фуражкой, сидит эсэсовец, нервно барабаня пальцами по столу. Впереди – насмерть перепуганный генерал, судорожно вцепившийся в край стула, оцепеневший, с остекленевшим взглядом. Все они потеряли человеческий облик. Но сильней всего ужас от победоносного наступления Советской Армии, ощущение полного конца, передан в лице и фигуре Гитлера. Его не держат подкосившиеся ноги, он ухватился за косяк двери, правой рукой рвёт ворот своего мундира. В обрисовке персонажей Кукрыниксы, как художники-сатирики и карикатуристы, прибегли к помощи гиперболизации, преувеличения. Раскрыв жестокую звериную сущность фашизма, моральное разложение фашистского командования, Кукрыниксы произнесли смертный приговор фашизму, показали неизбежность его краха.




Пётр Николаевич Логинов (род. 1899г.) и Владимир Евгеньевич Памфилов (1904-1970гг.) посвятили свою картину «Знамя Победы» радостному Дню Победы советского народа над фашизмом.

В своём батальном полотне Логинов и Памфилов воспроизвели широкую картину Берлина, разрушенного, озарённого пламенем и окутанного дымом пожаров. На улицах города ещё идут ожесточенные бои, а над рейхстагом – главным правительственным зданием – двое отважных советских воинов уже водружают Красное знамя – символ Победы Советской страны над фашизмом. Это символ светлой надежды всех миролюбивых народов. Не только сюжетно, но и живописно передают художники свою идею. Красным сияющим пятном выделяется флаг на фоне чёрного клубящегося дыма пожара. На горизонте дым начинает рассеиваться, проглядывает весеннее лучезарное голубое небо. Художники создают пространственную композицию, то есть с широким углом зрения, когда перед взглядом расстилается весь город. Так живописно, эмоционально художники стараются выразить, что мрак войны рассеивается, и наступает спокойная, радостная мирная жизнь.

На переднем плане картины крупно изображён стеклянный купол рейхстага. Разбитый, с выбитыми стёклами, охваченный огнём и дымом, с обнажившимися конструкциями, балками, переплётами, он выглядит каким-то фантастическим страшным скелетом. По сравнению с этим крупным сооружением все остальные здания города изображены в очень мелком масштабе. С тщательностью миниатюристов пишут художники разрушенные дома, торжественную арку Бранденбургских ворот, танки, орудия, машины. Панорамный вид города служит правдивым, выразительным фоном для композиционного и смыслового центра – солдат, водружающих на рейхстаге Красное знамя Победы. Если панорама города написана легко, полупрозрачно, в голубовато-дымчатых, охристо-розовых тонах, то центр композиции, размещенный по переднему плану картины, написан плотно, интенсивно ярко в резких контрастах чёрного и красного.


Евгений Викторович Вучетич (1908-1974) посвятил своё творчество созданию памятников и портретов славных защитников родины.

В старинном берлинском Трептов-парке, где под сенью вековых платанов похоронены советские воины, герои штурма Берлина, в 1949г. был воздвигнут памятник. Авторы этого грандиозного памятника воинам Советской Армии - скульптор Вучетич и архитектор Я.Белопольский - создали величественный комплекс мемориальной, декоративной и парковой архитектуры, монументальной скульптуры и живописи.

^ Монументальные арки открывают вход на территорию памятника. С обеих сторон на цоколе арок из светло-серого гранита рельефно изображены орден Великой Отечественной войны и даты великой битвы «1941-1945». На фронтоне высечены слова : «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины!» Зелёная аллея ведёт к белеющей вдали статуе. На фоне елей выделяется гранитная фигура женщины, полная скорби и печали. Это образ Матери-Родины, скорбящей о погибших на поле брани. От неё широкая аллея, замощённая гранитными плитами, обрамлённая четырьмя рядами пирамидальных тополей, плавно поднимается на возвышенность и приводит к главному входу. В конце аллеи взору неожиданно открываются колоссальные гранитные террасы, над которыми как символ воинской чести павшим возвышаются гигантские приспущенные знамёна. В зеркальной поверхности красного полированного гранита знамён отражается зелень парка. Это создаёт впечатление, что колышется алый пурпур. У подножия знамён, лицом друг к другу, стоят бронзовые фигуры коленопреклонённых воинов, как бы склонившихся перед подвигом погибших товарищей.

Склоненные знамёна образуют величественные ворота, в просвете которых виден «Воин-освободитель» - главный монумент памятника воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Таким образом, строгая простая планировка всего мемориального ансамбля выгодно подчёркивает монументальность его главных архитектурных и скульптурных элементов: склонённых знамён, партера с братскими могилами и саркофагами и, наконец, тринадцатиметровой бронзовой статуи «Воина-освободителя», возвышающейся на башне мавзолея и завершающей собой пространственную композицию всего сооружения.

^ Советский солдат с открытым красивым русским лицом попирает ногами обломки разрубленной им фашистской свастики. Одной рукой он крепко сжимает меч, другой бережно держит ребёнка, доверчиво склонившего кудрявую головку на плечо своего спасителя. В этом типичном облике советского солдата, в его мужественном лице скульптор запечатлел высокие моральные качества воина Советской Армии. Не для завоеваний, не в поисках наживы, не за новыми территориями шёл он от Сталинграда до Эльбы!. Великая миссия освобождения не только своей Родины, но и человечества от гнёта фашизма руководила его историческим походом. Он спас человечество, его многовековую культуру. Воин стоит, как монолит, гордый и величавый. Голова слегка откинута назад, зоркий взгляд устремлён вдаль. Мягко ниспадающие складки плаща усиливают торжественность образа. Как верный страж, как часовой на посту, твёрдо, уверенно, непоколебимо стоит в центре Европы советский воин, бдительно охраняя мир.


Николай Васильевич Томский (род. 1900) – известный советский скульптор. С большим подъёмом работал он в годы Великой Отечественной войны над скульптурным портретом советского человека -патриота. Одним из лучших портретов является бюст (погрудное изображение) дважды Героя Советского Союза генерала армии И.Д.Черняховского, погибшего в годы войны. Этот портрет сделан посмертно в связи с работой над памятником герою для г.Вильнюса. Портрет высечен скульптором из белого мрамора, обработка которого полировкой придаёт камню как бы прозрачность; глянцевая поверхность оживляет камень и сообщает жизненную теплоту изображению. Композиция портрета чрезвычайно проста. Томский изобразил Черняховского в фас, но придал голове лёгкое, стремительное движение немного вбок и вверх. Это движение слегка ощущается и в плечах. Из глыбы мрамора, не обработанного, а лишь едва тронутого резцом скульптора, выступают плечи, шея, голова. Такими приёмами Томский акцентирует внимание на лице человека и раскрывает его характер, волю, мужество, душевную чистоту и силу. У Черняховского открытое, с крупными красивыми чертами лицо, прямой, твёрдый взгляд, волевой подбородок, решительно сжатые губы; волосы разметались в каком-то стремительном порыве. Всё в облике этого человека полно благородства, внутреннего величия и вместе с тем человеческой теплоты, обаяния, даже юношеского задора и пылкости. Томский создал портрет глубоко индивидуальный, но отразил в нём самые существенные черты лучших самоотверженных сыновей.



Матвей Генрихович Манизер (1891-1966) – выдающийся советский скульптор-монументалист, автор многих памятников, сооружённых во многих городах нашей страны. В годы Великой Отечественной войны Манизер одним из первых откликнулся на трагическую гибель Зои Космодемьянской, запечатлев её образ в скульптуре. Летом 1942г. было решено установить бронзовый памятник «Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская» в её родном г. Тамбове. За осуществление данной задачи горячо взялся Манизер. А к осени 1942г. статуя для памятника была окончена и появилась на выставке «Великая Отечественная война», открытой в залах Государственной Третьяковской галереи. Работая над созданием образа Зои, скульптор внимательно изучил немногочисленные фотографии девушки, а также ознакомился с её дневниками, много советовался с её матерью – Л.Т.Космодемьянской, подбирая подходящую модель для лица и фигуры Зои.

^ Образ героини передан Манизером глубоко и верно. Зритель видит перед собой стройную русскую девушку с коротко остриженными волосами, в ватной стёганке, с винтовкой за плечами. Она идёт легко, прямо, уверенным и твёрдым шагом. Крепко и решительно сжаты руки, сдвинуты брови, гордо вскинута красивая голова. Перед нами московская школьница, ставшая бойцом партизанского отряда.

Статуя построена с расчётом на обозрение со всех сторон. Обходя скульптуру вокруг, зритель полнее воспринимает её содержание. С правой стороны нас поражает внутренняя собранность Зои, уверенность и чёткость её шага, подтянутость всей фигуры, подчёркнутая вертикалью винтовки за плечами, энергия жеста правой руки, сжимающей ремень оружия.

Выражение суровости несколько смягчается, если мы встанем прямо перед статуей. С этой точки зрения Зоя кажется особенно юной. Её лицо, повёрнутое влево, полно глубокой думы.

Когда смотришь на статую слева, снова усиливается впечатление смелого, решительного движения вперёд; оно передано во всей фигуре, в колеблемых встречным ветром складках одежды, в отлетающем назад шарфе.

Но главное, что привлекает здесь зрителя, это лицо Зои: словно уходя на фронт, навстречу смертельной опасности, оглянулась девушка на военную Москву, и всё, что увидела, придало ей больше решимости и отваги. Перед нами юное лицо с прямым, открытым взглядом. Это взгляд человека, решившего сейчас для себя всё самое важное в жизни.

Возвышенность подвига раскрыта скульптором реалистическими средствами; изображение жизненно, портретно и просто.

В том же 1942г. Манизер приступил к разработке проекта памятника Зое в Тамбове, который и был сооружён на родине героини. Статуя Зои была увеличена в памятнике до размера в две натуры и подверглась лишь незначительным изменениям.

Похожие:

Тема патриотизма в живописи 20 века iconВеласкес и испанская школа живописи 17 века (эль греко, рибера, сурбаран)
На примере испанской живописи можно рассмотреть появление и развитие такого направления в живописи как реализм
Тема патриотизма в живописи 20 века iconОсновные направления живописи 20 века
Модернизм в живописи начинают рассматривать с творчества Гюстава Курбе и Эдуарда Мане. Характерными чертами модернистских направлений...
Тема патриотизма в живописи 20 века iconУрок мировой художественной культуры Тема: Живопись – искусство цвета Цели
Цели: Раскрыть термин «живопись». Виды живописи. История живописи. Воспитывать интерес к искусству. Формирование нравственно-эстетической...
Тема патриотизма в живописи 20 века iconКонспект составила учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №58»
Тема урока: Искусство портрета в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в русской живописи 18 века» (8 класс)
Тема патриотизма в живописи 20 века iconКонспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре. Тема...
Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве...
Тема патриотизма в живописи 20 века iconМодернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся...
Абстракционизм модернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи,...
Тема патриотизма в живописи 20 века iconДошкольникам о живописи 1
Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи детьми дошкольного возраста 5
Тема патриотизма в живописи 20 века iconВведение Искусство Западной Европы века Французское искусство XVII столетия
Только во второй половине этого века начинает происходить постепенное объединение страны и закладываться основа фран­цузской школы...
Тема патриотизма в живописи 20 века icon2. Принятие христианства на Руси
Иконопись--писание икон, вид живописи, распространенной в средние века, посвященной религиозным темам и сюжетам
Тема патриотизма в живописи 20 века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница