Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.»




Скачать 247.67 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.»
страница1/3
Дата публикации12.04.2013
Размер247.67 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
g:\сайт1\сайт1\литература, 11 класс,токарь н.в\изображение 116.tif

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2006). Реализуется в учебнике : Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Г.И. Беленький , Ю.И. Лыссый, Л.Б. Воронин – 2-е издание испр. – М : Мнемозина, 2011.-399 с. : ил.

Материал УМК соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для учащихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал.

В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрика "Попробуй сочинить", задания по анализу изучаемых произведений, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

классное сочинение – 2;

домашнее сочинение – 5.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв.

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

^ Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:


  1. • прочитать программные произведения, знать их содержание, уметь давать оценку героям и событиям;

  2. • знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

  3. • анализировать эпизод изучаемого произведения;

  4. • составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

  5. • писать сочинение на литературную тему;

  6. • знать наизусть отрывки и отдельные произведения.


Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

^ Содержание курса
А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы.

^ Литература первой половины ХХ века. Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века. Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт. В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы. Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм.

^ А. А. Блок. Жизнь и творчество. Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи. Россия – центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон).

^ И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.(«Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »).

^ А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.

^ М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы. Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка. «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество.

^ В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

^ С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта. Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики.

^ О. Э. Мандельштам. Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики.

М. И. Цветаева. Жизнь и судьба. Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка.

^ А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве. Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий.

^ М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя. «Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле. Своеобразие булгаковской дьяволиады. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Проблема творчества и судьбы художника.

^ А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести.

^ М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Изображение жизни и быта казаков в романе. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа.

Литература социалистического реализма. Положительный герой советской литературы.

^ Литература второй половины ХХ века. Тема Великой Отечественной войны в литературе. Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос. Человек на войне. Изображение войны на страницах современной литературы. Новое осмысление военной темы (В. В. Быков «Сотников», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», В. П. Астафьев «Прокляты и убиты» и т. д. )

^ Из поэзии середины века. Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго»..

^ Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики Заболоцкого, Поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве .Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь окружающих. Народность поэзии Твардовского.

^ Трагические конфликты эпохи В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов).

А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

^ Литература последних десятилетий ХХ века Поэзия. Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Поиск новых форм поэзии. Авторская песня. Проза. Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Жанровое многообразие литературы.

В. Г. Распутин. «Последний срок».Тема отцов и детей

Ю. В. Трифонов. «Старик». Проблематика произведения

^ Литература конца ХХ – начала ХХI века (обзор). Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей ( В. С. Маканин, Т. Н. Толстая) Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов. ( А. Г. Битов, В. О. Пелевин и др.).

Календарно-тематическое

планирование

уроков литературы в 11-ом классе

Учитель: Токарь Наталья Васильевна

Всего часов 102

В неделю часов 3

Количество часов на I полугодие 48

Количество часов на II полугодие 54

Плановых контрольных уроков:

сочинений -2

домашний сочинений -5

Планирование составлено на основе «Программы для общеобразовательный учреждений .Литература 5-11 классы» , М., «Мнемозина» , 2006

Авторы – составители: Г.И. Беленький , Э.А. Красновский, Ю.И Лыссый . М.А. Снежневская, О.М. Хренова .

Учебник : Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Г.И. Беленький , Ю.И. Лыссый, Л.Б. Воронин – 2-е издание испр. – М : Мнемозина, 2011.-399 с. : ил.

Календарно-тематическое планирование

по литературе

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Основные требования к знаниям , умениям и навыкам учащихся

Подготовка к ЕГЭ

^ Домашнее задание

1







Вводный урок. На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма

Лекция с элементами беседы

Знать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли

Задания с кратким ответом (из древнерусской литературы В1-В6)




2







^ А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

Лекция

Знать биографию писателя

Задания с кратким ответом (из литературы 20 века В1-В6)

Биография писате ля

3-4







Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа

Лекция

Знать содержания рассказов




Прочи тать

5







«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы

Лекция

Уметь анализировать пьесу




Д1-Д2 прочитать

6







Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы

Лекция

Знать новаторство Чехова; уметь определять составляющие жанра и конфликта в пьесе

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (С)

Знать содержание

7







Р. Р. № 1. Анализ эпизода. Психологический подтекст в пьесе

Р/Р

Уметь анализировать эпизод




Подготовка к сочинению










Домашнее сочинение по творчеству А. П. Чехова






















^ ХХ век. Литература первой половины ХХ века













8







Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века

Лекция

Знать понятия : «серебря ный век» , «модер низм», «декананс»

Задания с кратким ответом (из литературы начала 20 века В1-В6)




9







Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт

Лекция

Уметь характеризировать основоположников русской литературы. Знать биографию Бальмонта и Анненского




Наи зусть

10







В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе

Лекция. Сообщения учащихся

Знать значение творчества для русской поэзии







11-12







Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы

Беседа по теории лит-ры

Знать понятие «акмеизм», биографию и творчество Гумилева

Задание с развёрнутым ответом (сочинение). Как писать сочинение.

Наизусть

13







Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм

Лекция с элементами беседы

Знать биографию и творчество







14







Р. Р. № 2. Анализ стихотворения. Мое любимое стихотворение поэзии Серебряного века.

Р/Р










15







^ А. А. Блок. Жизнь и творчество

Лекция

Познакомится биографией поэта







16







Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи

Анализ стихотворений

Знать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос ограниченного объёма (С).




17







Россия – центральная тема поэзии Блока

Анализ стихотворений

Знать значение России в творчестве Блока




Наи зусть

18







Многогранность любовной лирики. Символика образов




Уметь анализировать стихотворение Блока «Незнакомка»







19-20







Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон)

Аналитическое чтение поэмы

Познакомиться с художественными особенностями поэмы




Знать текст

21-22







Р. Р. № 3-4. Подготовка к сочинению по поэзии Серебряного века.

Классное сочинение по поэзии Серебряного века

Р/Р

Обобщение и систематизация знаний







23-24







^ И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы

Лекция

Знать жизнь и творчество писателя.

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос (В8-В12; С3-С4)

Знать текст

25







Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.(«Господин из Сан-Франциско»).

Аналитическое чтение

Раскрыть философское содержание рассказов







26







Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »)

Аналитическая беседа

Знать своеобразие рассказов , новизну в изображении психологического состояния человека







27







^ А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве писателя

Лекция

Знать биографию и творчество







28







«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.

Домашнее сочинение по произведениям Бунина и Куприна

Комментированное чтение

Знать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств




Знать текст

29







^ М. Горький. Жизнь и творчество

Лекция

Знать биографию и творчество







30







«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни

Лекция

Раскрыть композицию романтичес ких рассказов

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос ограниченного объёма (С).

Знать текст отры вок наи зусть

31







Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы

Лекция

Знать новаторство Горького: определять составляющие жанра и конфликта в пьесе




Знать содержание пьесы

32-33







Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка

Аналитическая беседа

Уметь создавать проблемную ситуацию и высказывать свою точку зрения на образ Луки







34







«Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество.

^ Домашнее сочинение по творчеству М. Горького

Дискуссия

Общее и различное в подходах к проблеме революции







35







^ В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта

Лекция

Знать биографию и творчество




Этапы творчества

36







Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике

Лекция

Иметь представле ние о новаторском творчестве Маяковского




Наи зусть

37







Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни

Лекция

Знать что является объектом сатиры Маяковского







38







Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего

Аналитическое чтение

Уметь анализировать и интерпретировать лирические произведения






  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка рабочая программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 9-го класса составлена на основе компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена для общеобразовательной школы на основе
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса Пояснительная записка...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2011 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПояснительная записка
Настоящая программа по коми литературе для 5-9 классов составлена на основе Программы «Коми литература»» 5-9 классъяслы уджтас. Авт....
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» iconПриказ №240-д рабочая программа по литературе Учитель Чикирисова Е. Ф
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница